7 вселенский собор постановления. Вселенские соборы и их описание

Сегодня, дорогие братья и сестры, Церковь отмечает память Святых Отцов 7-го Вселенского Собора. В разное время в течение года отмечаются святые отцы и других шести вселенских соборов. Церковь постановила поминать вселенские соборы в первую очередь ради того, чтобы воздать должную честь светлым умам святых отцов, которые, руководимые Духом Святым, так усердно потрудились для очищения Церкви от зловредных ересей и для восстановления истины церковных догматов. Но это не единственная причина. Нам крайне важно не забывать труды вселенских соборов еще и потому, что все ереси, тщательно рассмотренные на соборах, хотя и были осуждены святыми отцами, но не были изжиты из церковной жизни .

Эти ереси существуют среди нас и по сей день, с той лишь разницей, что по примеру вирусных микробов, которые так расплодились в окружающей нас среде, эти ереси прошли через мутацию и адаптировались к нынешнему времени, приняв современные формы. Поэтому крайне важно нам, ценя то, что мы находимся в истинной Церкви, и помня труды святых отцов в этом деле, ознакомиться с осужденными ими ересями и стараться распознавать их в нашей современной жизни, чтобы не попасться в их сети.

Святые отцы 7-го вселенского собора, память которых мы сегодня празднуем, осудили ересь иконоборчества. Ересь эта восходит к началу 8-го столетия, когда греческий император Лев Исаврянин издал указ, требующий выносить святые иконы из церквей и домов, и сжигать их на площадях. Указ был мотивирован тем, будто почитание икон является идолопоклонством. Когда народ стал препятствовать выполнению указа, тогда к гонению на святыни император Лев присоединил и гонение на их ревностных почитателей, и много тогда людей было убито и замучено за почитание икон. Однако, восстания против имераторского указа продолжались, а также со всех сторон святейшие богословы того времени писали обличительные послания против императора Льва: как, например, св. Иоанн Дамаскин из Сирии и папа Григорий II из Рима.

По смерти императора Льва, его сын и преемник, Константин Копроним, продолжал иконоборческое дело своего отца, только решил действовать немного иначе. Он созвал лже-собор, на котором подставленное им духовенство осудило почитание икон. В результате этого лже-собора не только были уничтожены иконы, но также ценнейшие фрески на стенах соборов были затерты известью. От гонения на иконы Копроним перешел на гонение на святые мощи, а затем на гонение на монастыри, которые были все либо разрушены, либо превращены в казармы, а монахи жестоко замучены.

Ересь иконоборчества продолжалась в течение почти всего 8-го столетия, и только к концу его, в царствование благочестивой императрицы Ирины, почитание икон было восстановлено. Трудами этой императрицы, и при поддержке константинопольского патриарха Тарасия, в 787-м году был созван седьмой вселенский собор, на котором участвовало свыше трехсот епископов. Собор полностью осудил ересь иконоборчества, осудил лже-собор созванный Копронимом, и торжественно восстановил почитание икон, определив, что воздавая честь иконам, мы тем самым воздаем честь их первообразу, и покланяющиеся иконам покланяются тем, кто на них изображен.

Прошли века, дорогие братья и сестры, и иконоборчество как будто было изжито, но вот наступил 20-ый век, и оно вспыхнуло вновь со страшной силой в христианских странах, подпавших под иго безбожного коммунизма. И опять можно было видеть как сжигались иконы, разрушались и осквернялись храмы и монастыри, замучивалось духовенство и верующий народ.

Но теперь все стихло, и мы можем подумать, что ересь эта наконец совсем исчезла – ведь нигде больше святые иконы, как будто, не уничтожаются, никто, как будто, не бывает замучен за почитание икон. Но нет, дорогие братья и сестры, иконоборчество продолжается, оно никуда не ушло, оно живо и действенно, оно лишь видоизменилось . Ведь дьявол хитер: он увидел, что открытое гонение на иконы лишь порождает мученичество, что ему совсем неугодно. И вот он решил подойти иначе. Вместо того, чтобы запретить почитание икон, он решил заменить почитание икон.

Это происходит по тому же принципу, как и явление антихриста. Слово «анти» по-гречески обозначает не только «против» , но и «вместо» . Таким образом, появясь в мире, антихрист будет не только действовать против Христа, но и вместо Христа, т.е. будет ставить себя на место Христа. Такой же подход дьявол применил и к иконоборчеству. Взамен борьбы против икон, он выставил другие объекты почитания вместо икон.

Какие же это анти-иконы мы видим вокруг себя, дорогие братья и сестры? Да посмотрите: в большинстве современных домов вы редко увидите истинные иконы – иконы Спасителя, Божией Матери, святых. В лучшем случае, и только в домах верующих, где-то в уголочке, по старой традиции, будет висеть иконка, да еще часто стесняющая нас перед иностранными посетителями. Но в большинстве домов, особенно в комнатах молодежи, вы непременно увидите висящие изображения рок-певцов, актеров и иных современных кумиров. Недаром и в современной технологии компьютерные изображения называются «иконами». Вот эти-то анти-иконы дьявол и подсовывает для поклонения вместо истинных икон. И здесь действует тот же принцип: воздающий честь изображению воздает честь первообразу. Таким образом, получается так, что вместо Бога мы покланяемся идолам. Вот в какие сети уловил нас сатана!

Многие века, со времён зарождения христианской веры, люди старались принимать откровение Господне во всей его чистоте, а лжепоследователи искажали его человеческими домыслами. Для их обличения, обсуждения канонических и догматических проблем в ранней христианской церкви созывались Вселенские соборы. Они объединяли приверженцев веры Христовой со всех уголков греко-римской империи, пастырей и учителей из варварских стран. Период с IV по VIII века в церковной истории принято называть эпохой укрепления истинной веры, годы Вселенских соборов способствовали этому во всей своей силе.

