Витязь на распутье анализ. Сочинение по картине В

Продолжаем проект «История одной картины». В нем мы рассказываем о самых известных полотнах из петербургских музеев. Сегодня – «Витязь на распутье» Виктора Васнецова . Тем более, что 15 мая по новому стилю у художника день рождения.

Виктор Васнецов. Витязь на распутье. 1882 г, холст, масло. 167x299 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Факт первый. Былинный

В середине 1870-х годов Васнецов стал увлекаться былинами и русскими сказками. Это отразилось и на творчестве набиравшего популярность художника. Он делает карандашные наброски ко многим своим будущим картинам. «Витязь на распутье» вдохновлен историей про Илью Муромца и разбойников. Как известно, былинный богатырь подъехал к камню, на котором были начертаны три варианты продолжения пути: стать женатым, богатым или сложить «свою буйну голову». Момент принятия богатырем решения и запечатлен на полотне.

Факт второй. Братский

Работа над картиной началась с нескольких набросков. Дальше пошли этюды, на которых сформировалась композиция картины. Художник долго работал над фигурой богатыря. В первых версиях Илью Муромца он срисовал со своего брата Аполлинария – кстати, тоже художника. Но Аполлинарий был молодым человеком не самых богатырских размеров. Пришлось продолжать поиски. Со временем богатырь стал более кряжистым и даже монументальным. Таким, каким он и представляется читателем былин.

Факт третий. Исторический

Первый вариант картины Васнецов закончил в 1877 году. Спустя год он показывал ее на передвижной выставке, и картина пользовалась успехом. Обращение к сюжетам былин тогда было в диковинку. Но этот сюжет долго не покидал Васнецова, поэтому он продолжил поиски. Финальный вариант сформировался только пять лет спустя, в 1882-м. Он не на шутку отличается от того, что демонстрировался на выставке 1878 года.

Факт четвертый. Художественный

За пять лет картина изменилась так, будто над ней работали разные люди. Если в первых эскизах витязь почти целиком повернут лицом к зрителю, то в варианте 1882 года он сидит к нему спиной. Затер Васнецов и дорогу, по которой пришел богатырь - она была видна в первых версиях. Это было сделано для того, чтобы показать: пути назад нет. Практически без изменений остались только камень, черный ворон, кости на земле и безрадостный болотистый пейзаж. Этот вариант картины сразу же был признан шедевром. Вскоре он попал в коллекцию к Савве Мамонтову – меценату, который оказывал серьезную поддержку многим художникам и Васнецову в том числе.

Факт пятый. Текстологический

Надпись на камне повторяет былинный текст. Причем Васнецов провел настоящее историческое исследование, сравнивая разные записи этой истории (их насчитывается несколько десятков). Установив, какая именно надпись должна быть на камне, Васнецов решил не выкладывать все карты на стол. Зритель видит слова «Как пряму ехати - живу не бывати - нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». А вот продолжение фразы: «Направу ехати - женату быти; налеву ехати - богату быти» уже не видны. Художник ловко спрятал их под мох.

Факт шестой. Загадочный

Внимательные зрители заметили на картине важную нестыковку. Дело в том, что в руках у Ильи Муромца изображено пехотное копье, которым не пользовались всадники. У этого копья есть «подток» - так называют окованный тупой конец. Он нужен для того, чтобы пешему было удобнее втыкать оружие в землю, отражая нападение конницы. Для всадника подобная отделка нижней части копья очень неудобна. Почему Васнецов сделал такую ошибку – до сих пор загадка. Особенно если учитывать, что на остальных «былинных» полотнах художника копья у богатырей – нормальные.

Факт седьмой. Музейный

Версия картины 1882 года хранится в Государственном Русском музее. А первая версия 1878 года - в Серпуховском историко-художественном музее. Существует еще несколько «промежуточных» вариантов и эскизов, они находятся в частных коллекциях. Причем некоторые – за рубежом.

Факт восьмой. Производственный

«Витязь на распутье» стала первой работой из былинной серии Васнецова. Дальше художник создал еще несколько работ на эту тему. Особенно известны стали «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Аленушка» (1881), «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889), «Богатыри» (1881-1898), «Царь Иван Васильевич Грозный » (1897).

