Фильмы про работные дома в англии. Как появились работные дома 

Словосочетание «Работный дом» обычно вызывает в нашем сознании страшные картины, навеянные прежде всего произведениями Диккенса.

Но что на самом деле представлял собой этот общественный институт?

Информация, приведенная ниже, целиком взята с авторского сайта Питера Хиггинботама http://www.workhouses.org.uk/ , посвященного истории работных домов в Британии. На сайте огромное количество интереснейших фотографий, представляющих немалую историческую и культурную ценность.

Люди оказывались в работных домах по разным причинам. Обычно это происходило с теми, кто был слишком беден, стар или болен, чтобы самостоятельно поддерживать свое существование. Также это случалось в периоды длительной безработицы. Для незамужних беременных женщин работный дома был зачастую единственным местом, где они могли находиться до и после рождения ребенка. До появления государственных психиатрических лечебниц работные дома принимали психически больных людей, не имеющих средств к существованию.

Строго говоря, работные дома не являлись тюрьмами, и поступление в них являлось для человека в большинстве случаев добровольным, хотя и болезненным решением, так как, помимо прочего, автоматически меняло его юридический статус – до 1918 года проживающие в работных домах не имели право голосовать на выборах.

Униформа.

Изначально предполагалось, что обитатели работных домов будут сами шить одежду и обувь, однако на практике, вследствие отсутствия квалификации у работников, униформа как правило, покупалась. Обычно униформа была изготовлена из грубой материи и акцент делался на прочность и долговечность одежды, нежели на ее комфортность.

Мужская униформа состояла из толстого суконного пиджака, бриджей или брюк, полосатой хлопчатобумажной рубашки, матерчатой фуражки и ботинок.

Женская униформа состояла из верхней накидки, сшитой из грубой ткани, представлявшей собой смесь шелка, мохера и шерсти, ситцевой рубашки, нижней юбки из сермяжной (полушерстяной) ткани, полосатого льняного платья, чепца, шерстяных чулок и тканых тапочек

К 1900 году мужчины в работных домах обычно носили пиджак, брюки и жилет, на смену фуражке пришла шляпа-котелок.

В более позднее время работницы были одеты в бесформенные платья в бело-голубую полоску, длиной по щиколотки, а старые женщины носили капоры, шали и фартуки поверх платья.

Классификация и сегрегация.

С 1834 года обитатели работных домов делились на 7 групп:

Престарелые или немощные мужчины.

Крепкие работоспособные мужчины и мальчики старше 13 лет.

Подростки и дети мужского пола от 7 до 13 лет.

Престарелые или немощные женщины

Крепкие работоспособные женщины и девочки старше 16 лет.

Девочки от 7 до 16 лет.

Дети обоего пола младше 7 лет.

Каждая группа проживала на своей территории. Мужья и жены разделялись сразу же по прибытию в работный дом и подвергались строгим наказаниям даже за попытку просто поговорить друг с другом.Начиная с 1847 года супруги старше 60 лет могли подать прошение о совместном проживании в отдельной комнате. Дети моложе 7 лет могли помещаться в женском отделении и, с 1842 года, их матери допускались к ним «в разумный период времени». Родителям разрешались свидания с детьми «в определенное время каждый день»

Внутри работного дома

Работный дом представлял собою небольшое автономное поселение. Помимо мест общего пользования, таких как столовая и спальные помещения, имелись собственная пекарня, прачечная, швейные и обувные мастерские, огород и сад и даже свинарник для откорма свиней. Также там были школьные классы, ясли, лазарет для больных, часовня и покойницкая.

Попав в работный дом, человек имел в личной собственности только униформу и кровать в большой общей спальне. Кровати были сконструированы в виде деревянной или железной рамы шириной не более 2-х футов (т.е. 60 см). На кровати были положены матрасы, набитые соломой, и покрывала, одеяла и простыни ввели в обиход в 1840-х гг.

Дети часто делили одну кровать, взрослым это было запрещено.

Кроватью для бродяг служили деревянные ящики, более похожие на гробы, или даже приподнятые над полом деревянные платформы. В некоторых местах металлические рельсы служили опорой для низкобортных коек.

Уборной служила обычная выгребная яма. В спальнях обычно стояли горшки, а после 1860 года – земляные клозеты – ящики с сухой почвой, которая впоследствии использовалась как удобрение.

Раз в неделю обитатели работного дома мылись (обычно под наблюдением смотрителя- еще оскорбление достоинства) и мужчины брились.

Подъем 6 утра

Завтрак 6:30-7:00

Начало работы- 7:00

Окончание работы – 18:00

Отбой - 20:00

В зимнее время подъем был в 7 утра.

Через полчаса после сигнала, возвещавшего о побудке, Мастер или Матрона проводили перекличку в каждом отделении работного дома.

Общая молитва ежедневно читалась перед завтраком и после ужина, а церковная служба проводилась по воскресным дням, в Страстную Пятницу и на Рождество.

Правила и Устав

Одним из источников, дающих правильное представление о жизни в работном доме, является свод правил поведения, согласно которому регламентировался порядок. Правила эти вывешивались на всеобщее обозрение и зачитывались вслух, чтобы у неграмотных обитателей работного дома не было оправданий неповиновения этим правилам.

В 1847 году 233 статьи, разработанные Комиссией Закона о бедных, были объединены в Генеральный Свод Правил для работных домов, который действовал на протяжении последующих 60 лет. Так, например, согласно статьям 120 и 121 Правил обитателям работного дома строго запрещалось играть в азартные игры (карты, кости и т.п.), курить в любом помещении и иметь при себе курительные принадлежности, включая спички.

Нарушение дисциплины и наказания

После 1834 года нарушения правил в работных домах делились на 2 категории:

1. незначительные нарушения общественного порядка;

2. злостное неподчинение правилам

За нарушения первого типа полагались, как правило, сравнительно легкие наказания в виде лишения определенных видов еды (чаще всего, сыра и чая), тогда как за второй тип налагалось более серьезное взыскание вплоть до одиночного заключения в некоем подобии карцера.

Книги наказаний работных домов часто регистрируют исключительную строгость наказаний, назначаемых их обитателям.

Проступок

Наказание

Elliott, Benjamin

Пренебрегал работой

Лишить обеда, на ужин ничего кроме хлеба.

Шумел и ругался

24 часа в карцере на хлебе и воде.

Дрался в школе

Лишен сыра на неделю

Greenham, Mary and Payne, Priscella

Ссорились и дрались

Лишить мяса на одну неделю

Разбила окно

Оправлена в тюрьму на 2 месяца.

Пытался сбежать, взобрался на стену

Отказ от работы

В тюрьму на 28 дней.

Отказ от работы

Лишение сыра и чая на ужин, лишение завтрака

Soaper, Elizabeth

Употребляла бранные слова в спальне

Пыталась подбить других на неповиновение. Отказалась работать.

Заключение в тюрьму на 14 дней по решению магистрата

Как и чем питались в работном доме

Питание обитателей работного дома как правило было расписано в мельчайших подробностях.

Например, в работном доме прихода Св. Джона в 1870-х гг каждому взрослому обитателю ежедневно полагалось:

7 унций (около 200 грамм) мяса без костей,
2 унции (56 гр) масла,
4 унции (112 гр) сыра,
1 фунт (453 гр) хлеба,
3 пинты (1,7 л) пива

Дети и старики получали питание с бОльшим содержанием мясных и молочных блюд. С 1856 г. были введены особые диетические столы для детей в возрасте от 2 до 5 лет и от 5 до 7 лет. Особое питание требовалось для больных людей. Таким образом, работные ома имели дело с по меньшей мере семью видами диет, каждая из которых была тщательно рассчитана. В момент своего поступления в работный дом каждый новоприбывший прикреплялся к определенному «столу»

Основным компонентом в питании был хлеб. На завтрак он дополнялся овсяной кашей, сваренной на воде, иногда с добавлением муки. Бульон представлял собой воду, на которой было сварено мясо к обеду, иногда с несколькими луковками и брюквой. Чай – часто без молока- подавался старикам и инвалидам на завтрак. Ужин был повторением завтрака. Обед был наиболее разнообразным, хотя несколько дней в неделю это мог быть просто хлеб с сыром. Другие виды обеда могли включать следующие блюда:

· Рисовый пудинг, редко пудинг с изюмом (подавался преимущественно детям и немощным)

· Мясо и картофель, выращенный, на огороде работного дома; мясо обычно было дешевой говядиной или бараниной, иногда готовили свинину или бекон. С 1883 года в некоторых работных домах раз в неделю стали подавать к обеду рыбу.