Исторический экскурс

Для ныне здравствующих христиан первые Вселенские соборы очень важны, и их значимость раскрывается особым образом. Все православные и католики должны знать и понимать то, во что верила, к чему шла ранняя христианская церковь. В истории можно увидеть ложь современных культов и сект, заявляющих о будто бы схожем с догматическим учении.

С самых зачатков христианской церкви уже существовало незыблемое и стройное богословие, базирующееся на основных доктринах веры - в виде догматов о Божественности Христа, духе. Кроме того, сложились некие правила внутрицерковного уклада, время и порядок совершения служб. Первые Вселенские соборы создавались специально для того, чтобы сохранить догматы веры в истинном виде.

Первое святое собрание

Первый Вселенский собор проходил в 325 году. Среди присутствующих на святом собрании отцов самыми известными были Спиридон Тримифунтский, архиепископ Мирликийский Николай, епископ Низибийский, Афанасий Великий и другие.

На соборе было осуждено и предано анафеме учение Ария, который отвергал божественность Христа. Были утверждены неизменная истина о Лице Сына Божия, его равенстве отцу Богу и сама Божественная сущность. Церковные историки отмечают, что на соборе определение самого понятия веры было объявлено после длительных испытаний и исследований, чтобы не возникало никаких мнений, дающих повод к раздвоению мыслей самих христиан. Дух Божий привёл епископов к согласию. После завершения Никейского собора еретика Ария постигла тяжёлая и неожиданная кончина, но его лжеучение живо до сих пор среди сектантских проповедников.

Все постановления, которые принимали Вселенские соборы, не были выдуманы его участниками, но утверждались церковными отцами посредством участия Святого духа и исключительно на основании Священного Писания. Для того чтобы всем верующим было доступно истинное учение, которое несёт христианство, оно было изложено ясно и кратко в первых семи членах Символа веры. Эта форма сохраняется и поныне.

Второе святое собрание

Второй Вселенский собор был проведён в 381 году в Константинополе. Основной причиной послужило развитие лжеучения епископа Македония и его приверженцев Ариан-духоборцев. Еретические заявления причисляли сына Божьего не к единосущному Богу-отцу. Святой дух обозначался еретиками как служебная сила Господа, наподобие ангелов.

На втором соборе истинное христианское учение защищали Кирилл Иерусалимский, Григорий Нисский, Георгий Богослов, состоящие в числе 150 присутствующих епископов. утвердили догмат о единосущии и равенстве Бога-отца, Сына и Святого духа. Кроме того, церковные старцы утвердили Никейский символ Веры, который и по сей день является руководством для церкви.

Третье святое собрание

Третий Вселенский собор созывался в Ефесе в 431 году, на него съехалось около двухсот епископов. Отцы постановили признать соединение двух естеств в Христе: человеческого и божественного. Было решено проповедовать Христа как совершенного человека и совершенного Бога, а деву Марию - Богородицей.

Четвёртое святое собрание

Четвёртый Вселенский собор, проводимый в Халкидоне, был созван специально для того, чтобы устранить все монофизитские споры, которые стали распространяться вокруг церкви. Святое собрание, состоящее из 650 епископов, определило единственное истинное учение церкви и отвергло все существующие лжеучения. Отцы постановили, что Господь Христос - это истинный, незыблемый Бог и истинный человек. По своему божеству он вечно возрождается от отца, по человечеству он был явлен на свет от Девы Марии, во всём подобии человеку, кроме греха. При воплощении человеческое и божественное соединилось в теле Христовом неизменно, неразлучно и нераздельно.

Стоит отметить, что ересь монофизитов принесла церкви много зла. Лжеучение не было искоренено до конца соборным осуждением, и ещё долгое время развивались споры между еретиками-последователями Евтихия и Нестория. Основной причиной споров послужили сочинения трёх последователей церкви - Федора Мопсуетского, Ивы Эдесского, Феодорита Кирского. Упомянутые епископы были осуждены императором Юстинианом, но его указ не был признан Вселенской Церковью. Поэтому возник спор о трёх главах.

Пятое святое собрание

Для решения спорного вопроса был проведён пятый собор в Константинополе. Сочинения епископов были жестоко осуждены. Чтобы выделить истинных приверженцев веры возникло понятие ортодоксальных христиан и Кафолической церкви. Пятый собор не смог привести к желаемым результатам. Монофизиты сформировались в общества, которые полностью отделились от Кафолической церкви и продолжали вселять ересь, порождать споры внутри христиан.

Шестое святое собрание

История Вселенских соборов гласит, что борьба ортодоксальных христиан с еретиками продолжалась достаточно долго. В Константинополе был созван шестой собор (Трулльский), на котором наконец-то должна была утвердиться истина. На собрании, куда съехалось 170 епископов было осуждено и отвергнуто учение монофелитов и монофизитов. В Иисусе Христе признавались два естества - божественное и человеческое, и, соответственно, две воли - божественную и человеческую. После этого собора монофелианство пало, и около пятидесяти лет христианская церковь жила относительно спокойно. Новые смутные течения появились позже по поводу иконоборческой ереси.

Седьмое святое собрание

Последний 7 Вселенский собор проводился в Никее в 787 году. В нём приняло участие 367 епископов. Святые старцы отвергли и осудили иконоборческую ересь и постановили, что иконам должно воздаваться не Богопоклонение, которое приличествует лишь одному Богу, а благоговение и почитательное поклонение. Тех верующих, кто поклонялся иконам как самому Богу, отлучали от церкви. После того как был проведён 7 Вселенский собор, иконоборчество более 25 лет тревожило церковь.

Значение святых собраний

Семь Вселенских соборов представляют первостепенное значение в развитии основных догматов христианского вероучения, на чём основана вся современная вера.

