Понятие «культура речи». культура речи – это совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и свободное общение, владение нормами

Слайд 2

Что такое культура речи?

КУЛЬТУРА РЕЧИ– прикладной раздел языкознания, в котором рассматриваются два вопроса: КАК ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО и КАК ГОВОРИТЬ ХОРОШО?

Слайд 3

Правильность русской речи

Понятие «культура речи» включает в себя две ступени освоения литературного языка: 1)правильность речи; 2)речевое мастерство. Правильность речи – это соблюдение норм литературного языка. Речевое мастерство – это умение правильно построить высказывание.

Слайд 4

Качества речи - свойства речи, обеспечивающие эффективность коммуникации и характеризующие уровень речевой культуры говорящего.

правильность речи чистота богатство точность логичность уместность выразительность ясность

Слайд 5

Виды речи:

говорение - отправление звуковых сигналов, несущих информацию; слушание - восприятие звуковых сигналов и их понимание; письмо - использование видимых графических символов для передачи сообщения; чтение - восприятие графических символов и их понимание.

Слайд 6

Жанры речи

Монолог - жанр, образуемый в результате активной речевой деятельности говорящего и не рассчитанный на активную одновременную реакцию слушателя. Диалог - жанр речи, состоящий из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящего собеседником. Полилог - жанр речи, возникающий при непосредственном общении нескольких лиц.

Слайд 7

Достоинства и недостатки речи

Разве речь может быть качественной или некачественной? Может. А может быть и высококачественной, то есть искусной. Мы стремимся, чтобы наша речь: А) была лишена недостатков Б) обладала достоинствами Вам кажется, что это одно и тоже? Не совсем так. Мы считаем хорошей речь, о которой можно сказать, что она правильная, чистая, логичная. Правильная – если в речи не нарушены нормы литературного языка Чистая – если речь не засорена словами, не относящимися к литературному языку Логичная – если речь не противоречит законам мышления. Плохая речь – та, в которой есть несоответствие вышеназванным качествам.

Слайд 8

Культура речи включает три аспекта:

нормативный; коммуникативный; этический.

Слайд 9

Речевой Этикет

Слайд 10

Остановимся подробнее на понятии “Этикет”.Понятие это философское, этическое. “Этикет(от франц.etiquette – ярлык,этикетка)-совокупность правил поведения,касающихся внешнего проявления отношения к людям(обхождение с окружающими,формы общения, манеры и одежда) ”

Слайд 11

То,что понимают под речевым этикетом,используется в речи каждого из нас ежедневно и многократно.

Слайд 12

Приветствия. Обращения

Приветствие и обращение задают тон всему разговору. В зависимости от социальной роли собеседников, степени близости их вырабатывается ты – общение или вы – общение и соответственно приветствия здравствуй или здравствуйте. Добрый день (вечер, утро), привет, салют и т.п. Пожалуй,это самые употребительные выражения: мы помногу раз в день обращаемся к кому-то, приветствуем своих знакомых, а иногда и незнакомых, прощаемся с людьми,кого-то благодарим,перед кем-то извиняемся, кого-то поздравляем, кому-то желаем удачи или делаем комплимент,кому-то соболезнуем,сочувствуем; мы советуем,просим, предлагаем и приглашаем...

Слайд 13

Национальные и культурные традиции предписывают определённые формы обращения к незнакомым людям. Если в начале века универсальными способами обращения были гражданин и гражданка, то во второй половине 20-го века большое распространение получили диалектные южные формы обращения по признаку пола – женщина, мужчина. В последнее время нередко в непринуждённой разговорной речи, при обращении к незнакомой женщине употребляется слово дама, однако при обращении к мужчине слово господин используется только в официальной, полуофициальной, клубной обстановке. Выработка одинакового приемлемого обращения к мужчине или к женщине – дело будущего: здесь скажут своё слово социокультурные нормы.

Слайд 14

“Ты” и “Вы”

Пустое ”Вы”сердечным ”Ты”она,обмолвясь,заменила. А.С.Пушкин.