· Суп – мясная похлебка с добавлением небольшого количества овощей и заправленная для густоты перловой крупой, рисом или овсянкой

До 1870 гг сахар был редким лакомством в работных домах. Фрукты практически отсутствовали.

Гороховый суп, 1 пинта -

Мясо (рулька или говядина) 3 унции; кости, 1 унция; горох, 2 унции; картофель и другие свежие овощи, 2 унции; сухие травы и специи; мясной бульон.

Перловый суп или мясная похлебка, 1 пинта-

мясо, 3 унции; кости, 1 унция; шотландская перловка, 2 унции; морковь, 1 унция; приправы и мясной бульон.

Похлебка, 1 пинта-

Мясной бульон, 1 пинта; перловка, 2 унции; лук-порей или репчатый, 1 унция; петрушка и приправы.

Рисовый пудинг, 1 фунт-

Рис, 3 унции; почечный жир, ½ унции; сахар ½ унции; обезжиренное (снятое) молоко, ½ пинты; специи и соль.

Мясоикартофельныйпирог-

Мука, 3½ унции; почечный или иной жир, ½ унции; сырое мясо, 3 унции; картофель 7 унций; репчатый лук, приправы и мясной бульон.

Каша-размазня, 1 пинта-

Овсянка, 2 унции; патока, ½ унции; соль и душистый перец, вода.

Овсяная каша, 1 пинта-

Овсянка, 5 унций; вода и приправы. Есть с молоком.

Чай, 10 пинт-

Чай, 1 унция; сахар, 5 унций; молоко, 1 пинта.

В больших работных домах работники обычно обедали, сидя рядами друг за другом, мужчины и женщины отдельно. В столовых находились весы, для того, чтобы взвешивать порции в тех случаях, когда работникам казалось, что их порции меньше стандартных. Как бы то ни было, практика зачастую не следовала теории и качество и количество еды, подаваемой обитателям работных домов, было, как заметил Бакстон, хуже, чем еда осужденных. В 1845 году внимание публики привлек так называемый Андоверский скандал – когда обнаружилось, что в работном доме Андовера работники, занятые измельчением костей животных, были настолько голодны, что соскабливали гниющие остатки мяса с костей и прятали часть своей «добычи», чтобы затем ее съесть.

Были нередкими случаи, когда тот или иной бедолага, покинув работный дом утром, вечером возвращался и требовал принять его обратно. Причиной подобных отлучек часто было заурядное желание выпить. Предпринимались попытки как-то урегулировать процесс: например, удлиняли срок, в который проживающий в доме должен был предупредить о своем уходе, либо не отдавали одежду, которая была собственностью работного дома.

Но, конечно, большинство оставалось в работном доме надолго. В Парламентском отчете от 1861 года говорилось о том, что 20% обитателей работных домов находились там дольше 5 лет. Большинство из них были люди старые либо страдающие различными физическими и психическими недугами в хронической форме.

Медицинское обслуживание в работных домах

Практически во всех работных домах были блоки для больных. В то же время, если не считать одного «офицера санитарной службы» , уход за больными осуществлялся представительницами женского населения работных домов, многие из которых были настолько неграмотны, что не могли прочесть название лекарства на этикетке. До 1863 года в работных домах за пределами Лондона не было ни одной квалифицированной медсестры

В 1860-х гг началось постепенное улучшение медицинского обслуживания в работных домах. Наиболее заметными фигурами были Луиза Твайнинг (Louisa Twining), Флоренс Найтингейл (Florence Nightingale), и медицинский журнал Ланцет (The Lance)t . В 1865, The Lancet начал публиковать серьезный отчет об условиях, в которых находились больные в работных домах. Описание дома Св. Георгия –Мученика (St George the Martyr) в Саутварке являлось типичным для того времени:

В результате правительство было вынуждено в 1867 г принять закон под названием Акт о городской бедноте, в котором было требование располагать в работных домах больничные блоки отдельно от мест проживания.

Еще одной серьезной проблемой для работных домов было пребывание в них венерических больных. Этих больных, как правило, не принимали в благотворительные больницы. Многие работные дома имели специальные «заразные палаты» для содержания таких пациентов.

Смерть в работном доме.

Если обитатель работного дома умирал, о его смерти сообщалось семье (если таковая имелась) и родственники при желании могли сами организовать похороны.

Если этого не случалось, организацию похорон брали на себя служители работного дома и умершего хоронили на кладбище, принадлежащем приходу, на земле которого находился данный работный дом. Немногие работные дома имели свои собственные кладбища. Погребение производилось в самом дешевом гробу в безымянной могиле, в которую могли при необходимости опустить еще несколько гробов. Поскольку в работные дома также принимались на временное поселение (до 2-х дней) бродяги, то, в случае смерти таких «временных» жильцов, по специальному закону от 1832 г., их тела, невостребованные родственниками в течение 48 часов, могли быть отданы для медицинских нужд. Как бы то ни было, все смерти обязательно регистрировались. В некоторых местах работные дома имели специальные гробы для транспортировки тел на кладбище (где их хоронили без гроба) Такой гроб имел отверстие в крышке, куда вставлялся специальный флажок, предупреждающий о наличии внутри тела.


Очень наглядная картинка, показывающая разницу в "социальной поддержке бедных" времён капитализма и Средневековья.

Вверху - современный (для 19-го века) Работный дом в Англии. Содержание бедных при "демократическом, рыночном капитализме". Тюремные условия содержания. Избиения и издевательства. Жалкая голодная пища - баланда и каша. "Поддержание дисциплины" путём заключения в карцер. Трупы умерших передаются врачам "для научных целей" (для разборки на органы).

Внизу - средневековый католический монастырь. Содержание бедных во времена страшной Инквизиции и прочих "ужасов средневекового мракобесия". Условия вполне приличные. Пища сносная - окорочок, белый хлеб, сыр, вино. "Поддержание дисциплины" путём проповеди покаяния. Умерших хоронят со всеми почестями.

Тут, конечно, сторонники чистого незамутненного капитализма воскликнут: "Так ведь сейчас таких Работных домов нет. Напротив, бедняки совсем распустились и обнаглели! Все получают огромную социальную помощь и совершенно не хотят работать! В США уже 40% живёт на социальное пособие! Юлия Латынина сказала! "
Но это временное явление. Всё идёт к тому, что жёсткое законодательство против экспроприированных, о котором тоскует Латынина и иже с ней, будет восстановлено. Раздуваемая сейчас истерия способствует подготовке к этому "общественного мнения".
Многие нормы уже вводятся: изъятие квартир за долги, изъятие детей у малоимущих семей в рамках "ювенальной юстиции" и т.п. Остаётся только вернуть формальное лишение свободы за "тунеядство".

Но и тут носитель чистого незамутненного капиталистического мировоззрения воскликнет: "Так и нам чем плохо? Мы ведь не пострадаем, если будут заключать в "спецдома" всяких нищих и бомжей, тунедцев и алкоголиков ".
Ребята, обратите внимание на слова:
"Угроза помещения в работный дом заставляла многих бедняков соглашаться на любые условия работы на фабриках, что позволяло владельцам фабрик снижать зарплату ".
И это касается всех. Ибо зарплату снизят всем. Имея бесправных рабов, работающих за минимальную плату, никто не захочет платить вам высокую зарплату только за уверения в вашей преданности "рыночному капитализму";) А постоянный рост безработицы приведёт к тому, что угроза заключения в "спецдом" будет висеть и над вчера ещё "приличными" выпускниками ВУЗов. Хотите жить в постоянном страхе, господа?

Оригинал взят у timplay в Исторические факты. Работный дом.

