Специальные компьютерные игры для особых детей. Игры для детей с ограниченными возможностями здоровья Игры для детей инвалидов в помещении

Иванова Альбина Тимофеевна, Котикова Алевтина Георгиевна, воспитатели МБДОУ "Детский сад № 105", г. Рязань

Подвижные игры занимают ведущее место, как в физическом воспитании здорового ребенка, так и в процессе физической реабилитации детей с ОВЗ, позволяя на высоком эмоциональном уровне эффективно решать лечебные и воспитательные задачи. По мнению Л.С. Выгосткого. психологической основой игры является господство чувств в душе ребенка, свобода их выражения, искренние смех, слезы, восторг, то есть та естественная эмоциональная сущность ребенка, которая ищет выражения, как в физической, так и в психологической сфере. Участвуя в подвижных играх, дети очень непосредственно и бурно переживают все события игры. Игровыми средствами являются основные движения: ходьба, бег, прыжки, метание, переноска груза, лазание и т.д.

Целенаправленно подобранные подвижные игры, игровые упражнения, игровые задания, развивают мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер, улучшают качество речевого развития, стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей. Игра активизирует образно-эмоциональное мышление, внимание, память, снимает умственное утомление, создает творческую атмосферу, способствует устранению замкнутости, застенчивости. Подвижная игра моделирует ролевые отношения, помогает вступать во взаимодействие с другими детьми в коллективе, что необходимо для формирования навыков общения среди детей с ОВЗ.

Организовывая игру важно создавать благоприятные двигательно-игровые условия для реализации детьми их естественного двигательного потенциала. Принцип "не навреди" является одним из наиболее существенных в организации подвижной игры. Известно, что дети с различными отклонениями в состоянии здоровья (с патологией зрения, слуха, последствиями детского церебрального паралича, с проблемами интеллекта и др.) имеют разные физические возможности, и эту особенность необходимо учитывать при проведении подвижных игр. Для ребенка с нарушением в развитии крайне важно, из каких двигательных действий состоит игра, с какой интенсивностью (напряженностью, темпом) она проводится, как отвечает на полученную нагрузку организм. Подбирая подвижные игры необходимо учитывать характер и глубину дефекта, реальные двигательные возможности ребенка и его индивидуальную реакцию на физическую нагрузку. Важно, чтобы нагрузка была доступной для ребенка и не вызывала у него перенапряжения и утомления. Содержание и дозировка нагрузки должны предусматривать постепенность усложнения игровой деятельности, чередование их по направленности, интенсивности и продолжительности, что поддерживало непосредственный интерес к игре.

Подвижная игра выступает как средство и метод двигательной активности, используемая в адаптивном физическом воспитании, синтезирует в себе те функции, которые сопутствуют социализации ребенка с ОВЗ.

Проект конспекта подвижной игры "Котел"для детей с ОВЗ.

Возраст детей 5-6 лет.

Котикова Алевтина Георгиевна, воспитатель.

Возраст детей

Вид ОВЗ ребенка

Задержка психического развития

Подвижная игра "Котёл".

Цель воспитателя

Способствовать сплочению детского коллектива; снятию состояния агрессии.

Педагогические задачи:


Образовательные;

Способствовать развитию внимания и произвольной регуляции собственной деятельности. Создать условия для дружеского взаимодействия детей со сверстниками


Коррекционные.

Развитие координации движений. Способствовать развитию умения контролировать своё эмоциональное состояние.

«Котёл» - это ограниченное пространство в группе (например, ковёр). Участники на время игры становятся «капельками воды» и хаотично двигаются по ковру, не задевая друг друга. Ведущий произносит слова: «вода нагревается!», «вода становиться теплее!», «вода горячая!», «вода кипит!», …. Дети в зависимости от температуры воды меняют скорость движения. Запрещается сталкиваться и выходить за пределы ковра. Тот, кто нарушает правила, выходит из игры. Победителями становятся самые, внимательные и ловкие.

Воспитатель: -Дети, сегодня мы превратимся в капельки воды. Ковер это наш котел. Вы ходите и бегаете по всему ковру в движении, показываете что происходит с водой. Запрещается толкать друг друга и выходить за пределы ковра. Вы все капельки "холодной воды" - ходим по ковру медленно, лениво. "Вода нагревается" - двигаемся немного быстрее, "вода горячая"- еще ускоряем движения, не толкаемся, с ковра не выходим. "Вода кипит"- бегаем.

Если ребенок не выполняет правило, ему можно предложить вместе с воспитателем быть ведущим, или в паре с воспитателем выполнять движения.

Участники встают на ограниченное пространство. По команде ведущего начинаются двигаться в хаотичном порядке в соответствии с командами ведущего. Главное условие - не задевать друг друга, не выходить за пределы обозначенной территории.

Проект конспекта подвижной игры "Вороны" для детей с ОВЗ.

Возраст детей 3-4 года.

Иванова Альбина Тимофеевна, воспитатель

Возраст детей

Младший дошкольный 3 - 4 года

Вид ОВЗ ребенка

Нарушение опорно-двигательного аппарата. ДЦП (диплегия нижних конечностей).

Подвижная игра «Вороны».

Цель воспитателя

Организовать деятельность детей, направленную на развитие способности к подражанию, умению ритмично двигаться.

Педагогические задачи:

Познакомить детей с правилами игры, организовать игровую деятельность.


Образовательные;

Организовать практические упражнения, способствующие развитию умения ориентироваться в пространстве, координации движений.


Коррекционные.