Факт девятый. Богатырский

Илья Муромец еще несколько раз появлялся на полотнах Васнецова. Самый известный пример – картина «Богатыри», на которой в дозоре стоят еще и Алеша Попович с Добрыней Никитичем. А в последний раз этого былинного героя Васнецов изобразил в 1914 году. На картине «Илья Муромец» хмурый богатырь летит куда -то на своем коне. Время было суровое, военное, поэтому картина больше напоминает агитационный плакат: «Дадим отпор врагу». Кстати, в правой руке у Ильи хлыст, а в левой – вполне подходящее копье.

Факт десятый. Посмертный

Картина «Витязь на распутье» так прославила Виктора Васнецова, что когда художник умер в 1926 году, на его надгробии был использован именно этот сюжет. Кстати, его могила на Лазаревском кладбище в Москве позже была перенесена на Введенское кладбище. Старый погост городские власти решили уничтожить. Это была последняя развилка в жизни Васнецова.

Виктор Михайлович считается основателем «русского стиля» живописи. Этот стиль родился на стыке исторического традиций и тенденций символизма. Кисти Васнецова принадлежат полотна, иллюстрирующие сюжеты сказок и былин. Богатая русская культура и самобытное народное творчество стали для художника щедрым

Картина Васнецова «Витязь на распутье». История создания

Конец 70-х годов XIX стал для переломным моментом. Он решительно отошел от жанровой реалистической живописи и графики, с которых начал свой творческий путь. В это время его захватила идея найти точное живописное воплощение характерных элементов былинной поэзии. Особенно его внимание привлекали колоритные образы русских богатырей.

В эти годы он и задумал картину «Витязь на распутье». Васнецов сделал несколько карандашных эскизов и начал писать живописное полотно, первый вариант которого был закончен в 1877 году и представлен публике на очередной выставке художников-передвижников в 1878.

Окончательный вид картина Васнецова «Витязь на распутье» получила в 1882 году. Именно в таком варианте она сегодня известна широкой публике.

двух вариантов

Сравнительная таблица
Отличия окончательного варианта Символика
В первом случае Витязь повернут лицом к зрителю, а во втором - спиной. Внимание зрителя перенесено с мимики богатыря на позу всадника и коня. В былинах норов коней всегда копирует повадки седоков.
Уменьшено пространство позади богатыря. Не важно, откуда пришел путник.
Увеличено пространство за камнем. Больше примет грядущей опасности.
Небо стало более грозным. В первом случае - мягкий закат, во втором - надвигающиеся тучи. Еще одна примета поджидающей опасности.

Копье стало красного цвета и указывает в окончательном варианте на черепа.

Красный - цвет крови и агрессии.
Камень стал более старым, и на нем появился мох. По задумке автора, мох закрывает от глаз путника два альтернативных безопасных варианта.

Таким образом, внеся ряд поправок в картину «Витязь на распутье», Васнецов сделал полотно более драматичным и выразительным. Это вызывает более эмоций у зрителя.

Картина Васнецова «Витязь на распутье». Описание

В центре полотна фигура богатыря на прекрасном белом коне. Всадник остановился в задумчивости перед старым, покрытым мхом камнем. Надпись на нем предвещает неминуемую смерть тому, кто продолжит путь по этой дороге.

Витязь находится в боевом облачении. На его голове кованый шлем, в руках копье, за спиной щит и колчан со стрелами. Однако его поза говорит о большой усталости. Поэтому он медлит, не решаясь вновь вступать в бой.

Поза и вид коня подтверждают предположение, что путники уже много дней не знают отдыха. Он устало склонил голову. Его хвост и гриву не развивает ни ветер, ни боевой азарт. Они безвольно свисают, демонстрируя крайнюю степень утомления.

Мастерство изображения деталей

Картина Васнецова «Витязь на распутье» предвосхищает появление в живописи психологического пейзажа, «пейзажа настроения». Грозное закатное небо, беспорядочно разбросанные валуны, человеческие останки и кружащие в предвкушении новой добычи вороны - все это нагнетает трагизм ситуации.

Особого внимания заслуживает камень. В.М. Васнецов подчеркивал, что текст надписи взят им из оригинальных образцов былинной поэзии. По традиции такие камни давали путнику возможность выбора. Дорога была закрыта только в одном направлении, два же других обещали богатство и счастье. Автор намеренно затер и закрыл мхом часть надписи, чтобы поставить своего героя в ситуацию как можно более трагическую.