  • Первый - утвердил божественность Христа, его равенство отцу Богу.
  • Второй - осудил ересь Македония, отвергающего божественную сущность Святого духа.
  • Третий - устранил ересь Нестория, который проповедовал о раздвоении лиц богочеловека.
  • Четвертый - нанёс окончательный удар по лжеучению монофизитства.
  • Пятый - завершил поражение ереси и утвердил исповедание в Иисусе двух естеств - человеческого и божественного.
  • Шестой - осудил монофелитов и постановил исповедовать в Христе две воли.
  • Седьмой - низверг иконоборческую ересь.

Годы Вселенских соборов позволили внести определённость и полноту в ортодоксальное христианское учение.

Восьмой Вселенский собор

Вместо заключения

Обычай созывать Соборы для обсуждения важных церковных вопросов идет с первых веков христианства. Первый из известных Соборов был созван в 49 году (по другим данным — в 51-м) в Иерусалиме и получил название Апостольского (см.: Деян 15, 1-35). На Соборе обсуждался вопрос соблюдения христианами из язычников требований Моисеева закона. Известно также, что апостолы собирались для принятия общих решений и ранее: например, когда вместо отпадшего Иуды Искариота был избран апостол Матфий или когда были избраны семь диаконов.

Соборы были как Поместные (с участием епископов, других священнослужителей и иногда мирян Поместной Церкви), так и Вселенские.

Соборы Вселенские созывались по особо важным церковным вопросам, имеющим значение для всей Церкви. На них присутствовали по возможности представители всех Поместных Церквей, пастыри и учители со всей Вселенной. Вселенские Соборы являются высшей церковной властью, они совершаются под водительством Святого Духа , действующего в Церкви.

Православная Церковь признает семь Вселенских Соборов: I Никейский; I Константинопольский; Ефесский; Халкидонский; II Константинопольский; III Константинопольский; II Никейский.

I Вселенский Собор

Он проходил в июне 325 года в городе Никее в правление императора Константина Великого. Собор был направлен против лжеучения александрийского пресвитера Ария, который отвергал Божество и предвечное рождение второго Лица Святой Троицы, Сына Божия, от Бога Отца и учил, что Сын Божий есть только высшее Творение. Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил догмат о Божестве Иисуса Христа: Сын Божий есть Истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, единосущен с Богом Отцом.

На Соборе были составлены первые семь членов Символа веры.

На I Вселенском Соборе было также постановлено праздновать Пасху в первое воскресенье после наступления полнолуния, которое приходится на период после весеннего равноденствия.

Отцы I Вселенского Собора (20-е правило) отменили земные поклоны в воскресные дни, так как праздник воскресенья является прообразом нашего пребывания в Царстве Небесном.

Были приняты и другие важные церковные правила.

Он проходил в 381 году в Константинополе. Участники его съехались, чтобы осудить ересь Македония, бывшего арианского епископа. Он отвергал Божество Духа Святого; учил, что Дух Святой не есть Бог, называл Его сотворенною силою и притом служебною Богу Отцу и Богу Сыну. Собор осудил пагубное лжеучение Македония и утвердил догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном.

Никейский Символ веры был дополнен пятью членами. Работа над Символом веры была завершена, и он получил название Никео-Цареградского (Царьградом по-славянски назывался Константинополь).

Собор был созван в городе Ефесе в 431 году и направлен против лжеучения Константинопольского архиепископа Нестория, который утверждал, будто Пресвятая Дева Мария родила человека Христа, с Которым Бог потом соединился и обитал в Нем, как в храме. Самого Господа Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву не Богородицей, а Христородицей. Собор осудил ересь Нестория и постановил признавать, что во Иисусе Христе со времени воплощения соединились два естества: Божественное и человеческое . Также было определено исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком , а Пресвятую Деву Марию — Богородицей .

Собор утвердил Никео-Цареградский Символ веры и запретил вносить в него изменения.

О том, насколько злочестива ересь Нестория, свидетельствует рассказ в «Луге духовном» Иоанна Мосха:

«Пришли мы к авве Кириаку, пресвитеру лавры Каламонской, что около священного Иордана. Он рассказывал нам: “Однажды я видел во сне величественную Жену, облаченную в порфиру, и вместе с Ней двух мужей, сиявших святостью и достоинством. Все стояли вне моей кельи. Я понял, что это — Владычица наша Богородица, а два мужа — святой Иоанн Богослов и святой Иоанн Креститель. Выйдя из кельи, я просил войти и сотворить молитву в моей келье. Но Она не соизволила. Я не переставал умолять, говоря: «да не буду я отвержен, унижен и посрамлен» и многое другое. Видя неотступность моей просьбы, Она сурово ответила мне: «У тебя в келье Мой враг. Как же ты желаешь, чтобы Я вошла?» Сказав это, удалилась. Я пробудился и начал глубоко скорбеть, вообразив, не согрешил ли я против Нее хотя бы помыслом, так как кроме меня никого в келье не было. После долгого испытания себя я не нашел в себе никакого прегрешения против Нее. Погруженный в печаль, я встал и взял книгу, чтобы чтением рассеять свою скорбь. У меня была в руках книга блаженного Исихия, пресвитера иерусалимского. Развернув книгу, я нашел в самом конце ее две проповеди нечестивого Нестория и тотчас сообразил, что он-то и есть враг Пресвятой Богородицы. Немедленно встав, я вышел и возвратил книгу тому, кто мне ее дал.

— Возьми, брат, обратно свою книгу. Она принесла не столько пользы, сколько вреда.

Он пожелал знать, в чем состоял вред. Я рассказал ему о своем сновидении. Исполнившись ревности, он немедленно вырезал из книги два слова Нестория и предал пламени.

— Да не останется и в моей келье, — сказал он, — враг Владычицы нашей Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии!”»

