Упражнения по стилистике русского языка. Упражнения по стилистике русского языка (58 стр.) Образец: полное алиби

6. Выставка-просмотр эскизов монумента открыт ежедневно, кроме понедельника.

7. Поздно вечером к складу подкатило два грузовика, груженные мукой.

8. Студент или студентка должна прийти за справкой.

18. Исправьте стилистические недочеты в употреблении существительных, прилагательных, числительных.

1. Четверым балеринам предложили участвовать в конкурсе.

2. Так мы и живем: семь в одной комнате.

3. Горнодобывающая промышленность является одной из самых важнейших отраслей народного хозяйства.

4. В этой нелегкой ситуации принимаются меры по отысканию наиболее оптимального варианта.

5. Во время перерыва в холле продолжают спорить. Подойдем поближе к этим троим студентам, послушаем, что они говорят.

6. Эти двести метров, отделяющие оба института, учебный и исследовательский, преодолеть не так уж трудно.

7. Бытовые условия в поселке оказались более предпочтительнее, чем в леспромхозе.

8. Это наиболее характернейшие заболевания у детей такого возраста.

9. Мы с композитором заметили, что в обоих песнях припев почти одинаковый.

10. Над этой темой работают пятеро научных сотрудников, о результатах они доложат на совещании.

11. Фонды материального поощрения позволяют гибче подходить к группе в целом и к отдельным ее представителям.

PDF created with FinePrint pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com 19. Выберите правильную форму координации подлежащего и сказуемого в следующих предложениях.

12. На выставке (экспонируется - экспонируются) более 30 различных моделей, каждая из которых - точная копия корабля.

13. Подавляющее большинство электората в этот день (отправилось - отправились) на свои дачные участки.

14. Американцы с помощью радиопередатчиков, укрепленных в ошейниках росомах, попытались проследить за перемещением зверей и их судьбой. Из двадцати пяти за короткое время восемнадцать (погибли - погибло), в пятнадцати случаях они стали (жертвой - жертвами) охоты.

20. Найдите в отрывке стилистическую ошибку (плеоназм).

Деловой этикет включает две группы правил:

Нормы, действующие в сфере общения между равными по статусу, членами одного коллектива (горизонтальные);

Наставления, определяющие характер контакта руководителя и подчиненного (вертикальные).

Общим требованием считается приветливое и предупредительное отношение ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий.

21. Выберите правильный вариант написания.

1. а) инцедент, б) инцендент, в) инцидент, г) инциндент.

2. а) перспектива, б) переспектива, в) преспектива, г) периспектива.

3. а) компроментировать, б) компраметировать, в) компрометировать, г) компрометтировать.

4. а) безпрецендентныи, б) беспренцендентный, в) беспрецедентный, г) беспрецендентный.

5. а) претедент, б) претендент, в) прентендент, г) притендент.

22. Подчеркните ударный гласный (если допустимо более одного варианта, подчеркивайте все варианты).

Поднялся, обеспечение, ходатайство, осведомиться, соболезнование, каталог, квартал, феномен, мизерный, новорожденный, нормированный, уведомить, упомянуть, премированный, намерение, принудить, рассредоточение.

23. Найдите предложения, в которых допущены грамматические ошибки, подчеркните фрагменты, подлежащие исправлению, и укажите ваш вариант исправления.

1. Судя из этого разговора, ответственность за случившееся несет директор.

2. Если бы все неукоснительно следовали правилам, жить было бы проще.

4. Через несколько времени мы узнаем, кто победил в этом матче.

5. При необходимости мы будем брать адекватные меры.

PDF created with FinePrint pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com 24. Подберите глаголы, чтобы получились устойчивые выражения. (Во всех случаях глагол имеет значение, близкое к «делать», «реализовать».)... приличия,... услуги,... предпочтение,... знаки внимания,... предписания.

25. Найдите в предложениях неправильные конструкции и замените их на нормативные.

1. Мы с главным инженером обсуждали о том, что необходимо повысить эффективность производства.

2. Президент попросил доложить все, что делается в этом направлении.

3. Этот проект занимает большое и важное значение в нашей работе.

4. Многие утверждают о том, что у нас не соблюдают права человека.

5. Люди свыклись к тому, что никто не интересуется их трудностями.

26. Найдите предложения, в которых допущены грамматические ошибки, подчеркните фрагменты, подлежащие исправлению, и укажите ваш вариант исправления.

1. Я поговорил и с начальником цеха, и с инженером, обои согласны с моим предложением.

2. Подходя к дому, мне показалось, что я слышу знакомый голос.

3. Кандидаты в депутаты помогают избирателям решать бытовые проблемы и этим завоевывают ихние голоса.

4. После вмешательства цензора текст претерпел небольшие изменения, но ничем существенным жертвовать не пришлось.

27. Впишите прилагательные, чтобы получились устойчивые выражения. (Во всех случаях прилагательное имеет значение, близкое к «очень сильный»; в некоторых случаях можно предложить несколько подходящих вариантов.) дождь, ветер, уверенность, доказательства, оскорбление.

28. Подчеркните в предложениях неправильные конструкции и замените их на нормативные (при наличии нескольких вариантов замены записывайте их через косую черту).

1. Председатель собрания деликатно намекнул о необходимости соблюдать регламент.



2. Да что депутаты! Какие проблемы стоят перед бедными, им значения не имеет.

3. Вопрос не в том, сколько тебе лет, а в том, как ты справляешь свои обязанности.

4. Нельзя допустить, чтобы нашими судьбами вершил не образованный человек.

PDF created with FinePrint pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com 29. Подберите к каждому термину левой колонки определение из правой колонки.

1. Документ – а) документ, дающий полномочия его предъявителю на выполнение каких-либо действий 2. Доверенность – б) информация на материальном носителе, имеющая юридическую силу 3. Опись – в) перечень наименований 4. Табель – г) письменное заявление от имени предприятия, адресованное другому предприятию, о готовности заключить с ним договор на определенных условиях 5. Номенклатура – д) юридически оформленный перечень докуметов 6. Оферта – е) перечень каких-либо показателей, составленный в определенном порядке 7. Дубликат – ж) документ, содержащий последовательную запись хода обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, конференциях и заседаниях коллегильных органов 8. Протокол – з) экземпляр документа, составленный взамен отсутствующего подлинника и имеющий одинаковую с ним юридическую силу ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ Подробность изложения в официально-деловом стиле сочетается с аналитизмом выражения действий, процессов в форме отглагольного существительного:

дополнять - вносить дополнения; поручать - давать поручения;

отвечать - нести ответственность; решать - принимать решения; уточнять - вносить уточнения; платить - производить оплату и т.п.

