Мировой океан колыбель жизни так как. Мировой океан-колыбель жизни план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Наука утверждает, что мировой океан - это колыбель жизни на нашей планете. Однако, по необъяснимой причине, именно океан остается для человека самой загадочной и враждебной средой. Гигантские волны, рожденные полным штилем, смывают с лица земли целые континенты. Непознанные наукой подводные объекты по-хозяйски вмешиваются в нашу повседневную жизнь. Подводные города, оставленные своими таинственными обитателями много тысяч лет назад, поражают своей красотой и совершенством. И почти ежедневно мировой океан собирает свою смертельную дань человеческими жизнями, не оставляя шанса объяснить, во имя чего эти великие жертвы. Группа европейских ученых заинтересовалась рассказом о волнах-убийцах единственного выжившего матроса при таинственном исчезновении четырех российских кораблей с экипажами, и выяснила, что такое явление действительно существует. В рамках программы «Максимальная волна» радарные спутники европейского космического агентства исследовали поверхность мирового океана, и получили сенсационный результат. Только за три недели наблюдений спутники зафиксировали около десятка одиноких гигантских волн, которые возникали как будто ниоткуда, и горе было тем кораблям, которые оказывались у них на пути. Военные корабли НАТО неоднократно фиксировали подобные гигантские волны. Волны убийцы высотой до 30 метров возникают за считанные секунды даже в полнейший штиль, а затем так же быстро исчезают, уничтожив все, что попалось им на пути. Объяснить феномен блуждающих волн ученые не могут до сих пор, но все сходятся во мнении, что их появление результат каких-то мощных непознанных процессов, которые происходят в глубине океана. Что это за процессы, и кто гонит эту гигантскую волну неизвестно. Впрочем, гигантские волны убийцы тоже не дают ответ на таинственные исчезновения, и что заставляет моряков в панике бросаться за борт и расставаться с жизнью. Гигантская волна убийца уничтожает и судно, и моряков, но тогда как объяснить многочисленные случаи, когда корабль остается совершенно целым, даже чай в кают-компании не расплескивается, а люди таинственно исчезают. Первым научное объяснение этого мистического явления попробовал дать в 1937 году известный советский гидрофизик, академик В. Шулейкин. Якобы во всем виновато загадочное явление «Голос моря». Это такой гул, который человек не слышит, причем, достигает он 7 Гц, - это частота страха, это частота землетрясения. Перед землетрясением, сейсмодатчики тоже фиксируют инфразвук как издает голос моря - 7-7,3 Гц. Во время экспедиции гидрографического судна «Таймыр» по Карскому морю в 1937 году, Шулейкин работал с метеозондом. Это беспилотный аэростат для изучения атмосферы, заполненный гелием. На нем подвешивается контейнер с аппаратурой. Снарядив зонд, академик должен был его выпустить из рук, но замешкался, и чтобы уберечь его от внезапного порыва ветра Шулейкин на мгновение прижал его к себе. В это мгновение его пронзила невероятная головная боль. Она была так ужасна, как писал позже академик, что хотелось голову засунуть в раскаленную печь. Скорчившись, он выпустил шар в небо, и как только он улетел, боль так же внезапно прошла. Именно этот инцидент позволил академику Шулейкину выдвинуть сенсационную теорию о том, что ветер во время шторма, соприкасаясь с волнами, создает не слышимые ухом человека низкочастотные колебания, разрушительные для мозга. Именно эти низкочастотные излучения позже назвали «Голосом моря». При этой частоте, когда звучит голос моря человек внезапно начинает вести себя неадекватно, испытывая страх, выбрасывается за борт, не понимает вообще, что он делает. Позже были проведены эксперименты, подтверждающие эту теорию. Такое объяснение можно было бы принять, будь на корабле все перевернуто, что свидетельствовало бы о панике, но как объяснить таинственное исчезновение людей, если все предметы на местах, и нет никаких признаков поспешного бегства.

Тип урока : урок – путешествие.