Он проходил в 451 году в городе Халкидоне. Собор был направлен против лжеучения архимандрита одного из константинопольских монастырей, Евтихия, который отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе. Евтихий учил, что в Господе Иисусе Христе человеческое естество совершенно поглощено Божеством, и признавал во Христе только естество Божественное. Ересь эта получила название монофизитства (греч. моно — один, единственный; физис — природа). Собор осудил эту ересь и определил учение Церкви: Господь Иисус Христос есть Истинный Бог и истинный человек, во всем подобный нам, кроме греха. При воплощении Христа Божество и человечество соединились в Нем как едином Лице, неслиянно и неизменно, нераздельно и неразлучно .

В 553 году в Константинополе был созван V Вселенский Собор. На Соборе обсуждались сочинения трех епископов, скончавшихся в V веке: Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского. Первый был одним из учителей Нестория. Феодорит резко выступал против учения святителя Кирилла Александрийского. Под именем же Ивы было в обращении послание к Марию Персу, в котором содержались непочтительные отзывы о решении III Вселенского Собора против Нестория. Все три сочинения этих епископов были осуждены на Соборе. Поскольку Феодорит и Ива отказались от своих ложных мнений и скончались в мире с Церковью, то сами они не подверглись осуждению. Феодор Мопсуетский не раскаялся и был осужден. Собор также подтвердил осуждение ереси Нестория и Евтихия.

Собор был созван в 680 году в Константинополе. Он осудил лжеучение еретиков-монофелитов, которые, несмотря на то что признавали во Христе два естества — Божеское и человеческое, учили, что у Спасителя только одна — Божественная — воля. Борьбу с этой распространенной ересью мужественно вели патриарх Иерусалимский Софроний и константинопольский монах Максим Исповедник.

Собор осудил монофелитскую ересь и определил признавать в Иисусе Христе два естества — Божеское и человеческое — и две воли. Человеческая воля во Христе не противна, а покорна Божественной воле . Наиболее ясно это выражено в евангельском рассказе о гефсиманской молитве Спасителя .

Спустя одиннадцать лет соборные заседания продолжились на Соборе, который получил именование Пято-шестой , так как дополнил деяния V и VI Вселенских Соборов. На нем решались в основном вопросы церковной дисциплины и благочестия. Были утверждены правила, согласно которым должна управляться Церковь: восемьдесят пять правил святых апостолов, правила шести Вселенских и семи Поместных Соборов, а также правила тринадцати отцов Церкви. Эти правила впоследствии были дополнены правилами VII Вселенского Собора и еще двух Поместных Соборов и составили так называемый Номоканон — книгу церковных канонических правил (по-русски — «Кормчая книга»).

Этот собор также получил название Трулльского: он проходил в царских палатах, именуемых Трулльскими.

Он проходил в 787 году в городе Никее. Еще за шестьдесят лет до Собора возникла иконоборческая ересь при императоре Льве Исавре, который, желая облегчить магометанам переход в христианство, решил отменить почитание святых икон. Ересь продолжалась и при последующих императорах: его сыне Константине Копрониме и внуке Льве Хазаре. VII Вселенский Собор был созван для осуждения ереси иконоборчества. Собор определил почитать святые иконы вместе с изображением Креста Господня.

Но и после VII Вселенского Собора ересь иконоборчества не была окончательно уничтожена. При трех последующих императорах были новые гонения на иконы, и они продолжались еще двадцать пять лет. Только в 842 году, при императрице Феодоре, состоялся Поместный Константинопольский Собор, который окончательно восстановил и утвердил иконопочитание . На Соборе был установлен праздник Торжества Православия , который мы с тех пор отмечаем в первое воскресенье Великого поста.

VII Вселенский Собор. Миниатюра из Минология Василия II.

Одиннадцатаго октября св. Православная Церковь творитъ воспоминаніе о святыхъ отцахъ седьмаго Вселенскаго собора (Если 11-е октября случится въ одинъ изъ дней седмицы, то служба отцамъ VII Вселенскаго собора совершается въ ближайшее воскресенье. - прим. Ред.). Поводомъ къ созванію его благочестивою царицею Ириною и Константинопольскимъ патріархомъ Тарасіемъ была, такъ называемая, ересь иконоборцевъ.

Начало ереси сей восходитъ ко временамъ императора Льва Исаврянина, издавшаго указъ, предписывавшій выносить святыя иконы изъ церквей и домовъ и сожигать ихъ на площадяхъ, а равно и уничтожать изображенія Спасителя, Божіей Матери и святыхъ угодниковъ, поставленныхъ въ городахъ на открытыхъ мѣстахъ или находящіяся на стѣнахъ храмовъ. Когда народъ сталъ препятствовать исполненію сего указа, тогда къ гонимымъ имъ святынямъ Левъ присоединилъ и ихъ ревностныхъ почитателей. Тотчасъ же было издано повелѣніе убивать всѣхъ, составлявшихъ толпу. И много — въ особенности женщинъ — пало въ тотъ день отъ мечей иконоборцевъ за свою любовъ и ревность къ святымъ иконамъ. Затѣмъ императоръ приказалъ закрыть высшую богословскую школу Константинополя и тѣмъ лишить православныхъ того побѣдоноснаго оружія въ борьбѣ съ иконоборцами, какое они умѣли извлекать изъ основательнаго богословскаго образованія. Нѣкоторые изъ Византійскихъ историковъ говорятъ даже, будто онъ въ тѣхъ же цѣляхъ сжегъ и богатую, имѣвшуюся при ней, библіотеку. Но гонитель отовсюду встрѣчалъ рѣзкое противорѣчіе своимъ распоряженіямъ. Изъ Сиріи, изъ Дамаска, противъ нихъ писалъ святый Іоаннъ Дамаскинъ. Изъ Рима, по смерти Григорія II-го продолжалъ писать преемникъ его, папа Григорій III-й. А изъ другихъ мѣстъ отвѣчали на нихъ даже открытыми возстаніями.