PDF created with FinePrint pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 1. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Объясните случаи слитного и раздельного написания слов.

2. Объясните орфограммы.

3. Вставьте пропущенные знаки препинания.

4. Объясните постановку знаков.

5. Определите, к какому стилю относится данный текст.

6. Укажите языковые средства (слова, грамматические формы), с помощью которых создаются особенности данного стиля.

7. Измените стиль текста.

Д...водим до Вашего свед...ния, что вчера после (полу) ночи над район...ым центром гор..дом Нижний Ломов и пр...лягающей к нему сельской мес... ностью про... неслась сильная гр... за продолжавшаяся около (полу) часа. Скорость ветра достигала 30-35 метров в с.кунду. Прич...нен значительный материальный ущерб собствен...сти колхозов и деревен... Ивановка, Щепилово и Вязники начисляемый по предварительным данным в десятки тысяч рублей. Имели место п...жары возникшие (в)...следстви...

удара молнии. Сильно пострадало здание вос.милетней школы в деревне Бурково для восстановления понадобиться капи-тал...ный р...монт. Вышедшая из берегов в результате проливного дождя река Вад зат...пила значительную площадь. Человеческих жертв (не) было. Образованна специаль-ная к...мис...ия для выяснения размеров прич...н...ого стихийным бедствием ущерба и оказания помощи пострадавшему мес...ному населению.

О принятых мерах будет (не) замедлительно доложено.

СЕМИНАР ПО ТЕМЕ «Лексические нормы деловой речи» Перед вами блок вопросов и заданий.

1. Каковы нормы словоупотребления в деловом стиле 2. Как точно определить лексическое значение слова 3. Какие виды толковых словарей вы знаете 4. Подготовьте и расскажите об англоязычной лексике в сфере экономики, политики, информационных технологий.

5. Расскажите о паронимах. Приведите примеры.

6. Что является причиной неумения различать слова-паронимы 7. Укажите общее и различное у паронимов и синонимов 8. Расскажите, что такое плеоназм. Приведите примеры.

9. Что такое тавтология. Разработайте предложения, продиктуйте их, дайте задания учащимся исправить предложенные варианты.

10. Перечислите лексические ошибки, встречающиеся в текстах делового стиля. Приведите необходимые примеры.

PDF created with FinePrint pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com Выберите одну из тем и подготовьте устные сообщения по темам:

1. Употребление разговорных, просторечных, жаргонных слов, эмоционально окрашенной лексики.

2. Основные лексические группы делового стиля.

Вопросы для обсуждения:

1. Должны ли слова в деловой речи употребляться с учетом лексического значения и стилистической принадлежности 2. Какие ошибки являются самыми массовыми при нарушении речевых норм Ответьте на вопросы:

1. Как называются слова, близкие по звучанию, но отличающиеся по значению 2. Как называется вид речевой избыточности, которая обусловлена частичным совпадением слов 3. Как называется неоправданное повторение однокоренных слов или близких по значению слов в одном речевом фрагменте или предложении 30. Подготовьте и проведите дискуссию «СМИ - источник штампов».

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ Дискуссии развивают:

Логическое и критическое мышление;

Навык в организации своих мыслей;

Навыки устной речи;

Терпимость к различным взглядам;

Уверенность в себе;

Способность работать в команде;

Способность концентрироваться на сути проблемы;

Стиль публичного выступления.

Дискуссии развивают навыки, необходимые для эффективного делового общения. Один из навыков, который вырабатывается при помощи дискуссий, - это критическое мышление.

Овладев приемами критического мышления, вы сможете:

Учитывать сильные и слабые стороны противоположных точек зрения и ставить себя на место другого;

PDF created with FinePrint pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

А) Основная литература:

1. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 2. Введенская Л.И., Павлова Л.Г. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов, 2-е изд. Ростов-н/Д., 2002.

3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура речи и искусство речи:

Учебное пособие для вузов, 2-е изд. Ростов-н/Д.,2003.

4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Русский язык и культура речи:Учебное пособие для вузов, 4-е изд. Ростов-н/Д.,2002.

5. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Чихачев В.П. Культура речи и техника речи: Учебное пособие. - Ростов-н/Д., 2002.

6. Головин Б.Н. Основы культуры речи. 2-е изд, испр.- М., 2001.

7. Голуб И.Б. Культура речи и искусство речи: Учебное пособие.- М.: Логос, 2001.

8. Пособие по научному стилю речи для вузов негуманитарного профиля /Проскурякова И.Г., Ганапольская Е.В. и др. СПб, 9. Культура речи и эффективность общения/ Под ред. Прудкина Л.К., Ширяева Е.Н. – М., 2001.

10. Культура русской речи: Учебник для вузов. -М., 2002.

11. Культура русской речи: Учебник для вузов. Под ред. Л.К. Граудиной, проф. Е.Н. Ширяева. М., 2001.

12. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2000.

13. Колтунова М.В. Язык и деловое общение: нормы, риторика, этикет. Учебное пособие для вузов. М., 2002.

15. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф.

В.И. Максимова. М.,2000.

16. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / Под ред.

проф. Д.Д. Черняк. - М., 2002.

Б) Дополнительная литература:

1. Русский язык и культура речи / Пол ред. В.И. Максимова.- М.:

Гардарики, 2000.

2. Рогожин М.Ю. Документационное обеспечение управления. Практическое пособие. М., 2002.

3. Ивин А.А. Риторика: Искусство убеждать. Учебное пособие. М., 2002.

PDF created with FinePrint pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com 6.2.Средства обеспечения дисциплины.

6.2.1. Перечень примерных вопросов и заданий для самостоятельной работы.

Задание 1.Определите стилистическую принадлежность текста, указав основные языковые особенности. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

Задача электросн...бжения промышлен...ости и сельского х..

Зяйства в...зникла одн...временно с ш...роким внедрением электропр...вода в качестве движущ...й силы различ...ных маш...н и мех...низмов и стр...ительством электрических станц...й. По мере развития электроп...требления ус-л...жняются и системы электросн...бжения. В них включают...ся сети высоких напряжений распределительные сети. Возникает необх...димость с..здания единой энерг...тической системы вн...дрения автоматизации и диспетч...ризации электросн...бжения. В об...единенной энерг...тической системе имеется ш...рокая возможность производства электро...нергии с м...нимальными затратами за... счет наибол...е рациональных режимов работы отдельных типов электр... станций а при наличи... мощ...ных линий электроп...редачи по...вляется в...зможность подключения энерг...тических установок находящ...хся в разных ч...совых п...ясах. Баланс пр...изводетва и п...требления электроэнергии в системе всегда характеризуется равенством производства и п...требления с учетом компенсации п...терь в системе и ра...ходов на собствен...ые нужды.

