Последняя информация о семье мартенс переехавшей из. Неоправданные надежды: почему семья Ойгена Мартенса вернулась в Германию

Эксклюзивное интервью главы семьи Мартенс корреспондент « » взяла во время передачи продовольствия от ставропольских фермеров бежавшей в Россию от секс-просвещения многодетной немецкой семье.

1", "wrapAround": true, "fullscreen": true, "imagesLoaded": true, "lazyLoad": true , "pageDots": false, "prevNextButtons": false }">

Дело в том, что после случившейся громкой истории внимание общества и прессы как в Германии, так и в России было таким пристальным, а выводы из нее зачастую настолько обидными, что Мартенсы и их родственники, оставшиеся в Германии, перестали вообще разговаривать с журналистами.

Напомним читателям, что это семья русских немцев, которые уехали в Германию в начале 90-х подростками (Евгению было 14 лет, когда родители вывезли его из Омской области, а жене Луизе, родившейся в Челябинске, было 10 лет). Прижились там, встретились, поженились, начали рождаться дети (сейчас их в семье 10 в возрасте от 2 до 17 лет). Был дом, машина, работа. И все бы хорошо, но в 2012 году в общеобразовательных школах Германии начали вводить уроки так называемого секс-воспитания. Детям подробно рассказывали об определенной стороне взрослой жизни, а кроме того просвещали о том, кто такие трансгендеры и другие определившиеся и пока что ищущие себя в сексуальном плане личности, учили правильно принимать и уважать такой собирательный третий пол. Шокированные Мартенсы сначала перестали пускать детей на эти занятия. Их призвали к порядку и потребовали заплатить штраф, а после отказа арестовали многодетного отца на сутки.

И тогда семья приняла решение вернуться в Россию. Сначала они приехали в Новосибирскую область в деревню Кыштовку в надежде заняться фермерством. Там им власти выделили старый покосившийся домик без удобств. Был декабрь, морозы, дети начали болеть. Деньги в размере 150 тысяч рублей, которые выделили семье на обустройство, быстро закончились, и Мартенсы, ничего никому не сказав, уехали обратно. Отъезд, похожий на бегство, стал причиной скандала в России (финансовую поддержку требовали вернуть), а вся эта ситуация вызвала ажиотаж в немецкой прессе во вполне понятном ключе.

История привлекла внимание медийной ставропольской фигуры Владимира Полубояренко, и он решил помочь. Выплатил потраченные деньги в казну Новосибирской области и пригласил немцев пожить в своем пустующем доме в Ставрополе, пока будут оформляться документы и семья не приобретет постоянное жилье. Мартенсы с радостью приняли это предложение и переехали в Ставрополь в ноябре прошлого года.

Как рассказал Евгений Мартенс, разгрузив со старшими ребятами новый продовольственный пакет, сейчас у них все хорошо. Хотя гражданство еще не получено и документы находятся в процессе оформления, оба устроились на работу: Евгений – водителем к одному из ставропольских адвокатов, Луиза – помощником руководителя юридической фирмы. Работает она, правда, на полставки. Ребята у них вполне самостоятельные, и на старших всегда можно оставить малышей. Мама ждет одиннадцатого ребенка, который должен родиться в августе, и работать ей полный день тяжеловато.

– Первый полноправный россиянин родится у нас! – с гордостью говорит Евгений. – Мальчик или девочка, еще не знаем, но мы примем его с радостью и любовью. Это удивительно, но я понимаю, что каждого последующего ребенка родители любят больше и внимания уделяют ему больше, чем это было с первыми детьми. Осознаннее, что ли, эта родительская любовь. И ребенок это понимает и чувствует. Наш самый маленький никогда сам не начнет есть яблоко или конфету, пока не поделится с братьями и сестрами. И старшие очень малышей любят, оберегают их, занимаются, играют с ними с удовольствием.

Евгений рассказал, что денег, которые они с женой зарабатывают на сегодняшний день, семье хватает.

– Но фермеры предложили нам свою помощь в виде экологически чистых овощей и фруктов, муки своего помола, растительного масла, и мы с большой благодарностью принимаем этот подарок. Хочу и через вашу газету сказать огромное спасибо всем этим людям!