Рабо́тный дом (англ. workhouse) — благотворительное учреждение, созданное для оказания помощи нуждающимся и в виде помощи предоставляющее оплачиваемую работу при непременном проживании в таком доме и подчинении его внутреннему порядку. По мнению Оксфордского словаря, первый работный дом появился в Эксетере в 1652 году. В то же время есть упоминание термина в 1631: мэр Абингдона сообщает о «возведении работного дома для предоставления работы обездоленным».
Работные дома впервые появились в Англии в XVII веке и имели первоначально принудительный характер для борьбы с нищенством. Согласно законам о нищенстве, несостоятельные бедняки помещались в такие дома, где были обязаны трудиться. Внутренний порядок мало чем отличался от тюрем. Существовала система поощрений и наказаний: за нарушение дисциплины могли быть назначены дополнительные работы, также практиковались телесные наказания, карцеры, ограничения в еде. Мужчины, женщины и дети находились отдельно друг от друга. Угроза помещения в работный дом заставляла многих бедняков соглашаться на любые условия работы на фабриках, что позволяло владельцам фабрик снижать зарплату.


По закону о бедных 1834 в работные дома принудительно помещались все обращавшиеся за общественной помощью. Условия содержания в работных домах неоднократно становились причиной скандалов (например, скандал в Андовере или скандал в Хаддерсфилде). Чартисты включили требование ликвидации работных домов в петицию 1842 года.
В связи с развитием социального (в том числе пенсионного) обеспечения в XX веке система работных домов изжила себя. Они фактически превратились в дома для престарелых и инвалидов.

В 1575г. в одном из английских законодательных ак­тов , в котором речь шла «о наказании бродяг и облегчении бремени бедняков», предусматривалось строительство исправительных домов , из расчета по одному на графство. Название их стало ас­социироваться с идеей работных домов и стало синонимом их; вскоре в Англии появились до 200 работных домов под этим названием . Через несколько лет было принято решение о поддержке частной инициативы: отныне, чтобы открыть исправительным домом или «госпиталь», не требовалось официального разрешения.

Лондонский работный дом представлял из себя хорошо ох­раняемые мастерские, находившиеся под постоянным над­зором и отличавшийся тюремной дисциплиной. Мастерс­кие были под контролем ремесленных гильдий, а питание заключенных зависело от результатов их труда . Бездель­ничавших бродяг направляли на работы на рудники и пе­карни, где работа была тяжелой и требовала не квалифи­кации, а лишь физической силы. Дом вскоре столкнулся с непреодолимыми труд­ностями: безработица в Лондоне была настолько велика, что он не в состоянии был обеспечить работой всех направ­ляемых туда бродяг , отчего роль дома как карательного заведения тут же понизилась.

В начале XVII в. была предпринята тотальная реорга­низация : при исправительных домах и госпита­лях были обязательны ремесленные мастерские и мануфак­туры (мельницы, прядильни, ткацкое производство), при­носящие дополнительные средства для их содержания и дающие работу тем, кого там содержали . Право решать, кто заслуживает помещения туда, возлагалось на мирового судью. Однако данные мероприятия успеха не имели: исправительные заведения вскоре слились с тюрьмами, а в Шотландии их вообще внедрить не удалось.

Англия в период создания первых исправительных домов переживала экономический спад, поэтому их введение было неэффективно . Уже в середине XVII в. начался подъем, требовавший возможно большего привлечения рабочей силы, желатель­но дешевой, что стало мощным стимулом в организации работных (исправительных) домов.

В Голландии появились два работных дома : для мужчин - Распхёйс, где основным занятием стала обработка бразильского дерева, и для женщин и де­тей - Спинхёйс , где последние занимались прядением и шили одежду. Работа в голландских работных домах велась по группам, а труд оплачивался. Кроме того, особое время отводилось для молитв и чтения религиозных книг, а пребывание было ограничено 8-12 годами. В то же время нарушителей режима ожидали жесто­кие наказания: в том же Распхёйсе они содержались в от­дельных камерах, постоянно наполнявшихся водой. В ка­мере имелась помпа и заключенный непрерывно был за­нят работой, откачивая воду.


Голландский образец стал показательным для устрой­ства работных домов в Германии . В 1610-е гг. такие заве­дения появились в Бремене и Любеке, а затем и в ряде других городов. Здесь были сделаны попытки ввести в функциониро­вание домов некоторые рациональные начала: так, в уста­ве гамбургского работного дома отмечалось, что стоимость произведенной работы четко высчитывается, а призревае­мые получают лишь четвертую ее часть. Восемь управля­ющих составляли общий план работ. Мастер давал зада­ние каждому и в конце недели проверял, как оно выполне­но. В Германии у каждого из изоляторов возникла своя специализация.

Во Франции было создано три работных дома : для мужчин, для женщин и детей, достигших восьмилетнего возраста, и для серьез­но больных. В первых двух заключенные должны были работать с рассвета до сумерек, начиная с 5 часов утра летом и с 6 часов утра зимой. Мужчины были заняты на рудниках, в пивоварении, на лесопилках и в «других мес­тах тяжелого труда», в то время как женщины и дети шили и пряли, выделывали обувь и пуговицы и т. п. Невыпол­нявшие определенную надзирателями трудовую норму на­казывались: их дневной пищевой рацион сокращался, а при постоянных нарушениях труда они выселялись из госпи­таля и подвергались заключению в темнице. Нищим, ко­торое работали в этих госпиталях, выплачивалась лишь четверть заработка, остальное шло в пользу госпиталя. Параллельно были созданы специальные отряды стражи для борьбы с уличным нищенством с введением особого вознаграждения за поимку бродяг.

В глазах властей и посторонней публики эти госпита­ли стали при всех их противоречиях институтами благо­творительности.

В 1620-1630-е гг. ведущую роль в создании госпита­лей во Франции, получивших название «общих», стала играть тайная религиозно-политическая организация Об­щество Святого Причастия.

4 мая 1656г . был подписан специальный декрет об образовании Общего госпиталя в Париже , это было необходимо, так как число бедняков в столице достигло 40 тысяч человек.

Парижский «Общий госпиталь» стал единым органом управления для нескольких уже существовавших учреж­дений (объединил все раннее существующие приюты и госпитали). Ежегодно число заведений росло, появился исправительный дом для про­ституток , в 1666г. Одежду заключенных в заведениях Общего госпиталя составляла серая роба с ка­пюшоном, на каждом имелась эмблема госпиталя и номер. В Общий госпиталь надлежало принимать всех, кто приходил добровольно или направлялся по решению ко­ролевской либо судебной власти . Обязанности по обеспе­чению пропитания и общего надзора за призреваемыми возлагались на управляющих.

В целом, при всем многообразии моделей работных домов, нашедших свое применение в разных странах За­падной Европы, эти исправительные заведения выполня­ли две важнейшие функции:

а) изъятия из общества праз­дношатающихся и профилактики волнений и бунтов с це­лью поддержания социального мира и равновесия;

б) использования дешевой рабочей силы через предостав­ление работы людям, которых держат под замком и застав­ляют трудиться «на благо всех».

В течение всего XVII в. слышатся все более многочис­ленные призывы создавать «благотворительные школы» или «бесплатные школы для бедных». В Париже бесплатные школы были созданы в боль­шинстве католических приходов благодаря широкому при­току частных пожертвований, причем в некоторых таких школах обучали также и профессии.

Не были забыты и девочки, длительное время находивши­еся в стороне от образования. В 1646г. Луиза Белланж собрала у себя 40 девочек бедняков. Посвятили себя той же миссии и новые монашеские объе­динения: орден урсулинок «содержал школы для девочек с пансионом и без».

И тем не менее бесплатные школы так и не стали учеб­ными заведениями, предназначенными для самых низших слоев народа. С самого их основания туда потянулась до­вольно обеспеченная публика: дети ремесленников, тор­говцев, буржуа, не попавшие в традиционные школы.

Таким образом, в 16-18 вв. в странах Западной Европы начинается переход от церковной системы помощи к государственной.