Цель урока: обобщить и систематизировать знание из области биологии физики, установить межпредметные связи; показать связь теории с практикой; показать значение Мирового океана и основные проблемы, связанные с его изучением и освоением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока : Мировой океан-колыбель жизни.

Тип урока : урок – путешествие.

Цель урока: обобщить и систематизировать знание из области биологии физики, установить межпредметные связи; показать связь теории с практикой; показать значение Мирового океана и основные проблемы, связанные с его изучением и освоением.

Оборудовани е: презентация «Мировой океан», таблицы, географическая карта, видеоматериал.

ХОД УРОКА.

  1. Постановка учебной проблемы.

Приветствие всех присутствующих на борту круизного лайнера «Крым»: дорогие друзья, сегодня мы совершим незабываемое путешествие по Мировому океану, на батискафе опустимся в его глубины и познакомимся с его обитателями. Сегодня нас будут сопровождать эксперты, они окажут нам необходимую помощь, когда мы будем в ней нуждаться.

  1. Обобщение и систематизация знаний .

Первое слово предоставляется эксперту географу, который знакомит с основными данными о Мировом океане: площади поверхности, средней глубине, солености, залежах полезных ископаемых, биосфере.

Демонстрируется видеофильм, в котором показаны жители подводного царства, глубоководные аппараты - батискаф, батисфера, аквалангисты, изучающие подводный мир.

В ходе демонстрации видео делаем паузы, во время которых заслушиваются короткие сообщения учеников и обсуждается увиденное. С физической точки зрения предлагаются такие вопросы.

● Почему для исследования подводных глубин необходимо спецснаряжение?

● Как кислород, необходимый для дыхания рыбам попадает в воду?

● Для чего рыбам нужен плавательный пузырь?

● Как регулируется глубина погружения рыб при его помощи?

● Почему у подводных растений стебель мягкий и гибкий?

● Как измерить глубину воды под кораблем?

● Почему рыбы, акулы, дельфины имеют обтекаемую форму?

● Почему нефтяное загрязнение воды опасно?

Эксперты-биологи характеризуют животных, которых ученики видят на экране.

◄ Эксперт – биолог.

В мировом океане живет более 160 тыс. видов животных и около 10 тыс. видов водорослей. Водоросли играют значительную роль в обеспечении кислородом жителей вод, человек потребляет их в пищу, использует как удобрения, из них получают йод, спирт, уксусную кислоту. В Мировом океане ежегодно вылавливают 85 млн. тонн рыбы. Это не только 1% мирового продовольственного производства, но и 15% потребляемых человечеством животных белков. Шельф океана содержит величайшие запасы нефти и газа, железо-магниевых руд и других полезных ископаемых.

◄Океанолог

Акулы – из ряда пластинчатожаберных рыб. Длина тела от0,2 м (черная акула) до 20 м (гигантская акула). Известно около 250 видов. Широко распространены главным образом в тропических моря. Объект промысла (мясо употребляют в еду, из печени получают рыбий жир, из костяка – клей) Большие акулы (Китовая, синяя) являются опасными для человека.

◄Физиолог

Электрический скат может создавать напряжение 650 В. Интересный рецепт электролечения при помощи электрического ската был описан древнеримским лекарем в 1 столетии н.э.: «Головная боль исчезает, если живого черного ската поместить на болезненную точку и держать его, пока боль не исчезнет». Древние греки считали, что электрические скаты могут «заворожить» жертву, и называли их «нарке» - т.е. тот что оказывает оцепенение, отсюда и название «наркотик».

◄Зоолог

Размах плавников манты достигает 8 м. Масса около 3 тонн. На голове у него небольшие рога, которыми он загоняет в рот мелкие рыбешки. За эти «рога» их и прозвали «морскими дьяволами»

◄ Генетик

Мурена имеет змееподобное тело длиной 3 м. На челюстях острые зубы, которые раньше ошибочно считали отравленными. Кожа без чешуи. Мурены обычно прячутся в трещинах подводных рифов и скал, ожидая свою добычу -рыб, крабов, каракатиц. На человека сама мурена не нападает, только в том случае, если ее потревожить. Мясо некоторых видов мурены вызывает сильное отравление в случае приема ее в пищу.