Слайд 15

“Ты” и ”Вы” – местоимения, употребляются”вместо имени”.”Жизнь” местоимений сама по себе очень интересна. Тем более что личные местоимения имеют прямое отношение к речевому этикету. Они связаны с самоназываниями и с называниями собеседника, с ощущением того, что “прилично” и “неприлично” в таком назывании.

Слайд 16

В русском языке широко распространено Вы – общение в неофициальной речи. Поверхностное знакомство в одних случаях и неблизкие длительные отношения старых знакомых в других показываются употреблением вежливого «Вы». Кроме того, Вы – общение свидетельствует об уважении участников диалога; так, Вы – общение характерно для давних подруг, питающие друг к другу глубокие чувства уважения и преданности. Чаще Вы – общение при длительном знакомстве или дружеских отношениях наблюдается среди женщин. Мужчины разных социальных слоёв чаще склоны к Ты – общению. Среди необразованных и малокультурных мужчин Ты – общение считается единственно приемлемой формой социального взаимодействия.

Слайд 17

ВЫ Обращение на “Вы” свидетельствует о большей вежливости: К незнакомому, малознакомому человеку В официальной обстановке общения При подчеркнуто вежливом, сдержанном отношении к человеку К равному и старшему (по возрасту, положению) человеку ТЫ Обращение на “Ты” свидетельствует о меньшей вежливости: 1. К хорошо знакомому человеку 2. В неофициальной обстановке общения 3. При дружеском, фамильярном,интимном отношении к человеку 4. К равному и младшему (по возрасту, положению) человеку

Слайд 1

Поговорим о культуре речи

Слайд 2

Одним из слагаемых мастерства педагога является культура его речи. Кто владеет культурой речи, тот достигает больших успехов в профессиональной деятельности.
«Искусство говорить с детьми»

Слайд 3

От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей
Помня об этом, воспитатель должен считать профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи, чтобы основательно знать родной язык детей, которых он воспитывает.

Слайд 4

1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напряжения. 2. Педагог должен говорить внятно. 3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту. 4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - бесцветна. 5. Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного. 6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие воспитанников: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.
Правила речевой культуры педагога

Слайд 5

Слайд 6

Берегись канцелярита!
Канцелярит - это: вытеснение глагола, то есть движения, действия, причастием, деепричастием, существительным (особенно отглагольным!), а значит – застойность, неподвижность; нагромождение существительных в косвенных падежах; обилие иностранных слов там, где их вполне можно заменить словами русскими; тяжелый, путаный строй фразы, невразумительность; серость, однообразие, стертость, штамп. Убогий, скудный словарь. Канцелярит - это мертвечина!

Слайд 7

Краткость - сестра таланта
Я пишу длинно, потому что у меня нет времени написать коротко. Б.Паскаль
Объединимся воедино; жители города живут однообразной жизнью; например, такой пример; закономерно вытекает закономерность; умножить во много раз; вновь возобновлена работа (тавтология - (греч.) «то же самое»)

Слайд 8

Краткость - сестра таланта
Все неприятности он предчувствовал заранее. К вечеру я должен возвратиться обратно.
Плеоназм - греч. «излишество»
Главная суть; Ценные сокровища; Вернуться назад; Упал вниз; В мае месяце; Планы на будущее; Неиспользованные резервы; Так например; Сколько много

Слайд 9

Речевую избыточность порождает и соединение иноязычного слова с русским, дублирующим его значение.
Памятные сувениры; Необычный феномен; Первая премьера; Биография жизни; В конечном итоге; Мизерные мелочи; Народный фольклор; Свободная вакансия

Слайд 10

«Смесь французского с нижегородским»
Коллоквиум штормило. Схватились дискутанты. Один сказал: - Маркетинг! Другой отрезал: - Брифинг! А третий рявкнул: - Клиринг! – И грохнул кулаком. Так в нашем регионе Достигнут был консенсус Посредством плюрализма, Хотя и эксклюзивно, Но что весьма престижно – Без спонсоров притом! А. Пьянов

Слайд 11

Осторожно: полисемия!
На площадке перед школой вы увидите разбитые цветники. Это дело рук наших ребят На каждого члена кружка «Юный техник» падает по пять-шесть моделей. Вечер, посвященный русскому языку, будет проведен в субботу утром. Ваши замечания я прослушал. Мы теряемся на транспорте из-за отсутствия информации.

