Храм св вмц екатерины. Свято-екатерининский кафедральный собор

Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью Дроздов Денис Петрович

ЦЕРКОВЬ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ, ЧТО НА ВСПОЛЬЕ (Большая Ордынка, № 60)

ЦЕРКОВЬ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ, ЧТО НА ВСПОЛЬЕ

(Большая Ордынка, № 60)

Церковь Екатерины Великомученицы, что на Всполье последняя только по порядку, но не по значению. Трудно поверить, что храмов на пути мы больше не увидим. Вся наша прогулка логически состояла из переходов от церкви к церкви, возле которых делались самые большие остановки. Так не хочется с ними прощаться! В Замоскворечье наиболее явственно прослеживается роль церквей как архитектурных доминант и ориентиров небольших кварталов. До революции 1917 года здесь было пятьдесят храмов. Классик французской литературы Теофиль Готье в середине XIX века совершил путешествие в Россию и настолько восхитился Москвой и Замоскворечьем в частности, что сделал в своем дневнике следующую запись: «Нельзя представить себе ничего более прекрасного, богатого, роскошного, сказочного, чем эти купола с сияющими золотом крестами. Я долго стоял вот так, в восторженном оцепенении, погруженный в молчаливое созерцание. В довершение всего представьте себе на холодных и синеватых тонах снега как бы рассеянные по ковру русской зимы отсветы слегка красноватого свечения заходящего солнца». Вернувшись на родину, он опубликовал комментированный альбом «Художественные сокровища старой и современной России» и выпустил книгу очерков «Путешествие в Россию».

Церковь Екатерины Великомученицы, что на Всполье

С церковью Великомученицы Екатерины связаны важнейшие исторические события нашей страны. По большому счету с помощью церквей Большой Ордынки можно изучать историю России. Помните, мы проходили мимо храма Климента, папы римского, возле которого произошло решающее сражение ополченцев и интервентов в 1612 году. Так вот, поляки отступили именно сюда – к храму Екатерины. Во многих книгах и даже исторических трудах говорится о том, что церковь Великомученицы Екатерины была построена на месте, где в 1612 году войска второго народного ополчения князя Д.М. Пожарского и Кузьмы Минина одержали победу над войсками гетмана Хоткевича. Но на самом деле церковь на этом месте уже существовала. Это подтверждает С.М. Соловьев в «Истории России с древнейших времен»: «Клементьевский острог опять был занят поляками, и гетман расположил свой обоз у церкви великомученицы Екатерины (на Ордынке)».

Соловьев описывает, как главный опорный пункт ополчения Климентовский острог переходил то к интервентам, то к освободителям. Наконец, когда произошло объединение войск Пожарского, Трубецкого и замоскворецких казаков, «поляки не могли выдержать этого дружного натиска; потерявши 500 человек – потеря страшная при малочисленности его войска! – гетман вышел из екатерининского стана и отступил на Воробьевы горы; разгоряченные русские ратники хотели преследовать неприятеля, но осторожные воеводы остановили их, говоря, что не бывает на один день по две радости».

В середине XVI века в районе сегодняшних Щетининского и Погорельского переулков первой женой Ивана Грозного царицей Анастасией Романовной была устроена белильная слобода с церковью Великомученицы Екатерины. Жители слободы занимались белением тканей и пряжи и были тесно связаны с Кадашевской государевой хамовной. Церковь в честь именно этой святой была освящена не случайно: Екатерина – покровительница беременных женщин и защитница детей, а в белильной слободе работали в основном женщины. Вскоре слобода стала именоваться Екатерининской. После Смутного времени она сделалась черной, то есть свободной, жители слободы стали платить налоги государству. К 1651 году в Екатерининской слободе было уже восемьдесят семь дворов.

В 1657 году на месте деревянной была построена каменная церковь с приделами Николая Чудотворца и Федора Стратилата. В 1762 году после коронации в Москве Екатерина II пожелала перестроить храм, освященный в честь своей святой покровительницы. За проект взялся лучший московский архитектор К.И. Бланк. Уже в 1767 году строительство было завершено. От храма 1657 года уцелела только трапезная, а увеличенный пристройками Никольский придел стал функционировать как «холодная» церковь. Бланк соединил зимнюю и летнюю церкви с помощью двухъярусной колокольни, нижний ярус которой стал притвором летнего Екатерининского храма.