Еще недавно главной фобией множества людей были посещения дантиста, и это в конце 20 века! Представить, на что был похож визит к дантисту в 18 веке - задача не для слабонервных.
Сахар предназначался для богатых, лечение зубов тоже было доступно, в основном, обеспеченным людям. Старость означала черные и гнилые зубы. Задолго до появления болеутоляющих средств применяли крепкий алкоголь. Кроме собственно дантистов, зубы рвали также цирюльники. Процедура лечения была мучительной, и это еще мягко сказано, но у пациентов не было выбора и приходилось стойко терпеть боль.
Так что в следующий раз, когда вы испытаете панику по поводу посещения стоматолога, просто будьте благодарны, что не живете в 18-м веке.

14. Ужасные условия жизни и...смерти

В 18-м веке, с началом промышленной революции, Великобритания имела все шансы стать сверхдержавой. Но Средневековье было еще где-то рядом: в деревнях жили в ветхих, сырых домах, питаясь только хлебом, горохом и репой. В бедных семьях была высокая детская смертность - многие дети умирали, не дожив до пяти лет. Кое-где в деревнях имелись школы, но в самых бедных семьях дети оставались работниками, без помощи которых семьи не могли прокормиться.
В растущих промышленных городах люди ютились в домах с мрачными и зловонными дворами; на 50 человек приходился один колодец. Многие горожане вынуждены были жить в подвалах, часто имелась одна кровать на всех членов семьи, эпидемии и болезни выкашивали целые кварталы.
На самом деле, все было настолько плохо, что даже питьевая вода часто бывала загрязнена, смещавшись с мусором и сточными водами. Кладбища переполнялись, незахороненные мертвецы никого не удивляли.

13. Работаем за еду

Бедных и богатых разделяла пропасть, хотя многие ремесленники и торговцы преуспевали.
Бедные обнищали еще больше, богатые приумножили свои состояния - разрыв между сословиями казался колоссальным.
Так называемый "Закон о бедных 1834 года", в соответствии с которым предполагалось помогать нищим, в реальности стал способом принудительно поместить в работные дома всех, кто обратился за помощью - то есть неимущих и бесправных.
Условия содержания в работных домах мало отличались от тюремного. Рассказы об ужасах работных домов попали во многие литературные произведения. Бедные направлялись на работу, им давали самую простую еду и жилье в качестве вознаграждения за труд. Тем не менее, многим эти жуткие дома спасли жизни, обеспечив кров и пищу, и предоставив элементарную медицинскую помощь.
Вообще, историю английского законодательства о бедных можно проследить еще с 1536 г., когда были введены первые акты для борьбы бродягами и попрошайками. Закон о бедных, принятый в 1834, существенно изменил старую систему законов о бедных, введя вместо прежней хаотичной системы управления новую, централизованную, с упором на создание больших работных домов. Система законов о бедных существовала вплоть до появления современного "государства всеобщего благоденствия" (welfare state) после Второй Мировой войны.

12. Все дурно пахли

Мыться в горячей воде - невероятная роскошь, мало кто мог ее себе позволить. В домах для рабочего класса, построенных до 1910-х годов, ванные вообще не были предусмотрены, как и подача горячей и холодной воды. А в аристократических кругах к водопроводу и горячей воде чуть ли не до середины XX века относились с подозрением.
Девицы, которых в 1890-х отсылали из Америки в Англию на поиски мужей-аристократов, при виде примитивных холодных ванных в английских загородных особняках приходили в ужас. Так что история ванной - такой привычной сегодня - гораздо короче, чем могло бы показаться: это не столетия, а всего лишь десятилетия.
Ванная комната, смежная со спальней, стала входить в обиход в британских домах лишь в 1980-х! А георгианская эпоха благоухала потом и смрадом: дезодоранты появятся еще нескоро, после 1880-х. Часто мыться никто не стремился, раз в неделю - это максимум, ведь приходилось прилагать недюжинные усилия, чтобы натаскать и согреть воду. Мужчины поливали себя едкими парфюмами и пахли убийственной смесью пота и духов.

11. Насекомые

К нашему ужасу и сожалению, кровососущие насекомые всегда были и будут где-то рядом с человеком. Сейчас их, конечно, не так много в наших домах, как 100 лет назад, но поверьте, они есть. Антисанитарные условия жизни способствовали повсеместному распространению клопов, блох и вшей. Хотя, в основном, это было связано с бедными кварталами, но и богатые были заражены, их прекрасные замки и дома являлись идеальной средой для насекомых. Как же они от них избавиться? В 18-м веке насекомых выжигали порохом, позже - протирали низ кроватей керосином. Самым невероятным было средство, общепринятое тогда от вшей: ртуть! Он её принимали в пищу, втирали в кожу...и умирали. Но сначала ртуть и вправду убивала вшей.

10. Дьявольская вода

Жизнь в 18-м веке была трудна и без доброго глотка горячительного мало кто обходился. Джин появился в качестве лекарства от подагры и расстройства желудка, и свободно продавался в аптеках. Будучи очень крепкой и забористой, "дьявольская вода" стала чрезвычайно популярной. Дополнительный бонус содержался в ее крайне невысокой стоимости, джин продавался на каждом шагу и был доступен всем слоям общества. Он стал напитком номер один, и его продажи превышали 10 миллионов галлонов в одном только Лондоне. Пьянство процветало и провоцировало плебс на беззакония.
Воспользовавшись низкой ценой напитка, владельцы фабрик начали использовать джин в качестве средства оплаты, и вместо того, чтобы выдавать еженедельную заработную плату деньгами, платили алкоголем. Джин быстро приобретает славу "напитка бедняков".
По мере роста своей популярности, джин терял имидж безвредного лекарства - теперь врачи утверждали, что "дьявольская вода" наделяет мужчин импотенцией, а женщин бесплодием.
На знаменитой гравюре Уильяма Хогарта "Джин-Лэйн" ("Переулок джина") 1751 года, художник показал ужасные последствия, ожидающие тех, кто злоупотребляет дешевым джином (и противопоставил их процветанию и благополучию тех, кто отдает предпочтение английскому пиву на «Пивной улице»).
Кстати, в зале заседаний Палаты общин британского парламента запрещено употребление алкоголя как депутатам, так и гостям. Единственное исключение сделано для канцлера казначейства Великобритании - он может выпивать во время ежегодного выступления перед депутатами с проектом бюджета на следующий год.

9. Поаккуратнее с косметикой

Внезапное всеобщее помешательство на моде и красоте вызвало в культуре 18-м века необходимость следовать определенным тенденциям. Новые веяния оказались гораздо опаснее, чем можно себе представить. Румяна и пудра вошли в привычный ежедневный обиход каждой женщины (конечно - богатой женщины), и рост отравления свинцом внезапно стал чрезвычайным.
Известный как "Эпоха Просвещения", 18 век заставил мужчин и женщин века принимать различные новшества, иногда заморские, и они часто плохо понимали, что именно получают.
Раскрашивая свои лица красными и белыми красками, содержащими смертоносный свинец, несчастные не понимали, от чего же их глаза слезятся, зубы гниют, а кожа чернеет. С облысением тоже боролись, натирая голову средствами с огромным количеством свинца, и смерть от заражения свинцом были частым явлением.
Да, буквально - гибли за красоту!

8. Домашнее насилие и продажа жены - как единственный способ развестись с ней

На протяжении 18-го века насилие в семье было широко распространено. Мужьям юридически разрешалось бить своих жен, этот акт насилия был признан необходимой мерой для «исправления» их поведения. Но не волнуйтесь, побои были разрешены только "в умеренных количествах", и только если жены действительно "шалят". Фактически же не имея каких-либо прав, женщины были вынуждены просто смириться с таким положением вещей, тогда как мужчины вели себя как хотели.
На самом деле, мужчины не только били своих жен, но и продавали их. Это была обычная история в 18 веке.
К примеру, Томас Харди изобразил этот дикий обычай в своем романе "Мэр Кэстербриджа": там главный герой продаёт свою жену, и потом этот поступок не даёт ему покоя всю жизнь, а в конечном счёте приводит к его смерти.
Вообще, продажа жены была единственным способом прекращения неудачного брака, и имела место "по взаимному согласию". Обычай начал формироваться в конце XVII века, когда развестись было практически невозможно (только богатые аристократы могли себе позволить этот долгий и дорогой процесс).
Приведя жену за поводок на шее, руке или талии, муж устраивал публичный аукцион и отдавал жену тому, кто предложит за неё наивысшую цену.
Известны случаи, когда местные уполномоченные по Закону о бедных заставляли мужчин отказываться от содержания семьи на территории работного дома и продавать своих жён. Продажа жён сохранялась в той или иной форме до начала XX века!
Некая женщина, давшая показания в полицейском суде Лидса в 1913 году, заявляла, что была продана одному из коллег мужа за фунт стерлингов. Это одно из последних сообщений о случаях продажи жен в Англии.

