Лингвистическая игра "фразеологизмы". Познавательная игра по русскому языку Фразеологизмы" Вскочить как ужаленный

Познавательная игра по русскому языку «Живое слово».
Автор – Балина Т. И. – преподаватель русского языка и литературы ГБОУ СПО РПТ МО (Раменский политехнический техникум).
Цели: 1)углубить знания учащихся по русскому языку с помощью интеллектуальной игры;
2) расширить словарный запас учащихся;
3) развивать коммуникативные способности.
Эпиграф: Нет слова, которое было бы так замашисто,
бойко, так вырвалось бы из – под самого
сердца, так бы кипело и животрепетало,
как метко сказанное русское слово.
Н. В. Гоголь.
Ход игры:
Добрый день, ребята и уважаемые коллеги! Сегодня мы назвали нашу встречу: «Живое слово». Игра окунет нас в мир родного языка, заставит задуматься, взглянуть на привычные вещи с новой точки зрения, ДАСТ ПРОСТОР ЧУВСТВУ ЮМОРА, обогатит нашу речь.
2. Сейчас мы редко слышим яркую, выразительную речь. Фразеологические, а обороты поражают удивительной образностью.
3. Например: чесать язык, сквозь землю провалиться, зарубить на носу, без году неделя, висеть на волоске, медведь на ухо наступил, развесил уши.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые. Сегодня мы собрались здесь, чтобы поиграть в слова. Такие игры развивают человека, заставляют с непривычной точки зрения взглянуть на знакомые вещи, углубляют знание родного языка. Они требуют находчивости, дают простор чувству юмора. Ведь как говорил Н.В.Гоголь: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».
Вот и мы с вами попробуем замашисто, бойко, кипуче и животрепещуще поиграть в русские слова. Но в слова не обычные, а в необычные. А что это за необычные слова, я надеюсь, вы догадаетесь после того, как прослушаете стихотворение В. Суслова «Как работает слово».
(чтение стихотворения учащимся)
Как работает слово
Бывает частенько, что слово - одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда.
Возьмем хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало «воды утекло»!
О смелом мы вправе сказать наперед:
Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет!»
А гуси и утки - сухие всегда.
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случалось с тобою: ты правил не знал.
Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»!
Лентяй отдыхает, а время идет -
«Под камень лежачий вода не течет».
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь».
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую... Что скажут потом?
Не дело, мол, «воду носить решетом».
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода...».
- Теперь вы, конечно, поняли, о чем мы будем говорить сегодня?
(об устойчивых словосочетаниях в русском языке, которые называются фразеологическими оборотами или фразеологизмами.)
Так как у нас игра, то необходимо создать команды, назвать их и выбрать капитана.
Задание 1: Попробуйте определить в стихотворении фразеологизмы и подчеркните их.
Задание 2: «Дальше…дальше»
За 1 минуту каждая команда должна назвать как можно больше значений фразеологических оборотов.
1. В час по чайной ложке(мало), 1. Кривить душой (лгать).
2. Себе на уме (хитрить), 2. Кожа да кости (худой).
3. Раз, два и обчелся (мало). 3. Вставлять палки в колеса (мешать).
4. Заячья душа (душа). 4.В двух словах (коротко).
5. Куры не клюют (много). 5. Зарубить на носу (запомнить).
