Речь и предложение упражнение в составлении предложений. Составление предложений разными способами пантелеева.docx - конспект подгруппового логопедического занятия на тему: "составление предложений разными способами" (5 класс для учащихся с интеллектуальн

Программное содержание: учить произносить вопросительное предложение; продолжать формировать представление о грамматическом понятии «предложение»; упражнять детей в согласовании слов в предложении; с помощью моделирования упражнять детей в составлении предложения из заданного количества слов; развивать мелкую моторику, интонационную выразительность речи, мышление, внимание, память, усидчивость.

Материал: сюжетная картинка, модели для составления предложений, схемы предложений с заданным количеством слов, вопросительный, восклицательные знаки, салфетки бумажные, музыкальный диск.

Давайте, ребята мы с вами присядем на коврик и поиграем в игру «Соберем слова в ладошку». Я назову слово, а вы мне в ладошку «подарите» свое любое слово.

Замечательно! А как вы думаете, из чего состоит наша речь? (из предложений) Слова должны подружиться, чтобы получилось понятное предложение.

Давайте встанем и продолжим играть в игру «Живые слова». Вы будете «живыми словами». Алена будет «словом» падает , а Валера «словом» снег. Что нужно сделать, чтобы получилось предложение? (подружить слова)

Возьмитесь «слова» за руки. Получилось у нас предложение? (Да)

Давайте прочитаем – «Падает снег». Сколько слов в предложении? (2)

У нас получилось длинное или короткое предложение? (короткое)

Давайте мы с вами в предложении добавим еще слова, чтобы получилось длинное, красивое предложение. Какие слова подойдут? (пушистый, белый)

Читаем «живое» предложение. Падает пушистый, белый.

Сколько слов в предложении? (4) «Живые слова» - разойдитесь. Слова «разбежались» и нет предложения. Дети - «слова», встаньте на место, дайте друг другу руки. Произнесите каждый свое слово. Мы составили с вами … (предложение).

- Прекрасно! Какое сейчас время года? (Зима)

- Давайте подойдем к мольберту. Какую прекрасную картинку нарисовал художник, а писатель увидел и написал рассказ. Послушайте:

НАСТУПИТЬ ЗИМА.

СНЕГ, МНОГО, НАМЕЛО.

КОМ, ПЕТЯ, ОГРОМНЫЙ, СКАТАТЬ.

ЛЕПИТЬ, ОЧЕНЬ, ПЕТЯ, СНЕГОВИК, НРАВИТСЯ.

Очень интересный рассказ, а вы поняли, о чем он. Почему не поняли? (каждое слово само по себе)

А что надо сделать, чтобы мы поняли, о чем это рассказ? (надо слова подружить)

Давайте попробуем, составим первое предложение из слов: наступить, зима.

Наступила зима. Замечательное предложение! Давайте, подружим слова из рассказа: снег, много, намело.

Намело много снега. Замечательное! Сколько слов в предложении? (3)

В рассказе еще есть слова, которые мы еще не подружили: ком, Петя, огромный, скакать. Какое предложение можно составить из этих слов? (Петя скатал огромный ком.)

Сколько слов в этом предложении? (4)

В рассказе еще есть слова, которые мы не подружили. Пожалуйста, послушайте внимательно: лепить, очень, Петя, снеговик, нравится. Какое предложение можно составить из этих слов? (Пете очень нравиться лепить

снеговика.) Сколько слов в этом предложении? (5)

Давайте, прочитаем рассказ писателя красивыми, законченными предложениями:

НАСТУПИЛА ЗИМА.

НАМЕЛО МНОГО СНЕГА.

ПЕТЯ СКАТАЛ ОГРОМНЫЙ КОМ.

ПЕТЕ ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ ЛЕПИТЬ СНЕГОВИКА.

А давайте, теперь составим схемы предложений, из которых составлен рассказ. Первое предложение состоит из двух слов. Вспомните, какое первое слово? (наступила)

Первое слово в предложении всегда начинается с большой буквы. Какая мне нужна полоска? (с уголком)

Какое второе слово? (зима)

В конце предложения, что ставим? (точку )

Точка указывает на то, что предложение закончено.