Слайд 12

Улыбнитесь!
Мыльные пузыри всегда жалуются, что их надувают. Нулей, которые знают свое место, - считанные единицы. Не бросайтесь словами - соблюдайте технику безопасности. Перья у писателя были - ему не хватало крыльев. Жаль, что и близкие порой бывают недалекими.














Орфоэпические нормы Орфоэпические нормы Прочитайте слова, соблюдая нормы литературного языка: Облегчить, красивее, ходатайство, обеспечение, каталог, (она) дерзка, жалюзи, квартал, диспансер, бутерброд, дезинфекция, инженер(ы/а), ист(е/ё)кший (год), подростковый, Ильинична, шинель, антитеза, интерпретация, дефис.




Лексические нормы Лексические нормы Найдите предложения с речевыми ошибками. Исправьте их. 1.Дешёвым подделкам она предпочитала золотую бижутерию с драгоценными камнями. 2.Утверждая документацию, ректор ставит на ней свою роспись. 3.В отчёте, наряду с достижениями, был отмечен ряд недостатков. 4.Первый лидер партии выступил с приветственной речью. 5.Исполнительский талант этого талантливого пианиста был недосягаем.




Грамматические нормы Грамматические нормы В каких рядах есть слова с ошибкой в образовании данных форм? 1)профессора, директора, шофера 2)граммов, ампер, помидоров 3)более сильнее, красивше, ловчее Исправьте грамматические ошибки в данных предложениях. 1.Законопроект был одобрен двухстами сорока пятью депутатами. 2.Те, кто встали на путь зла, обречены на поражение. 3.Глядя на эту скамейку во дворе, ему вспоминалась его юность.


Орфографические и пунктуационные нормы Орфографические и пунктуационные нормы Запишите текст в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами. Мы сейчас (не)довольны языком но (з,с)десь очень важно разобрат(?)ся язык в этом в..новат или что(то) другое. Ведь язык пр..спосабливаясь к потребностям общества подчиня..тся людям которые им пользуются. Язык отр..жение состояния общества. Так что (н..)язык надо сейчас исправлять.


Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием – самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надёжная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности. В.В.Виноградов

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Культура речи - это умение точно, ясно и ярко выражать свои мысли и чувства. Культура речи - это осознанная речевая деятельность по созданию правильной целесообразной этически-корректной речи в заданных условиях общения. Культура речи - это уважение и любовь к языку. Культура речи - это сложившаяся в процессе длительного развития человеческого общества дисциплина, определяющая возможность и правила употребления языковых средств с учётом конкретной обстановки и в соответствии с задачей, поставленной говорящим.

5 слайд

Описание слайда:

Под культурой речи понимают владение нормами русского литературного языка в его устной и письменной форме, использование языковых средств в соответствии с целями и условиями общения. Социальные варианты русского языка: сленг, арго, жаргон, просторечия Территориальные диалекты Литературный язык (нормированный) Точность речи и лексика русского языка Орфоэпические нормы русского языка (ударение, произношение) Морфологические нормы русского языка Синтаксические нормы русского языка

6 слайд

Описание слайда:

Основными качествами хорошей речи являются: правильность (соблюдение норм литературного языка), точность передачи мысли, чувства, выразительность речи, уместность используемых языковых средств (уместность стилевая, ситуативная, нравственно-психологическая, личностная). Названные качества речи вбирают в себя и многие другие, такие, как чистота речи (незасоренность ее внелитературными элементами), богатство словаря, разнообразие грамматических конструкций, логическая стройность, художественные достоинства.

7 слайд

Описание слайда:

Стили русского литературного языка Научный стиль Деловой стиль Публицистический стиль информативная роль сфера употребления - наука- письменная роль: обмен мыслями чувствами сфера употребления бытовая устная информативная роль сфера употребления –право письменная Разговорный стиль информативная роль и воздействие сфера употребления-идеология, политика устная и письменная Художественный стиль роль: эстетическое воздействие сфера употребления: словесное искусство

8 слайд

Описание слайда:

Для чего Вы употребляете жаргонизмы? 9 класс 10 класс 11 класс Модно, современно Нужны в речи для связи слов Помогают преодолеть недостаток слов Делают речь понятней для людей Другие 10 11 4 20 10 6 10 5 2 5 6 1 5 9 3 количество жаргонных слов, употребляемых в школе, заметно отличается от их количества во внеурочное время: в школе: 60% от общей лексики; вне школы: 80% от общей лексики.