Фермеры привозили продукты Мартенсам и в ноябре, когда семья только перебралась в край. А теперь решили пополнить запасы новой порцией сельхозпродукции. Только овощей всех видов, что выращивают на Ставрополье, привезли 15 мешков, а еще яблоки, крупы, макароны…

Процесс получения гражданства семьей должен окончиться к марту. Бюрократических препон нет никаких, отметил Евгений, власти идут навстречу, помогают.

– Проблемы возникают лишь при переводе документов с одного языка на другой, встречаются разночтения, возникают ситуации, когда одному и тому же лицу фактически принадлежат два документа на разные имена. Но все эти вопросы разрешимы, – уверен мой собеседник.

Кроме того родителям предстоит сдать экзамены по русскому языку, истории России, гражданскому и административному праву для получения гражданства на всех членов семьи.

Дети сейчас активно изучают русский язык, несколько раз в неделю ходят на занятия по грамматике и устной речи.

– Язык на бытовом уровне они уже хорошо понимают, но вот говорить пока не могут, – рассказал Евгений.

В школу, спортивные секции и творческие кружки дети не ходят. Как пояснил их отец, планы заняться фермерством он не оставляет и, после того как будут утрясены все формальности, намерен обосноваться в одном из сел.

– Дети и так в последнее время пережили много перемен, это в любом случае стресс для них. И снова входить в новый коллектив при плохом знании языка? Поэтому мы пока решили просто остаться своей семьей, пережить все это, привыкнуть к новой ситуации. Пока мы не хотели бы отдавать детей в школу. Планируем, что на новом месте жительства в селе обучать будем их на дому, приглашая для этого учителя. Поживем – увидим, как лучше поступить. Дело в том, что по приезде я был в Москве в одном из музеев на экспозиции по сельскому православному быту, куда пришла группа подростков на экскурсию. Они вели себя очень вызывающе, неподобающе тому месту, где находились. Я не хочу всех грести под одну гребенку, понимаю, что есть разные подростки, но я в ответе за своих детей, и не хотел бы, чтобы они попали в подобную компанию. Но мы не какие-то отшельники! Тут, за городом, по соседству детей практически нет, но одна соседская девочка ходит к нам в гости – в снежки играют, на санках катаются вместе.

На вопрос, поддерживает ли семью их религиозная община, Евгений расстроился:

– Журналисты выдумали, что мы баптисты. Хотя это не так. У нас совершенно другие ориентиры, в подробности вдаваться не хочу. Мы христиане, читаем Библию и учим детей религиозным песням дома, так как в Ставрополе нашей церкви нет. Учу, кстати, и игре на музыкальных инструментах. Я сам на аккордеоне играю, мечтаю освоить русскую балалайку. Очень нравится мне этот инструмент!

Касаемо религии еще хочу сказать. Губернатор нам подарил православную икону, и она стоит у нас на почетном месте. Меня для встречи пригласил митрополит православной церкви, и я с удовольствием жду этого знакомства. Приглашали на свое мероприятие представители православной казачьей молодежи, куда я ходил, общался с ребятами и увидел, что тут есть здоровые объединения людей, которые переживают за судьбу своей страны, за ее будущее. Они хотят растить своих детей нравственными, трудолюбивыми и человечными. Я был приятно удивлен, что опыт моей семьи им интересен. И я очень хотел бы принести пользу своей стране, а Россия – это моя страна, в том числе и делясь своим опытом по воспитанию подрастающего поколения, семейным взаимоотношениям как глава многодетной семьи.

Как рассказал Евгений, неожиданная популярность в прессе привела к тому, что его заваливают письмами и просьбами о помощи в обустройстве российские немцы, которые тоже хотели бы вернуться в Россию, но опасаются неизвестности. Немало способствовала этому запущенная отдельными СМИ « утка» о том, что Мартенсам в России подарили трехэтажный дом, в то время как это временное убежище, да и занимают они всего один этаж.

– Выходят с подобными просьбами и на меня, – рассказал Владимир Полубояренко. – Пишет, например, одна фрау: « Я одинокая – ни семьи, ни детей! Не сложилось у меня тут. Хотела бы преподавать в каком-нибудь университете в Москве, помогите переехать!». Но у меня не гостиница. Тут проблема была, потому не мог не помочь. Семьи, где 6 – 8 детей и больше, понятное дело, нуждаются в особой поддержке. И если подобные ситуации будут, то мы их рассмотрим. Тем более что в доме есть еще две пустые квартиры. Но на самом деле, я думаю, семья Мартенс – это только первая ласточка. Интерес у немцев к переезду в Россию большой, ждут только положительного примера. И скоро он будет.