Сынъ и преемникъ Льва Константинъ Копронимъ, не отступая отъ направленія, принятаго его отцомъ въ отношеніи къ вопросу о почитаніи св. иконъ, рѣшился воздѣйствовать главнымъ образомъ на духовенство, потому что дѣятельными противниками иконоборцевъ были повсюду преимущественно епископы и иноки.

Для сей цѣли онъ постарался созвать соборъ, на которомъ было осуждено иконопочитаніе. Ближайшимъ слѣдствіемъ лже-вселенскаго собора было то, что иконы были выброшены изъ церквей и большею частію сожжены, живописныя и мозаическія священныя изображенія на стѣнахъ храмовъ затерты известью. Не избѣгъ такой участи даже великолѣпный Влахернскій храмъ Богоматери, на стѣнахъ котораго лучшими художниками была изображена вся земная жизнь Богочеловѣка, всѣ Его чудеса, всѣ событія Евангельской исторіи, оканчивая сошествіемъ Св. Духа на апостоловъ. Отъ гоненія на иконы Копронимъ перешелъ къ гоненію на святыя мощи; ихъ велѣно было выбрасывать. Такъ поступлено было, напримѣръ, съ св. мощами великомученицы Евфиміи: мощи ея вмѣстѣ съ гробницею были выброшены изъ храма и ввержены въ море, а великолѣпный Халкидонскій храмъ, посвященный ея имени, обращенъ въ казармы. Считая иноковъ главными поборниками иконопочитанія, Копронимъ рѣшился закрыть всѣ монастыри. Многіе монастыри Константинополя, начиная съ знаменитаго Далматскаго, были обращены въ казармы или разрушены. Много иноковъ было замучено. При семъ обыкновенно разбивали головы иноковъ на тѣхъ самыхъ иконахъ, въ защиту коихъ они выступали.

Въ царствованіе преемника Копронима, Льва IV-го, иконопочитатели могли вздохнуть нѣсколько свободнѣе. Но полное торжество иконопочитанія совершилось лишь при императрицѣ Иринѣ, занявшей за малолѣтствомъ сына своего Константина престолъ своего супруга Льва IV-го послѣ его смерти. Занявъ престолъ, она прежде всего возвратила изъ ссылки всѣхъ иноковъ, сосланныхъ за иконопочитаніе, а большинство епископскихъ каѳедръ предоставила ревностнымъ иконопочитателямъ. Затѣмъ возвратила св. мощамъ всѣ почести, которыя были отняты отъ нихъ иконоборцами. Но императрица сознавала, что всего этого еще мало для полнаго возстановленія иконопочитанія. Необходимо было созвать вселенскій соборъ, который бы осудивъ недавній соборъ, созванный Копронимомъ, возстановилъ истину иконопочитанія. На этомъ особенно настаивалъ при своемъ избраніи на патріаршій престолъ Тарасій.

— «Если императрицѣ дѣйствительно угодно, — заявилъ онъ, — чтобы Тарасій принялъ бремя патріаршаго правленія, то онъ согласенъ, но не иначе, какъ только подъ условіемъ созванія Вселенскаго собора».

Выслушавъ это объясненіе Тарасія, императрица вывела его къ сенаторамъ и духовенству, собравшимся въ Матаврскомъ дворцѣ для избранія патріарха. Въ сильной и выразительной рѣчи Тарасій предъ лицемъ этого собранія заявилъ, что если желаютъ, чтобы онъ принялъ патріаршество, то пусть созовутъ Вселенскій Соборъ для утвержденія иконопочитанія. Большинство собравшихся признало требованіе Тарасія справедливымъ, и Тарасій былъ посвященъ въ патріархи въ праздникъ Рождества Христова въ 784-мъ году. Вскорѣ отъ лица императрицы Ирины и сына ея Константина, за малолѣтствомъ коего она управляла государствомъ, было отправлено посланіе къ Римскому папѣ Адріану съ приглашеніемъ на соборъ. Къ этому посланію присоединилъ и отъ себя лично приглашеніе патріархъ Тарасій. Папа отказался отъ чести присутствовать лично на соборѣ. Онъ прислалъ отъ себя двухъ легатовъ: Петра, протопресвитера церкви святаго апостола Петра въ Римѣ, и Петра, игумена обители св. Саввы въ Римѣ же. Прибыли въ Константинополь и представители отъ патріарховъ Александрійскаго и Антіохійскаго. Это были старшіе синкеллы ихъ: пресвитеры Іоаннъ и Ѳома. Помимо полномочій отъ своихъ патріарховъ они привезли еще посланіе и отъ Іерусалимскаго патріарха, въ которомъ послѣдній выражалъ свое согласіе на утвержденіе иконопочитанія. Созваны были въ столицу и епископы Константинопольскаго патріархата. Въ началѣ предполагалось соборъ открыть лѣтомъ 786-го года въ Константинопольскомъ храмѣ св. Апостоловъ. Все уже было приготовлено къ открытію соборныхъ засѣданій, какъ вдругъ наканунѣ самаго открытія ихъ въ Константинополѣ вспыхнулъ бунтъ среди войска, который и помѣшалъ состояться собору. Соборъ открылся лишь осенью слѣдующаго года (24-го сентября) и уже не въ Константинополѣ, а въ близкой къ нему Никеѣ, гдѣ происходилъ и первый Вселенскій Соборъ, въ храмѣ св. Софіи. Число членовъ собора въ точности не установлено. Во всякомъ случаѣ ихъ было болѣе трехъ сотъ, потому что подъ соборными актами имѣется подпись 307 епископовъ. Соборъ начался рѣчью патріарха Тарасія, послѣ которой была прочитана императорская грамота къ собору. По прочтеніи ея было приступлено къ разбору виновности епископовъ, замѣшанныхъ въ иконоборствѣ.