Задание 2. Определите стилистическую принадлежность текста, свой ответ аргументируйте. Спишите вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

КАТЕГОРИИ НАДЕЖНОСТИ И РЕЗЕРВИРОВАНИЕ Правильное опред...ление необходимой степени надежности питания предприятия в целом и отдельных его цехов и электропр...емников является одним из основных условий оказывающих решающее вл...яние на выбор рац...ональной системы электросн...бжения. Степень надежности должна определят...ся в зависимости от назначения электроустановки, ее мощности персп...ктив развития.

Надежность в общем виде может быть ох...растеризована как способность системы электросн...бжения и отдельных его эл..ментов об...спечивать выполнение поставленных перед ними задач по бесперебойному питанию электроэнергией данного предприятия и отдельPDF created with FinePrint pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com ных его объектов не пр...водящего к срыву плана производства и к н...допустимым авариям в электрической и технологической частях. Надежность может быть охарактеризована повреждаемостью, ожидаемой продолжительностью бесперебойной работы математическим ожиданием длительности перерыва питания электроэнергией а также ож...даемым ущербом от перерыва питания и другими факторами.

Вел...чина или степень поврежда...мости элементов системы электроснабжения определяется числом отказов в год при выполнени...

этими элементами нормальных функций преду смотре...ных их назначением в рас...матриваемой точке. Поврежда...мость системы ел...гается из поврежда...мости заводского электрооборудования (машин, аппаратов,...или несвоевремен...ой р...визии и проф...лактики из-за ошибочных действий перс...нала из-за перерыва питания от энерг..

Системы.

Под беспер...бойным питанием следует понимать такой режим при к...тором возможные кратковремен...ые перерывы питания по своей прод...лжительности не приводят к рас...тройству технол...гического процесса и существен...ому ущербу производства.

В-1. Отметьте предложения, где слово употреблено без учета его значения.

1) Красивы весной березки в своем подвенечном саване.

2) Красота русской природы всегда вдохновляла художников-пейзажистов.

3) На привале мы читали отрывки из творчества любимых поэтов.

4) Я решил стать офицером, потому что у меня отец и дед офицеры, и я хочу

продолжить семейную династию.

5) На последней выставке нам было представлена целая плеяда новых

компьютеров.

Правильный ответ: 1, 3, 4, 5

В-2. Отметьте предложения, где слово употреблено без учета его значения.

1) Весной линяют зайцы и синицы, а у куниц появляется наследство.

2) Специалисты нашего оздоровительного центра обладают как традиционными,

так и новейшими методами диагностики.

3) А когда ему говорят про какой-нибудь дом, назначенный к торгам, то он едет

в этот дом и обхаживает его.

4) Северный полюс долгое время оставался недоступным для исследователей.

5) В течение февраля продолжительность суток в Подмосковье возрастает на два часа.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 5

В-3. Отметьте предложения, где слово употреблено без учета его значения.

1) Люди давно мечтали о покорении этих двух континентов - Арктики и Антарктики.

2) Из рассады картофеля можно вырастить урожай, не уступающий урожаю,

получаемому при обычном способе посадки клубнями.

4) Многолетними традициями Аэрофлота провозглашается, что каждый пассажир

должен быть окружен вниманием и почетом.

5) Президент страны классифицировал эту акцию как неприкрытую международную

агрессию против своего народа.

Правильный ответ: 1, 3, 4, 5

В-4. Отметьте предложения, где слово употреблено без учета его значения.

1) И те, кто придут на фестиваль, не пожалеют о потерянном времени.

2) Нередко зрители становятся свидетелями острейших дуэлей многих сильных

спортивных команд мира.

3) Когда читаешь поэзию, встречаешь неизвестные теперь слова: ланиты, длань,

пламень, глас.

4) Необходимо сравнить результаты третьего обследования и предыдущих.

5) Начало 1992 года было отмечено ухудшением климатических условий - метелями,

резким понижением температуры.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 5

В-5. Отметьте нарушение лексической нормы, связанное со смешением паронимов.

1) Девочка будет играть заглавную роль в фильме "Голубой портрет".

2) Экспертизу писем поручили сотруднику криминогенного отделения милиции.

4) Близорукость может продолжать увеличиваться в течение всей жизни- это прогрессивная близорукость.

5) Хорошо наезженный проселок был густо испещрен свежими отпечатками покрышек автомашин.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 4

В-6. Отметьте нарушение лексической нормы, связанное со смешением паронимов.

1) Эта книга имеет двойной характер.

2) Модельеры и работники обувной промышленности всегда стремятся к тому, чтобы обувь была красивой и практической.

3) Из-за большого количества приезжих число закоренелых москвичей невелико.

4) Экранизировали один за другим разные рассказы Лавренева.

5) В начале конференции трибуна была представлена гостям для

приветствий.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 5

В-7. Из предложенных слов выберите вариант, соответствующий контексту.

1) Собранный материал говорит о том, что шаровая молния- [реалия(1)

реальность(2)]

2) Ученик почувствовал себя полным [невежей(3), невеждой(4)]

3) Перед собранием [встал (5) стал(6)] такой принципиальный вопрос.

Правильный ответ: 2, 4, 5

В-8. Из предложенных слов выберите вариант, соответствующий контексту.

1) Все [экспонаты(1), экспоненты(2)] были подготовлены и сложены в ящики.

взносы на особенно крупную сумму.

3) Все его странные поступки продиктованы непомерным самомнением и [гордыней(5), гордостью(6)]

Правильный ответ: 1, 4, 5

В-9. Из предложенных слов выберите вариант, соответствующий контексту.

1) Он не понимает [сущность(1), существо(2)] происходящих событий.

2) От воспоминаний в душе [явно(3), явственно(4)] всколыхнулось чувство тоски.

3) На мебель были [надеты(5), одеты(6)] чехлы.

Правильный ответ: 1, 4, 5

3) предпринять меры

4) заслужить уважение

5) выражать опасения

Правильный ответ: 1, 2, 3

В-10. Отметьте варианты, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов.

1) взыскать материальный ущерб

2) удовлетворять современным потребностям

3) предпринять меры

4) заслужить уважение

5) выражать опасения

Правильный ответ: 1, 2, 3

В-11. Отметьте варианты, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов.

1) неослабная помощь

2) не играет значения

3) повышать мастерство

4) скрытная угроза

5) изъявлять признательность

Правильный ответ: 1, 2, 4, 5

В-12. Отметьте варианты, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов.

1) предпринимать усилия

2) высказать гипотезу

3) повысить потенциал

4) обнаружить закономерность

5) предвещать поражение

Правильный ответ: 1, 2, 5

В-13. Отметьте предложения, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов.