Наталья ТАРНОВСКАЯ

Накануне Нового года в Кыштовку – село на севере Новосибирской области – по программе возвращения соотечественников в Россию переехала из Германии семья Мартенс, недовольная, прежде всего, сексуальным просвещением в немецких школах. Луиза и Ойген Мартенс были там активными участниками движения "обеспокоенных родителей", протестующих против сексуального воспитания, участвовали в митингах протеста и в конце концов решили вернуться в Россию, откуда уехали еще в начале 90-х годов. В Кыштовке им достался полуразрушенный дом и все проблемы нынешней российской глубинки.

Старый бревенчатый дом с облупленными наличниками и проржавевшим почтовым ящиком на окраине районного центра Кыштовка Новосибирской области ожил месяц назад. Сюда перебралась из Германии семья Луизы и Ойгена Мартенс с десятью детьми.

– В этом доме уж два десятка лет никто не жил, как начальник хлебоприемного пункта уехал, – сетует Виктор Кузьмин , заместитель главы Кыштовского района по социальным вопросам. – Конечно, выстужено, дыры кругом. Эти Мартенсы хоть бы предупредили – может, подобрали бы что получше. Быстро же так не делается. А то друзья им какие-то подсказали, вселились сами с десятью-то ребятишками.

Ойген и Луиза Мартенс эмигрировали из Омской области в Германию в начале 90-х годов, там познакомились и поженились. А теперь вот решили вернуться из Северной Вестфалии в Сибирь. Друзья у 45-летнего Ойгена, который уже вновь называет себя Евгением, есть, похоже, везде. Улыбчивый, длинноногий, как мальчишка, говорящий с легким акцентом, он чувствует себя свободно и в разбитом доме: главное – в кругу семьи:

– Дети, – объясняет, – это как колчан со стрелами. Если стрел мало, то какой это воин? Мы с Луизой из семей баптистов, сами в общину не входим. Просто христиане, живем по Библии. Но даже если бы в бога не верили, все равно детей бы родили много.

– Много? – смеется Луиза. – Мы, когда вещи складывали, распределили обязанности. Каждый своим делом занят, а мне помощь нужна. Думаю: где все мои дети, почему их так мало, ведь не хватает? Это благословение, когда семья функционирует как единый организм. Если порознь – конечно, катастрофа.

Мелита что-то раскрашивает, трое мальчишек по главе со старшим, 15-летним Тимоном, уткнулись в ноутбук, Лукас орудует кочергой в печке. Самые младшие спят на матрасах, расстеленных прямо на полу. Комнат четыре – одинаково квадратных, с облупленными стенами и тусклыми лампочками под высокими потолками.

По углам стоят чемоданы, но кое-какая мебель уже появилась – из редакции местной районной газеты "Правда севера" по причине сокращения и переезда притащили лишние шкафы, стол и стулья, на которых, правда, сидеть надо осторожно: ветхие.

Вещей Мартенсы с собой не привезли, хотя приехали навсегда, продав коттедж в небольшом селе Северной Рейн-Вестфалии – решили для начала осмотреться. Много за него не выручили, отдав большую часть в счет кредита. Так что экономят. Но куртки и валенки купить пришлось: морозы в Новосибирской области стоят за 30 градусов.

Уже здесь начали осваивать нехитрую сельскую науку: как говорят соседи, каждый день дружно ходят с саночками за водой на колонку, разгребают снег, колют дрова, складывая их в сени, чтобы не отсырели. Только топи-не топи, а в доме прохладно – сквозит через щели в рассохшихся половицах, дует из-под крыши и окон, да и печка требует чистки. Но одалживаться у государства Евгений не хочет.

– Просить ничего сверх положенного не станем, а жилье и работу программа "Соотечественники", по которой мы приехали, не предусматривает. Сами себе дом построим.