7. Туалет в доме - роскошь

Дома в тот период времени дурно пахли естественными выделениями человека. Канализации не было, и большинство облегчались в горшок, содержимое которого выливалась прямо за окно. Хотя унитаз со смывной системой и был изобретен в 1596 году, но идея странным образом не прижилась. Очевидно, что все отдавали предпочтение обычному горшку. Тем не менее, в 1775 году эта идея возродилась, на этот раз с лучшим дизайном. Предназначенный для самых богатых и знаменитых, туалет со смывом стал предметом роскоши и гордости. Гораздо более утонченный, чем ночной горшок, он стал для богатых внезапным ключом к комфорту и неприкосновенности частной жизни. Тем не менее, для бедных слоев населения, ничего не изменилось - горшок был в фаворе еще долгие годы.
И еще полстолетия спустя, путешествуя по улицам Лондона, нужно успеть ловко увернуться от испражнений и нечистот, которые могли быть выплеснуты через любое окно прямо вам на голову.
В Эдинбурге существовал обычай: перед опорожнением горшка служанка кричала в темноту: «Берегись воды!» «Придержи руки!» – вторил ей прохожий и поскорей убегал.
А Джонатан Свифт наставлял свою служанку так: «Никогда не опустошай ночные горшки, пока они достаточно не наполнятся. Если это случилось ночью, вытряхни их на улицу, если утром – то в сад, иначе ты замучаешься бегать с чердака или верхнего этажа вниз и обратно, и никогда не мой горшок никакой другой жидкостью, кроме той, что уже в ней находится, ведь какая уважающая себя девушка станет плескаться в чужой моче?»

6. Опасные условия работы

Все больше и больше людей приходили в города и начинали работать на заводах, получая новую городскую жизнь и жестокие условия. Фабриканты и состоятельные хозяева были полны решимости получить столько денег, сколько возможно, независимо условий, в которых приходилось трудятся их рабочим - а условия иногда были шокирующими.

Обычная продолжительность рабочего дня составляла 16 часов, и эти смены без перерывов и без отдыха приносили грошовую заработную плату. Типичный заработок за неделю составлял около 1 фунта, женщины получали половину, а дети - еще меньше. Да, дети тоже работали, в тех же жутких условиях. Но никто не роптал и не жаловался, потому что другой работы было не найти, а уволить могли моментально и без предупреждения.

5. Пираты 18 века

Золотой век пиратства пришелся на начало 1700-х годов, и пиратство повлекло целый ряд мифов и легенд, романтика которых до сих пор очаровывает многих.
Когда моряки из Европы были освобождены от своих обязанностей после войны за испанское наследство, моря внезапно наполнился обученными и безработными мореплавателями, которые искали денег и приключений. Большинство из них объединились и обратились к пиратству.
Работорговля шла через Атлантический океан, через морские пути, изобилующие богатством со всего земного шара, где встречались большие лодки, часто огромные и дорогие. В 18 веке появились всемирно известные пираты - кумиры мальчишек Альбиона.
Угасая ближе к началу викторианской эпохи, пиратство осталось в прошлом. Тем не менее, с недавних пор они снова начали появляться, и в 21 веке им не хватает только былой романтики, деревянной ноги и попугая на плечо.

4. Спасибо, доктор, не надо!

Хирурги долго не признавались врачами, официальная медицина упорно сопротивлялась признанию равноправия хирургов, в университеты они не допускались. Хирургия Западной Европы не знала научных методов обезболивания до середины XIX в., и все операции в средние века причиняли жесточайшие мучения пациентам. Также не имелось верных представлений о раневой инфекции и методах обеззараживания ран, и 90% операций в средневековой Европе заканчивалось гибелью больного в результате сепсиса.

По мнению Джона Хантера, который сегодня считается отцом современной хирургии, уже имелось много неплохих больниц и в целом георгианская медицина была на подъеме. Тем не менее, различные заболевания, которые привозили легионеры и путешественники в Британию из-за рубежа, медицина, к сожалению, не могла побороть должным образом. Особенно когда дело доходило до лечения новых и экзотических болезней. Многие виды врачевания еще оставались варварскими. Способы ампутации, например, говорят о 18-м веке как о не таком уж прогрессивном периоде, как некоторые хотели бы верить.

3. Весьма спорная система правосудия

В XVIII веке повысилась эффективность расследования преступлений, а в 1750 году создана профессиональная полиция - Bow Street Runnerss. Наказания за преступления были довольно суровыми, и смертная казнь присуждалась даже за самые незначительные проступки. В Лондоне были распространены публичные повешения, которые пользовались огромной популярностью и собирали толпы народа.

Пойманый с поличным преступник немедленно привлекался к ответственности. При отсутствии всякого расследования, наказанием часто оказывалась смерть, в 1799 году в Лондоне было 200 смертных приговоров! Казни проходили и на городских площадях, и в Тауэре, старинной лондонской тюрьме.

В 1747 году на Тауэрском холме произошло последнее обезглавливание. А последней жертвой, казненной в стенах крепости, стал Йозеф Якобс, обвиненный в шпионаже и расстрелянный в августе 1941 года. Последними заключёнными Тауэра стали гангстеры, близнецы Крэй в 1952 году. Сейчас Тауэр - один из самых колоритных музеев Лондона.

2. Антисанитария в интимной сфере

После мрачного Средневековья, подавлявшего сексуальность в любом виде, 18 век явил Англии своего рода сексуальную революцию. Поворот в общественном сознании заключался в том, что сам акт любви стал более распространенным и менее осуждаемым занятием, причем речь шла не только о супружеских парах, но и о не состоящих в браке.
Тем не менее, это все еще не было ложе из лепестков роз, а принимая во внимание чрезвычайное распространение проституции, особенно в крупных городах, венерические заболевания стали настоящим проклятием эпохи - болели буквально все.
Женщины по-прежнему рассматривались как граждане второго сорта, и каждый мужчина мог настоять на сексе с любой незнатной женщиной без особенных последствий для себя.
Если мы вспомним о серьезных проблемах с личной гигиеной, то вообще становится удивительно, что население Британии в тот период не вымерло из-за повсеместной антисанитарии, которая царила в каждой спальне Королевства- и господской, и прислуги.

1. Неаппетитные пищевые привычки

Англия имела дурную репутацию, когда речь заходила о деликатесах. Сегодня в это сложно поверить, но традиционная кухня Британии 18 века - крайне неаппетитная штука. Огромные куски некачественного, плохо прожаренного мяса составляли основной рацион состоятельной публики. Беднота питалась требухой и отбросами с барского стола. От супов и салатов до выпечки и рыбы, стандарт георгианской пищи был предельно прост.
Если вас заинтересовал быт и нравы георгианской и викторианской Англии, не поленитесь, отыщите книгу Эммы Донахью "Падшая женщина". Действие романа происходит в Лондоне в середине 18 века. Через призму рассказа о драматической судьбе одной из лондонских бедных женщин, Донахью дает полный и исторически точный срез эпохи, во всех ее жестоких подробностях.