1) Все верили в победу наших хоккеистов, но они одержали поражение.

2) Особое внимание на конгрессе было отведено проблемам молодежи.

3) Подавляющее количество командных встреч проходило в упорной борьбе.

4) Пора подвести итоги встречи: наша команда впереди.

5) Ребята строили спортгородок, как самые отъявленные специалисты.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 5

В-14. Отметьте предложения, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов.

1) В нашей работе ведущее значение придается нравственному и трудовому воспитанию.

2) Очень удобная позиция: правительство ничего не делает, а меры развиваются.

3) При подготовке к выступлению мы соблюдаем крепкую конспирацию.

5) Весь материал, представленный в пособии, написан с учетом требований нового стандарта.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 4

В-16. Отметьте предложения, где есть плеоназм.

1) Внутренний интерьер комнаты отдыха располагал к приятному проведению времени: здесь можно было расслабиться после дневных трудов.

2) Когда я вернулся обратно к своим друзьям, радости нашей не было предела.

3) Последним остатком свободной торговли являются стихийные базары.

4) Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете.

5) Приходилось днем заниматься в техникуме, а вечером - в аэроклубе.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 4

В-17. Отметьте предложения, где есть плеоназм.

1) Площадь этого виноградника - около пяти квадратных гектаров.

2) Вся его теория построена на зыбком песке.

3) Там, где в недавнем прошлом были пустыри и свалки, теперь поднялись новые высотные дома.

4) Бидструп создал эти карикатуры без малого почти 50 лет назад.

5) Основная часть поставщиков территориально расположена в одном с вами районе.

Правильный ответ: 1, 2, 4, 5

В-18. Отметьте предложения, где есть плеоназм.

1) На самом деле Хлестаков - человек, очень оторванный от жизненной реальности.

2) В романе Пушкин рисует жизнь всех социальных классов и сословий России того времени.

3) Это событие показывает, что Печорин наделен чувствами и эмоциями, спрятанными под маской равнодушия.

4) Вольнолюбивая тема является основным лейтмотивом всего творчества Некрасова.

5) Резюмируя, можно кратко обобщить: предпринята попытка скомпрометировать

нашу организацию.

Правильный ответ: 1, 3, 4, 5

В-19. Отметьте предложения, где есть плеоназм.

1) Николай всегда был ведущим лидером нашего дружного коллектива.

2) Мои коллеги по профессии любят дискутировать, и их часто бывает трудно в чем-нибудь переубедить.

3) На околоземных орбитах постоянно работают спутники связи, службы погоды.

4) Темный мрак колодца не испугал мальчика, и он смело бросился на помощь тонущей девочке.

5) Страшно, когда человек не помнит своего родства, не помнит своих истоков,

из которых он произошел.

Правильный ответ: 1, 2, 4, 5

В-20. Отметьте предложения, где есть тавтология.

1) Герой целеустремленно стремится к намеченной цели.

2) Чистое помещение новой школы производило своей чистотой приятное впечатление.

3) Юрий Гагарин, который является первым космонавтом, является и примером для современной молодежи.

4) Обучение давалось Гагарину легко: он неизменно получал пятерки.

5) Грохотавшие орудия оглушали своим грохотом.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 5

В-21. Отметьте предложения, где есть тавтология.

1) Все учащиеся своевременно выполнили заданное задание.

2) Новый сплав - великолепный сварочный материал для электросварки стальных изделий

3) Для дальнейшего изучения образа жизни этого племени участники экспедиции во главе со специалистом по проблемам бразильских индейцев намерены провести детальное изучение жизни этого племени.

4) В конце 19 - начале 20 века появляются первые словари, толкующие не только заимствованные слова, но и исконную лексику русского языка.

5) Между различными традициями общей языковой дидактики существуют заметные различия.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 5

В-22. Отметьте предложения, где допущены ошибки, вызванные пропуском необходимого слова.

1) Сравним результаты первого кризиса со вторым.

2) Клюв лесного рябчика не отличается по окраске от рябчика обыкновенного.

3) Вся поверхность земли представляла зелено-золотистый океан.

4) Воспитанники нашего спортивного клуба выступили лучше, чем все другие клубы.

5) Каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств

выражения

Правильный ответ: 1, 2, 3, 4

В-23. Отметьте предложения, где допущены ошибки, вызванные пропуском необходимого слова.

1) Студент занял первое место по английскому языку.

2) Творчество Маяковского волнует читателя на самых различных языках.

3) Белки злаков по биологической ценности уступают как продуктам животноводства,

так и зернобобовым культурам.

4) Для улучшения производственных показателей необходимо объединить всех

работников, занимающихся вопросами экономики.

5) Вследствие речевой недостаточности нарушаются грамматические и логические

связи слов в предложении, затемняется его смысл.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 4

В-24. Отметьте слово, которое используется в составе приведенных фразеологизмов.

1) Мастер не раз по душам [толковал(1), говорил(2)] со своими подчиненным.

2) Тропинка вела от ворот к тому флигелю, из которого они только что [убрали(3), унесли(4)] ноги.

3) Желание хорошо учиться у него есть, но не хватает способностей, - вот где

собака [зарыта(5), спрятана(6)].

Правильный ответ: 2, 4, 5

В-25. Отметьте слово, которое используется в составе приведенных фразеологизмов.

1) Он все сделал так, чтобы [провести(1), обвести(2)] вокруг пальца.

2) Он не хотел говорить этого, но неожиданное слово [вырвалось(3), сорвалось(4)] у него с языка.

3) Он воспринял приказ о расформировании как несчастье, [свалившееся(5), упавшее(6)] ему на голову.

Правильный ответ: 2, 4, 5

В-26. Отметьте слово, которое используется в составе приведенных фразеологизмов.

1) По праву сильного он взял себе львиную [долю(1), часть(2)].

2) Художник он неплохой, но техника рисунка [желает(3), оставляет желать(4)] лучшего.

3) Искали, искали их, да так и не нашли, они точно сквозь [землю(5), воду(6)] провалились.

Правильный ответ: 1, 4, 5

В-27. Отметьте предложения, где фразеологизмы употреблены без учета их значения.

1) Изящно и просто фигуристы решили эту тяжелейшую проблему и поставили на ней крест.

2) Провожали нашу туристскую группу в последний путь весело и верили в ее скорое возвращение.

3) И на этот раз мой друг не ударил лицом в грязь и вышел победителем в труднейшем боксерском поединке.

4) В те годы в таких соревнованиях наших призеров было - кот наплакал, не то что теперь.

5) Выпускники, радостные и счастливые, на прощание спели свою лебединую песню.