Он по-прежнему чувствует себя "воином", как и в Германии, где по его инициативе были организованы митинги против уроков сексуального просвещения в Кельне, Дрездене и Гамбурге. Рассказывает:

Мы решили, что в России спокойнее, тем более что можно фермерством заняться, а в Германии земли мало

– Чем больше детей, тем более ощутимы проблемы воспитания. Мелита не хотела посещать уроки сексуального просвещения, потому что она христианка, и нам выписали штраф "за прогулы". Ребенок там уже с года рассматривается как сексуальный объект. В наш детсад собрали на информационный вечер родителей, чтобы рассказать им про детскую сексуальность. Придумывают специальные игры, например, в доктора, чтобы они могли трогаться! Устроены специальные уголки, чтобы никто этому не препятствовал. Поощряется, если девочку тянет к девочке, а мальчика – к мальчику, потому что каждый ребенок вправе сам выбрать гендерную идентичность.

Но у нас есть свой разум, чтобы отличать добро от зла, чтобы понимать, какие ценности вложить в наших детей. Мы тоже объясняем детям про секс, но когда чувствуем как родители, что пора. На окраине нашего села построили дом для двадцати беженцев, молодых мужчин. Работать им нельзя, а чем будут заниматься молодые амбалы от безделья? Как мы можем отпускать своих детей на улицу? Это все вместе, все неспроста. Мы решили, что в России спокойнее, тем более что можно фермерством заняться, а в Германии земли мало. Хотя думаю уже, что хорошо там, где нас нет…

Кыштовку, самый отдаленный район Новосибирской области, Мартенсы знали лишь по рассказам друзей, с которыми Евгений познакомился летом, навещая родных в Новосибирске. Солнцевку, самую, пожалуй, процветающую деревню Омской области, откуда он уехал с родителями в начале 90-х, помнит только по радужному детству. Луиза – тоже бывшая омичка, жила в пригороде, поселке городского типа Лузино, где был в то время крупный мясокомбинат, кормивший всю область. Теперь стало ясно, что рассказы мало похожи на реальность.

Люди ничего не могут сказать хорошего о власти, хотя голосуют за нее, потому что не видят альтернативы

– Я проехал по деревням, – Евгений округляет глаза, – сплошь и рядом разруха! Такое ощущение, что в райцентре стоят в ряд всякие администрации, где очень много начальников, а вокруг все разваливается. Ведь местные власти сидят на посту, чтобы делать все возможное для развития района, значит, и результаты такие же должны быть. Это в любой стране так! Но стоит войти в диалог с людьми, и картина проясняется: они мне, чужестранцу, жалуются, как им плохо, как самовольничает власть. Познакомился с человеком, который приехал из страны бывшего Союза по такой же программе. Но ему выплатили только часть денег, говорят, остальное кончилось. Это по государственной программе! Люди ничего не могут сказать хорошего о власти, хотя голосуют за нее, потому что не видят альтернативы. Но все равно ведь надо пытаться что-то изменить!

Как Мартенсы будут что-то изменять дальше, они теперь точно не знают. Даже не отчетливо представляют где. Получили "подъемные" – 20 тысяч рублей на участника программы и по 10 тысяч на каждого члена семьи, но тратить боятся: возможно, придется перебираться в другую область.

Кредиты в банках под 25 процентов – это невозможно! А земли много, бурьяном зарастает

– Мы сами-то морозов не боимся, – говорят. – Но как тут заниматься фермерством? Лето короткое, чтобы заготовить корма, требуется хорошая техника. Нам объяснили, что надо сначала иметь хотя бы 30 миллионов рублей на ее покупку. У нас столько нет, а кредиты в банках под 25 процентов – это невозможно! А земли много, бурьяном зарастает. В Краснодаре по два урожая снимают за год, но там, говорят, всю землю уже раскупили.

Единственное, что они знают точно, решив еще в Германии, – детей будут учить самостоятельно. Много "информировались" по этому поводу. В России такое обучение предусмотрено законом, но в Кыштовке подобного никогда не было, и местное управление образования в растерянности:

– Мы пытались ознакомиться с каким-то опытом, найти методики, но не сумели, –жалуется Татьяна Серебрякова, его начальник. – Считаем, что лучше бы детям в школу, хотя бы для того, чтобы русский изучить, ведь только двое из них более-менее его знают. Предложили все, что могли, – бесплатные учебники в школьной библиотеке, консультативную помощь, занятия в спортивной, музыкальной школах, дворце творчества. Для социальной адаптации это хорошо.