Хоть императрица Екатерина II и не любила барокко, новопостроенная церковь во имя ее тезоименитой святой имеет барочные черты.

Как отмечается в книге «Памятники архитектуры Москвы»: «Екатерининская церковь является памятником редкого для Москвы позднего барокко, включающая элементы рококо.

Очевидна большая, чем у других московских мастеров, связь Бланка с петербургской архитектурой 1750 – 1760-х годов. Здание напоминает и некоторые парковые павильоны того времени». Бланк внес в церковную архитектуру элементы архитектуры светской.

Нижний ярус церкви – объединенные объемы трапезной, апсиды и притворов, а верхний – невысокий восьмерик с тяжеловесным куполом. То есть вертикальной композиции Бланком практически не предполагалось. Храм как будто прижимается к земле под собственным весом. Маленькая вытянутая глава над куполом лишь усиливает подобное впечатление. Фасады церкви украшены столбиками и арками, притворы скруглены и выделены парными колоннами.

Екатерина II пожертвовала храму богатую утварь и драгоценную ризу на храмовую икону великомученицы Екатерины с российским гербом с императорским вензелем. В церкви установили барочный иконостас и серебряные, со сквозными орнаментами, Царские врата, справа и слева от которых находились иконы, изображающие сцены из жизни святой Екатерины. Росписи храма в итальянском стиле выполнил известнейший художник своего времени Д.Г. Левицкий со своими учениками.

В 1769 году была сооружена ограда с решеткой, изготовленной изначально кремлевскими мастерами для Соборной площади Кремля. Некоторые прутья решетки венчали гербовые орлы. Чувствуется, что стилистические особенности ограды и храма соответствуют друг другу. Значит, Бланк и после завершения строительства следил за судьбой своего детища. Пилястровые столбы с императорскими коронами и массивные пилоны, украшенные белокаменными орлами, делают дошедшую до наших дней ограду Екатерининской церкви поистине уникальной. В 1920-х годах с прутьев решетки были спилены раздражавшие большевиков гербы Российской империи.

Во время пожара 1812 года «теплый» храм сгорел. В 1820-х годах архитектор Ф.М. Шестаков перестроил части церкви, утраченные в пожаре. В это же время достроили и ограду храма со стороны сегодняшнего Щетининского переулка. Ограда была точно стилизована Шестаковым под бланковскую. В 1870 – 1872 годах «теплая» церковь была полностью переделана архитектором Д.Н. Чичаговым. Ее заново освятили в честь Спаса Нерукотворного Образа с двумя приделами – Никольским и Александра Невского.

Таким образом, храм стал состоять из трех стоящих по одной линии частей: Спасской зимней церкви, летней Екатерининской и стройной колокольни, которая являлась композиционным центром всего строения. Единство композиции достигается за счет одинаковых куполов и пилястр обеих церквей. В зимнем храме все три престола с небольшими деревянными иконостасами были расположены в один ряд и соединялись друг с другом. В 1879 году на углу Погорельского и Щетининского переулков была построена кирпичная двухэтажная богадельня на месте деревянной середины XVIII века.

В 1922 году в Екатерининском храме было изъято около двухсот килограммов золота и серебра, в том числе все пожертвованные Екатериной II ризы и утварь. В 1931 году храм закрыли. При этом властями было разрешено взять только одну икону – Святой великомученицы Екатерины. Она была отдана в храм Воскресения Словущего в Монетчиках, а позже – в церковь Флора и Лавра на Зацепе. В этом храме след иконы теряется, и судьба ее до сих пор неизвестна. В 1930-х годах разобрали колокольню. Композиционная законченность и выразительность храма были потеряны, потому что внимание сместилось в одинаковой степени и на западную и на восточную его части. Также были повреждены главы обеих церквей и сломаны кресты на них. Роспись Д.Г. Левицкого и его учеников за исключением отдельных участков была утрачена.