9 слайд

Описание слайда:

«СКВЕРНОСЛОВИЕ – ОРУЖИЕ, ОБРАЩЕННОЕ ПРОТИВ СЕБЯ». В. П. МЮЛЛЕР Матерщина и сквернословие, распространяющиеся не без пособничества прессы, радио и телевидения, стали угрожать самому существованию нашего общества, и даже государства!

10 слайд

Описание слайда:

Специалистами давно доказано, что использование сленга и "сниженной" лексики приводит к отклонениям от норм поведения, отрицательно влияет на психику и мировоззрение. Жаргонизмы и ругательства активней всего используются людьми малокультурными.

11 слайд

Описание слайда:

По сути для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться также неприлично, как не уметь читать и писать. А.П.Чехов

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ газопровод, забронировать (закрепить), завидно, изобретение, индустрия, каталог, квартал, приданое, корысть, ракушка ходатайствовать, алкоголь, баловать, бензопровод откупорить, гренки языковая (колбаса), электропровод туфля джентльмен сироты цемент торты осужденный добыча угля, заговор, эксперт, языковая (система) договор ПРОИЗНЕСИТЕ ПРАВИЛЬНО газопровод, забронировать (закрепить), завидно, изобретение, индустрия, каталог, квартал, приданое, корысть, ракушка, ходатайствовать, алкоголь, баловать, бензопровод откупорить, гренки языковая (колбаса), электропровод туфля джентльмен сироты цемент торты осужденный добыча угля, заговор, эксперт, языковая (система) договор Орфоэпические нормы русского языка (ударение, произношение)

14 слайд

Описание слайда:

Точность речи и лексика русского языка Составьте словосочетания со словами-парониммами: листы-листья, ордены-ордена, образы-образа, лоскуты-лоскутья, пропуски-пропуска, хлебы-хлеба, адресат-адресант, надеть-одеть, представить-предоставить, экономика-экономия, подпись-роспись, абонент- абонемент, дипломат-дипломант, нетерпимый-нестерпимый, советник-советчик, хозяйские-хозяйственные, соседний-соседский, невежа-невежда

15 слайд

Описание слайда:

Точность речи и лексика русского языка Заглавие фильма мне незнакомо. Взвод приподнес ему памятный подарок. Когда Пушкин был молодым лицемером, он писал уже вольнолюбивые стихи. В Приморском крае началась предвыборная фиеста. Став активной помощницей сына, Ниловна стала привлекательной для жандармов. В парке заложено 32 дерева. У Базарова нет сообщников, он трагически одинок. Мы вышли к лесистому озеру. И стоят наши березки в своем подвенечном саване.

16 слайд

Описание слайда:

Морфологические нормы русского языка Лёня рос круглой сиротой. Инженера везде требуются. Больной мозоль не давал мне покоя весь день. Наш преподаватель химии кажется более образованнее. Он посмотрел на её задумчивыми глазами. Обои дочки были очень хорошенькие. На обеих коленях были царапины. У ней совсем не было времени. Ехай спокойно: всё, что нужно, я исполню. Дедушка пришёл на концерт послушать выступление его внука. Ихние соседи обратились в прокуратуру.

17 слайд

Описание слайда:

Морфологические нормы русского языка Около полтора часа прошло с тех пор. Свыше пятьсот народностей проживают на этом континенте. В двухтысячно третьем году открылся этот музей. Неотложная помощь была оказана семиста тридцати пяти пациентам во время эпидемии.