Создать условия для развития умения держать равновесие при приседании на корточки

1 вариант - без помощи взрослого.

Дети стоят «стайкой», изображая ворон, и подражают движениям взрослого, который поет:

Вот под елочкой зеленой скачут весело вороны:

«Кар-кар-кар!»

Целый день они кричали, спать ребяткам не давали:

«Кар-кар-кар!»

(Дети бегают по группе, размахивают руками, как крыльями.)

Только к ночи умолкают, спят вороны, отдыхают.

Тихо. «Кар-кар-кар!» (А.Ануфриева)

(Садятся на стульчики, руки под щеку-«засыпают».)

2 вариант - все действия выполняются вместе с мамой или взрослым.

Опишите условия, необходимые для проведения игры

Ровная поверхность игровой площадки. Отсутствие лишних предметов во время игры во избежание травматизма. Стульчики для детей с ДЦП стоят вблизи игровой площадки.

Игра средней интенсивности проводится 2-3 раза.

Литература:

1. Маллер А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями. - М., 2002.

2. Стаковская В.Л.Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. -М.:2005.

3. Шапкова Л.В. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии СПб.: ″ДЕТСТВО-ПРЕСС″, 2002.

4. Шишкина В.А. Движение + движение: книга для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1992.

5. Роль подвижной игры в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья / URL:

Использование подвижных игр на занятиях по физической культуре с целью повышения двигательной активности и снятия закомплексованности детей с ОВЗ

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является реализация инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в условиях дошкольного учреждения.

Инклюзивное образование - процесс создания оптимального образовательного пространства, ориентированного на поиск новых способов удовлетворения образовательных потребностей каждого дошкольника.

Этап дошкольного детства — время вхождения ребенка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему - дошкольное обучение и воспитание.

В настоящее время часто происходит так называемое стихийное включение детей с отклонениями в развитии в среду здоровых сверстников, особенно в сельской местности. Дети с ограниченными возможностями здоровья пребывают в общеобразовательных учреждениях независимо от психического и речевого развития, от структуры дефекта, от психофизических возможностей. Нахождение детей с ОВЗ в одном помещении и в одно и то же время с нормально развивающимися сверстниками способствует сокращению дистанции между данными категориями дошкольников. Однако способность включиться в обычную группу детей характеризует не только возможности самого ребенка с ОВЗ, но и качество работы дошкольного учреждения, наличия в нем адекватных условий для развития воспитанников с особыми потребностями. Поэтому для полноценной функциональной и социальной инклюзии необходима особая организация предметного взаимодействия, межличностных контактов и общения, равноправное партнерство, снятие социальной дистанции.

Так, например, можно наблюдать малую двигательную активность детей с ОВЗ на занятиях по физической культуре, что ведет к стеснению, смущению, закомплексованности в связи с индивидуальными особенностями организма.

Специфика занятий физкультурой с детьми с ограниченными возможностями здоровья заключается в том, что педагогические воздействия должны быть направлены не только на коррекцию физического, но и психического здоровья. Основными задачами на каждом занятии являются коррекция и профилактика осанки, плоскостопия, ходьбы, бега и других естественных движений, активизация вегетативных функций и укрепление мышечного корсета. Именно поэтому занятия с данными детьми должны носить коррекционно-развивающую направленность, а так же должны быть эмоционально насыщенны.

Как уже говорилось, дети с ОВЗ часто закомплексованы и эмоционально, и физически. Только в играх дети раскрепощаются полностью, и только в играх можно достичь наилучших результатов в освоении ими физических навыков и умений, обеспечить естественную потребность в движении. Для разностороннего развития функций организма особую ценность приобретает сочетание разнообразных видов движение. Свободное применение достаточно освоенных навыков в разных ситуациях создает больше возможности для проявления дошкольниками активности и творчества.

Через игры легче всего приобщить ребенка к занятиям физической культурой. Воспитание умения правильно ходить, быстро бегать, легко и смело прыгать осуществляется на занятиях с помощью физических упражнений и подвижных игр. Игра ставит ребенка в такое положение, когда его ум работает живо, энергично, чувства напряжены, действия организованы.

Пожалуй, именно игра является лучшим средством воспитания личности ребенка.

Широкое использование в своей практике подвижных игр в совокупности с целостной системой мер по физическому воспитанию поможет добиться желаемого результата. Главная цель - активизировать все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух. Игра должна приносить ребенку положительные эмоции. Активные действия в игре также помогают детям с ОВЗ устранить неуверенность в своих силах, застенчивость, робость. Все это вместе взятое и позволяет говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр.

Для ребенка самая большая радость в игре - это удовлетворение естественной потребности в общении, эмоционального контакта с другими детьми, возможность проявления своих чувств. Обстановка доброжелательности, доверия, взаимопомощи, одобрение действий, уважение и признание в группе сверстников, - все это является постоянно действующим стимулом и огромной ценностью подвижной игры, как средства повышения двигательной активности.

Сам процесс игры всегда связан с новыми ощущениями и эмоциями. Игры привлекают детей своим познавательным содержанием, эмоциональной окрашенностью, теплотой отношений, неповторимыми переживаниями. Насколько результативным, в плане физического и психического воспитания оказались подвижные игры, можно судить по поведению детей: старательны, в глазах радость, сосредоточены, активны.

Полезными отмечаю подвижные игры, в которых создается ситуация, усиливающая взаимозависимость друг от друга. Навыки общения, полученные в таких ситуациях, легче всего переносятся на другие виды деятельности, в обычные жизненные условия.