◄ Биофизик

Удельный вес хрящевых рыб больше, чем удельный вес воды, поэтому они должны постоянно двигать хвостом, чтобы не упасть на дно. Кроме этого им помогают передвигаться в воде подводные течения.

◄Эколог

Ежегодно в Мировой океан попадает 5-10 млн. тонн нефти. Чтобы понять, как это много, можно привести такой пример: 1 л разлитой нефти перекрывает доступ кислорода до 40 тыс. литров морской воды. Мы знаем, что плотность нефти меньше плотности воды, поэтому она растекается по поверхности воды и создает тонкую пленку на ее поверхности. По данным американских ученых 1/3 океана покрыта нефтью. Мало того, что без доступа кислорода могут погибнуть рыбы, которые им дышат, но это настоящее несчастье и для водоплавающих птиц. Как выдумаете почему?

◄Микробиолог

Нефтяное пятно не пропускает солнечные лучи, вследствие чего престает размножаться планктон – основа пищи морских обитателей. В моря и океаны попадают жидкие и твердые бытовые отходы (фекалии, синтетические пленки т емкости, пластмассовые сетки) Эти материалы легче воды, а поэтому долго плавают на поверхности. У рыб, которые выжили в таких условиях, моллюсков и ракообразных уменьшается скорость роста. Нередко изменяется и видовой состав организмов.

  1. Подведение итогов урока

Учитель подводит итог урока, еще раз акцентирует внимание на экологических проблемах Мирового океана, связанных с жизнедеятельностью человека. Благодарит все присутствующих за работу.


Всемирный день океанов – это день, который дает повод вспомнить о том, что Мировой океан является колыбелью жизни на нашей планете, 70% которой покрыто водой. Нужно не забывать о том, что ресурсы океана – это залог развития и дальнейшего существования цивилизации.

Роль мирового океана в регулировании климата трудно переоценить, она является системообразующей, ведь его воды - один из главных поглотителей углекислого газа. Ученые разделяют мировой водный бассейн на четыре больших океана: Атлантический, Индийский, Тихий и Северный Ледовитый.

Изучением океанов занимается океанология, а мировой океан является важным объектом научных исследований. Проникая все глубже в тайны океанов, ученые продолжают открывать новые формы морской флоры и фауны. Эти исследования имеют огромное значение для жизни и повышения благосостояния человека.

А воды Мирового океана – это один из главных поглотителей углекислого газа. На Международной конференции на высшем уровне, которая состоялась в 1992 году в Рио-де-Жанейро (Бразилия), был предложен новый праздник - Всемирный день океанов.

Океаны дают нам пищу, поэтому нужно принять как факт нашу зависимость от океанов и использование их в качестве источника питания для человечества.

Способы транспортировки, которые можно применять в океанах и атмосфере благодаря текучести среды, во многих отношениях превосходят наземный транспорт, но для эффективного их использования необходимы крупномасштабные исследования течений и ветров.

Океаны - важный источник минеральных ресурсов: от соли до таких экзотических элементов как магний, и от фосфатных удобрений до прозрачного песка.

Морская вода во всех фазах - жидкой, твердой и парообразной служит основной средой, через которую тепловая энергия распространяется по всей планете. Поэтому исследования погоды и климата теснейшим образом связано с изучением океанов.

Морская вода, благодаря её способности разлагать сложные молекулярные структуры, содержит практически все известные элементы. Однако сама сохраняет свою химическую стабильность, так что никогда не бывает ни слишком кислой, ни слишком щелочной. Эта "автоподстройка" играет важнейшую роль в способности морской воды поддерживать жизнь. Действительно только в океанах, как принято считать, возможно было развитие "живых" молекул на Земле.