После закрытия в церкви располагались жилые помещения и различные организации: Центральное проектно-конструкторское бюро приборостроения, НИИ стандартизации приборов и пр. В 1970-х проводилась реставрация, в результате которой установили новую главу с позолоченным крестом и отремонтировали церковную ограду. В обновленных помещениях сами реставраторы (Всероссийский художественно-научный реставрационный центр имени И.Э. Грабаря) и поместились. В 1992 году Екатерининский храм был возвращен верующим, однако до 1994 года в здании оставался ВХНРЦ, а службы приходилось проводить на ступенях летней церкви. В 1994 году храм был заново освящен в честь великомученицы Екатерины патриархом Алексием II при сослужении блаженнейшего Феодосия, архиепископа Вашингтонского, митрополита всей Америки и Канады. После этого патриарх зачитал указ о том, что Екатерининский храм становится подворьем Американской православной церкви в Москве.

Святыней храма является большой ларец с частицами святых мощей святителей Григория Богослова и Василия Великого, апостолов Андрея Первозванного, Марка, Петра и Павла, первомученика Стефана и других святых. Особо почитаемые иконы церкви – Святого князя Александра Невского, великомученицы Екатерины, святителя Тихона с частицами их мощей. Патриарх Тихон, которого в 1989 году канонизировали в лике святителей, при жизни каждый год в день памяти великомученицы Екатерины служил литургию в Екатерининской церкви.

Храм Великомученицы Екатерины ведет активную просветительскую, образовательную и общественную деятельность. При церкви открыты воскресная школа для взрослых, изостудия, библиотека и видеотека с обширным материалом на английском и русском языках. В храме проводятся Евангельские чтения. А еще Екатерининская церковь является центром распространения гуманитарной и благотворительной помощи от православной церкви в Америке для приходов Русской православной церкви.

Место, на котором стоит церковь Великомученицы Екатерины, по-настоящему исключительное. Храм был свидетелем кровопролитного боя, победы русского ополчения над поляками и литовцами и освобождения Москвы от иноземных захватчиков. Попадая внутрь Екатерининской церкви, поражаешься одновременной торжественности и простоте. Немаловажную роль здесь играет особенное освещение огромного пространства за счет поярусного расположения окон – в трапезной, верхнем четверике, куполе и даже маленькой главке. Екатерининская церковь как будто венчает Большую Ордынку, и последнее впечатление об улице складывается в том числе и благодаря этому особенному храму.

Из книги Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью автора Дроздов Денис Петрович

БОЛЬШАЯ ОРДЫНКА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЯ Исследователи предлагают не одну версию возникновения топонима. По мнению видных филологов Г.П. Смолицкой и М.В. Горбаневского: «Название происходит от слова орда, а вернее – от топонима Орда. В Орду, или Золотую Орду, вела дорога,

Из книги автора

БОЛЬШАЯ ОРДЫНКА СЕГОДНЯ Большая Ордынка идет от Малого Москворецкого моста к Добрынинской площади. Ее современное направление окончательно сформировалось в XVII веке. Большая Ордынка сохранила для нас редкие памятники архитектуры разных эпох. На этой сравнительно

Из книги автора

Усадьба Куманиных (Большая Ордынка, № 17) Но вот наконец мы подошли к дому № 17 по Большой Ордынке. «И что в нем такого особенного?» – спросите вы. Вполне обыкновенное пятиэтажное здание, отличающееся от остальных разве что сложностью плана и украшенное старинной оградой да

Из книги автора

ГОРОДСКАЯ УСАДЬБА ДОЛГОВЫХ (Большая Ордынка, № 21) Во второй половине XVIII века жил на Большой Ордынке в приходе церкви иконы Богородицы Всех Скорбящих Радость первостатейный купец Афанасий Иванович Долгов. Всем он был хорош: и дела свои вел грамотно, и уважением всеобщим

Из книги автора

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ (Большая Ордынка, № 22) Из гостеприимных Толмачей по Большому Толмачевскому переулку снова возвращаемся на Ордынку. По обе стороны переулка расположены два самых высоких здания, которые заняли ни много ни мало по целому кварталу. В

Из книги автора

ЗДАНИЕ РОСАТОМА (Большая Ордынка, № 24) В огромном, просто колоссальном, в сравнении с уютными замоскворецкими особнячками, здании расположилась Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». Этот дом сравнивают с неприступной крепостью, с могучим бастионом.