Мартенсы социальной адаптации не хотят, хотя соседей не сторонятся – у них все время гости. Иностранцы в Кыштовке, за 540 километров от областного центра – диковина, и местные жители, жалея "ненормальных, но добрых", несут им одежду, книжки, сало.

Луиза написала на большом листке бумаге русский алфавит, ребятишки дружно повторяют за ней: "Арбуз, ананас…" Ни арбузов, ни ананасов в Кыштовском районе, за которым сразу начинаются Васюганские болота, нет. Народ старается уехать из района, где плохо с работой, не развивается экономика, – это лидер области по убыли населения. Перед Великой Отечественной войной здесь было 250 населенных пунктов, в которых жили 58 тысяч человек. Теперь осталось 14 с половиной тысяч на 54 села.

Человек, который должен учить детей любить Родину, говорит, что русское авто – это плохо

– Они же сами это поощряют, – возмущается Евгений. – Чему могут научить детей в школах, если главная женщина, отвечающая за образование района, говорит, что надо ходить в туфельках по асфальту, а не месить грязь сапогами? Они, выходит, хотят, чтобы дети бросали родителей? Так удивлялась, что мы купили УАЗ, а не импортную машину. Я понимаю в автомобилях, сам свои авто ремонтировал. Для таких плохих дорог только такую и можно купить. Ведь ваше государство, которое, может быть, станет нашим, специально вводит большой налог на иномарки, чтобы развивалось свое производство. А человек, который должен учить детей любить Родину, говорит, что русское авто – это плохо.

Но мы хотим научить детей так, чтобы они умели учиться сами. Нас пригласили на встречу в управление образованием, на которой нас унизили! Я мастер-столяр, четыре года готовился в колледже и на курсах, могу брать учеников, у жены образование среднее, но она и воспитатель, и повар, и дипломат в одном лице. Этого, оказывается, мало, потому что у нее нет корочек и она не психолог! А они психологи? Нас позвала одна женщина, а там оказалось еще семь начальников. Это же непорядочно! Почему они ведут себя так, как будто выше людей?

Толя тут же находит общий язык с Тимоном: оба, как выясняется, любят музыку, только один предпочитает скрипку, другой – гитару.

– Ничего! – хлопает русский мальчик по плечу немецкого. – У нас можно жить хорошо!

– Правда? – удивленно вскидывает брови Тимон.

Взрослые тем временем говорят за жизнь. Выясняется, что на фермерство, о котором поначалу мечтал, Евгений уже не слишком рассчитывает. Думает, не организовать ли ему столярное производство – ведь он мастер, работал в Германии столяром, может делать красивую мебель.

– Дело хорошее, – вздыхает заместитель главы Кыштовского района Виктор Кузьмин по социальным вопросам, – кому только сейчас эта красота нужна, денег-то у людей мало.

Тем не менее, документы на получение гражданства Мартенсы уже подали. Обычно этот процесс занимает около полугода, но местные власти обещают провести его в ускоренном ритме. Все-таки такие знаменитые уже на всю страну соотечественники в Кыштовку еще никогда не приезжали.​

Семья Мартенс из Кыштовки «теперь прячется от всех» в Германии

13.4.2017

Герои прессы ушли в подполье

Мартенсы прославились на весь мир после того, как их дочь Мелитта отказалась посещать уроки сексуального просвещения, обязательные для всех немецких школьников. За прогулы родителей оштрафовали, но платить Ойген принципиально отказался.

Освоение Сибири Мартенсами было нелегким. Деревня, куда их распределили по программе переселения соотечественников, оказалась местом для немецких иммигрантов экзотическим: кругом болота, бездорожье, заброшенные полуразвалившиеся дома и сорокоградусные морозы.

Но отец семейства, родившийся в Омской области, говорил журналистам, что его ничто не пугает - ни туалет во дворе, ни вода из колодца, ни пьяные подростки, выкрикивающие под их окнами фашистские приветствия. Он обещал купить трактор, заняться животноводством, отремонтировать жилище и забыть Германию как страшный сон…

Но однажды утром в конце февраля жители деревни Кыштовка, помогавшие новоселам всем, чем могли, обнаружили, что дом их новых соседей пуст. Вероятно, жизнь на селе оказалось не такой радужной, как представлялось немцам. Поэтому Мартенсы - Евгений (Ойген) и Луиза вместе с десятью детьми - и вернулись в Германию, оставив мечту о фермерстве в России.