Морская вода в силу своих абсорбционных свойств поглощает и выделяет газы, обмнеиваясь ими с атмосферой; тем самым она косвенно включена в процес переноса лучистой энергии, происходящей между землёй и космическим пространством.

Океаны занимают более 70% земной поверхности, и испарение воды из них превышает поступление её с атмосферными осадками, поэтому именно они приводят в действие гидрологический цикл - круговорот воды в природе, - от которого полностью зависит вся наземная жизнь. Океан и в тропиках, и вблизи полюсов - нагревается и остывает сверху вниз; его тепловой баланс почти полностью определяется процессами, происходящими только на его поверхности. Атмосферная же циркуляция наоборот приводится в действие снизу вверх, так как испаряющаяся морская вода поступает в атмосферу в основании воздушного столба.

Океаны в любой момент содержат значительную долю всей кинетической энергии, получаемой Землёй от Солнца. Иными словами, количество солнечной энергии, запасённой водным столбом с единичной площадью сечений, значительно превосходит величину этой энергии, содержащейся в равном по площади сечения столбе горных пород суши или атмосферного воздуха. Поэтому, пытаясь найти источники энергии, альтернативные минеральному топливу, мы должны основное внимание направить на океаны.

Океаны и суша распределены на земной поверхности несимметрично. Это обстоятельство, будучи результатом сложной геологической истории Земли, имеет важнейшее значение для динамики как океана, так и атмосферы; оно же решительно повлияло на развитие человечества.

Океаны предоставляют почти в 80 раз больше пространства для жизни, чем наземный мир. Однако из-за того, что жидкость, заполняющая океанические бассейны, способна легко перемешиваться - во времени и пространстве, - число различных видов организмов в океане гораздо меньше чем на суше.

Морская вода, благодаря её высокой удельной теплоёмкости, сохраняет сравнительно постоянную температуру, несмотря на то, что оказывается в весьма широком диапазоне условий - от тропических зон с их избыточным солнечным нагревом до полярных зон с избыточным охлаждением, происходящим также путём излучения. Постоянство температуры оказывает огромное влияние на образ жизни морских организмов, делая его, совершенно отличным от способа существования наземных видов.

Морская вода в тысячу раз плотнее воздуха, в котором обитает большинство наземных организмов, и поэтому формы жизни, существующие в океане, в среднем имеют значительно меньшие размеры, чем те, что встречаются на суше. Популярное изречение о том что "при такой жизни лучше быть маленьким", особенно подходит для условий жизни в море. Однако в океане живут и крупнейшие из животных, когда-либо обитавших на Земле, - синие киты.

Окраины океанических бассейнов, где суша встречается с морем, относятся к областям Земли с самой высокой продуктивностью органического вещества. Их продуктивность обусловлена тем, что это зоны сближения энергии и массы: океаны несут к своим берегам энергию волн, собираемую с обширных просторов водной поверхности, подверженной действию ветра, а реки несут химическое сырьё, без которого невозможна жизнь.

Люди также устремляются к окраинам океанов, не только создавая на побережье множество поселений, но и перенеся в заселённые прибрежные районы, большую часть всего органического материала, производимого сельским хозяйством, горными работами и промышленностью во внутренних областях материков.

Полярные океаны важнейшие области, обеспечивающие продолжение нашего существования, постоянство климата на Земле зависит от энергии перехода между жидкой и твёрдой фазами воды и от альбедо (способности отражать солнечные лучи) покрытых льдом частей океана.

В рамках этого обоснования исследований океана заключено великое множество сложных процессов: физических, биологических, химических, геологических, метеорологических и др. В ткань перечисленных процессов вплетается и человеческая деятельность. Задача океанологии - "распустить" эту ткань на отдельные нити, описать каждую нить качественно и количественно, а затем снова соединить их.