Из книги автора

ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В ПЫЖАХ (Большая Ордынка, № 27а) Даже если бы мы не совершали нашу прогулку, а спешили, например, на работу – и тогда бы наш взгляд непременно остановился на белоснежной церкви Николы в Пыжах. Это настоящая драгоценность Большой Ордынки и одно из

Из книги автора

МАРФО-МАРИИНСКАЯ ОБИТЕЛЬ СЕСТЕР МИЛОСЕРДИЯ (Большая Ордынка, №

Из книги автора

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Большая Ордынка, № 34, стр. 13) Среди одиннадцати зданий Марфо-Мариинской обители выделяется церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построенная по проекту архитектора А.В. Щусева в 1912 году. При закладке соборного камня 22 мая 1908 года (о

Из книги автора

ДОМ КИРЕЕВСКИХ–КАРПОВЫХ (Большая Ордынка, № 41) Отличный архитектурный ансамбль с храмом Иверской иконы Божией Матери составляет дом Киреевских – Карповых начала XIX века. Этот дворец с фронтонным портиком из шести пилястр коринфского ордера, выделяющимся на глади стены,

Из книги автора

ОСОБНЯК ЕЛИСЕЕВЫХ–МИНДОВСКИХ (Большая Ордынка, № 43) Этот дом с длинным фасадом никого не оставит равнодушным. Удивителен он хотя бы тем, что его раз за разом удлиняли вдоль красной линии Большой Ордынки, а не в глубь двора. Первыми хозяевами особняка были дворяне

Из книги автора

ДОМ АРСЕНЬЕВЫХ (Большая Ордынка, № 45) Флигель отделяет особняк Миндовского от любимого жителями Замоскворечья замечательного дома Арсеньевых. Арсеньевы – древнейший и обширнейший дворянский род. Для всех носителей этой фамилии есть замечательная книга историка В.С.

Из книги автора

АЛЕКСАНДРО-МАРИИНСКОЕ ЗАМОСКВОРЕЦКОЕ УЧИЛИЩЕ (Большая Ордынка, № 47) Но возвратимся опять на Большую Ордынку. Нас ждет заключительный отрезок пути. Помните, когда мы гуляли по Большому Толмачевскому переулку, то проходили мимо библиотеки имени К.Д. Ушинского. Теперь на

Из книги автора

ПО ПУТИ К ЦЕРКВИ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ, ЧТО НА ВСПОЛЬЕ Сразу за 1-м Казачьим переулком по правой стороне Большой Ордынки среди современных жилых и офисных зданий затерялся деревянный дом (№ 54) с большим мезонином и каменным фундаментом. В 1830-х годах усадьба

Из книги автора

ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА (Большая Ордынка, № 69) Малый театр – явление в отечественной культуре сродни Третьяковской галерее. И как хорошо, что венчает Большую Ордынку здание Малого театра, пусть здесь и находится только его филиал. Особенный дух Малого, его философия и

Из книги автора

АПТЕКА ФЕРРЕЙНА (Большая Ордынка, № 74) В 1880 году аптекарь первого класса и потомственный почетный гражданин Карл Иванович Феррейн приобрел бывшую усадьбу купца Марка Никитича Гусева для устройства в ней аптеки. Усадьба имела прекрасное местоположение на стрелке Большой

Первые сведения о деревянном храме на этом месте датированы 1612 г. В это же время (1657) церковь сменяется каменной. Существующий храм в стиле барокко построен в 1766-1775 гг. по проекту Карла Бланка. Вероятно, постройка храма была заказана лично Екатериной II во время её коронации в 1762 г. Бланк построил новое здание рядом со старым, объединив два храма центральным объёмом с колокольней. Новая (сохранившаяся) церковь действовала летом, старая (отапливаемая) — зимой. Тогда же, в 1769 г., построена ограда (переделана в 1820-х гг. после пожара 1812 г.), использовавшая решётки, изготовленные в 1731 г. для Соборной площади в Кремле. Иконы для храма были написаны Д.Г. Левицким совместно с В.И. Василевским; не сохранились.

В 1920-1924 гг. в храме на престольный праздник служил Патриарх Тихон. Храм в 1931-1992 гг. был закрыт, использовался под различные конторы и жильё. В 1970-1983 гг. летняя Екатерининская церковь внешне восстановлена реставрационными мастерскими Института Грабаря. Колокольня разрушена в 1930-е гг. Здание Спасской тёплой церкви лишено купола и используется в промышленных целях по сей день.