Ниже приведены примеры игр, которые можно использовать на занятиях по физической культуре в качестве освоения основных навыков движения с учетом некоторых ограниченных возможностей детей:

«Зоопарк».

Цель: развитие воображения, раскованности в движениях.

Количество игроков - 4-20 человек.

Инструкция. Все участники по очереди показывают движения, характерные для задуманного ими по условиям игры животного. Остальные пытаются отгадать. Затем участники объединяются в подгруппы по 2-3 человека. Ведущий, указывая на любую подгруппу, дает название животного. Участники, не сговариваясь, вместе изображают одно названное животное. Далее подгруппа также может изобразить какое-либо животное, а другие участники отгадывают - какое.

«Узнай по голосу»

Цель: развитие слуха и умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков - 5-20 человек.

Инструкция. Игра проводится в спортзале или на игровой площадке. Все играющие, взявшись за руки, образуют круг, водящий стоит в центре. Игроки по сигналу водящего начинают двигаться по кругу вправо (влево), приговаривая:

Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты загадку отгадай,

Кто назвал тебя, узнай.

С последними словами все останавливаются, и игрок, до которого во время движения по кругу водящий дотронулся рукой, называет его по имени изменённым голосом, так, чтобы тот его не узнал. Если водящий узнает игрока, они меняются ролями, если же он ошибся, то продолжает водить.

Вариант: водящий должен узнать голос своей мамы.

Методические указания.

· Во время игры следует соблюдать полную тишину.

· Водящий с остатком зрения или нормально видящий должны закрыть глаза или надеть повязку.

«Догоняй мяч»

Цель: развитие внимания, точности и согласованности движений.

Количество игроков - 10-12 детей.

Инвентарь: два озвученных мяча.

Инструкция. Игра проводится на игровой площадке. Все играющие образуют круг. Двум играющим, стоящим в кругу через 3-4 игрока друг от друга, выдается по мячу. По сигналу водящего играющие стараются как можно быстрее передавать мячи игроку справа, с тем, чтобы один мяч догнал другой. Когда это произойдет, игра начинается снова.

Методические указания.

· Мячи можно только передавать, но не бросать.

· Количество мячей можно увеличивать.

· Передача мяча осуществляется на уровне пояса или груди.

«Догони колокольчик»

Цель: развитие быстроты, ловкости, умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков - 10-12 человек.

Инвентарь: колокольчик.

Инструкция. Площадку для игры следует обозначить осязательными ориентирами. Из числа играющих выбирают две пары водящих. Одному из игроков дают в руки колокольчик. Игрок с колокольчиком убегает от водящих, а те стараются окружить его, сомкнув руки. Это может сделать одна или обе пары водящих.

Игрок с колокольчиком в момент опасности имеет право передать (но не бросить) колокольчик кому-либо из участников игры.

Пойманный игрок и тот, от которого он перед этим принял колокольчик, заменяют одну из пар водящих. Колокольчик вручают наиболее ловкому игроку, и игра продолжается.

Вариант (игра для слабовидящих и зрячих):

Вместо колокольчика используется колпак на голову. Ловить можно только того, у кого колпак на голове.

Методические указания.

· Пары следует комплектовать так: незрячий - ребенок с остатком зрения; зрячий - незрячий.

· Играющим нельзя выходить за пределы площадки.

· Всем играющим на площадке можно надеть озвученные браслеты (с колокольчиками и т.п.).

· Если водящие пары разомкнут руки, убегающий игрок считается не пойманным.

«Поймай мяч»

Цель: развитие внимания, памяти, приобретение навыков в бросках и ловле мяча.

Количество играющих может быть любым.

Инвентарь: один мяч среднего размера.

Инструкция. Играющие располагаются по кругу. Водящий находится в центре. Подбрасывая вверх мяч, он называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если он поймал его, то возвращается на свое место, если же не поймал, то меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех бал водящим.

Методические указания.

· От количества участников, стоящих в кругу, зависит темп игры.

· Если играющие не знакомы, то до начала игры их нужно представить друг другу: каждый по очереди называет свое имя, а вся группа хором его повторяет.

· Играющие могут свободно передвигаться по кругу.

Известно, что дети с различными отклонениями в состоянии здоровья (с патологией зрения, слуха, последствиями детского церебрального паралича, с проблемами интеллекта и др.) имеют разные физические возможности, и эту особенность необходимо учитывать при проведении подвижных игр. Важно, чтобы величина нагрузки была доступной для ребенка и не вызывала у него перенапряжения.

Таким образом, двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку.

Подвижные игры способствуют снятию закомплексованности ребенка, повышают его интерес к двигательной активности.

Учитель-дефектолог

Тарасова М.Н.

ГБОУ Школа 2127

Москва 2017 год

В последнее время компьютерные технологии стали активно использоваться в педагогике. Для детей с нарушениями в развитии компьютер может стать мощным средством для социальной адаптации, обучения, профессиональной деятельности. Ученики с грубыми нарушениями двигательной сферы могут выполнять письменные работы на компьютере, осуществлять коммуникацию через интернет, заполнять досуг и так далее.

В нашей школе ведется работа по обучению детей с тяжелыми формами ДЦП управлению компьютером с помощью специальных периферических устройств, таких как джойстик, трекбол, система «Шлемомышь» и программа «Специальные возможности».