Текст надписи можно попытаться разобрать на представленном фото. «Витязь на распутье» - картина, над которой автор работал почти 10 лет. Это одно из вершинных произведений В.М. Васнецова.

Более 10 лет творчества художник посвятил созданию знаменитого «Витязя на распутье». Работу над картиной Васнецов начал еще в первой половине 1870-х годов, а в 1878, на VI выставке общества передвижников вниманию зрителей был представлен ее первый вариант. Окончательный вид картина, какой ее знают сегодня, приобрела в 1882 году и послужила подарком меценату Савве Мамонтову.

Виктор Васнецов. «Витязь на распутье»

На фоне большинства картин Васнецова - светлых, сказочных, завораживающих — «Витязь…» выделяется своей гнетущей мрачностью и безысходностью. В центре полотна художник изобразил могучего воина верхом на богатырском коне. Витязь вооружен копьем и булавой,

за спиной - крепкий щит, лук и колчан со стрелами.

Тяжелые думы одолели воина, заставив в задумчивости склонить голову. Боевой конь, его верный соратник, вторя чувствам и мыслям богатыря, тоже стоит с опущенной головой. «Задумалось» и припавшее острием к земле копье. Виной всему преградивший путь всаднику мрачный камень с не предвещающей добра надписью «Как пряму ехати - живу не бывати - нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному».

Из трех вариантов пути, начертанных на камне в былинных сказаниях, Васнецов в процессе работы над картиной, оставил только один - «прямо пойдешь - живым не бывать!».

Мрачное настроение картине добавляет характерный фон. Неприветливая местность, выполненная в тяжелых бурых, серых и зеленых тонах, разбросанные человеческие череп и кости, кружащие над полем вороны, предзакатное вечернее небо, словно говорящее о возможном скором закате жизни - все это усиливает впечатления от представленного образа витязя и судьбе богатырей русских, сражающихся за мир на земле-матушке.

Интересно, что за время работы над картиной, художником было создано значительное количество эскизов, зарисовок и набросков. И сегодня зритель мог бы видеть картину совершенно другой. Так, в одном из начальных вариантов, можно было бы разглядеть лицо всадника, но позднее художник решил представить витязя сбоку, со спины. От камня вдаль уходила дорога, в идеи изображения которой автор в итоге отказался.

Зритель, внимательно изучающий картину, обратит внимание на некоторую неточность, допущенную художником. А именно: копье, что витязь держит в руке, предназначено для пеших воинов, а не для всадников. Особая отделка нижней части древка неудобна и даже опасна для них. Ошибка ли это?

Оружие других героев любой из картин Васнецова прописано с точностью до мелочей - копья, мечи, луки и стрелы соответствуют боевым характеристикам. Возможно, эта погрешность - намек на готовность всадника сражаться с недругом, даже потеряв коня. Витязь стоит на распутье, но выбирать ему нечего. При этом, несмотря ни на что, он полон решимости и готов сражаться, какая бы судьба ни ждала его впереди.

hudojnik-peredvijnik.ru

Виктор Михайлович Васнецо́в (15 мая 1848, село Лопьял, Вятская губерния, Российская империя — 23 июля 1926, Москва, СССР) — русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. Младший брат — художник Аполлинарий Васнецов.

Картина Васнецова Витязь на распутье - положила начало целому ряду работ, посвященных русским былинам. Впервые художник занялся набросками этой картины в начале 1970-х, но со временем они были основательно исправлены и переделаны.

Изначально планировалось, что всадник будет повернут к зрителю лицом. Был даже своеобразный прототип – брат Васнецова, с которого и рисовался витязь. Кроме того, в первых версиях была видна дорога, которую художник со временем решил убрать. По словам живописца, кардинальные изменения были задуманы с одной целью – лучше передать эмоции.

Художник закончил работу в 1877 году, а в 1878, на шестой передвижной выставке картину впервые представили на суд общественности. Публика уже знала Васнецова, ведь его картины и раньше пользовались популярностью.