В 1992 г. был передан православной общине. Первая Литургия в храме была совершена на Благовещение 1995 г. 11 июня 1999 г. состоялось великое освящение храма Патриархом Алексием II при сослужении Блаженнейшего митрополита Феодосия.

wikipedia



Документально известна с нач. XVII в. Ныне существующий главный холодный Екатерининский храм выстроен арх. К.И. Бланком в 1766-1775 гг. в стиле барокко. Вторая (тёплая) церковь поставлена в 1870-72 г. с запада, у тогда же надстроенной колокольни, на месте прежнего Никольского придела. Стилизована под барокко. Главный престол в ней Спаса Нерукотворного, приделы Никольский и Александра Невского. Три здания: четырёхъярусная колокольня в центре, восточная летняя и западная зимняя церкви, вытянуты в одну линию, образуя оригинальную композицию. Храм закрыт в 1931 г., лишен глав, колокольня сломана до 1-го яруса. Возвращен РПЦ в 1992 г., с дек. 1994 г. - подворье Православной Церкви в Америке.

Токмаков И.Ф. Краткий исторический очерк церкви св. Великомученицы Екатерины, что на Большой Ордынке, в Москве. М., 1882.



В XVI в. в белильной слободе, устроенной царицей Анастасией Романовной, первой женой Ивана Грозного, была поставлена деревянная церковь во имя св. вмц. Екатерины. С 1625 г. в церкви значится придел Феодора Студита, с 1636 г. — придел св. Николая. В 1657 г. церковь в документах значится каменной. В 1696 г. храм был обновлена. В 1762 г. в Москву приехала на коронацию Екатерина II. После коронации государыня пробыла в Москве целый год. Считается, что храм во имя своей святой пожелала перестроить сама государыня; проект она заказала архитектору К.И. Бланку. Церковь в тиле барокко была построена в 1766-75 гг. за счет казенных средств. Храмовую икону св. Екатерины украшала пожертвованная императрицей драгоценная риза с царским вензелем. Все иконы в иконостасе были написаны Д.Г. Левицким совместно с В.И. Василевским.

В ходе строительства была сохранена старая трапезная. Феодоровский придел разобрали, а Никольский придел в трапезной был сохранен и долгое время функционировал как зимний храм. Оба храма — старый и новый — были соединены посередине двухъярусной колокольней, нижний ярус которой служил притвором основного, летнего Екатерининского храма. Таким образом, Бланк возродил традиционную для русского зодчества композицию из двух храмов — летнего и зимнего — с колокольней между ними, сблизив строения. В 1769 г. была установлена ограда, для нее были использованы решетки, изготовленные в 1731 г. для Соборной площади в Кремле.

В 1820-х гг. Ф.М. Шестаков, ремонтируя здания храмов после пожара 1812 г., поставил на углу одноэтажную каменную постройку (сторожка или свечная лавка). С западной стороны была построена ограда, выполненная в формах старой ограды. В 1870-72 гг. по проекту П.П. Петрова (в литературе также называют Д.Н. Чичагова) был полностью перестроен зимний храм. В новом здании с главным престолом Спаса Нерукотворного разместились приделы св. Николая и блгв. кн. Александра Невского. Угловая сторожка, заменившая шестаковское строение, была оформлена разномасштабными арочными нишами; часть их, возможно, была открытой. В 1920-24 гг. в храме на престольный праздник служил Патриарх Московский и всея Руси Тихон.

В 1931 г. церковь была закрыта. Храмовая икона св. вмц. Екатерины была перенесена в церковь Воскресения в Монетчиках, после сноса церкви Воскресения — в храм Флора и Лавра на Зацепе. Последний тоже был закрыт; судьба иконы неизвестна. После закрытия храма св. Екатерины колокольня была разрушена до первого яруса, главы были разобраны. Впоследствии здание церкви заняло Центральное проектно-конструкторское бюро приборостроения. В 1970-х гг. началась реставрация храма. К 1983 г. храм св. Екатерины был отреставрирован внешне, была установлена глава с крестом.

В Спасском зимнем храме размещался НИИ стандартизации приборов. Екатерининский храм занял Всесоюзный художественный реставрационный центр имени Грабаря, который и вел реставрацию. К 1990 г. Центр занял и зимний храм, разместив в нем мастерские.