ООО Учебный центр

«ПРОФЕССИОНАЛ»

Реферат по дисциплине:

« Физическая география материков и океанов и методика обучения с ИКТ »

По теме:

«Жизнь в Мировом океане. Распределение живых организмов в океане»

Исполнитель:

Бакланова Людмила Николаевна

Москва 2018 год

Стр.

Введение

Распространение жизни в океане

Заключение

Список литературы

Введение

Мировой океан - одно из немногих уникальных природных образований на нашей планете. Он многолик в восприятии: вызывает неподдельный интерес, восхищение, будоражит воображение бездной и мощью, служит домом, пищей и зашитой для его обитателей. Водная гладь, занимая приблизительно 71% поверхности Земли, что составляет почти 3/4 поверхности земного шара слоем толщиной около 4000 м, до сих пор скрывает много загадок. И немудрено: тысячелетиями человек "ходил за три моря", ловил рыбу, а изучать его начал лишь три века назад.

Почти все жизненное пространство сосредоточено в океанах. Под поверхностью океана находится 4/5 всех живых организмов. В глубоководной зоне океана, до сих пор слабо изученной человеком, обитает множество видов животных.

Жизнь в океане существует повсюду - от поверхности до самого дна и от экватора до арктических широт. Однако разнообразие организмов и насыщенность ими водных пространств зависят от многих причин. Среди них главные - глубина, географическая широта, удаленность от берегов.

Цель работы- изучить многообразие живых организмов Мирового океана.

    Океан – колыбель жизни на Земле

Около 3,4 миллиардов лет назад в океанах зародилась жизнь. Лишь через три миллиарда лет на суше появились первые жители.

Развитие жизни в нем привело к изменению свойств водных масс (солености, содержания газов и др.). Так, например, появление в океане зеленых растений привело к тому, что увеличилось содержание кислорода в воде. Из воды кислород выделялся в атмосферу, изменив ее состав при этом. Появление кислорода в атмосфере привело к возможности заселения суши организмами - выходцами из океанов.

Всех жителей Мирового океана по условиям их обитания можно объединить в 3 группы:

1) организмы, живущие на поверхности океана и в толще воды и не обладающие активными средствами передвижения;

2) организмы, активно перемещающиеся в толще воды;

3) организмы, обитающие на дне.

Анализ живых организмов и мест их обитания позволяет утверждать, что океан населен организмами неравномерно. Особенно плотно населены прибрежные районы с глубинами до 200 метров, хорошо освещаемые и прогреваемые солнечными лучами. На материковой отмели можно увидеть леса и луга из водорослей - пастбища для рыб и других обитателей океана. Вдали от берегов крупные водоросли встречаются редко, так как солнечные лучи с трудом проникают сквозь толщу воды. Здесь царствует планктон (греч. planktos - блуждающий). Это растения и животные, не способные противостоять течениям, переносящим их на значительные расстояния. Большинство этих организмов очень малы, многие из них видны только под микроскопом. Различают фитопланктон и зоопланктон. Фитопланктон - это различные водоросли, развитые в верхнем, освещенном слое воды. Зоопланктон населяет всю толщу воды: это мелкие рачки, многочисленные простейшие (одноклеточные животные, имеющие микроскопические размеры). Планктон - основная пища большинства обитателей океана. Естественно, что районы, богатые им, богаты и рыбой. Здесь же могут обитать и усатые киты, в питании которых планктон занимает основное место.

На дне моря или океана обитает бентос (греч. benthos - глубокий). Это совокупность растительных и животных организмов, обитающих на грунте или в грунте морского дна. К бентосу относятся бурые и красные водоросли, моллюски, ракообразные и другие. Важное промысловое значение имеют среди них креветки, устрицы, морские гребешки, омары, крабы. Бентос - прекрасная пищевая база для моржей, каланов и некоторых видов рыб.