Как приняла возвращенцев Германия? Чтобы узнать это, я отправилась по месту их предполагаемого местонахождения в земле Северный Рейн-Вестфалия.

Благодаря медийной раскрученности семьи Ойгена Мартенса не только в России, но и в Германии удалось без труда найти город, где семья проживала до отъезда в Россию, и потому легко отсечь остальных Ойгенов Мартенсов, чьи адреса и телефоны выдал поисковик. Однако телефон искомого Ойгена отвечал голосом автоответчика и, как и следовало ожидать, на мою просьбу перезвонить не откликался.

Ранним утром добравшись на поездах и автобусе до Эслое, я зашла в кафе, чтобы выпить чашечку кофе. На столике лежал свежий номер «районки» Westfalenpost. Первое, что увидела, был броский заголовок большой статьи: «Короткое интермеццо в качестве эмигранта». Публикация рассказывала о том, как прожив в Сибири два месяца с туалетом во дворе, но зато без уроков секс-просвещения, прославившаяся на весь мир семья вернулась в Германию «в полной тишине». И сейчас проживает на северной окраине города Мешеде.

«С головой не все в порядке»

Мешеде, хоть и находится в той же земле, но расположен километрах в двадцати от городка Эслое, куда я поначалу приехала. Сажусь в рейсовый автобус, следующий в нужном направлении. В ожидании отправления разговариваю с водителем, показываю ему статью в их газете и наудачу спрашиваю, не подскажет ли он, как можно попытаться найти героев публикации.

Да я хорошо знаю этого Мартенса, - говорит мне водитель по-русски.

Вот это, думаю, повезло. - С головой у него точно не все в порядке. С четырнадцати лет жил в Германии. Хорошо на ногах стоял: дом собственный построил, грузовик купил, и специальность была, и работа хорошая. Детей десять человек нарожал, и вдруг обиделся на Германию за то, что в четвертом классе его дочке собирались рассказать, как и почему рождаются дети. И от такой обиды рванул в Сибирь, даже не прихватив теплой одежды не только себе, но и детям. Это в декабре-то! Теперь вот прячется ото всех. Стыдно небось, сколько он на немцев грязи вылил. Если ты такой борец, так и живи там, где детей плохому не научат. Хотя и в школу, насколько мне известно, они там не ходили.

А вот где Мартенса искать, водитель, назвавшийся Сашей, не знал. Сказал, что прячется сейчас Ойген ото всех:

С ним многие хотят поговорить, потому что среди российских немцев большая агитация через русские газеты и телевидение проводится. Вроде как землю дают, дома… Никаких тебе сирийских беженцев, живи и радуйся! Кое- кто и начинает сначала бухтеть, как здесь все плохо, а там «Россия с колен поднялась», а потом и чемоданы собирать. Особенного риска тут нет, ведь у них немецкие паспорта никто не отбирает: не понравится - вернутся.

Пророссийская церковь

Приехав в Мешеде, я отправилась к коллегам из «Westfalenpost». Журналист Юрген Кортманн, автор материала о Мартенсах, понял мою проблему с полуслова, но так же молниеносно объяснил мне, что шансов найти героев публикации у меня почти что нет. Возвращенцы пока нигде не встали на учет, не прописались, поэтому все его собственные усилия разыскать их и поговорить лично потерпели фиаско.

Внезапно коллеге Юргену пришла в голову одна идея:

А ведь вам можно зайти в их церковь! Там могут быть люди, которые знают, где он прячется. Ведь вы говорите по-русски, а там все без исключения прихожане - российские немцы. Могут пойти навстречу.

Их церковь называется «Organischen Christus-Generation» (если переводить дословно - «Органическое Христово поколение»). Жена руководителя церкви Анни Зазек - большой друг российского ТВ, не раз обрушивалась с критикой на противников Владимира Путина.

В церкви состоят приблизительно две тысячи человек, в основном российские немцы, проживающие в Германии, и немного швейцарцев. Основано течение было в 1956 году, но расцвет популярности пришелся на семидесятые, когда во главе секты встал автомеханик из Швейцарии Иво Зазек, почувствовавший в себе призвание проповедника Те, кто не подчиняется мне, внушает своим адептам Зазек, те не подчиняются Богу.