В 1992 г. храм возвращен верующим. 7 декабря 1994 г. храм передан подворью Православной Церкви в Америке. Освящение храма св. вмц. Екатерины Святейшим Патриархом Алексием II при сослужении Блаженнейшего митрополита Феодосия состоялось 11 июня 1999 года.

http://www.patriarchia.ru/db/text/253393.html

История церкви св. Екатерины Великомученицы, что на Всполье
Архитектор К.И. Бланк. 1766-75 гг.

В XVI в. в белильной слободе, устроенной царицей Анастасией Романовной, первой женой Ивана Грозного, была поставлена деревянная церковь во имя св. Екатерины Великомученицы, которой молятся об облегчении родов и защите детей.

Документально церковь известна с 1612 г., деревянная же, причем в литературе встречаются сведения, что она поставлена на месте сражения русских войск с польско-литовскими. После поражения у Климентовского острожка гетман Хоткевич перевел свои войска сюда, устроив здесь укрепление. Сражение закончилось победой русских войск.

С 1625 г. в церкви значится придел Феодора Студита, с 1636 г. - придел св. Николая.

В 1657 г. церковь в документах показана каменной.


В 1696 г. церковь была обновлена.

В 1762 г. в Москву приехала на коронацию Екатерина II. После коронации государыня пробыла в Москве целый год. Считается, что храм во имя своей святой пожелала перестроить сама государыня; проект она заказала архитектору К.И.Бланку.

Храм строился на казенные средства. Храмовую икону св. Екатерины украшала пожертвованная императрицей драгоценная риза с царским вензелем.

Все иконы в иконостасе были написаны Д.Г.Левицким совместно с В.И.Василевским.

Старая трапезная была сохранена. Феодоровский придел разобрали, а Никольский придел в трапезной был сохранен и долгое время функционировал как зимний храм.


Оба храма - старый и новый - были соединены посередине двухъярусной колокольней, нижний ярус которой служил притвором основного, летнего Екатерининского храма.

Таким образом, Бланк возродил традиционную для русского зодчества композицию из двух храмов - "теплого" и "холодного" - с колокольней между ними, сблизив строения.


Екатерининская церковь является редким для Москвы памятником позднего барокко. К центральной части, представляющей в плане квадрат со срезанными углами, примыкают со всех строн пониженные объемы трапезной, апсиды и притворов. Вместе с центральной частью они образуют как бы первый ярус; верх храма выступает как традиционный восьмерик, но невысокий, придавленный тяжелым аттиком и массивным куполом. Пластическая выразительность здесь выявлена ярче, чем его же вертикальная композиция. На полукруглых притоварх диагонально поставлены фланкирующие входы парные колонны. Высокие люкарны купола, стройная главка, нарядные крупные наличники и лепной декор дополняют богатство облика.




В 1769 г. была установлена ограда. Для нее использовались кованые звенья фигурной решетки, выполненные в 1731 г. для ограждения Соборной пл. Кремля. В 1740-х гг. ограда площади была разобрана, и сохраненные звенья передали, по распоряжению Екатерины, для ограды Екатерининской церкви.

Украшенные пилястрами столбы и мощные пилоны ворот, симметирчно фланкирующих здание по линии улицы, были увенчаны белокаменными орлами. Кованые российские гербы венчали центральные прутья решетки.

В 1820-х гг. Ф.М.Шестаков, ремонтируя ансамбль после пожара 1812 г., поставил на углу одноэтажную каменную постройку (сторожка или свечная лавка). С западной стороны была построена ограда, выполненная в формах старой ограды.

В 1870-72 гг. по проекту П.П.Петрова (в литературе также называют Д.Н.Чичагова) была полностью перестроена "теплая" церковь. В новом здании с главным престолом Спаса Нерукотворного Образа разместились приделы св. Николая и блгв. кн. Александра Невского.

Угловая сторожка, заменившая шестаковское строение, была оформлена разномасштабными арочными нишами; часть их, возможно, была открытой. Кирпичный объем на белокаменном цоколе неоштукатурен; кирпичная декорация выделена побелкой.

Масивный объем Спасской западной церкви оформлен пилястрами, воспроизводящими пилястры основного Екатерининского храма. Купол ее также напоминал купол основной церкви. Тонкая и высокая четырехярусная колокольня стала центром композиции.