Глубины океана населены мало, но они не безжизненны. Растений там, конечно, уже нет, но в полнейшей тьме, под большим давлением, в холодной воде плавают удивительные рыбы: они имеют огромные зубастые пасти, светящиеся туловища, «фонари» на голове. Одни из них слепые, другие могут слабо видеть в темноте. Питаются они остатками организмов, падающих сверху, или поедают друг друга. В толще воды обитает множество бактерий, которые проживают и в самых глубоких водных массах. Благодаря их деятельности отмершие организмы разлагаются, и освобождаются необходимые для питания живых существ элементы.

В океане повсеместно обитают активно перемещающиеся организмы. Это разнообразные рыбы, морские млекопитающие (дельфины, киты, тюлени, моржи), морские змеи, кальмары, черепахи и другие.

Жизнь в океане размещается неравномерно не только в глубину, но и в зависимости от географической широты. Полярные воды из-за низких температур и долгой полярной ночи бедны планктоном. Больше всего его развивается в водах умеренного пояса обоих полушарий. Здесь течения, сильные ветра способствуют перемешиванию водных масс и поднятию глубинных вод, обогащению их питательными веществами и кислородом. Из-за сильного развития планктона развиваются и различные виды рыб, поэтому умеренные широты - самые рыбные районы океана. В тропических широтах количество живых организмов уменьшается, так как эти воды сильно прогреты, сильно солены и плохо перемешаны с глубинными водными массами. В экваториальных широтах число организмов опять увеличивается.

    Разнообразие живых организмов в океане

Огромен и разнообразен живой мир : более 150 тыс. видов животных и более 10 тыс. видов водорослей обитают в нем. Даже теперь, когда развились наземные животные и растения, в водной среде их обитает значительно больше, чем на суше. Здесь живут самые крупные животные, например кит, который в 25 раз тяжелее слона - самого большого животного суши; крупнейшие растения - водоросли, протяженностью во много десятков метров. Условия существования в воде всего живого гораздо благоприятнее, чем на суше: здесь нет резких колебаний температуры, окружающая вода хорошо поддерживает в пространстве тело организма и ему не нужен столь мощный скелет или корни, как обитателям суши, противостоящим воздействию воздушной стихии.

В органическом мире морей и океанов выделяются - и , а также , т. е. совокупность организмов, обитающих на грунте и в грунте морей, озер, рек. Бентос делится на животный ( ) и растительный ( ). Больше - , особенно в прибрежных мелководьях.

Древняя Греция на заре своего становления знала семь мудрецов.. И самым прославленным из них был Фалес из Милета (VI в. до н. э.). Он первым из мудрецов древности сделал попытку постичь первооснову всего сущего. "Самое замечательное - вода! - воскликнул Фалес. - Только ее можно встретить одновременно в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном. Вода - вот первооснова всего сущего. Из воды вещи зарождаются в самом начале и в нее превращаются при окончательном уничтожении, причем первооснова остается неизменной, а меняются только ее состояния".

Фалес Милетский был недалек от истины, став два с половиной тысячелетия назад, по словам Ф. Энгельса, одним из первых представителей "стихийного материализма". В воде возникла жизнь. Мировой океан - колыбель жизни. Без воды немыслимо существование органического вещества. Наша кровь состоит на 90% из воды, наши мускулы - на 75%; даже самое "сухое" в нас - кости, и те содержат 28% воды. В целом наше тело в зрелом возрасте состоит на 65% из воды.

Ежегодно мы пропускаем через себя количество воды, равное более чем пятикратному весу нашего тела, а в течение жизни каждый из нас поглощает около 25 т воды. Лишить человека воды - значит, лишить жизни.

Значение воды для человека становится особенно понятным тогда, когда он ее лишается. Без пищи человек может существовать 40 дней, а без воды умирает на восьмые сутки. При потере живым организмом 10% воды наступает самоотравление, а при 21% - смерть. Без воздуха жизнь возможна. Есть бактерии, обходящиеся без кислорода (так называемые анаэробы). Но без воды пока неизвестна никакая форма жизни. Лишить природу воды - значит обратить ее в мертвый холодный камень.





error: Контент защищен !!