Послѣ сего императорскій секретарь Леонтій напомнилъ собору о необходимости выслушать посланіе о св. иконахъ папы Адріана къ императору и патріарху. Эти посланія открываютъ предъ нами завѣсу самой глубокой апостольской древности и выясняютъ, какъ смотрѣла на иконы въ то время св. Церковь. По прочтеніи обоихъ этихъ посланій представители папы пожелали знать: согласны ли съ ними патріархъ и всѣ члены собора?

Тарасій отвѣчалъ, что онъ пріемлетъ все, что написано папою.

— «Этому надобно слѣдовать, — сказалъ онъ, — противорѣчить ему значитъ поступать неразумно. И сами мы, на основаніи Писаній, умозаключеній и доказательствъ, изслѣдовавъ истину и познавъ ее на основаніи ученія отцовъ, твердо и непреложно исповѣдали и будемъ исповѣдывать, согласно древнему преданію св. отецъ, живописныя иконы, поклоняясь имъ съ горячею любовію, такъ какъ онѣ во имя Господа Бога и непорочной Владычицы нашей Святой Богородицы, св. апостоловъ и всѣхъ святыхъ, но поклоненіе и вѣру будемъ относить къ Единому Истинному Богу».

— «Весь святый соборъ также учитъ», — раздался отвѣтъ на его слова со стороны всѣхъ членовъ собора.

Затѣмъ было прочитано окружное посланіе патріарха Тарасія, написанное имъ къ епископамъ и пресвитерамъ Антіохіи, Александріи и Іерусалима при вступленіи на патріаршій престолъ и отвѣтная на него грамота восточныхъ патріарховъ. По прочтеніи этихъ посланій, отцы собора единогласно заявили: «Мы совершенно согласны съ ними, съ любовію принимаемъ и почитаемъ священныя и досточтимыя иконы и поклоняемся имъ».

Въ началѣ слѣдующаго засѣданія по совѣту патріарха Тарасія рѣшено было сдѣлать пересмотръ всѣхъ мѣстъ изъ Священнаго Писанія, изъ свято-отеческихъ твореній и изъ описаній житій святыхъ, могущихъ служить основаніемъ къ утвержденію догмата иконопочитанія. Среди послѣднихъ встрѣтилось великое множество повѣствованій о чудесахъ, исшедшихъ отъ св. иконъ и мощей. Вотъ нѣкоторыя изъ нихъ:

Въ описаніи мученичества св. Анастасія Персянина разсказывалось, что при перенесеніи его мощей въ Кесарію Палестинскую, когда народъ отовсюду устремлялся въ срѣтеніе имъ, одна женщина, по имени Арета, впала въ сомнѣніе и сказала:

— «Я не поклонюсь мощамъ, принесеннымъ изъ Персіи».

Чрезъ нѣсколько дней св. мученикъ явился Аретѣ во снѣ и спросилъ:

— «Ты страдаешь болѣзнію въ бедрахъ?»

Не успѣла Арета отвѣтить ему, что здорова, какъ вдругъ почувствовала, что ее дѣйствительно постигла болѣзнь. Долго томилась она въ своей болѣзни, затѣмъ, почувствовавъ временное облегченіе отъ нея, стала размышлять, по какой причинѣ постигла ее такая болѣзнь. Въ такомъ размышленіи она провела четыре дня. На разсвѣтѣ пятато дня ей опять является св. мученикъ и говоритъ:

— «Иди въ Тетрапилъ. Помолись св. Анастасію и будешь здорова».

Принесенная къ указанному мѣсту, она, когда увидѣла икону св. мученика, громко возгласила:

— «Это поистиннѣ тотъ, кого я видѣла во снѣ».

Повергшись на помостъ, она долго плакала слезами раскаянія и встала совершенно здоровою.

По прочтеніи на соборѣ повѣствованія о семъ чудѣ, представители папы заявили, что сія икона св. Анастасія съ честною главою его находится въ одномъ изъ монастырей Рима и въ настоящее время, а епископъ Тавроменійскій Іоаннъ добавилъ къ ихъ заявленію, что онъ знаетъ одну женщину изъ Сициліи, которая, будучи въ Римѣ, получила отъ иконы св. мученика исцѣленіе.

Затѣмъ было сообщено Петромъ, епископомъ Никомидійскимъ, о чудѣ, происшедшемъ отъ иконы Господа въ Беритѣ и приведено изъ Евагрія повѣствованіе объ Едесскомъ чудѣ отъ нерукотвореннаго образа Спасителя. Чудо состояло въ слѣдующемъ:

Однажды Едессу осадилъ Хозрой, царь Персіи. Съ сдѣланныхъ по его приказанію огромнѣйшихъ насыпей воины стрѣляли чрезъ городскія стѣны въ жителей города. Осажденные жители рѣшились сдѣлать подкопъ подъ насыпи и затѣмъ сжечь ихъ. Но огонь, который они разводили въ подкопахъ, за неимѣніемъ притока туда свѣжаго воздуха, всякій разъ угасалъ. Тогда едессяне взяли Нерукотворенный образъ и принесли его на выкопанные рвы. Окропивъ образъ водою, они стекавшими по нему каплями брызнули на слабо горѣвшій огонь въ сложенныхъ дровахъ, и тотчасъ же всѣ дрова были объяты необычайнымъ пламенемъ. Обративъ ихъ въ уголь, пламя перешло къ верхнимъ деревамъ и быстро уничтожило всѣ сооруженія Хозроя.

При чтеніи сего повѣствованія, чтецъ великой Константинопольской церкви сказалъ:

— «Я самъ — недостойный рабъ, когда ходилъ въ Сирію съ царскими апокрисіаріями, былъ въ Едессѣ и видѣлъ сей Нерукотворенный образъ; вѣрные почитаютъ его и поклоняются ему».