Контингент нуждающихся в специальной периферии в основном составляют дошкольники и младшие школьники. У многих из них игровая деятельность является ведущей, что обуславливает применение развивающих компьютерных игр. В процессе овладения игрой ребенок учится принимать решения, доводить начатое дело до конца. Повышается мотивация за счет игровой стратегии, и обратной связи: ребенок получает одобрение, похвалу со стороны компьютера, видит результат своих действий на экране, что является важным моментом в занятии.
Таким образом, применение развивающих компьютерных игр оптимизирует коррекционный процесс, помогает осуществлять качественный индивидуальный подход в обучении детей, повышает мотивацию и заинтересованность детей.

Серия специальных компьютерных игр «Диджей»

Компьютерные игры серии «Диджей» используются на начальном этапе обучения управлению курсором. Они предназначены для формирования мотивации к работе. Также они могут использоваться как музыкальная пауза во время занятия.

Задачи:

  • формирование движения руки для передвижения курсора по горизонтали
  • установление опосредованной связи между действиями руки, производящими манипуляции со специальной мышью, и передвижением курсора
  • осуществление положительной обратной связи в виде включения звука, в качестве подтверждения о выполненном действии. Отрицательная обратная связь через звук происходит в том случае, когда ученик кликает вне прямоугольника: компьютер дает направляющие команды «левее», «выше» и т.п., что дает возможность самостоятельной работы обучающегося.
  • формирование прослеживания взглядом за курсором.

Описание компьютерной игры:

Ребенок должен переместить курсор внутрь прямоугольника с картинкой или с названием песни и кликнуть, тогда зазвучит песня. В зависимости от имеющихся нарушений (зрения, движений: наличия спастики, гиперкинезов и позотонических рефлексов) есть варианты игр, в которых достаточно только наехать на картинку.

Используется крупный курсор для пользователей с нарушениями зрения. В соответствии с возрастом обучающегося и его индивидуальными музыкальными предпочтениями выбирается одна из программ.

Колыбельные
Новогодняя №1
Новогодняя №2
Песни Пинегина

Специальная компьютерная игра «Стиралочка»

Компьютерная Игра «Стиралочка» используется на начальном этапе обучения. Она предназначена для формирования первичных навыков управления курсором.

Задачи:

  • формирование движений руки для передвижения курсора;
  • расширение полей зрения;
  • формирование фокусировки и прослеживания взглядом за курсором;
  • идентификация изображения

Описание игры:

Экран залит зеленым цветом, под ним находится изображение какого-либо предмета или фотография. Ученик должен перемещать курсор по экрану, тем самым, как бы стирая зеленый слой. Таким образом, он сможет открыть всю картинку.

Игра «Стиралочка»


Стиралочка
Стиралочка

Серия специальных компьютерных игр «Оживающие картинки»

Компьютерные игры серии «Оживающие картинки» используются на начальном этапе обучения для детей с сопутствующими нарушениями зрения. Они предназначены для формирования первичных навыков управления курсором. Также они могут использоваться для повышения мотивации к работе и как музыкальная пауза во время занятия.

Задачи:

  • формирование движений руки, обеспечивающих передвижение экранного курсора
  • установление опосредованной связи между действиями руки, производящими манипуляции со специальной мышью, и передвижением курсора;
  • расширение полей зрения;
  • формирование прослеживания взглядом за курсором;
  • осуществление положительной обратной связи в виде включение звука, в качестве подтверждения о выполненном действии.

Принцип действия:

На экране прямоугольник, разделенный на 4, 6 или 12 частей, одна из частей мигает для привлечения внимания. Ученик должен переместить курсор внутрь мигающего прямоугольника и кликнуть, тогда он сменится на кусочек картинки. Следом начинает мигать другая часть. Когда ребенок откроет последний кусочек картинки, она «оживает»: демонстрируется фрагмент мультфильма.

Есть варианты, в которых последовательность открывания кусочков картинки определяется какой-либо известной закономерностью, например, последовательность цифр в числовом ряду и т.п.

Матроскин

Лягушки


Поход


Контакт


Анаграмма


Чипполино


Шульте 9

Серия специальных компьютерных игр «Найди такой же»

Специальные игры серии «Найди такой же» используются на начальном этапе обучения для детей с сопутствующими нарушениями зрения. Они предназначены для формирования и развития зрительного восприятия, операций сличения и поисковых способов ориентировки на свойства предметов.

Задачи:

  • формирование операции сличения;
  • активизация зрительного внимания;
  • установление опосредованной связи между действиями руки, производящими манипуляции со специальной кнопкой мыши, и изменениями на экране.

Описание игры:

На экране демонстрируются два разных изображения, отличающихся одним свойством, например, цветом, формой, назначением и т.д. Ученик должен поместить курсор внутрь левого изображения и кликнуть, тогда правая картинка сменится на другую картинку.

Следует кликать до тех пор, пока не появится точно такое же изображение. Как только результат будет достигнут, нужно передвинуть курсор на правую картинку и кликнуть, начнет проигрываться видео с песенкой. Если ребенок не замечает появления двух одинаковых картинок, то изображения продолжают меняться по кругу.

Форма 1

Форма 2

Цвет 1

Цвет 2

Транспорт

Птицы

Игрушки

Овощи

Серия специальных компьютерных игр «Половинки»

Игры серии «Половинки» используются на начальном этапе обучения для детей с сопутствующими нарушениями зрения. Они предназначены для формирования и развития зрительного восприятия. Также они могут использоваться для повышения мотивации к работе и как музыкальная пауза во время занятия.

Задачи:

  • активизация зрительного внимания;
  • формирование фокусировки взгляда на экране;
  • установление опосредованной связи между действиями руки, производящими манипуляции со специальной кнопкой мыши, и изменениями на экране;
  • распознавание целого по его части;
  • идентификация изображения.