Правильный ответ: 1, 2, 5

В-28. Отметьте предложения, где фразеологизмы употреблены без учета их значения.

1) Смешит он не один, а в компании с прекрасными актерами, которым палец в рот не клади - дай только посмеяться.

2) На вес золота хранятся в кладовой семена клевера и тимофеевки.

3) Скрюченные в бараний рог, мы прошли по штрекам метров восемьсот.

4) План мой в пух разлетелся при первой же встрече с действительностью.

5) Королевская дочка, поглядев на него, нашла, что он как раз в ее вкусе.

Правильный ответ: 1, 2, 3

В-29. Отметьте предложения, где есть ошибки в употреблении фразеологизмов.

1) Подниматься в гору было нелегко, но на привале туристы заморили червяков и развеселились.

3) Хотя он был не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться.

4) От мысли, что придется пережить это еще раз, его бросало и в холод и в жар.

5) Он взвалил мешок на себя и согнувшись, что называется, в три погибели, медленно, со множеством остановок стал карабкаться наверх.

Правильный ответ: 1, 2, 3

В-30. Отметьте предложения, где есть ошибки в употреблении фразеологизмов.

1) Значительный эффект на аудиторию оказывает использование народным судьей примеров, взятых из жизни.

2) Приведенные показатели играют мало места для нашей экономики.

3) Его не следовало бы на пушечный выстрел подпускать к общественному хозяйству.

4) Опытный инженер быстро вошел в курс всех дел, связанных со строительством канала.

5) Мы могли бы забить во все колокола, но сначала решили все спокойно обдумать.

Правильный ответ: 1, 2, 5

В-31. Отметьте предложения, где есть ошибки в употреблении фразеологизмов.

1) Не мудрствуя долго, приведу цитату из отчета, составленного по следам рейда.

2) А вы легки на помине - мы с женой сейчас лишь о вас говорили.

3) Все понимали, что эти слова и слезы являются фиговым прикрытием авантюристки.

4) Театр в Андреевском Воронцов организовал на более широкую ногу.

5) Хотелось бы, чтобы эти случаи не прошли мимо внимания депутатов.

Правильный ответ: 1, 3, 4, 5

В-32. Отметьте варианты, где значение соответствует приведенным фразеологизмам.

1) остаться с носом - потерпеть неудачу, быть одураченным

2) попасть впросак - из-за своей оплошности или неосведомленности оказаться в неловком положении

3) по воле судьбы - в зависимости от сложившихся обстоятельств

4) опускать занавес - не принимать во внимание, не учитывать что-либо

5) избитая колея - общепринятый, привычный, обычный способ действия, образ жизни

Правильный ответ: 1, 2, 3, 5

В-33. Отметьте фразеологизмы, которые представлены вариантами.

1) приложить руки - приложить руку

2) язык проглотишь - язык проглотил

3) испить чашу до дна - испить горькую чашу

4) браться за разум - взяться за разум

5) пройти сквозь огонь и воду - пройти огонь и воду и медные трубы

Правильный ответ: 3, 4, 5

Г-1. Отметьте словосочетания, где допущены ошибки в управлении.

1) разъяснения о допущенных ошибках

2) оперировать с точными данными

3) подчеркнуть о необходимости строительства

4) сдать рецензию на книгу

Правильный ответ: 1, 2, 3

Г-2. Отметьте словосочетания, где допущены ошибки в управлении.

1) занять место согласно боевого расписания

2) сдать вовремя благодаря четкой работы

3) сделать вопреки неблагоприятному прогнозу

4) поступить наперекор установленных принципов

5) плыть наперерез бурному течению

Правильный ответ: 1, 2, 4

Г-3. Отметьте ряды, где допущены ошибки в управлении в одном из словосочетаний.

1) гордиться успехом, радоваться успехам

2) оплатить квартиру, заплатить за квартиру

3) стремление к деятельности, потребность к деятельности

4) тосковать по вас, скучать по вам

5) восхищение подвигом, уважение к подвигу

Правильный ответ: 3, 4

Г-4. Отметьте предложения, где допушена ошибка в управлении.

1) Редакция получила много откликов по этому произведению.

2) Идея о доме возникла в голове человека, когда он сидел у костра.

3) Ввиду прошедших дождей урожай обещает быть хорошим.

4) В отделе критики и библиографии "толстых" журналов систематически публикуются

обзоры о выходящих новинках художественной литературы.

5) В своих выводах исследователь опирался на результаты многолетней работы.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 4

Г-5. Отметьте предложения, где допущена ошибка в согласовании определений и приложений.

1) Очень милый мальчик этот был круглый сирота.

2) Две недавно отремонтированных комнаты сдаются внаем.

4) В городе Петрозаводск у нее остались родные.

5) Один грамм-молекула этого вещества содержит нужное количество белков.

Правильный ответ: 2, 3, 4, 5

Г-6. Отметьте предложения, где нарушена грамматическая координация главных членов предложения.

1) Большинство горняков, получивших зарплату за первое полугодие, осталось

неудовлетворенными компенсацией.

2) Сотня ребят разбежались во все стороны.

3) В ходе проверки работы фирмы выявлены множество различных недостатков.

4) Огромное большинство наших промышленных предприятий отказалось от участия в выставке.

5) В прошлом году на учительских курсах у нас прошли переподготовку 51 человек.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 5

Г-7. Отметьте предложения, где нарушена грамматическая координация главных членов предложения.

1) "Не в свои сани не садись" вышло в свет в 1853 году

2) Село Погореловка расположена недалеко от центра.

3) "Известия" в этом году увеличили свой тираж.

4) Журнал "Итоги" продолжают печатать серию очерков об экономике страны.

5) "Путешествия великих мореплавателей" запомнилось мне на всю жизнь.

Правильный ответ: 2, 4, 5

Г-8. Отметьте предложения, где нарушена грамматическая координация главных членов предложения.

1) Выставка-просмотр эскизов монумента открыт ежедневно, кроме понедельника.

2) Корректор Иванова нашел в рукописи немало орфографических ошибок.

3) Счет-фактура была подписана в тот же день главным бугалтером.

4) Кафе-кондитерская еще в прошлом году закрылась.

5) Река Днепр этой весной вышла из берегов.

Правильный ответ: 1, 2, 3

Г-9. Отметьте предложения, где допущена ошибка при употреблении однородных членов.

1) Поэт не сомневается и верит в победу над самодержавием.

2) Глава администрации имеет право распределять и управлять финансами.

3) Вся исследовательская работа ведется в соответствии и на основе утвержденного плана.

4) Студенты приняли участие и стали призерами областного смотра фольклорных коллективов.

5) Ученый сам занимался организацией научной лаборатории и руководил ею все последующие годы.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 4

Г-10. Отметьте предложения, где допущена ошибка при употреблении однородных членов.