Церковь OCG располагается в большом новом здании на окраине города. Дверь мне открыла симпатичная светловолосая девушка, дочка старосты церкви. Про то, где я могла бы найти Мартенса, она говорить не хотела, пожимала плечами и таинственно улыбалась.

Я уже было попрощалась с собеседницей и хотела ее сфотографировать, но девушка не только не согласилась, но даже попросила меня стереть фотографию, сделанную в церкви. Подобная секретность меня удивила, но возражать я не стала.

И тут из магазина вернулась мама девушки Лиля. Она и сказала, что знает, где Мартенсов искать. Родной брат Ойгена живет в трех минутах ходьбы от их церкви, над русским магазином. Но он часто выпивает, может и не открыть. А мать Луизы живет по такому-то адресу в большом доме, фамилия Бошман. Это километра полтора-два от церкви.


Дом Мартенсов, в котором они живут у родственников сейчас Фото: Адель Калиниченко

Закрылись от русского мира

Как и предполагалось, брат Мартенса дверь не открыл. Дальше я отправилась к Розенштрассе, где живет теща Евгения и, как выяснилось, обретается сейчас вся его семья. Подбегая к дому, спросила у соседа-немца, который колол дрова, в этом ли большом доме живет семья Бошман.

Русский? Да-да, здесь они живут, - отвечает.

Захожу на крыльцо, подхожу к двери, однако звонок наглухо заклеен клейкой пленкой, поверх которой написано неожиданное предостережение: «Не звонить!»

Но эту надпись я на радостях не заметила - на нее мне указала открывшая дверь злая как фурия девица. Возможно, это была родственница Луизы.

Я не скрывала цели своего прихода, сказала, что я российский журналист и хотела бы поговорить с Ойгеном или его тещей.

Я не собираюсь с вами говорить по-русски, - ответили мне по-русски.

«Кайн проблем» - перехожу на немецкий. На котором мне в не самых вежливых выражениях говорят, чтобы духу моего здесь не было, а если я или еще какой-нибудь журналист приблизится к их дому на расстояние ближе двадцати метров, то соотечественница тут же вызовет полицию.

Ухожу. И хотя на большое радушие по поводу своего визита я и не рассчитывала, но и к такой нескрываемой злобе и враждебности тоже была не вполне готова.

Ну что же, отрицательный результат - тоже результат, а несостоявшееся интервью - лаконичный, но емкий ответ почти на все имевшиеся у редакции вопросы.

Калиниченко Адель, Северный Рейн- Вестфалия

«В доме дыры, кредит не возьмешь»

Семья Евгения и Луизы Мартенсов с десятью детьми, в декабре 2016 года уехавшая из Германии от уроков сексуального просвещения в Россию, на север Новосибирской области, вернулась - или, точнее, сбежала - назад в Северную Вестфалию. История, о которой говорили в духе «российские скрепы крепче западных», закончилась совсем не так, как хотели бы охранители. Мы выяснили, почему Мартенсы покинули нашу страну.

Местные жители делились с переселенцами всем, что у них было. А сегодня утром обнаружили дом, где жили Мартенсы, пустым. Ни с кем не попрощавшись, .

Предыстория событий - в нашем материале .

О том, как немцы пытались приспособиться к сибирскому климату, деревенскому быту и что из этого вышло, рассказали «МК» жители Кыштовки.

Дом, где жил Евгений Мартенс с семьей, сейчас стоит пустой. Утром от людей, которые с ними плотно общались, я узнал, что они уехали в Германию, - говорит главный редактор местной газеты «Правда Севера» Ростислав Алиев. - Я бы сказал, что это был не отъезд, а бегство.

По рассказам Ростислава Владимировича, который помогал немецкой семье обосноваться в сибирской глубинке, Евгений Мартенс 10 дней назад улетел в Германию, чтобы подготовить к отправке контейнер с вещами. Ранее деревенским жителям он рассказывал, что их зовут поселиться в различных уголках России, в том числе и на юге, в Белгородской области.

Евгений уехал в Германию, чтобы собрать вещи, различные справки и должен был вернуться только через три недели, - рассказывает Ростислав Алиев. - А тут вдруг появился в Кыштовке спустя неделю. Я узнал, что он приехал, забрал семью, они срочно выехали в Новосибирск, а оттуда улетели в Германию.