Много и другихъ, подобныхъ приведеннымъ, извлеченій изъ святоотеческихъ твореній было прочитано на слѣдовавшихъ за первымъ засѣданіяхъ собора. Когда отцы собора, какъ выразился патріархъ Тарасій, «насытились святоотеческими свидѣтельствами», на средину засѣданій была вынесена одна досточтимая икона, и предъ нею всѣ присутствовавшіе на соборѣ отцы, лобызая ее, произнесли двадцать два краткихъ изреченія, повторяя каждое изъ нихъ по три раза. Всѣ главныя иконоборческія положенія въ нихъ были осуждены и преданы проклятію.

Слѣдующія засѣданія были посвящены разбору опредѣленій лже-вселенскаго Копронимова собора. Разборъ этотъ былъ произведенъ съ величайшею тщательностію. Велся онъ все время при посредствѣ двухъ лицъ, какъ бы двухъ сторонъ: одинъ читалъ то, что было опредѣлено лжесоборомъ, другой читалъ опроверженіе на то, что было ложнаго въ опредѣленіяхъ. Мѣста Св. Писанія, ложно истолкованныя Копронимовымъ соборомъ, теперь подверглись новому толкованію. Напримѣръ: изъ Ветхозавѣтнаго Писанія въ защиту своихъ мнѣній иконоборцы указывали на запрещеніе Десятословія: не сотвори себѣ куміра(Исх. 20, 4).

Отцы собора отвѣчали на сіе:

— «Изреченія, сказанныя Израильскому народу, который служилъ тельцу и не чуждъ былъ египетскихъ заблужденій, нельзя переносить на Божественное собраніе христіанъ. Богъ, намѣреваясь ввести Іудеевъ въ землю обѣтованія, потому далъ имъ заповѣдь: не сотвори себѣ куміра, что тамъ обитали идолопоклонники, поклонявшіеся и демонамъ, и солнцу, и лунѣ, и звѣздамъ, и другимъ тварямъ, даже птицамъ, и четвероногимъ, и гадамъ и не поклонявшіеся только Богу Живому и Истинному. Когда же, по повелѣнію Господню, Моисей создалъ Скинію свидѣнія, тогда онъ, показывая, что все служитъ Богу, приготовилъ изъ золота человѣкообразныхъ херувимовъ, представлявшихъ собою образъ херувимовъ разумныхъ».

Также ложно истолкованы были лже-вселенскимъ соборомъ нѣкоторыя мѣста и изъ святоотеческихъ твореній. Въ свою защиту иконоборцы приводили, напримѣръ, такое мѣсто изъ твореній св. Аѳанасія Александрійскаго:

— «Какъ же не жалѣть о почитающихъ творенія по той причинѣ, что зрячіе кланяются не видящимъ и одаренные слухомъ не слышащимъ? — Тварь никогда не спасетъ твари».

Но соборъ разъяснилъ, что св. Аѳанасій въ данномъ мѣстѣ имѣлъ въ виду язычниковъ и противъ нихъ направлялъ свою рѣчь; христіане никогда не служили твари вмѣсто Единаго всѣхъ Бога, какъ обвиняли ихъ иконоборцы. Оказалось также, что иконоборцы часто приводили святоотеческія слова отрывочно, — безъ связи ихъ съ предшествующею имъ и послѣдующею за ними рѣчью, — отчего въ этихъ словахъ могъ получаться желательный для нихъ смыслъ.

Наконецъ, нѣкоторыя изъ приведенныхъ иконоборческимъ соборомъ выраженій оказались совершенно подложными.

Какъ скоро оказалось, что основанія, какія приводилъ лже-вселенскій соборъ въ оправданіе своихъ вѣроопредѣленій, ложны и недостаточны, для всѣхъ само собою стало понятнымъ, что и самыя вѣроопредѣленія его, утвержденныя на такихъ основаніяхъ, ложны, и поэтому отцы собора скоро перешли къ окончательной выработкѣ собственнаго соборнаго вѣроопредѣленія. Въ этомъ окончательномъ вѣроопредѣленіи отцы собора нашли нужнымъ сначала упомянуть о поводѣ къ созванію собора и о предпринятыхъ имъ трудахъ, затѣмъ — привести дословно весь Символъ Вѣры и опроверженіе всѣхъ тѣхъ ересей, которыя уже были опровергнуты шестью предшествующими Вселенскими Соборами и, наконецъ, на вѣчныя времена утвердить догматъ иконопочитанія:

— «Мы опредѣляемъ, чтобы святыя и честныя иконы предлагались для поклоненія точно такъ же, какъ и изображеніе честнаго и животворящаго Креста, будутъ ли онѣ сдѣланы изъ красокъ, или мозаическихъ плиточекъ, или изъ какого-либо другого вещества, только бы сдѣланы были приличнымъ образомъ, и будутъ ли находиться во св. церквахъ Божіихъ, на священныхъ сосудахъ и одеждахъ, на стѣнахъ и дощечкахъ, или въ домахъ и при дорогахъ, а равно будутъ ли это иконы Господа и Бога, Спасителя нашего Іисуса Христа или Непорочной нашей Владычицы Св. Богородицы, или честныхъ Ангеловъ и всѣхъ святыхъ и праведныхъ мужей. Чѣмъ чаще, при помощи иконъ, они дѣлаются предметомъ нашего созерцанія, тѣмъ болѣе взирающіе на эти иконы возбуждаются къ воспоминанію о самихъ первообразныхъ, пріобрѣтаютъ болѣе любви къ нимъ и получаютъ болѣе побужденій воздавать имъ лобызаніе, почитаніе и поклоненіе, но никакъ не то истинное служеніе, которое по вѣрѣ нашей приличествуетъ одному только Божественному естеству. Взирающіе на сіи иконы возбуждаются приносить иконамъ ѳиміамъ и ставить свѣчи въ честь ихъ, какъ дѣлалось это въ древности, потому что честь, воздаваемая иконѣ, относится къ ея первообразу, и поклоняющійся иконѣ поклоняется ѵпостаси изображеннаго на ней». — «Осмѣливающіеся же думать или учить иначе», «если это будутъ епископы или клирики», должны быть «низлагаемы», «если же будутъ иноки или міряне», должны быть отлучаемы.