Описание игры:

На экране демонстрируются половинки разных изображений, соединенные вместе. Ученик должен поместить курсор внутрь левой половинки и кликнуть, тогда правая половинка сменится на другую картинку.

Следует кликать до тех пор, пока изображение не станет целым. Как только результат будет достигнут, нужно передвинуть курсор на правую половинку и кликнуть, начнет проигрываться видео с песенкой. Если ребенок не замечает образование целой картинки, то изображения продолжают меняться по кругу.

Половинки фруктов

Половинки ягод

Половинки круга

Половинки квадрата

Серия специальных компьютерных игр «Конструктор»

Компьютерные игровые программы серии «Конструктор» используются для учеников начальных классов с интеллектуальными нарушениями и сопутствующими нарушениями зрения. Игры предназначены для закрепления образов букв и цифр.

Задачи:

  • развитие конструктивной деятельности
  • активизация зрительного внимания

Описание игры:

в левой части экрана есть поле, разделенное на 4 равные части и меню с кнопками для выбора образа, который надо будет собирать (цифры, буквы или геометрические фигуры). При нажатии на кнопку меню в правой части экрана появляются 4 части «разрезанной» картинки.

Ученик должен собрать из них целую картинку, перетаскивая на поле в левой стороне экрана. Если обучающийся расположил кусочек правильно, то звучит колокольчик. Когда картинка собрана, то компьютер хвалит его.

Собери геометрическую фигуру

Собери букву

Собери цифру

Компьютерная игра «Конструктор букв»

Описание игры:

на экране располагается меню с кнопками, с помощью которых можно вызвать одну из четырех игр. Во всех играх нужно построить, найти, распознать одну и ту же букву, например, П. В игре «Убери» надо убрать лишние палочки, чтобы получилась буква П.

При правильных ответах осуществляется звуковое подкрепление и похвала.

Конструктор букв

Найди

Убери

Серия специальных компьютерных игр «Тесты»

Компьютерные программы серии «Тесты» используются для учеников с интеллектуальными нарушениями и сопутствующими нарушениями зрения. Игры предназначены для закрепления и проверки знаний, полученных на уроках.

Задачи:

  • активизация зрительного внимания
  • закрепление представлений о числовом ряде
  • закрепление счетных операций
  • закрепление грамматических правил
  • проверка понимания смысла прочитанного

Описание для математики:

в центре экрана задача или пример. Внизу по горизонтали расположены 4 ответа. При наезде курсором на ответ, он озвучивается и вокруг него возникает кольцо. Если обучающийся дал правильный ответ, то компьютер хвалит его. При неверном ответе идет неприятный звук.

В конце, после решения всех заданий подсчитывается количество верных и неверных ответов.

Выбери цифру

Исправь числовой ряд

До, после, между

Арифметика 1 кл.

Дроби 6 кл.

Результат игры.

Описание компьютерной игры для чтения:

На экране располагается текст для чтения, внизу меню с кнопками. Ученик должен нажать кнопку «Вопросы» после того, как прочитает рассказ. Затем ему надо отвечать на вопросы, выбирая кнопку с ответом. При правильных ответах осуществляется звуковое подкрепление и переход к следующему вопросу.

В конце подсчитывается количество верных и неверных ответов.

Тест по русскому 6 кл.

Рассказ

Вопросы к рассказу

Компьютерный тренажер «Зеленый круг»

Компьютерный тренажер «Зеленый круг» используются для тренировки зрения у учеников с атрофией зрительного нерва или амблиопией.

Задачи:

  • формирование фокусировки взгляда на объекте
  • развитие зрительного восприятия
  • развитие пространственных отношений
  • активизация зрительного внимания

Описание:

игра идет в несколько этапов. Сначала в центре экрана расположен один зеленый круг на белом фоне. Задание ученика состоит в том, чтобы каждый раз наводить курсор на зеленый круг и кликать на нем. Идет звуковое подкрепление, и игра переходит на следующий этап. При этом с каждым этапом фон вокруг круга начинает зашумляться другими геометрическими фигурами (одноцветными, разноцветными и одного цвета с кругом), затем начинает меняться сам фон до светло-зеленого.

Зеленый круг

Компьютерный тренажер «Футбол»

Компьютерный тренажер «Футбол» используется на этапе освоения навыков управления курсором через специальную периферию. Он предназначен для тренировки координации движений рук.

Задачи:

  • развитие системы «рука-глаз»
  • развитие пространственных отношений

Описание тренажера «Футбол»:

на экране дорожка, обозначенная двумя черными линиями. В одном конце ворота, а в другом – мяч. Ученик должен прикрепиться к мячу и вести его до ворот, не задевая границ дорожки. Если это удается, то звучит возглас «Гол!», и игра переходит на следующий этап. В случае касания линии раздается неприятный звук, и мяч возвращается в исходную точку. Этапы меняются, постепенно усложняясь: изменяется направление дорожки, затем она сужается и на последних этапах из прямой становится ломаной.

Тренажер «Футбол»

Компьютерная игра «Загадки»

Компьютерная игровая программа «Загадки» используется для учеников начальных классов с интеллектуальными нарушениями и сопутствующими нарушениями зрения.

Задачи:

  • активизация знаний об окружающем мире
  • развитие мышления (анализ, синтез)
  • развитие зрительного и слухового восприятия
  • активизация зрительного и слухового внимания

Описание:

В верхней части экрана крупным шрифтом написана загадка. Ниже по горизонтали расположены 3 ответа в виде картинок. При наезде курсором на картинку она озвучивается и увеличивается в размере. Чтобы дать ответ, надо кликнуть на нее.