- Чем можно объяснить это решение?

Дело, скорее всего, в женщинах. Жене Евгения, Луизе, и их старшей дочери, на которых были все младшие дети, пришлось здесь, конечно, не сладко. Луизу понять можно, мать прежде всего думает о детях. Что мы будем лицемерить? С материальной точки зрения в Германии, конечно же, жить лучше. Там зарплаты и детские пособия гораздо выше наших. Здесь на их долю выпали сильные морозы, разбитый дом, еще и пьяные подростки, которые ходили мимо дома и кричали, чтобы оскорбить Мартенсов, нацистские приветствия. Все это могло ускорить их отъезд.

Сам же глава семьи, Евгений, был очень идеологически мотивирован. Я думаю, что он бы справился со всеми трудностями...


Фото из личного архива

Большинство односельчан к Мартенсам, впрочем, отнеслись очень хорошо.

Самой светлой страницей во всей этой истории был сбор помощи Мартенсам, - говорит Ростислав Алиев. - Для меня было открытием, насколько наши люди бескорыстные и отзывчивые, немецким переселенцам они готовы были отдать последнее, что у них было. Евгению, Луизе и их детям деревенские жители несли теплые вещи, валенки, кроличьи шапки. Деревенские женщины специально для них вязали носки, шарфы и варежки. Мартенсам несли в дом картошку, соленья, варенье, кедровые орехи, мясо диких зверей, которое добывали в тайге местные охотники. Я отдал им из редакции несколько шкафов, стулья и письменный стол своей матери. На адрес редакции приходили посылки из Москвы и Магадана. Я тут же отвозил их Евгению и Луизе. Там были и продукты, и книжки.

В Кыштовке признаются, что никто не ожидал столь быстрого отъезда немецкой семьи из села. Их считали политическими беженцами, которые выбрали свободу.

После благополучной Германии наше село с пустующими, разваливающимися домами стало для них шоком, - говорит местный житель Андрей Павлович. - У нас ведь нет ни коммуникаций, ни культбыта, ни дорог. Туалет на улице, за водой надо ходить с ведрами к колонке, баня — у соседей. А у них дети - от полутора до пятнадцати лет. В доме, куда они заселились, двадцать лет никто не жил. Детям пришлось спать на матрасах, которые были расстелены прямо на полу.


Мы сначала думали, что они выбрали столь глухой угол намеренно, чтобы проверить себя. Мартенсы были настроены оптимистично, говорили: «Надо развивать район, приложим все усилия». А тут как раз морозы грянули под 40, лишний раз на улицу не выйдешь. Дети язык плохо знают, в школу не ходят, родители ратуют за домашнее обучение. А в доме облупленные стены, в полу — дыры, неустроенность, постоянно надо печь топить...


По рассказам деревенских, сначала Евгений Мартенс, которого в Германии звали Ойгеном, хотел обустроить фермерское хозяйство и купить трактор. Потом у него стали постепенно открываться глаза. Он осознал, что землю арендовать не так-то просто, летний сезон в Сибири короткий, кредиты в банках под 25 процентов - грабительские. Потом Евгений решил открыть столярное производство, так как в Германии работал столяром. Но не учел, какие проблемы могут возникнуть со сбытом, от Кыштовки до железной дороги - 160 километров, кругом - Васюганские болота.

Очень неожиданный конец у всей этой истории, - признается Ростислав Алиев. - У меня осталась не обида, не досада, а недоумение... Через знакомых Евгений передал, что позже свяжется со мной и все объяснит. Я не могу понять одного, почему они вернулись в Германию, а не, скажем, в Белгородскую область или Краснодарский край, о которых говорили? Я могу предположить, что на Женю надавили родственники, которые остались жить в Германии. Знаю, что Женя у брата оставил свой грузовик. Сейчас, наверное, ему предложили хорошую работу.

Справка «МК»: Семья Мартенсов прославилась демонстративным протестом против принудительного «сексуального просвещения» детей в начальных классах Германии. В октябре 2016 года они написали заявление на участие в Программе добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом, и 18 декабря переехали на постоянное место жительства в Сибирь.

Продолжение темы - в материале .





error: Контент защищен !!