Но «Витязь на распутье» был чем-то другим. Эта работа – переломный момент в творчестве художника, ведь впервые вместо привычного реализма и острой социальной тематики зрителю представили фольклорный образ. Несмотря на композиционные решения резкие смены жанра обычно воспринимаются негативно, но«витязь» был одобрен.

В 1982 году, специально для Саввы Мамонтова, художник рисует другой вариант картины, который и стал окончательным. Васнецов использовал холст большего размера, а также доработал детали и цветовую гамму. Критики одобрили полотно, которое Мамонтов забрал в свою коллекцию.

На холсте мы можем увидеть витязя оказавшийся на распутье, склонившегося над придорожным указателем. Основной акцент сделан на проблеме выбора, подобная жизненная ситуация может произойти с каждым. Пойти дальше, и взглянуть в глаза проблемам, или свернуть с дороги в поисках более легкого пути?

Но вся атмосфера просто кричит о том, что проблемы неизбежны. Присмотревшись, можно прочесть пол устершиеся, заросшие мхом руны, переведя которые на современную речь можно прочитать: «Кто прямо поедет, жизнь потеряет. Не пройдешь, не проедешь, не пролетишь».

Саму местность, открывшуюся взору, можно назвать не иначе, как полем смерти. Земля, кое-где поросшая травой, устлана камнями и костьми давно умерших людей и зверей. А на горизонте нет ни единого живого существа, кроме нескольких воронов – вестников близкой смерти.

Особое внимание стоит уделить двум скелетам под камнем-указателем: в одном угадывается человек, а второй сильно напоминает лошадь. Кто знает, может быть, это останки другого всадника, который когда-то пытался здесь пройти? Ну а завершением композиции можно считать виднеющуюся вдали воду, которая может оказаться смертоносным болотом, и кроваво-красный закат – манящий, угнетающий, пугающий.

Картина Васнецова на распутье с 1982 года находится в Государственном русском музее, ее размер – 167*299 сантиметров. А первую версию, в увеличенном размере, можно найти в Серпуховском историко-художественном музее.

Витязь на распутье

Год создания: 1882

Размер: 167 x 299

Техника: Холст, масло

1878 год, когда художник представил на передвижной выставке картину "Витязь на распутье" оказался переломным в жизни художника. Признанный жанрист, он устремился к необычным для русского реалистического искусства темам былинно-сказочного характера. Фольклорные образы давно жили в душе художника, еще в начале 1870-х годов он исполнил самый ранний набросок композиции "Витязя". В 1882 году он увеличивает и перерабатывает картину 1878 года. Образ витязя на белом коне, остановившегося в раздумье перед камнем-"вещуном" посреди болотистой равнины, словно воскрешает поэтический дух народных преданий. Как и в них, героико-эпическое начало слито в картине с лирической интонацией, которую привносит закатный пейзаж с темнеющими, таинственными далями. Вороны, череп, кости, древние валуны, уходящая в необозримую даль дорога — все это усиливает тревожное настроение, ощущаемое в цветовом решении холста. В мерном ритме пластических форм, в передаче широты пространства, даже в использовании крупноформатного полотна Васнецов стремился приблизиться к эпическому строю былинного сказа. Вместе с тем художника увлекает историко-бытовая сторона. Картина исполнена в присущей Васнецову свободной, обобщенной живописной манере. Увеличенный вариант одноименной картины 1878 года, находящейся в Серпуховском историко-художественном музее.

Vasnetsov Victor Mikhailovich

Knight at the Crossroads

Creation: 1882

Size: 167 x 299

Technique: Oil on canvas

Victor Vasnetsov’s painting is a free interpretation of the Russian traditional legend of The Three Journeys of Ilya Muromets. The artist depicts the hero in a moment of reflection, before a stone inscribed with the following words: “If you go straight ahead, there will be no life; there is no way forward for he who travels past, walks past or flies past.”Victor Vasnetsov interprets the legend as a real event, depicting the knight in ethnographically and historically authentic armour and in a natural landscape setting. The artist employs literary devices to contrast the forces of lightness and darkness — the lucid figure of the knight on the white horse, the ominous black raven on the stone, the skull and bones scattered across the steppe. The interpretation of the landscape as the endless Russian plain and the loneliness of the thickset rider on the horse lend an epic ring to the picture.





error: Контент защищен !!