Соборъ закончился прославленіемъ Господа со стороны всѣхъ епископовъ, начальниковъ, воинскихъ чиновъ и другихъ гражданъ Константинополя, въ несмѣтномъ количествѣ заполнившихъ залы дворца. Списки соборныхъ дѣяній были посланы папѣ, восточнымъ патріархамъ, императрицѣ съ императоромъ и всѣмъ церквамъ Константинопольскаго патріархата.

Такъ торжественно закончился, возстановившій истину иконопочитанія и понынѣ каждогодно воспоминаемый 11-го октября всею Православно-Восточною Церковію, Седьмый Вселенскій Соборъ.

  • ← А. Н. Муравьев, Письма о богослужении Восточной Кафолической Церкви (Киев 1873).
  • Архиепископ Антоний (Синкевич), Лос-Анжелосский. Любовь к Богу и Ближнему. (Слово на Всенощной в день прославления Св. Оптинских старцев) →

Подготовка созыва Собора

В целях подготовки к проведению Вселенского собора Ириной в 784 году было организовано избрание нового константинопольского патриарха вместо умершего патриарха Павла . При обсуждении кандидатов в Мангаварском дворце Константинополя после приветственной речи императрицы раздались возгласы в поддержку Тарасия , который не был духовным лицом, а занимал должность асикрита (императорского секретаря). Ирина желала видеть патриархом Тарасия («мы его же назначаем, но он не слушается » ), а он, в свою очередь, поддержал идею проведения Вселенского собора. Присутствовавшая во дворце оппозиция утверждала, что созыв Собора нецелесообразен, так как на Соборе 754 года уже было принято решение, осудившее иконопочитание, но голос иконоборцев был заглушён волей большинства.

Патриарх Тарасий

Тарасия быстро возвели во все степени священства, и 25 декабря 784 года в праздник Рождества Христова он был поставлен константинопольским патриархом, которым оставался в течении следующих 22 лет. После этого избранный патриарх по традиции разослал всем предстоятелям церквей изложение своего вероисповедания. Дополнительно были разосланы приглашения на Вселенский собор, написанные от имени Ирины, её сына императора Константина и самого Тарасия. В Рим к папе Адриану I было также направлено приглашение принять участие в предстоящем Соборе:

Первая попытка открыть Собор в 786 году

Открытие Собора было назначено в Константинополе на 7 августа 786 года . Приехавшие в столицу епископы -иконоборцы ещё до открытия Собора начали вести переговоры в гарнизоне, стараясь заручиться поддержкой воинов. 6 августа перед храмом Святой Софии прошёл митинг с требованием не допустить открытия Собора. Несмотря на это, Ирина не стала изменять назначенной даты, и 7 августа в храме Святых Апостолов Собор был открыт. Когда начали зачитывать святые писания, в храм ворвались вооружённые воины, сторонники иконоборцев:

Епископам, поддерживающим Ирину, ничего не оставалось, как разойтись. Пережив неудачу, Ирина приступила к подготовке созыва нового Собора. Под предлогом войны с арабами императорский двор был эвакуирован во Фракию , а верный иконоборцам гарнизон отправлен в глубь Малой Азии (якобы навстречу арабам), где ветеранам дали отставку и выплатили щедрое жалование. Константинополь был передан под охрану другой по составу гвардии , завербованной из Фракии и Вифинии , где взгляды иконоборцев не получили распространения.

Завершив подготовку к Собору, Ирина не решилась вновь проводить его в столице, а выбрала для этой цели отдалённую Никею в Малой Азии, в которой в 325 году состоялся Первый Вселенский собор .

Работа Собора в 787 году

По итогам работы был принят орос Собора, восстановивший почитание икон и разрешивший употреблять в церквах и домах иконы Господа Иисуса Христа , Божией Матери , Ангелов и Святых, чествовать их поклонением (но не таким, какое прилично Богу), а целованием, возжжением перед ними светильников и фимиамом):

…подобно изображению честного и животворящего Креста, полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества устрояемые, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и непорочныя Владычицы нашея святыя Богородицы, такожде и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей. …и чествовати их лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свечей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней.

- Догмат о иконопочитании Трехсот шестидесяти седми святых отец Седьмого Вселенского Собора

После закрытия Собора епископы были распущены по своим епархиям с дарами от Ирины. Императрица приказала изготовить и поместить над воротами Халкопратии образ Иисуса Христа взамен уничтоженного 60 лет назад при императоре Льве III Исавре . К образу была сделана надпись: «[образ], который некогда низверг повелитель Лев, вновь установила здесь Ирина ».

Решения этого собора вызвали возмущения у франкского короля Карла Великого (будущего императора), и в 792 г. он послал папе список из 85 ошибок, которые были допущены на этом соборе. Карл считал одобрение византийской формулы о том, что «Святой Дух исходит от Отца » - главнейшим «грехом», и настаивал на прибавлении слов: «и от Сына » (filioque). Этим был продолжен старый догматический спор между восточной и западной церквами.

Богословские споры о филиокве были частью широких противоречий между Западом и Востоком.

Последствия

Собор не смог остановить движение иконоборцев. Это было сделано только на Константинопольском соборе 843 года при императрице Феодоре . В ознаменование окончательной победы над иконоборцами и всеми еретиками был установлен праздник Торжества Православия , который положено праздновать в первое воскресенье Великого Поста и который празднуется до сих пор в Православной Церкви.

Примечания

Ссылки

  • Диль Ш. Византийские портреты (Глава: Императрица Ирина)
  • Карташёв А. В. Вселенские соборы (Глава: VII Вселенский собор 787 г.)
  • Лозинский С. Г. История папства . (Глава вторая. Образование Папского государства (VI-VIII вв.))




error: Контент защищен !!