6. Ушки на макушке (внимательно). 6. Язык проглотить (молчать).
7. Повесить голову (печалиться). 7. Клевать носом (дремать).
8. 8. Рукой подать (близко). 8. Гонять лодыря (бездельничать).
9. Во все лопатки (быстро). 9. Мастер на все руки (умелец).
10. Витать в облаках (мечтать). 10. Водить за нос (обманывать).
11. Играть первую скрипку (быть главным). 11. Идти в ногу (действовать согласованно).
12. Стреляный воробей (опытный человек). 12. Бросать слова на ветер (говорить зря).
13. Делать из мухи слона (преувеличивать). 13. Говорить сквозь зубы (неохотно).
14. Избушка на курьих ножках (что – то старое). 14 Одна нога здесь, другая там (быстро).
15. Спустя рукава (плохо). 15. Засучив рукава (хорошо).
16. Сломя голову (быстро). 16. Во весь дух (быстро).
Задание 3. Отгадайте фразеологизмы на картинках.
Задание 4. К данным фразеологизмам подберите антонимы:
В двух шагах за тридевять земель
Взять себя в руки выйти из себя
Засучив рукава спустя рукава
Пасть духом воспрянуть духом
Хоть пруд пруди кот наплакал
Чесать языком держать язык за зубами
Игра с болельщиками:
1. Подберите фразеологизмы к слову «глаз» (мозолить глаза, хлопать глазами, с глазу на глаз, хоть глаз выколи, открыть глаза, как бельмо на глазу).
2. Подберите фразеологизмы с числительными.
(в один голос, одного поля ягода, меж двух огней, ни два ни полтора, как дважды два, на все четыре стороны, знать как свои пять пальцев, заблудиться в трех соснах, семь пятниц на неделе…)
Задание 5. Вы знаете, что значит «заварить кашу»?
Затеять хлопотное дело. Кашу варили на свадьбу, она была обязательным блюдом. От этих каш – свадебных пиров, в которых участвовало много людей, и возникло выражение «заварить кашу».
Выясните происхождение фразеологизмов:
«ахиллесова пята», «играть на нервах»,
«ариаднина нить», «во всю ивановскую».
Задание 6.
Инсценировка фразеологизма. (бить баклуши, гонять лодыря, нос
повесил, засучить рукава).
Задание 7.
Закончите фразеологизмы:
1. Не взирая… (на лица). 1. Два сапога…(пара).
2. Буря в …(стакане). 2. Топтаться на… (месте).
3. Кусать…(локти). 3. Не мудрствуя …(лукаво).
4. Волчий…(аппетит). 4. Как две капли…(похожи).
5. Черепашьим…(шагом). 5. От корки…(до корки).
6. За семь верст…(киселя хлебать). 6. Ждать у…(моря погоды).
7. Принять за чистую…(монету). 7. Овчинка…(выделки не стоит).
8. Проще пареной…(репы). 8.Обвести..(вокруг пальца).
9. Не в бровь..(а в глаз). 9. Сулить золотые…(горы).
10. Не видеть дальше…(собственного носа). 10. Краем уха…(слышать).
11. На сон…(грядущий). 11. Голод …(не тетка).
12. Еле – еле…(душа в теле). 12. Сматывать …(удочки).
Задание 8. Отгадайте все фразеологизмы, которые изображены на рисунках в юмористическом виде. (Заплетается язык, держать язык за зубами, тянуть за язык, типун на язык, найти общий язык, наступить на язык, как корова языком слизала, черт дернул за язык, повесить язык на плечо, прикусить язык, чесать языком, зацепиться языками, приколоть язык).
Задание 9.
Составьте текст, используя как можно больше фразеологизмов.
Задание 10.
Найди синонимы и сколько их групп?:
1 группе:
1. Выйти из себя. 2. Довести до белого каления. 3. И бровью не шевельнул. 4. И в ус не дует. 5. Как с гуся вода. 6. Махнуть рукой. 7. Метать громы и молнии. 8. Ноль внимания. 9. Под горячую руку. 10. Рвать и метать. 11. Устроить сцену. 12. Хоть трава не расти.