ВВЕДЕНИЕ
Общепринято, что человек, чтобы жить – должен трудиться, добывать или производить. Но постепенное социальное расслоение привело к тому, что появился слой людей, имеющих средства, освобождавшие их от необходимости и соответственно обязанности трудиться. В каком - то обществе это разрешалось, в каком - то – нет, наоборот, каралось ссылкой, конфискацией имущества, но так или иначе прецедент имел место, и возникла проблема обязательности труда.
В истории всегда были люди, так или иначе, уклонявшиеся от труда (но при этом не имевшие собственных средств к существованию): нищие, попрошайки, приживалы, паломники и пр. И общество должно было как-то решать проблему их обеспечения.
На протяжении человеческой истории государство и церковь пытались решать острые социальные проблемы, такие как нищенство, бедность и безработица. Бедность и ее крайняя форма проявления – нищенство, требующие обязательного общественного вспомоществования, не связывались с понятиями ответственности людей за свое положение. Появление экономического человека и соответственно экономического сознания стали символами процесса индустриализации. На смену традиционному обществу пришло индустриальное: открытое и мобильное, а вместе с ним армия людей без земли, без сеньора, без куска хлеба, с которыми что-то надо было делать. Постепенно меняется восприятие общественным сознанием «бедняка». Бедные начинают отождествляться с опасными классами. Бедняк и нищий становятся синонимами бездельника и бродяги.
Одно из решений проблемы бедности было найдено и связано с так называемыми «работными домами». Работные дома как таковые давно ушли в прошлое. Однако далеко не решены проблемы бродяжничества, нищенствования, нежелания работать.
Объектом исследования в курсовой работе являются английские работные дома.
Предметом исследования в курсовой работе являются функции и деятельность английских работных домов.
Целью курсовой работы является изучение английских работных домов, а именно рассмотрение понятия, функций, деятельности, а также влияния работных домов на социальные проблемы того времени (нищенство, бродяжничество, безработицу).
Для достижения цели курсовой работы были определены следующие задачи:
      рассмотреть понятие и функции английских работных домов;
      проанализировать деятельность английских работных домов;
      определить результаты деятельности английских домов.

СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТНЫХ ДОМОВ
С развитием общества и с развитием индустриализации появляется новая социальная политика по отношению к нуждающимся слоям населения. Она включала в себя два элемента:
      стремление трудоустроить «здоровых» бедняков и бродяг, подкрепленное репрессиями;
      организация централизованной системы помощи.
Самым главным проектом в социальной политике стал проект создания системы работных домов для здоровых нищих. Первенствующая роль здесь принадлежит работному дому Бридвел в Лондоне, создание которого стало результатом экспериментов английской социальной политики, пришедшей к выводу, что труд под страхом наказания явится наиболее эффективным путем искоренения нищенства. В 1552 г. Специальная комиссия, созванная Эдуардом VI и лондонским епископом Николасом Ридли сформировала цели политики помощи в Лондоне: бродяги, бездельники и «паразиты» должны быть помещены в poorhouses, где будет строжайший трудовой режим. К 1557 г. такой дом был открыт в Бридвеле, бывшей резиденции Генриха VIII 1 .
Лондонский Бридвел представлял из себя хорошо охраняемые мастерские, находившиеся под постоянным надзором и отличавшиеся тюремной дисциплиной. Мастерские были под контролем ремесленных гильдий, а питание заключенных зависело от результатов их труда. Бездельничавших бродяг отправляли на работы на рудники и пекарни, где работа была тяжелой и требовала не квалификации, а лишь физической силы.
Бридвел вскоре столкнулся с непреодолимыми трудностями: безработица в Лондоне была настолько велика, что он не в состоянии был обеспечить работой всех направляемых туда бродяг, отчего роль дома как карательного заведения тут же понизилась.
В результате идея Бридвела в плане приучения бродяг к честному труду провалилась, что прояснило, однако, важную вещь: проблема предоставления работы всегда тесно связана с состоянием рынка рабочей силы 2 .
Англия в период создания первых исправительных домов переживала экономический спад. В Акте 1610 г. предполагалось иметь при них мельницы, ткацкие и чесальные мастерские, дабы не оставить пансионеров без дела. В 1630 г. по указу британского короля была создана специальная комиссия для контроля за неукоснительным соблюдением законов о бедных. В том же году появился целый ряд распоряжения комиссии: в частности, предписывалось привлекать к ответственности попрошаек и бродяг, а также всех тех, «кто коснеет в праздности и не желает трудиться за разумную плату либо расточает все деньги свои в кабаках». Всех их следовало отправлять в исправительные дома.
Уже в середине XVII в. начался подъем, требовавший возможно большего привлечения рабочей силы, желательно дешевой, что стало мощным стимулом в организации работных (исправительных) домов. Так, один их организаторов работных домов в Англии сэр Мэтью Хейл писал в начале 1660-х гг., что помогать искоренению нищеты есть «для нас, англичан, задача в высшей степени необходимая и наш первейший христианский долг»; обязанность же эта должна быть возложена на судейских чиновников, которые поделят каждое графство на части, объединят соседние приходы и организуют дома для принудительных домов. «Тогда никто не станет просить подаяния и не найдется человека столь ничтожного и общественной пагубы жаждущего, чтобы подавать нищим милостыню и поощрять их» 3 .
Несколько иначе понималась идея создания работных домов в других странах Европы. Так, в 1587 г. голландский гуманист Дирк Вокертс Коорнхерт опубликовал трактат, в котором отмечалось, что новая социальная политика должна сочетать в себе элементы как наказания и принудительного труда, так и минимума свободы. Вскоре в Амстердаме появились два работных дома: для мужчин – Распхёйс, где основным занятием стала обработка бразильского дерева, и для женщин и детей – Спинхёйс, где последние занимались прядением и шили одежду. Работа в голландских работных домах велась по группам, а труд оплачивался. Кроме того, особое время отводилось для молитв и чтения религиозных книг, а пребывание было ограничено 8 – 12 годами.
В то же время нарушителей режима ожидали жестокие наказания: в том же Распхёйсе они содержались в отдельных камерах, постоянно наполнявшихся водой. В камере имелась помпа и заключенный был непрерывно занят работой, откачивая воду.
Голландский образец стал показательным для устройства работных домов в Германии. В 1610-е гг. такие заведения появились в Бремене и Любеке, а затем и в ряде других городов: в Гамбурге (1620), Базеле (1667), Бреслау (1668), Франкфурте (1684), Шпандау (1684), Кенигсберге (1691), Лейпциге (1701), Халле (1717), Касселе (1720), Бриге и Оснабрюке (1756), Торгау (1771) 4 .
Здесь были сделаны попытки ввести в функционирование домов некоторые рациональные начала: так, в уставе гамбургского работного дома отмечалось, что стоимость произведенной работы четко высчитывается, а призреваемые получают лишь четвертую ее часть. Восемь управляющих составляли общий план работ. Мастер давал задание каждому и в конце недели проверял, как оно выполнено. В Германии у каждого из изоляторов возникла своя специализация: пряли в основном в Бремене, Брауншвейге, Мюнхене, Бреслау, Берлине; ткали – в Ганновере. В Бремене и Гамбурге мужчины зачищали доски; в Нюрнберге – шлифовали оптические линзы; в Майнце – мололи муку 5 .
Различные формы, которые принимала политика изоляции, наказания и «перевоспитания через труд», зависели от социального и культурного контекста. И здесь наиболее яркий пример продемонстрировала католическая Франция, где внедрение новой трудовой этики также оказало существенное влияние на дальнейшее развитие страны.
Первые попытки изолировать бедноту в Париже предпринимаются еще в начале XVII в., в правление Марии Медичи, когда для этой цели создается три госпиталя. Осенью 1611 г. специальным декретом запрещалось просить милостыню в Париже, а нищим предписывалось немедленно найти себе работу или явиться на работы в один из госпиталей. Улицы Парижа оказались под постоянным наблюдением полиции и, в конце концов, голод погнал нищих в госпитали. Через 6 недель там оказалось около 800 человек, а к 1616 г. – 2200 человек. Женщины, продолжавшие просить подаяния, подвергались публичной порке и бритью головы, мужчины заключались в тюрьму; подавать милостыню запрещалось под угрозой строгого наказания.
Было создано три госпиталя: для мужчин, для женщин, и детей, достигших восьмилетнего возраста, и для серьезно больных. В первых двух заключенные должны были работать с рассвета до сумерек, начиная с 5 часов утра летом и с 6 часов утра зимой. Мужчины были заняты на рудниках, в пивоварении, на лесопилках и «в других местах тяжелого труда», в то время как дети и женщины шили и пряли, выделывали обувь и пуговицы и т.п. Не выполнявшие определенную надзирателями трудовую норму наказывались: их дневной пищевой рацион сокращался, а при постоянных нарушениях труда они выселялись из госпиталя и подвергались заключению в темнице. Нищим, которые работали в этих госпиталях, выплачивалась лишь четверть заработка, остальное шло в пользу госпиталя. Параллельно были созданы специальные отряды стражи для борьбы с уличным нищенством с введением особого вознаграждения за поимку бродяг 6 .
В глазах властей и посторонней публики эти госпитали стали при всех их противоречиях институтами благотворительности. Помещение туда виделось как своего рода привилегия для парижских бедняков, так как «чужим нищим» грозило только изгнание. Первый параграф статута о госпиталях проводил четкую грань между теми нищими, которые были уроженцами Парижа и должны были быть помещены в госпитали, и всеми остальными, подлежащими наказанию и изгнанию. В то же время переселение из госпиталя означало перемещение из одной тюрьмы в другую, худшую – тюрьму Шатле 7 .
Под необходимость организации госпиталей подводилось и соответствующее идеологическое обоснование: в частности, утверждалось, что они предназначены для того, чтобы, с одной – предоставить бедноте возможность трудиться, а с другой стороны, дать необходимое религиозное наставление. Тем самым полицейское принуждение и репрессии оправдывались чувствами христианской благотворительности, тем, что они помогут беднякам научить жить честно.
В 1620 – 1630-е гг. ведущую роль в создании госпиталей во Франции, получивших название «общих», стала играть тайная религиозно-политическая организация Общество Святого Причастия. Опыт Парижа вскоре был распространен и на другие города. Так, в 1647 г. появился план создания общего госпиталя в Тулузе, куда помещались все без исключения нищие, включая маленьких детей, и где все обязаны были трудиться; просить же милостыню было запрещено. Эффект от нововведений оказался крайне противоречивым: с одной стороны, повысилась эффективность оказывавшейся помощи при снижении размеров подаваемой милостыни, а с другой стороны, выросла опасность бунтов бедноты во времена выступлений политической оппозиции (так называемой фронды) 8 .
И все же наивысшим достижением стало создание Общего госпиталя в Париже. 4 мая 1656 г. был подписан специальный декрет об его образовании. При этом учитывались как предыдущий опыт сознания таких госпиталей, так и ситуация, сложившаяся к тому времени во французской столице. Так, парижский хронист Генри Саваль утверждал, что число бедняков в Париже достигло 40 тысяч человек. В этих условиях Общество Святого Причастия организовало раздачу милостыни и обязало местные католические братства и благотворительные организации оказывать постоянную помощь бедноте в своих приходах. Параллельно была создана специальная полиция, арестовывавшая нищих и бродяг. Нищенство запрещалось под угрозой порки и отправкой на галеры 9 .
Парижский «Общий госпиталь» стал единым органом управления для нескольких уже существовавших учреждений, в том числе в состав госпиталя вошли «дом и госпиталь Сострадания, большой и малый, с богадельнею, дом и госпиталь Сципиона, дом мыловаренного завода, со всеми владениями, садами, домами и постройками к ним прилегающим». Сюда же были включены приют для инвалидов войны, госпитали Сальпетриер и Бисетр и др. Все эти заведения отводились для бедняков Парижа «обоего пола, всякого возраста и происхождения, любого звания и состояния, каковы бы они ни были, здоровые либо увечные, больные либо выздоравливающие, излечимые либо неизлечимые» 10 .
Итак, огромные богодельни-тюрьмы и работные дома становятся во второй половине XVII в. символом новой эпохи и находят повсеместное распространение. Актом от 1670 г. идея работных домов была вновь реанимирована в Англии в виде создания так называемых workhouses – работных домов. В 1697 г. первый работный дом появился в Бристоле, в 1703 г. – в Вустере и Дублине, затем аналогичные дома появились в Плимуте, Норидже, Гулле, Эксетере. К началу XVIII в. их число уже достигло 126, а в середине века было 200 работных домов. Большую часть продукции домов составило текстильное производство, в основном прядение шерсти. Так, в уставе бристольского работного дома было записано: « Бедняки обоего пола и любого возраста могут трепать пеньку, прясть и аппретировать лен, чесать и прясть шерсть». В Вустере возникла мастерская для детей, где изготовляли ткань и одежду. Наконец, специальный закон 1723 г. разрешил местным приходам ограничивать помощь тем беднякам, которые отказываются работать в таких домах 11 .
Таким образом, борьба с показной бедностью, ленью и аморальностью посредством полицейских и административных мер привела в XVII в. к созданию системы работных домов.