Если ребенок отгадывает загадку, звучит похвала, и программа переходит к следующей загадке. Если ответ неправильный ребенок слышит неприятный звук.

Редакторы «Editor»

Компьютерные программы «Editor» это модификации программы Editor, созданной в МГУ (Кричевец А.Н.) Они предназначены для введения текста и действуют как виртуальная клавиатура.

Задачи:

  • осуществление компьютерного письма
  • развитие системы «рука-глаз»
  • развитие пространственных отношений
  • развитие концентрации и устойчивости внимания
  • развитие пространственной ориентировки в плоскости экрана

Описание:

На экране расположены буквы и цифры, а также служебные кнопки. При наведении курсора на букву происходит инверсия цвета, тем самым выделяется буква. При клике на букве она записывается в текстовом поле и озвучивается. Для учеников с проблемами зрения подготовлен редактор Editor Big, в котором всего 3 крупных буквы, а остальные расположены внизу под текстовым полем. При необходимости их можно добавлять или менять.

Editor Big

Для получения компьютерных игр напишите нам, заполнив форму запроса ниже. Обязательно укажите действующий почтовый адрес. Помните: для этого контента требуется JavaScript.

Картавцева Елена
Картотека подвижных игр для детей с ограниченными возможностями здоровья

Подвижные игры для слабовидящих или слепых детей «Узнай фигуру»

Цель: развитие тактильной чувствительности, обучение навыкам узнавания формы и названия геометрических фигур.

Игра проводится вдвоем: взрослый (вожатый, педагог, мама) и ребенок.

Инвентарь: плоские геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и т. п.) двух размеров (диаметром 25-30 и 3-4 сантиметра).

Инструкция. Большие фигуры выкладываются на полу, маленькие выдаются по одной в руки ребенку или надеваются ему на запястье в виде часиков. Сначала ребенок рассматривает и ощупывает маленькую фигуру на руке, затем идет искать такую же большую фигуру среди лежащих на полу. Найдя нужную, встает на нее и произносит название фигуры. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не найдет все фигуры.

Методические указания: фигуры вырезаются из картона или коврового покрытия с шероховатой поверхностью; «Часики» вырезаются из картона, в них проделываются два отверстия, через которые продевается резинка-«браслет»; в игре могут принимать участие и здоровые дети, в таком случае им завязывают глаза. Игра проводится на время: кто соберет больше фигур и правильно их назовет.

«Найди мячик»

Цель: развитие способности ориентироваться на локализованный звук без посторонней помощи.

Игра проводится вдвоем: взрослый и ребенок.

Инвентарь: озвученный мяч (с бубенчиком внутри).

Инструкция. Ведущий прячет мяч или прячется вместе с мячом. После того как мячик спрятан, ребенок отправляется на его поиски.

Методические указания: пока мячик прячут, ребенок стоит, закрыв уши, чтобы не слышать звука мяча и шагов ведущего, потом ведущий открывает ребенку уши; игра проводится до четырех раз: при локализации звука справа, слева, спереди и сзади; во время поисков у ребенка на пути не должно быть препятствий.

«Паровозик»

Цель: развитие внимания, координации движений, умения обращаться с предметом, освоение симметричных и асимметричных движений.

Игра проводится с группой детей из 5-6 человек.

Инвентарь: две гимнастические палки или гладкие рейки.

Инструкция. Все участники выстраиваются в колонну, хватом сверху берут рейки в правую и левую руки. Впереди и/или сзади встает ведущий. По команде начинаются синхронные движения руками вверх-вниз, вперед-назад, обеими руками или порознь. Во время движений дети имитируют звук паровоза «чух-чух-чух».

Методические указания: игра может проводиться в положении сидя на гимнастической скамейке; если игра проводится в положении стоя, продвигаться следует вперед или назад; смена движений происходит по команде ведущего.

Подвижные игры для слабослышащих или глухих детей «Веревочка»

Цель: развитие воображения, фантазии, мелкой моторики, координационных способностей.

Количество игроков - 10-12.

Инвентарь: скакалка или веревочка не менее 1,5 метра в длину.

Инструкция. Каждому игроку ведущий раздает по веревке и дает команде задание - «нарисовать» определенную фигуру, например: лесенку, змейку, человечка, домик, кораблик, елочку и т. п. Выигрывает команда, наиболее точно изобразившая заданное.

«Догони меня»

Цель: развитие внимания, приобретение навыков ловли и передачи мяча, развитие умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков - 10-14.

Инвентарь: два баскетбольных мяча.

Инструкция. Играющие располагаются по кругу, причем игроки обеих команд чередуются. В игре используются два мяча. В исходном положении мячи располагаются на противоположных сторонах круга. По команде водящего игроки одновременно передают мячи вправо (или влево, стараясь, чтобы мяч одной из команд догнал мяч другой команды. Если команда догоняет другую команду, победительнице присуждают очко.

«Дни недели»

Цель: развитие внимания, мышления, ориентировки во времени, закрепление знаний.

Количество игроков не ограничено.

Инструкция. Играющие рассчитываются на 1-7 соответственно названиям дней недели. Ведущий называет цифру «6». Игроки с номером «6» хлопают в ладоши и произносят слово «суббота» и т. д.

Подвижные игры для детей с проблемами интеллекта

«Узнай друга»

Цель: развитие тактильных ощущений, слухового внимания, памяти, умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков - 8-12.