2 группе:
1. Бить баклуши. 2. Брать быка за рога. 3. Валять дурака. 4. Горит в руках. 5. Не покладая рук. 6. Засучив рукава. 7. Палец о палец не ударить. 8. В поте лица. 9. Плевать в потолок. 10. Своротить гору. 11. Сидеть сложа руки. 12. Считать ворон.

2. Подводим итог. Выявляем победителей.

3. Заключительное слово учителя:
- Завершился урок. Теперь ваша речь будет ярче, убедительнее, интереснее, эмоциональнее.
Список литературы:
1. http://orfografus.ru/index/0-
2. Арсентьева Е. Ф. Фразеология и фразеография в сопоставительном аспекте (на материале русского и английского языков). - Казань, 2006
3. Валгина Н. С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И. Современный русский язык. 6-е изд. - М.: «Логос», 2002
4. Мокиенко В. М. Славянская фразеология. 2-е изд., исп. и доп. - М., 1989
5. http://mysubs.ru/o-perevodah/phraseo.html
6. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D1%8B%20%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0&noreask=1&img_url=i035.radikal.ru%2F1108%2F0e%2F9e58b14f835e.jpg&pos=0&rpt=simage&lr=10750

Вести

1. Syn: направлять, руководить, управлять, возглавлять (команду и т.п.), править, организовывать (процесс)

Ant: подчиняться

2. Syn: провести, проводить (работу), осуществлять

Фразеологический словарь русского языка

Вести

Вести двойную игру - двурушничать

Вести начало - происходить от кого-либо, чего-либо

Вести силком - вести против воли кого-либо

И бровью (или ухом, носом и т. п.) не вести - не обращать никакого внимания

Фразеологический словарь (Волкова)

Вести

Вести себя хорошо, дурно и т. п. - быть хорошего, дурного и т. п. поведения.

Слушайся маму, веди себя хорошо .

Вести свой род от кого - считать себя потомком кого-н.

Мы (гуси) свой знатный род ведем от тех гусей, к-рым некогда был должен им спасеньем . Крылов.

Вести свою линию - делать по-своему, поступать согласно своим принципам.

Удивительная, прямо удивительная женщина . Как она ведет свою линию! Короленко.

Вести (свое) начало от кого-чего (книжн. ) - начинаться с чего-н., происходить от кого- чего-н.

Материализм ведет свое начало от греч. философии .

И ухом не вести (не повести) (разг. ) - не обращать (не обратить) никакого внимания.

А Мишенька и ухом не ведет... в берлогу теплую забрался . Крылов.

Словарь Ефремовой

Вести

  1. несов. перех. и неперех.
    1. перех. Идя рядом с кем-л., направлять движение; помогать кому-л. или заставлять кого-л. идти.
    2. :
      1. перех. Идти во главе, быть предводителем войска, отряда и т.п.; руководить движением кого-л., чего-л.
      2. Направлять чью-л. деятельность, руководить кем-л., чем-л.
      3. перен. неперех. Быть впереди, опережать по результатам игры, выраженным цифрами, какую-л. команду.
    3. перен. перех. Быть чьим-л. учителем, воспитателем, лечащим врачом и т.п.
    4. :
      1. Иметь какое-л. направление, служить путем куда-л.
      2. перен. Влечь за собою, иметь что-л. своим следствием, завершением.
    5. неперех. Двигать чем-л., перемещать что-л. по поверхности в определенном направлении.
    6. перех. Проводить, прокладывать что-л. в определенном направлении; строить, сооружать что-л. протяженное, длинное.
    7. перех. Управлять движением автомобиля, судна, самолета и т.п.
    8. :
      1. перех. Заниматься чем-л., выполнять, совершать, осуществлять что-л. (обычно в сочетании с вин. пад. существительного).
      2. Считать свой род идущим от определенных лиц или с определенного времени; считать себя потомками кого-л.
    9. :
      1. безл. разг.-сниж. перех. Коробить (о дереве, деревянных изделиях).
      2. перен. Корчить, сводить.

Словарь Ожегова

ВЕСТИ , веду, ведёшь; вёл, вела; ведший; ведя; ведомый; несов.

1. кого (что). Помогать идти, сопровождать идущего. В. больного под руку.

2. кого-что. Идти во главе, возглавлять кого-чтон. В. войска в бой. В. за собой молодёжь.

3. что. Управлять движением транспортного средства. В. поезд. В. автомашину. В. трамвай.

4. что. Прокладывать в определённом направлении. В. шоссе на юг. В. телеграфную линию через лес.

5. чем. Двигать чемн. в какомн. направлении. В. смычком по струнам. В. пальцем по строчкам. И бровью не ведёт ктон. (не выражает ни малейшего удивления, остаётся равнодушен; разг.).

6. (1 и 2 л. не употр.). Иметь то или иное направление, служить путём кудан. Лестница ведёт на крышу. Дорога ведёт в село.