1) Чтение фантастических романов воспитывало в юноше любовь к путешествиям, мечты о покорении космоса.

2) В этом новом помещении можно будет устраивать большие концерты, спортивные соревнования, собрания, кинофильмы.

3) Много критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса.

4) Сведения об успехе или неудаче быстро разносились по всем фронтам.

5) Полиция обрушила на молодежь дубинки, гранаты со слезоточивым газом, огнестрельное оружие.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 5

Г-11. Отметьте предложения, где допущена ошибка при употреблении составных союзов.

1) Мой учитель не только выписывал огромное количество газет, но и все "толстые" журналы.

2) В соревнованиях приняли участия как ученики нашей школы, а также и ученики всех школ нашего района.

3) Христофор Колумб обогатил своим открытием не столько Испанию, сколько Англию.

4) В городе построены не только новые школы, больницы, а также драматический театр и другие культурно-просветительские учреждения.

5) Медленность передвижения объясняется как крайней осторожностью, так и наличием в группе тяжелораненых.

Правильный ответ: 1, 2, 4

Г-12. Отметьте предложения, где допущена ошибка при употреблении однородных членов.

1) Условия кредитования и валютных операций освещаются в специальных выпусках газеты, лекциях и брошюрах, докладах и журналах.

2) Сборная панель из кирпича может поспорить с железобетонной и по прочности, и по морозостойкости, и другим показателям.

3) Учащиеся проходят практику на заводах, научно-исследовательских институтах, детских садах.

4) Анис культивируют на больших площадях на Украине, Поволжье, на Северном Кавказе и Средней Азии.

5) Они вдвоем несли большой поднос с горшками молока, тарелками, ложками, сахаром, ягодами, хлебом.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 4

Г-13. Отметьте предложения, где допущена ошибка при употреблении однородных членов.

1) Арестованный тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без всяких средств к существованию.

2) Он думал только об игре в вист и как заработать большие деньги.

3) Студенты проходили практику в одном из цехов завода, изготовлявшего печатные станки и который был недавно реконструирован.

4) Женщины, торопливо собиравшие свои вещи и поглощенные своим занятием, как-то скромно отозвались на эти утешительные известия.

5) На совещании обсуждались вопросы улучшения качества продукции и нет ли возможности снизить ее себестоимость.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 5

Г-14. Отметьте предложения, где допущена ошибка в употреблении деепричастных оборотов .

1) Сидя у костра и ждя приготовления картошки, люди делились своими воспоминаниями, проблемами.

2) Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Ярославля.

3) Мы долго не виделись с Павлом, но, побывав в Москве, я решился ему позвонить.

4) Подъезжая к дому, я быстро вытащил ключи и открыл входную дверь.

5) Затем Сергеев назначается директором автобазы, работая в этой должности полтора года.

Правильный ответ: 1, 2, 4, 5

Выставка-просмотр эскизов монумента открыт ежедневно, кроме понедельника. Поздно вечером к складу подкатило два грузовика, груженые мукой. Студент или студентка должна прийти за справкой? В голосовании приняли участие жители самых отдаленнейших мест.

Задание 5.

Составьте предложения с данными фразеологизмами.

Кот наплакал, в чем душа держится, на черный день.

ВАРИАНТ №2

Задание 1.

Согласно Гражданскому кодексу Ро…ийской Федерации обществом с огрраниче…ой ответстве…ью далее ООО признается утвержденная одним или несколькими лицами ко…мерческая организация уставный капитал которой разделен на доли опреде…ые учредительными документами. В отличие от акционерного общества право на долю подтверждается не цен…ой бумагой акцией а лишь свидетельством которое в соответствии… с уставом ООО может выдават…ся его участниками учредителями.

Задание 2.

Интеграция, дилемма, импичмент, индифферентный, инновация, кулуары.

Задание 3.

Коммюнике, резюме, лобби, кюре, крупье, протеже, бра, виски, фламинго, авеню.

Задание 4.

Слишком много каллориев, принять закон об охране детства, предпринимать попытку, эсклюзивные скидки.

Задание 5.

Бабушка надвое сказала; в ногах правды нет; гадать на кофейной гуще.

Контрольные задания для самостоятельной работы по русскому языку

ВАРИАНТ №3

Задание 1.

Прочитайте приведенный отрывок и определите, к какому функциональному стилю речи он принадлежит. Расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, если это необходимо.

Последнее десятилетие было отмечено в России острыми диску…Иями вокруг формировании… нового самосознания (new identity) которое соответствовало бы нынешнему демократическому характеру Российского государства и общества. Не осталась в стороне от этих диску…ий и область внешней политики. Ведь от того какая система це…остей будет положена в основу “новой российской ид…нтичности” во многом завис…т будущий образ страны ее поведение на международной арене.

Задание 2.

Объясните лексические значения слов:

Авизо, априори, брифинг, дефолт, кадастр, компетенция.

Задание 3.

Подберите прилагательные к следующим существительным:

Образец: полное алиби

Лебедь, жираф, бандероль, шампунь, мозоль, картофель, шелк, тюль, боа, дефиле.

Задание 4.

Исправьте ошибки, где это необходимо:

Он болеет о деле, оплатить за проезд, благоприятные катаклизмы. Ну хоть бейся об стенку.

Задание 5.

Составьте предложения с данными фразеологизмами:

Дело в руках горит, ежику понятно, ждать у моря погоды.

Контрольные задания для самостоятельной работы по русскому языку

ВАРИАНТ №4

Задание 1.

Прочитайте приведенный отрывок и определите, к какому функциональному стилю речи он принадлежит. Расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, если это необходимо.

Тысячи парней и девушек вечера и да(же) ночи на(пролет) проводят в обнимку с компьютером На его экране они видят то что хот…т а не то что им навязывает общество в образе телевизора молочного магазина или родного института Одна из самых любимых фишек молодежи хакерство. Можно забрат…ся в Интернет и скачать оттуда рефераты курсовики д…пломные работы Час работы в Интернете стоит от дол…ара до пяти за(то) сколько кайфа И еще в мире компьютерных грез (н…)кто (не)задает вопросов типа А какая идея тебе близка?

Задание 2.

Объясните лексические значения слов:

Контекст, концепция, маркетинг, имидж, импичмент, априори.

Задание 3.

Подберите прилагательные к следующим существительным:

Пони, протеже, бигуди, виски, гастроли, филе, рагу, канифоль, иваси, гуру.

Задание 4.

Исправьте ошибки, где это необходимо:

Скомпроментировать, полный аншлаг, неожиданный сюрприз, в дикуссии участвовали ученые мужья.

Задание 5.