АНГЛИЙСКИЕ РАБОТНЫЕ ДОМА. ПОНЯТИЕ
Работные дома (Workhouses) - приюты для бедняков в Англии 17-19 вв 12 . Впервые появились в XVII в. Широкое развитие получили в силу "Закона о бедных" 1834, упразднившего систему выплаты приходами пособий по бедности. По этому закону 15 тыс. приходов Англии и Уэльса были сгруппированы в несколько сот "союзов", каждый из которых был обязан содержать один работный дом. В работные дома отправлялись бедняки, не имеющие средств к существованию. Система работных домов сократила расходы имущих классов на оказание помощи пауперам, так как добровольно в работные дома шли лишь беспомощные старики и инвалиды. В связи с развитием социального обеспечения в Англии в XX в. система работных домов изжила себя. Парламент законодательным постановлением 1597 г. сформулировал постановление о бедняках и бродягах, действовавшее до 1814 г., а в 1834 г. был принят новый «Закон о бедных», предусматривавший упразднение системы выплаты приходами соответствующих пособий по бедности. Средства приходов направлялись на содержание работных домов, куда по-прежнему направлялись бедняки, не имевшие необходимых средств для существования.
Содержание в работных домах мало отличались от тюремных. Антисанитария, тяжелый каждодневный труд, зверства надзирателей стали характерным явлением для работных домов. Не случайно их прозвали «бастилиями для бедных». Сама угроза помещения в работные дома была направлена на устрашение рабочих, которые были вынуждены соглашаться на любые условия работы на фабриках и заводах, и, тем самым, заметно понижала заработную плату. Движения низов, нередко, были направлены и против работных домов, которые их или разрушали или мешали возводить новые. Таким образом, принудительный труд существовал в передовой капиталистической стране в течение нескольких сотен лет 13 .
ФУНКЦИИ РАБОТНЫХ ДОМОВ И РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В целом, при всем многообразии работных домов, нашедших свое применение в разных странах Западной Европы, эти исправительные заведения выполняли две важнейшие функции:

    изъятия из общества праздношатающихся и профилактики волнений и бунтов с целью поддержания социального мира и равновесия;
    использования дешевой рабочей силы через предоставление работы людям, которых держат под замком и заставляют трудиться «на благо всех».
Определенные итоги господства «трудового начала» в сфере призрения были подведены во второй половине XVIII в., когда силу набирала эра Просвещения, а человек вновь возвращал себе свою ценность. С функциональной точки зрения создание домов - изоляторов оказалось мерой неудачной.
Во-первых, появление работных домов в штыки было встречено предпринимателями, владельцами мануфактур. Так, Даниель Дефо писал, что работные дома, используя дешевую рабочую силу, лишь плодили бедняков в своем окружении. «Это значит отдать одному хлеб, отобранный у другого, посадить бродягу на место честного человека и заставить последнего подыскивать себе другую работу, чтобы прокормить семью», - Д. Дефо.
Принимая безработных и нищих, работные дома лишь маскировали растущие проблемы и в некоторой степени позволяли избежать политических волнений. Распределяя безработных по принудительным мастерским, эти дома способствовали росту безработицы в прилегающих регионах или в соответствующих отраслях экономики. Не смогли влиять работные дома и на понижение рыночных цен, так как последняя учитывала и затраты на содержание пансионеров. Попытки же реформирования работных домов в обычные мануфактуры не увенчались успехом 14 .
Во-вторых, труд заключенных в работных домах был непроизводителен. Об этом свидетельствовал доклад специальной комиссии, созданной в Париже в 1781 г., когда группы заключенных Общего госпиталя стали использоваться для подъема воды (вместо лошадей): «Что за причина понудила найти для них столь странное занятие? Только ли экономия, или то было единственно необходимость хоть чем-то занять узников? Если то была лишь необходимость занять людей каким-либо делом, то уместнее было приставить их к работе более полезной и для них самих, и для госпиталя. Если же причина кроется в экономии, то ни малейшей экономии мы в том не усматриваем».
В 1790 г. в отчете Дома Сострадания отмечалось, что были перепробованы «все виды мануфактур, какие только может предложить столица. В конце концов, почти уже отчаявшись, остановились на плетении силков как на занятии менее разорительном» 15 .
В-третьих, в числе обитателей работных домов оказывались люди различных категорий призреваемых. Так, в 1737 г. в Бисетре попытались провести рациональное распределение подопечных по пяти службам:
      смирительный дом, темницы и тюремные камеры для тех, кто был задержан по тайному королевскому повелению (то есть королевские «пансионеры»);
      помещения для «хороших» бедняков;
      помещения для взрослых паралитиков;
      помещения для сумасшедших и безумцев;
      помещения для венерических больных, выздоравливающих и детей, родившихся в исправительном доме.
В регистрационных списках германских работных домов выделялись следующие категории: «развратник», «слабоумный», «мот», «калека», «помешанный в уме», «вольнодумец», «неблагодарный сын», «отец-расточитель», «проститутка», «умалишенный». И никакого намека, чем одна категория отличается от другой. Налицо полнейшее единообразие, а главное условие содержания в доме – изоляция от общества 16 .
Так, в числе обитателей Общего госпиталя находились и больные, страдавшие венерическими заболеваниями. Камеры с ними были переполнены: в Бисетре в 1781 г. на 138 мужчин приходилось 60 коек; в Сострадании на 224 женщины – 125 коек. Помещали в смирительные дома и сумасшедших, но в отношении их никакого лечения не предусматривалось. Так, врач Оден Рувьер в конце XVIII в. отмечал: « Мальчик десяти-двенадцати лет, каковой попадает в заведение это из-за нервических припадков, сочтенных эпилептическими, находясь среди настоящих эпилептиков, перенимает болезнь, которой прежде у него не было, и не имеет на долгом жизненном пути иной надежды на излечение, кроме той, какую доставляют ему усилия собственного его естества, далеко не всегда достаточные».
Немаловажным здесь становилось и то, что отсутствовала связь между репрессиями и благотворительностью, практиковавшихся в госпиталях, а именно стиралась грань между профессиональным нищенством, подлежавшим наказанию, и остальной беднотой, которой должна оказываться помощь или быть предоставлена работа. Беднякам должна быть представлена свобода обучаться честному труду, а принудительный труд в госпитале должен был занять резервное место в качестве орудия наказания 17 .
Но не следует оценивать значение создания работных домов лишь с точки зрения их функционирования. Не случайно на воротах гамбургского работного дома был начертан своеобразный девиз: «Labore nutrior, labore plector» («Трудясь, я получаю пищу, трудясь, я наказываю себя»). В 1667 г. на дверях Спинхёйса в Амстердаме было написано: «Не бойся! Я не мщу безнравственным; я вынуждаю доброту. Моя рука тяжела, но мое сердце полно любви». Эти девизы отразили новую реальность, характерную для стран, вступивших на путь раннебуржуазного развития. Концентрация и изоляция бедноты в работных домах стали реальным проявлением трудовой этики и новой карательной доктрины: минимум свободы и максимум работы, совмещенные с политикой перевоспитания через труд.
Политика изоляции в целом имела большое влияние на эволюцию современного общества в Европе. Сочетание благотворительности и политики репрессией оформило трудовую этику. Труд, как протестантские, так и католические, как аграрные, так и сравнительно экономически развитые страны толкнул на путь индустриальной революции, стал формой социального обучения путем адаптации людей к новым структурам экономической жизни. Сочетание же тюрьмы и мануфактуры создало базу для функционирования современной фабрики, с ее дисциплиной, строгими правилами и организацией работы 18 .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одно из решений проблемы бедности было найдено и связано с так называемыми «работными домами». Работные дома - приюты для бедняков в Англии.
Эти исправительные заведения выполняли две важнейшие функции: изъятия из общества праздношатающихся и профилактики волнений и бунтов с целью поддержания социального мира и равновесия; использования дешевой рабочей силы через предоставление работы людям, которых держат под замком и заставляют трудиться «на благо всех».
Введение практики работных домов в Англии XIX в. – серьезное социально-экономическое и социально-политическое решение. Поланьи дает негативную характеристику этой системе фактически принудительного трудоустройства бедняков, их вынужденного обращения в работные дома и унизительного образа жизни. «Благопристойность и самоуважение, выработанные столетиями размеренной, добропорядочной жизни, быстро улетучивались среди разношерстного сброда обитателей работного дома, где человек должен был остерегаться, как бы его не сочли более в материальном смысле благополучным, чем его соседи».
Й.А Шумпетер следующим образом трактует введение поправок к Закону о бедных: «Следует четко различать два аспекта этого акта. С одной стороны, он значительно улучшил административный механизм выдачи пособия бедным и отменил многое из того, что и сейчас могло бы рассматриваться как злоупотребление. С другой стороны, он ограничил помощь беднякам их содержанием в работных домах и в принципе запретил выдачу пособия тем, кто в них не живет; идея заключалась в том, что нельзя обрекать на голодную смерть трудоспособного безработного, пребывающего в нужде, но содержать его следует в полутюремных условиях».
Работные дома в Англии представили истории реальную попытку в рамках государственной политики (а не локальной благотворительной помощи) решения проблемы бедности, бродяжничества и трудоустройства.
Поланьи рассматривает социально- политическую концепцию введения работных домов, сопоставляя ее с социальными трудовыми утопиями Оуэна, идеями Бентама. Ни в одной европейской стране, кроме Англии, не было столь негативного опыта введения подобных учреждений. Именно в Англии бедняку, стоящему на грани голодной смерти, был предложен выбор между отсутствием какой бы то ни было помощи и помещением в работный дом, где насаждались совершенно невыносимые условия существования.
С функциональной точки зрения создание домов - изоляторов оказалось мерой неудачной. Во-первых, появление работных домов в штыки было встречено предпринимателями, владельцами мануфактур. Во-вторых, труд заключенных в работных домах был непроизводителен. В-третьих, в числе обитателей работных домов оказывались люди различных категорий призреваемых.
Работные дома как таковые давно ушли в прошлое. Однако далеко не решены проблемы бродяжничества, нищенствования, нежелания работать.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Алпатов,В. Черная книга капитализма / В.Алпатов, В.Гросул, А.Донченко. – М.: ИТРК, 2007. – 216 с.
Кузьмин, К.В. История социальной работы за рубежом и в России: учеб. пособие для вузов/К.В. Кузьмин, Б.А. Сутырин. – М.: «Академический проект.Трикста», 2002. – 480 с.
Мортон А. Л. История английского рабочего движения / Мортон А. Л., Тэйт Дж., пер. с англ., М.: Иностранная литература,1959. – 420 с.
Поланьи К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени, СПб.: Алетейя, 2002. – 314 с.
Сидорина, Т.Ю. Общественные науки и современность /Сидорина Т.Ю. Человек и его работа: из прошлого в информационную эпоху. – 2007. - № 3. – с.32 – 43.
Смирнов, С.Н. Социальная политика: учеб. пособие для вузов/ Смирнов С.Н., Сидорина Т.Ю. – М.: ГУ ВШЭ, 2004. – 431 с.
Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. Под ред. Е. М. Жукова. 1963. – 516 с.
Штокмар,В.В. История Англии в средние века. – Л.: Алетейя, 1980. – 218 с.
Шумпетер,Й.А. История экономического анализа: Пер. с англ. под ред. В.С. Автономова. СПб: Экономическая школа, 2001. – 504 с.
Энгельс Ф., Положение рабочего класса в Англии /К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 2, 512 с.
и т.д.................





error: Контент защищен !!