7. (1 и 2 л. не употр.), перен., к чему. Иметь чтон. своим следствием, завершением. Эксперимент ведёт к важным обобщениям. Ложь к добру не ведёт.

8. что. Производить, осуществлять, делать чтон. (в соответствии со знач. следующего далее существительного). В. войну. В. переписку. В. следствие. В. огонь (стрелять).

9. что. Руководить кем-чемн., осуществлять наблюдение за кем-чемн. В. хозяйство. В. кружок. В. больного после операции. В. ученика. В. собрание (председательствовать).

Вести себя как, каким образом поступать какимн. образом, иметь то или иное поведение, манеры. Вести себя по-джентльменски (джентльменом, как джентльмен).

Вести дело (речь) к чему делая (говоря) чтон., преследовать какуюн. цель.

| сущ. ведение, я, ср. (ко 2, 3, 4, 5, 8 и 9 знач.). В порядке ведения (собрания, заседания: по ходу, в связи с прохождением собрания, заседания).

Словарь Ушакова

Вести

вести и (прост. ) весть, веду, ведёшь, прош. вр. вёл, вела; ведший, несовер. (срн. ).

1. кого-что. Помогая итти, направлять движение кого-нибудь. Вести больного.

| Итти с кем-нибудь, сопровождать кого-нибудь, показывая дорогу. Вести слепого. Вести кого-нибудь по незнакомой местности.

| Принуждать итти вместе, насильно тащить за собой. «Друзей с собой на плаху весть.» Пушкин . Вести арестованного в тюрьму. Вести медведя на цепи.

2. кого-что. Итти во главе кого-чего-нибудь, предводительствовать кем-чем-нибудь (воен. книж. ). Вести войско на приступ, в бой.

| что. *****

3. чем по чему. Двигать чем-нибудь по какой-нибудь поверхности в каком-нибудь направлении. Вести пальцем по карте. Вести смычком по струне.

4. без доп. Служить дорогой куда-нибудь, простираться в каком-нибудь направлении, иметь направление куда-нибудь. «Все дороги ведут в Рим.» (посл. ) Лестница ведет на чердак. Тропинка ведет к реке. Куда ведет эта дорого.?

| перен. , к чему . Иметь последствием, влечь за собой. Шалости к добру не ведут. Алкоголизм ведет к вырождению.

| перен. , к чему . Клонить к чему-нибудь, иметь в виду что-нибудь, намекать на что-нибудь (разг. фам. ). К чему вы ведете, никак не пойму.

5. что. В сочетании с вин. сущ. , означающего действие, образует одинаковую основу с этим сущ. Вести войну (воевать). Вести переписку (переписываться). Вести разговор (разговаривать). Вести подкоп (подкапываться). Вести жизнь праздную, веселую и т.п. (жить праздно, весело и т.п. ). Вести дружбу (дружить).

6. что (в немногих выражениях). Руководить, заведывать, иметь в своем ведении. Вести дом. Вести хозяйство. Вести книги (бухгалтерские).

7. безл. , что . Коробить (прост. ). От сырости доску ведет.

, Начальная школа

Внеклассная работа по русскому языку проводится в школе, где функционирует группа продлённого дня. На мероприятиях присутствуют разновозрастные учащиеся, которые делятся на группы по желанию. Таким образом, работа проходит в форме игры. Ведущим может быть член школьного самоуправления. Возможны поощрения, такие как грамоты, номинации: "Самым Активным", "Самым Сообразительным", "Самым Творческим". Темы занятий должны быть универсальными, чтобы в них могли принять участие обучающиеся 1 - 4 классов. В качестве примера одно из таких мероприятий.

Цели:

  • обогащение словарного запаса обучающихся;
  • развитие воображения детей;
  • поддержание интереса к изучению русского языка;
  • охват дополнительными занятиями по предмету слабоуспевающих учеников.

Подготовительная работа.

  • На уроках изобразительного искусства подготовить иллюстрации к фразеологизмам.
  • Выбрать членов жюри из школьного самоуправления.
  • Набрать команды.
  • Составить столы для групповой работы.

Организация мероприятия.