Составьте предложения с данными фразеологизмами:

За ним не заржавеет, и никаких гвоздей, как в аптеке.

Контрольные задания для самостоятельной работы по русскому языку

ВАРИАНТ №5

Задание 1.

Прочитайте приведенный отрывок и определите, к какому функциональному стилю речи он принадлежит. Расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, если это необходимо.

Дополнительное предположение о том что полезность или прибыль каждого экономического субъекта максимизируется заложен…е в качестве предпосылки в (не)оклассическую экономическую теорию необходимо для того что(бы) предметом анализа было устойчивое а значит оптимальное для всех состоянии… когда дальнейший обмен или дальнейшее производство приведут к снижении… благосостояния кого-либо из участников. Проверить соответствует ли поведение потребителя или управляющего максимизации полезности обычно невозможно поскольку его функция полезности нам заранее (не)известна.

Задание 2.

Объясните лексические значения слов:

Менеджер, менталитет, номинация, нувориш, компетенция, эссе.

Задание 3.

Подберите прилагательные к следующим существительным:

Авеню, сопрано, шампунь, какаду, боа, бандероль, салями, кофе, леди, рандеву.

Задание 4.

Исправьте ошибки, где это необходимо:

Представить отпуск, элитарные сорта пшеницы, прогулка по Москва-реке, критический ум.

Задание 5.

Составьте предложения с данными фразеологизмами:

Как в воду глядел, лапу сосать, мал мала меньше.

Контрольные задания для самостоятельной работы по русскому языку

ВАРИАНТ №6

Задание 1.

Прочитайте приведенный отрывок и определите, к какому функциональному стилю речи он принадлежит. Расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, если это необходимо.

При пред…явлении пр…тензий по количеству и качеству поставле…ого товара поставляющая Сторона в обязательном порядке пр…лагает к заявлению пр…тензии обосновывающие ее документы транспортный документ а в соответствующих случаях и ко…ерческий акт составле…ый органами транспорта рекламацио…ый акт составле…ый с участием представителя Стороны получающей товар либо официальной контрольной организации или другой компете…тной (не)заинтересованной организации Стороны получающей товар.

Задание 2.

Объясните лексические значения слов:

Паблисити, панацея, раритет, феномен, социум, тандем.

Задание 3.

Подберите прилагательные к следующим существительным:

Аэрозоль, фрау, травести, кольраби, жюри, вуаль, иваси, бюро, гастроли, рандеву.

Задание 4.

Исправьте ошибки, где это необходимо:

Представить возможность, позвонить к другу, главный приоритет, неблагоприятные катаклизмы.

Задание 5.

Составьте предложения с данными фразеологизмами:

Маковая росинка; слова на ветер; ободрать как липу.


Контрольные задания для самостоятельной работы по русскому языку

ВАРИАНТ №7

Задание 1.

Прочитайте приведенный отрывок и определите, к какому функциональному стилю речи он принадлежит. Расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, если это необходимо.

Если за 10 дней до окончани… действи… договора н… одна из сторон письменно (не) заявит о своем намерени... расторгнуть договор то договор считается продлен...ым на тот же срок и тех же условиях По истечени... срока действи... договора обязательства сторон по настоящему договору прекращаются Если по заявлению Клиента не будет заключен новый договор банковского счета Клиента открытые в соответствии с пунктом 2.1 настоящего договора закрываются. Остаток валютных средств на счетах зачисляется на специальный счет и может быть востребован Клиентом в течени... установлен...ого законом срока иск...вой давности.

Задание 2.

Объясните лексические значения слов:

Перипетия, преамбула, факсимиле, электорат, дефолт, адаптировать.

Задание 3.

Подберите прилагательные к следующим существительным:

Атташе, денди, врач, инкогнито, импресарио, подмастерье, гетто, депо, домино, кофе.

1. На выставке (экспонируется - экспонируются) более 30 различных моделей, каждая из которых - точная копия корабля. 2. На Аляске два года подряд осенью моржи срывались с крутого утеса и разбивались. (Погибли - погибло) 59 животных. 3. Когда колонна подошла к мосту, из "головы" раздался страшный взрыв… Ловушка захлопнулась, и нас стали методично расстреливать… Кто себя обнаруживал, отстреливался, (становился-становились) (жертвой -жертвами) снайперов. Кто не успел выпрыгнуть, (сгорел - сгорели) в машинах. 4. Еще в колонне (ехал - ехали) мужик гражданский и две женщины, они в Чечне искали своих детей. 5. Подавляющее большинство электората в этот день (отправилось - отправились) на свои дачные участки. 6. Большинство таких предприятий (отправило - отправили) своих рабочих в неоплачиваемые отпуска. 7. Мы отыскали бугор, давно облюбованный барсуками, в нем (красовалось - красовались) двадцать шесть нор и тропы к ним, по которым многие поколения барсуков уходили по ночам на охоту. 8. Большинство барсучьих городков (служит - служат) животным десятки и сотни лет… Сколько человеческих селений за это время (сметено - сметены) временем, сколько всяких перемен на земле, а поколения барсуков живут-поживают в счастливо выбранном месте, где их ничто и никто (не тревожит - не тревожат). 9. Когда вода начнет убывать, рыбешка мечется в усыхающих лужах. Такие места (не преминет - не преминут) проведать медведь, волки и лисы, соблазнившись рыбным столом. 10. От множества следов по снегу может показаться: десяток росомах (бегали, бегало, бегал), но это следы одного одинокого зверя. 11. Американцы с помощью радиопередатчиков, укрепленных в ошейниках росомах, попытались проследить за перемещением зверей и их судьбой. Из двадцати пяти за короткое время восемнадцать (погибли - погибло), в пятнадцати случаях они стали (жертвой - жертвами) охоты.

Упражнение 326. Дайте стилистическую оценку координации главных членов предложения в приведенных примерах. В случае необходимости устраните речевые ошибки, отредактируйте текст.