В 1931 г. храм был закрыт. Храмовая икона св. Екатерины была перенесена в церковь Воскресения в Монетчиках, после сноса церкви Воскресения - в храм Флора и Лавра на Зацепе. Последний тоже был закрыт; судьба иконы неизвестна.

После закрытия храма св. Екатерины колокольня была разрушена до первого яруса, главы были разобраны. Спасский храм был отдан под жилье, Екатерининский - под контору. Впоследствии здание церкви заняло Центральное проектно- конструкторское бюро приборостроения.

В 1970-х гг. началась реставрация храма. К 1983 г. храм св. Екатерины был отреставрирован внешне, даже была установлена глава с крестом.

В Спасском зимнем храме размещался НИИ стандартизации приборов. Екатерининский храм занял Всесоюзный художественный реставрационный центр имени Грабаря, который и вел реставрацию. К 1990 г. Центр занял и зимний храм, разместив в нем мастерские.


В 1992 г. храм частично возвращен верующим.С 1992 года первым настоятелем храма был протопресвитер Даниил Губяк. В 1994-м году Решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II храм становится представительством Православной Церкви в Америке при Московском Патриархате. В день храмового праздника в 1994 г. Святейший Алексий, Патриарха Московского и всея Руси и Блаженнейший Феодосий, Митрополит всея Америки и Канады отслужили молебен в ознаменование официального открытия представительства.

Великое освящение храма св. вмц. Екатерины Святейшим Патриархом Алексием II при сослужении Блаженнейшего митрополита всея Америки и Канады Феодосия состоялось 11 июня 1999 года.

Многолетними трудами настоятеля храма с 2002 года архимандритом Закхеем (Вуда) в день Престольного праздника храма святой великомученицы Екатерины 7 декабря 2006 года храм святой великомученицы Екатерины был окончательно передан представительству Православной Церкви в Америке при Московском Патриархате. После праздничного богослужения директор Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика Грабаря Алексей Петрович Владимиров торжественно вручил ключи от храма его в то время настоятелю, представителю ПЦА при Патриархе Московском и всея Руси архимандриту Закхею.

Церковь Екатерины Великомученицы на Всполье

Б. Ордынка, 60/2, угол Екатерининского, ныне Погорельского пер., 2, угол М. Екатерининского, ныне Щетининского пер.

"Здесь в XVI в. царицей Анастасией Романовной была устроена белильная слобода, находившаяся в связи с Кадашевским хамовным двором. Церковь во имя мученицы Екатерины, которой молятся об облегчении родов и защите детей, впервые построена, вероятно, при царице Ирине Феодоровне. Деревянная известна с 1612 г. В 1657 г. она показана уже каменной. Придел св. Николая значится с 1636 г. Обновление было в 1696 г. - выдан антиминс. В 1764 г. Бецкий объявил епархиальному начальству, что из средств гоф-интендантской конторы задумано выстроить новую церковь. Она заложена 25 мая 1766 г., освящена 28 сентября 1767 г.; архитектором был К. И. Бланк. Внутри сохранялся барочный иконостас, были серебряные царские врата весом 8 пудов, сооруженные соседним домовладельцем Блохиным. Прекрасная ограда с решеткой одновременна храму. В 1870-е гг. с запада пристроена вторая церковь и между обеими поставлена колокольня; архитектор Чичагов стилизовал новый храм под старый. 21 ноября 1872 г. освящен главный престол Спаса Нерукотворного, 24 ноября придел св. Николая, 10 декабря Александра Невского. Новая церковь поставлена, по-видимому, на месте старого Никольского придела".

"Ограда с двумя воротами XVIII в.". "Решетка древней церкви - до 1742 г. она украшала Кремль, затем хранилась без применения, пока ее не решили перенести сюда" - здесь Федосюк цитирует, не делая ссылки, диссертацию А. Е. Горпиенко "Художественный металл в русской архитектуре XVIII-XIX вв." (М., 1972 г.).

"Храм обновлялся в 1877 г.".