Инвентарь: повязки на глаза.

Инструкция. Одной половине детей завязывают глаза и дают им возможность походить по игровой площадке. Далее им предлагается, не снимая повязки, найти и узнать друг друга. Узнавать можно с помощью рук - ощупывая волосы, одежду. Затем, когда друг узнан, игроки меняются ролями.

Вариант: если игрок не может узнать другого ребенка при помощи ощупывания, можно предложить попытаться узнать его по голосу.

Методические указания. Следует позаботиться о том, чтобы игровая площадка была абсолютно ровной, иначе дети с завязанными глазами будут чувствовать себя неуверенно.

«Зоопарк»

Цель: активизация речевой деятельности, расширение словаря и понятий по теме «животные», развитие умений в имитации звуков и движений.

Количество игроков - 8-15.

Инвентарь: обруч или мел.

Инструкция. Дети выбирают себе роль какого-либо животного. Для самых младших детей роли назначает воспитатель. Каждый «зверь» садится в свою «клетку» - в обруч или круг, нарисованный на полу (земле). В клетке может быть и несколько зверей - обезьяны, зайцы, гуси и т. д.

Незанятые дети встают за воспитателем, кладут руки на пояс впереди стоящего, то есть садятся в «поезд», и «едут на прогулку в зоопарк». Подходя к «клетке», воспитатель спрашивает: «Какой зверь живет в этой клетке?» Сидящие там «звери» должны показать движениями, мимикой, звуками, кого они изображают, а приехавшие экскурсанты угадывают зверей. И так - от клетки к клетке. Поощряются дети, наиболее удачно изобразившие зверей. Затем экскурсанты и бывшие «звери» вместе с воспитателем, взяв друг друга за пояс и высоко поднимая колени, изображают поезд и едут домой.

«Дотронься до.»

Цель: формирование у ребенка представлений о цвете, форме, размерах и других свойствах предметов, развитие быстроты реакции.

Инструкция. Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до. синего!» Игроки должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников игры в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета каждый раз меняются, кто не успел вовремя среагировать, становится ведущим.

Подвижные игры для детей с нарушениями речи «Замок»

Цель: развитие у детей моторики мелких мышц кисти, устной связной речи, памяти, воображения.

Инструкция. Текст

На двери висит замок.

Кто открыть его бы мог? Потянули,

Покрутили, Постучали И - открыли!

Движения

Ритмичные быстрые соединения пальцев рук в «замок». Повторение движений. Пальцы сцеплены в «замок», руки потянуть в одну, потом в другую сторону. Движения кистями рук со сцепленными пальцами от себя - к себе.

Пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга.

Пальцы расцепить, ладони в стороны.

«Прижми палец»

Цель: развитие силы и ловкости пальцев рук.

Инструкция. Правые руки играющих сцепляются сомкнутыми и согнутыми пальцами. Большие пальцы подняты вверх. По сигналу большой палец каждого игрока начинает «охотиться» за большим пальцем соперника, стараясь прижать его сверху. За пойманный и прижатый палец соперника игрок получает одно очко. Победителем становится тот, кто первым наберет 10 очков.

Вариант: в соревновании сражаются левые руки игроков.

Методические указания. Игра малой подвижности, дети играют по двое.

«Подпрыгни и подуй на шарик»

Цель: улучшение функции дыхания.

Количество игроков - 5-15.

Инвентарь: воздушный шарик, веревка, на которой подвешивается шарик.

Инструкция. Чуть выше головы ребенка висит воздушный шарик. Дети сидят на скамейке или стоят. По сигналу ведущего ребенок подходит к шарику, подпрыгивает и дует на него, шарик отлетает. Самые «прыгучие» дети могут соревноваться между собой, прыгая на еще большую высоту. В этом случае шарик подвешивается выше.

Подвижные игры для детей с поражением опорно-двигательного аппарата

«Выбей чурку»

Цель: воспитание у детей терпения, выдержки, развитие координации движений крупных и мелких мышечных групп, меткости, ловкости, быстроты реакции.

Инвентарь: две чурки, две палки, мел.

Инструкция. На расстоянии 2 метров проводят две параллельные черты. Внутри образовавшегося коридора, ближе к одной и другой черте, кладут по чурке. Вокруг каждой из них очерчивают круг. Двое детей стоят каждый за чертой коридора лицом друг к другу, в руках у них палки. Им нужно постараться выбить чурку из круга противника и не позволить выбить свою. Выигрывает тот, кому это удалось.

«Серсо»

Цель: развитие меткости, глазомера, координации движений, силы мышц пояса верхних конечностей, воспитание чувства партнерства.

Количество игроков - 2 и более.

Инвентарь: кольца, палки.

Инструкция. Двое детей становятся друг против друга на расстоянии 2-3 метров. Один из них бросает в сторону другого кольца, а тот ловит их на палку. Выигрывает тот, кто поймает больше колец.

Методические указания. Игра средней интенсивности, может повторяться несколько раз.

«Метание мешочков»

Цель: развитие меткости, координации движений, силы мышц конечностей и туловища.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: мешочки с песком, обруч (веревка).

Инструкция. Дети становятся в круг. В центре круга лежит обруч (или веревка в форме круга). В руках у детей мешочки. После того как ведущий произносит: «Бросай!» - все дети бросают свои мешочки. Ведущий отмечает, чей мешочек попал точно в круг. Задание повторяется 10 раз. Выигрывает тот, у кого будет больше точных попаданий.

Подвижные игры для детей с детским церебральным параличом «Пятнашки»

Цель: развитие быстроты движений, умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков - 5-10.