Ведущий:

Ребята, посмотрите на оформление кабинета. Вот на иллюстрации волк в овечьей шкуре, вот белая ворона, а вот кто - то на седьмом небе. Как вы думаете, чему посвящена наша игра? Правильно, это фразеологизмы.

Задание 1: дать определение, что такое "фразеологизм". (Время на обсуждение 2 минуты)

Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов.

Во фразеологии закреплен богатый исторический опыт народа, в ней отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей.

Задание 2: (время на обсуждение 2 минуты)

Разминка.

Выберите нужное слово.

Объясните значение фразеологизма:

  • Кровь с (кофе, молоком, чаем)
  • Тянуть кота за (шерсть, уши, хвост)
  • Лезть в (бочку, бутылку, ванну)
  • Как об стенку (фасоль, камни, горох)
  • Убить двух (медведей, зайцев, мышек)
  • Дело в (коробке, рукаве, шляпе)
  • Ни рыба ни (мясо, яйца, пирожки)
  • Писать как курица (пером, лапой, клювом)
  • Крутить (обруч, пальцем, носом)

Задание 3 (время на обсуждение 2 минуты)

Подбери подходящий фразеологизм к предложению

1 команда

"Приходить в отчаяние, горевать"

  • Брать быка за рога
  • Рвать на части
  • Набрать в рот воды
  • Рвать на ходу подмётки
  • Рвать на себе волосы
  • Расхлёбывать кашу
  • Приходить в рассудок

2 команда

"Стать более собранным, деятельным"

  • Взять на себя труд
  • Много взять на себя
  • Взять себя в руки
  • Взять под своё крылышко
  • Взять свои слова обратно
  • Взять слово
  • Ни дать ни взять

3 команда

"Жить в постоянной вражде"

  • Как угорелая кошка
  • Как сыр в масле кататься
  • Как слону дробинка
  • Как кошка с собакой
  • Как свинья в апельсинах
  • Как рыба в воде
  • Как сивый мерин

4 команда

"Безответственно говорить, обещать что-либо"

  • Лить крокодиловы слёзы
  • Брать слова обратно
  • Погорячим следам
  • Ловить на слове
  • За словом в карман не лезет
  • Бросать слова на ветер
  • Красное словцо

Задание 4

Ведущий: В этом задании нет времени на обсуждение. Отвечает тот член команды, на которого укажет ведущий.

Найди верное объяснение фразеологизма

1 команда

"Валять дурака"

  • Бить глупого человека
  • Дурачиться, потешать глупыми выходками
  • Обзываться

2 команда

"Положить зубы на полку"

  • Вынуть вставную челюсть и оставить её на полке
  • Страдать от зубной боли
  • Ограничивать себя в самом необходимом, голодать

3 команда

"Кошки скребут на душе"

  • Кошки сильно поцарапали
  • Тосковать по кошкам
  • Грустно, тоскливо, беспокойно

4 команда

"Искры из глаз посыпались"

  • Глаза блестят от счастья
  • Ощутить сильную боль
  • Редкое заболевание глаз
  • "Заморить червячка"
  • Слегка утолить голод
  • Убить червяка
  • Выпить таблетку от глистов

Задание 5

Объясни значение фразеологизмов

1 команда

  • Вертится на языке
  • Бросает в краску

2 команда

  • Набрать в рот воды
  • Чесать языком

3 команда

  • Море по колено
  • От корки до корки

4 команда

  • Комар носа не подточит
  • Как корова языком слизала

Задание 6 (время на обсуждение 3 минуты)

Ведущий: Каждая команда получит 4 иллюстрации, которые вы подготовили на уроках изобразительного искусства. Подберите подходящий к иллюстрации фразеологизм.

  • Бросить перчатку
  • Душа в пятки ушла
  • Бить баклуши
  • Работать засучив рукава
  • На седьмом небе
  • После дождичка в четверг
  • На блюдечке с золотой каёмочкой
  • Съесть пуд соли
  • Задать головомойку
  • Зарубить на носу
  • Белая ворона
  • Из мухи делать слона
  • Скатертью дорога
  • Витать в облаках
  • На краю земли
  • Волк в овечьей шкуре

Подведение итогов.

Награждение команд - победителей.





error: Контент защищен !!