"Два соседних переулка недавно носили одинаковые названия - Екатерининские, отличаясь только тем, что один из них был Большим, а другой Малым. Назывались они по церкви Екатерины, "что на Всполье", стоящей на углу этих переулков и Большой Ордынки. По преданию, первоначально церковь была выстроена на месте сражения русских войск с польско-литовскими интервентами. После поражения у Климентовского острожка гетман Хоткевич перевел свои войска сюда, выкопал ров, устроил укрепление, внутри которого расположил большой обоз. Во второй половине дня 24 августа 1612 г. у стана неприятельских войск развернулось ожесточенное сражение - "...бысть бой велик и преужасен", - пишет очевидец. Русские войска ворвалась в крепость, заняли ее "и обоз у литовских людей разорвали, и запасы поймали и в остроге литовских людей все побили". Сражение закончилось разгромом войск интервентов - из Москвы они "срама же ради своего прямо в Литву поидоша".

Композиция здания Екатерининской церкви необычна - оно состоит из трех отдельных сооружений, поставленных в одну линию с востока на запад. В центре находится колокольня (сейчас она почти не видна, так как два ее верхних яруса были в 1931 г. разобраны), к востоку от нее летняя церковь, построенная в 1766-1768 гг. на средства Екатерины II, в ознаменование ее воцарения, а с запада - теплая (зимняя) церковь, построенная в 1872 г. Ограда вокруг церкви, выкованная в 1730-1731 гг., стояла в Кремле между Архангельским собором и Патриаршим двором и перенесена сюда в конце 1760-х гг. Ее решетка - редкостный в Москве образец прикладного искусства первой половины XVIII в.

В этих местах в XVII в. находилась небольшая Екатерининская слобода, где жили белильщики тканей для дворцового обихода.

В 1922 г. оба Екатерининских переулка были переименованы: Большой Екатерининской в Погорельский переулок, ибо тогда считалось, что он так назывался в XVIII в., а Малый - в Щетининский, по фамилии одного из домовладельцев. Однако на планах XVIII в. Погорельским назывался именно Малый, а не Большой Екатерининский переулок, шедший изломанной линией позади церкви".

"6 апреля 1922 г. в храме было изъято 11 пудов 33 фунта 72 золотника золотых и серебряных изделий".

Патриарх Тихон всегда служил всенощную и обедню в день св. Екатерины (24 ноября ст. ст.) в этом храме.

Церковь была закрыта в 1931 г. При закрытии разрешили взять лишь икону вмц. Екатерины - ее перенесли в соседнюю церковь Воскресения в Монетчиках (ныне разрушена - П. П.). При закрытии церкви Воскресения икону перенесли уже в церковь Флора и Лавра на Зацепе (ныне закрыта, см. в части "Город в границах 1917 г." - П. П.). При закрытии этой последней уже ничего не было взято (Н. И. Якушева). Колокольня была разрушена до первого яруса; в летнем храме устроили жилье, в зимнем - контору.

В 1969 г. в церкви помещалось Центральное проектно-конструкторское бюро приборостроения - ЦБК. Окна были растесаны (М. Л. Богоявленский).

В 1970-х гг. началась медленная реставрация церкви. При этом в куполе "обнаружили" (на самом деле хорошо известные до закрытия) росписи начала XIX в. школы Левицкого. К 1983 г. летний храм был снаружи наконец вычинен, установлена глава с позолоченным крестом. Остальная часть пока не отремонтирована. В зимней церкви в 1980 г. помещалось "НИИ стандартизации приборов Министерства приборостроения, средств автоматизации и систем управления". Большая же часть здания поныне занята Всесоюзным художественным научно-реставрационным центром им. Грабаря, который и ведет реставрацию. К 1983 г. была реставрирована и красивая ограда, за исключением части по Щетининскому пер., за церковью.

"Церковь св. Екатерины 1763-1767 гг. с приделом Спаса 1860-х гг., оградой XVIII в. с двумя воротами и оградой XIX в. (ограда XVIII в. по Б. Ордынке и Погорельскому пер.; ограда XIX в. - по Щетининскому пер.) стоит на государственной охране под № 34".

В 1990 г. весь храм принадлежал ВХНРЦ им. Грабаря: в зимней церкви, все еще без креста - мастерские реставраторов; в летней вновь после ремонта, стоившего шестьсот тысяч, сгнили полы - и начата новая чинка. На стенах ее много фрагментов росписей разных времен.

В 1992 г. храм открыт вновь.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».





error: Контент защищен !!