Инструкция. Выбирается водящий (пятнашка). Остальные играющие разбегаются по площадке. Водящий старается догнать игроков, запятнанный становится водящим.

Методические указания. Продолжительность игры определяет ведущий, ориентируясь на состояние игроков.

«Услышь свое имя»

Цель: развитие быстроты реакции.

Количество игроков - 5-15.

Инвентарь: волейбольный мяч.

Инструкция. Играющие стоят спиной друг к другу, у одного из игроков мяч, он бросает мяч назад-вверх и называет чье-либо имя. Тот, кого назвали, должен развернуться лицом в круг и поймать мяч. Выигрывает тот, кто поймал мяч большее количество раз.

«Сбей кеглю»

Цель: обучение дифференцировке усилий, развитие глазомера, точности движений.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: кегли, кубики, игрушки.

Инструкция. Перед каждым участником на расстоянии 2-3 метров стоят предметы: кегли, кубики, игрушки. Необходимо сбить предмет, прокатив мяч по полу. Выигрывает тот, кто сбил предметы большее число раз.

Праздник народных игр. Сценарий

Автор: Смайлис Галина Николаевна, инструктор по физкультуре, ГАУ КО ЮПНИ, отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, г.Юрга Кемеровской области.
Описание материала: Народные игры способствуют развитию физических и умственных способностей, воспитанию сознательной дисциплины, воли, приучают детей быть честными и правдивыми. Данный материал предназначен инструкторам и учителям физкультуры.
Цель: популяризация народных игр среди детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1.Формировать представление детей о народных русских играх.
2. В игровой форме развивать физические качества.
3.Воспитывать честность, упорство, взаимовыручку.

Ход праздника:

Ведущий. Здравствуйте, гости дорогие!
Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы,
Что пришли к нам на праздник поиграть, повеселиться
Да показать силу да удаль молодецкую!
Пожалуйте, гости дорогие! Присаживайтесь! Веселья вам да радости! Давно вас ждем-пождем, праздник без вас не начнем. Пригласили мы вас на праздник игры да потехи на всякий вкус. Народ собирается! Праздник начинается. А играть вы будете в игры русские, народные, задорные и хороводные. Народные игры… Их такое великое множество: с мячом и шарами, с палками и веревочками, с фантами и камешками, со словами и загадками, домашние и хороводные, зимние и летние. Для человека полтора века – много, а для игры – как день. Сохранились они в неприкосновенности, вероятно, потому, что народ ничего не придумывает ради простой забавы, а всегда – со смыслом, для пользы.
Что быть может проще бега?
Ну чему учиться тут?
Ноги ведь у человека
Сами вроде бы бегут
Да, конечно, можно просто
Кое-как, чуть-чуть бежать
А красиво, вместе, быстро, надо «змейкой» пробежать
Игра «Змейка» (русская народная игра). Все дети берут друг друга за руки, образуя живую цепь. Направляющий игрок становится ведущим. На бегу ведущий несколько раз должен изменить направление(обежать стойки, преодолеть препятствие) и вернуться на свое место. Игроки не должны расцепляться и повторять все движения за ведущим.
Игра «У дядюшки Трифона»
Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:
У дядюшки Трифона
Было семеро детей,
Семеро сыновей:
Они не пили, не ели,
Друг на друга смотрели.
Разом делали, как я!
При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.
Правила игры. При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.
Ведущий: С давних пор на Руси
Проводились городки.
Бросил биту, посмотри,
Разлетелись городки.
Игра «Городки». Игроки стоят за контрольной чертой. По одному из команды выходят к линии, бросают биты, стараются сбить городки.
Игра «Молчок»
Чок, чок, кулачок,
Зубы на крючок,
Язычок на полочку – молчок.
Игра «Карусели»
По сигналу инструктора дети громко произносят:
«Еле-еле, еле-еле.
Завертелись карусели,
А потом кругом, кругом
Все бегом, бегом, бегом».
В соответствии с текстом дети идут по кругу сначала медленно, а потом постепенно ускоряют движения. После того, гак дети пробегут два круга, они постепенно переходят на ходьбу, говоря:
«Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите!
Раз-два, раз-два!
Вот и кончилась игра!».
Движение карусели замедляется, дети опускают руки и садятся на корточки.
Игра "Цапки. Водящий ставит руку ладонью вниз, другие участники приставляют к его ладони указательные пальцы: "На горе стояли зайцы и кричали: "Прячьте пальцы!" - тот, кто не успеет убрать пальцы, выбывает из игр
Игра «Где работа – там еда».
На расставленных по кругу стульях лежат ложки. Играющих больше, чем стульев. Под музыку дети бегут вокруг стульев, с окончанием музыки каждый должен взять со стула ложку. Кто не успел взять ложку и занять стул, – выбывает из игры.
Игра "Ручеек"
Эту игру знали и любили еще наши прабабушки и прадедушки, и дошла она до нас почти в неизмененном виде. В ней нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым. Эта игра иного рода - эмоциональная, она создает настроение, веселое и жизнерадостное.
Правила просты. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется - чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить под музыку. Ни один праздник в старые времена не обходился у молодых людей без этой игры.
Ведущий: И в будущем ими вы дорожите!
Ведь игры нас любят честными быть,
Добрыми быть, дружбу ценить.
Ловкость, смекалку они развивают,
Силу и волю в нас закаляют.
С играми жить интересней, забавней,
Пусть ваше детство будет отрадней.





error: Контент защищен !!