1. Большинство горняков, получивших зарплату за первое полугодие, осталось неудовлетворенными компенсацией. 2. В Измайлове строятся десять 12-этажных домов. 3. Поздно вечером к амбару подкатило два грузовика, груженные мукой. 4. Несколько книг из библиотеки моего отца оказалось утерянными. 5. Операцию сделал молодой хирург Иванова Н.С., недавно защитившая кандидатскую диссертацию. 6. Вспоминаю с благодарностью тех, кто был моими друзьями в тяжелое время. 7. Никто, даже наиболее подготовленные спортсмены, участвовавшие в соревнованиях, не смог побить рекорд африканца. 8. Что скажут теперь те, кто оказался доверчивыми вкладчиками, отдавшими свои сбережения жуликам. 9. Не кто иной, как родители, в первую очередь ответствен за воспитание подростков. 10. Установка нового и реконструкция действующего оборудования ведутся одновременно. 11. Живым организмам необходима одинаково как влага, так и тепло. 12. Каждый шорох, каждый вздох, каждый звук были слышны в напряженной тишине. 13. Студент или студентка должна прийти за справкой? 14. Каждая новая победа человеческого разума, каждое новое понятие, возникшее в процессе труда, закреплялось в труде. 15. В 1997 году на учительских курсах у нас прошли переподготовку 51 человек. 16. Вы и ваши помощники смогут справиться с этим непростым заданием. 17. Выставка-просмотр эскизов монумента открыт ежедневно, кроме понедельника. 18. Корректор Иванова нашел в рукописи немало орфографических и пунктуационных ошибок. 19. "Не в свои сани не садись" вышло в свет в 1853 году. 20. Село Погореловка расположена недалеко от райцентра.

Упражнение 327. Вместо точек вставьте нужные буквы, объясняя выбор формы координации главных членов предложения.

1. 22 различных решения был… принят… в Якутии по льготам и отсрочке платежей в федеральный ПФ. 2. Среди миллионного населения Чечни, согласно переписи 1989 года, русских было 290 тысяч. Из них 210 тысяч жил… в Грозном. Сегодня, по оценкам экспертов, в Грозном остал…сь не более 50 тысяч русских (сколько по всей республике - неизвестно). 3. По данным на 1 декабря 1996 года, в собственности граждан наход…тся 15 млн 200 тыс. легковых автомобилей, в то время как в 1990 году - только 8 млн 677 тыс. 4. Из 60 тыс. автомобильных мостов свыше трети наход…тся в аварийном состоянии. Свыше 11 процентов дорог федерального значения нужда…тся в реконструкции, и 655 процентов требу…т ремонта. Впрочем, эти цифры можно считать довольно условными, поскольку практически все автодороги страны нуждаются в ремонте. 5. Россия имеет самую плохую в мире сеть автомобильных дорог. Так, на тысячу кв. км площади приход…тся 24 км дорог, в то время как в Китае - 100 км, во Франции - 1549 км, а в Германии - 1775 км. Причем из 945 тыс. км российских дорог более трети не удовлетворя…т современным требованиям. 6. Не менее выразительны показатели обеспеченности населения дорогами. Если в России на один миллион жителей приход…тся около 4700 км дорог с твердым покрытием, то в Евросоюзе, к примеру, около десяти тысяч километров. Еще в восьмидесятые годы ежегодно строил…сь до 12 тыс. км новых дорог. В 1995 году был… построен… и реконструирован… 6,48 тыс. км российских дорог, из них 622 км - дорог федерального значения.

Плохие дороги между тем не только низкая транспортная обеспеченность населения, но и угроза его безопасности. В 1994 году аварии на автодорогах унесли свыше 35 тыс. человеческих жизней, около 190 тыс. человек попал… на больничные койки. 7. Из 87,5 тыс. км магистральных дорог находится в удручающем состоянии из-за дефектных рельсов. Свыше 720 мостов и тоннелей уже отработал… свой срок службы. 8. Кое-какие мероприятия, правда, проводятся в отношении младшего и среднего офицерского состава. Как известно, им не выдают зарплату и не строят жилья (68 тысяч семей офицеров по-прежнему остро нужда…тся в жилой площади). В результате за последние три года из армии уволил…сь почти 50 тысяч офицеров, и половина должностей командиров взводов сейчас вакантн… 9. В Республике Коми двое юношей-призывников на обратном пути из военкомата в свой поселок Нившера подвергл…сь нападению стаи волков из 5 особей. 10. С начала года на постоянное местожительство в США выехал… около 2,5 тыс. москвичей, что примерно на 4% больше, чем в прошлом году. Около 1800 москвичей выехал… в ФРГ (на 18% больше, чем в прошлом году), 297 - в Канаду (на 70% больше). В то же время на 10% сократилось число выездов на постоянное местожительство в Израиль, которое составило 1128 человек.

7.5. Согласование определений и приложений

Упражнение 328. Проанализируйте формы согласования определений и приложений и объясните, чем вызван выбор того или иного варианта. Отметьте случаи нарушения писателями современной литературной нормы.

1. Иванов был круглый сирота (Г.-М.). 2. И над ней умирает луна - эта круглая сирота (Ис.). 3. Благодарю, что вы моей хлеб-солью не презрели (П.). 4. Я взглянул на полати и увидел черную бороду и два сверкающие глаза (П.). 5. Два-три надгробных памятника стояло на краю дороги (П.). 6. На них он выменял борзые три собаки (Гр.). 7. Последние два слова были написаны крупным и размашистым, решительным почерком (Т.). 8. По платформе прохаживались жандарм и две молоденькие, чему-то смеявшиеся девушки (Шол.). 9. Первые три года она только урывками наезжала в Заболотье (С. -Щ.). 10. Направо от двери были два окна, завешенные платками (Л. Т.). 11. Он прошелся на гумно, скотный и конный дворы (Л. Т.). 12. Вражду и плен старинный свой пусть волны финские забудут (П.). 13. Ее великолепная шуба и шляпка не произвела никакого впечатления (Ч.). 14. Можно себе представить, каким громовым ударом разразилось это письмо над моим отцом и матерью (Акс.). 15. Замечено передвижение это с Нижегородской на Рязанскую, Тульскую и Калужскую дороги (Л. Т.). 16. За пустой околицей, за Донец-рекой вздрогнет и расколется полевой покой (Сурк.). 17. Поезд остановился у станции Злынка. 18. Придется ждать добрых полчаса. 19. Организация праздника проведена была и оформлена за три-четыре последних дня (Фурм.). 20. Вдали показались две высокие пальмы. 21. Захват заложников произошел в автобусе в городе Минеральные воды. 22. Полк дошел походным порядком до города Ровно (Шол.). 23. На острове Кипр можно отдыхать круглый год у моря. 24. Это случилось близ города Ниш. 25. Собрались атаманы за хутором Сестраковом. 26. Жестокие бои произошли у деревни Берестечко. 27. Детство мое прошло в местечке Ельск. 28. Намечены сроки визита в Москву президента южноамериканской республики Колумбия. 29. Всемирный экономический форум проходил на курорте Давос в Швейцарии. 30. Губернаторы штатов Нью-Йорк и Нью-Джерси, где живут много русских эмигрантов, требуют внести изменения в закон о пособиях (из газ.).

Упражнение 329. Выберите правильную форму согласования определения, а также форму единственного - множественного числа определяемого слова в следующих предложениях; мотивируйте свой выбор.





error: Контент защищен !!