18 слайд

Описание слайда:

Морфологические нормы русского языка Склонение: Не склоняются иноязычные слова на гласные –О,У,Ю,И,Е (метро, рагу, кофе) иноязычные названия лиц женского пола(леди, мадам,фрау) русские фамилии на –ово –аго (Дурново, Живаго),на –ых-их(Седых) украинские фамилии на-ко (Лепко) иноязычные женские имена на твердый согласный (Шмидт, Жаклин), иноязычные имена и фамилии на гласный(кроме –а), французские имена и фамилии на ударный –а-я(Золя, Шоу) НО склоняются женские имена на мягкий согласный (С Юдифью, дружить с Нинелью), мужские имена и фамилии на твердый согласный (С Джоном Смитом, произведения Эриха Ремарка)

19 слайд

Описание слайда:

ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРА РЕЧИ». КУЛЬТУРА РЕЧИ – это совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и свободное общение, владение нормами литературного языка, а также умение использовать выразительные средства языка в соответствии с целями и содержанием высказывания.



МОНОЛОГ – это речь от 1-ого лица, сообщение сделанное одним лицом другому (рассказ о событии, рассуждение, пересказ, самохарактеристика и др.). КУЛЬТУРА ПОСТРОЕНИЯ МОНОЛОГА: Необходимо провести подготовительную работу над словом, содержанием высказывания для того, чтобы монолог был уместен, лаконичен, выразителен. Монолог должен содержать новую информацию для слушателя. В итоге следует дать оценку высказыванию или услышанной информации, но не говорящему.




КУЛЬТУРА ВЕДЕНИЯ ДИАЛОГА: Слушающий должен внимательно выслушать говорящего; Высказываться можно только по очереди; Высказывания должны быть уместными, лаконичными, выразительными; Сообщение должно содержать новую информацию для слушателя и способствовать тем самым росту знаний, расширению кругозора; Обсуждение проблемы должно привести к её решению, либо к определённому выводу; В начале диалога должны быть определены цели, задачи, предмет дискуссии и сформулирована проблема (противоречие), которую необходимо решить; В ходе диалога уточняются необходимые термины и понятия; При завершении диалога необходимо обобщить полученные знания, чётко сформулировать найденные решения проблемы.


ПОЛИЛОГ (от греч. «многочисленный разговор») – это разновидность диалогической речи, для которой характерны ситуативность, спонтанность, а также синхронность речевой активности говорящих. Обсуждение литературного произведения, спектакля, события; «Круглый стол»; Научная дискуссия; Ролевые игры и др.


КУЛЬТУРА ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛИЛОГА: Участие каждого в общении; Благоприятные условия для общения; Коммуникативность заданий (наличие вопросов уточняющего характера); Формирование общих учебных умений; Активное использование разных суждений и мнений; Использование личного опыта говорящих в обучающих целях; Создание ситуаций для использования аудио и видеозаписей; Учёт специфики возрастных особенностей аудитории; Отработка речевых умений и навыков в рамках свободного общения.









ЗвонЯт или звОнят? Упражнение 1. Проговорите все формы глагола "звонить" ("позвонить") несколько раз (6-7 раз), чтобы именно в таком виде ваша память зафиксировала звуковой и зрительный образ этого слова и его форм. ЗвонИть, звонЮ, звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт, позвонИть, позвонЮ, позвонИшь, позвонИт, позвонИм. позвонИте, позвонЯт. Упражнение 2. Устно вставьте в предложения слово "звонить" ("позвонить") в нужной форме. Проговорите каждое предложение по 3 раза. 1. Опять (что делает?)... телефон. 2. Он мне нечасто (что делает?) Мама всегда (что делает?)... мне и спрашивает, где я. 4. Кому ты сейчас (что делаешь?)...? 5. Вы сейчас (что делаете?)... в поликлинику? 6. Сергей Петрович, поднимите трубочку, Вам...! 7. Ты мне (что сделаешь?)... завтра вечером? 8. Спасибо за предложение. Мы вам обязательно (что сделаем?) Вы мне (что сделаете?)..., когда будет всё готово? Упражнение 3. Подберите однокоренные слова к слову «ЗВОН».


Содержание работы по совершенствованию культуры речи педагогов в МДОУ ЦРР д/с 308. Оформление «УГОЛКА ГРАМОТНОСТИ» в методическом кабинете ДОУ, где для общего пользования представлены словари, справочники. Оформление стенда «ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО» для педагогов и родителей. Самоанализ занятий по материалам видеозаписи с заполнением речевых памяток.








error: Контент защищен !!