(показ схемы первого предложения)

Дети у мольбертов составляют схемы следующих предложений. Вопросы по разбору схем предложений:

1. Схема, какого предложения?

2. Сколько слов в предложении?

3. Какая полоска нужна для начала предложения?

4. Что ставили в конце предложения?

5. Можно ли составить предложение из 2–3- х слов?

Ребята, посмотрите, на ваших схемах в конце предложений у всех стоит точка. А почему? (предложение закончено)

Но, ребята, не всегда в предложении в конце ставят точку. Иногда в конце предложения встречается вопросительный знак. Этот знак ставят в конце предложения, когда хотят спросить о чем- то или о ком- то. Давайте в предложениях поменяем точку на вопросительный знак. Какие предложения у нас получатся? (вопросительные)

Послушайте первое вопросительное предложение.

Наступила зима? Слышите, я спросила, наступила зима? Превращать из простого предложения в вопросительное предложение мне помогает голос и интонация.

Катя спроси, у меня наступила, ли зима. И Дима спроси.

А теперь вы попробуйте сказать свои предложения вопросительно. Ребенок произносит предложения вопросительно, а дети отвечают на вопрос.

Отлично у вас получилось! Какое у вас предложение было? (простое)

Какое предложение стало? (вопросительное)

Какой знак был? (точка)

Поменяли, на какой знак? (вопросительный)

ФИЗКУЛЬМИНУТКА.

(включить музыку)

Проведем мы сейчас разминку

Возьмите листочки, сделайте комочки.

И поиграем в снежки

И с гостями тоже.

Замечательно, соберите снежки и уложите под елку.

Посмотрите, у вас на столах лежат модели и схемы предложений. Проходите и удобно садитесь. Придумайте предложение с моделью, которое соответствует схеме. Будьте внимательны, помогайте пальчиком, чтоб не сбиться.

(самостоятельная работа)

Вы составили простые предложения, в конце предложения у вас стоит? (точка)

- А теперь переверните карточку. Какой знак стоит в конце предложения? (вопросительный знак)

Прочитайте свои предложения вопросительно. Замечательно! Было какое предложение? (простое)

А стало, какое предложение? (вопросительное)

Еще есть необычный знак. Это восклицательный знак! Такой знак ставят в конце предложения, когда говорят с радостью, восклицанием. Сейчас я вам скажу предложения с восклицательным знаком.

Какие замечательные дети!

Вы сегодня хорошо отвечали!

Какие прекрасные придумывали предложения!

С восклицательным знаком мы познакомимся в следующий раз. Кто желает, может поменяться моделями и схемами и придумать новые предложения или поиграть в снежки.

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная школа № 3»
Конспект подгруппового логопедического занятия с учащимися, имеющими
интеллектуальные нарушения, 5 класс
Тема занятия: «Составление предложений разными способами»
Цель занятия: закреплять умение правильно строить предложения.
Задачи занятия:
Обучающие:
 Обобщить знания о «предложении»;
 Закреплять навык составления предложений по вопросам с опорой на
картинку;
 Закреплять навык составления предложений путем перестановки слов;
 Закреплять умение правильно записывать предложение.
Коррекционно­развивающие:
 Развивать грамматически правильную речь детей (умение согласовывать слова
разных частей речи);
 Формировать навыки языкового анализа и синтеза;
 Развивать умение анализировать предложение (определять количество слов в
предложении, определять последовательность слов);
 Развивать навык чтения;
 Расширять активный и пассивный словарь по теме «Весна»;
 Развивать логическое мышление;
 Развивать слуховое восприятие;
 Развивать мелкую моторику.
Воспитательные:

 Воспитывать умение слушать учителя­логопеда и действовать в соответствии
с инструкцией;
 Воспитывать умение действовать в группе;
 Воспитывать интерес к занятию;
 Воспитывать доброжелательные отношения между учениками во время урока.
Формируемые базовые учебные действия:
Познавательные:
­ делать простейшие обобщения, сравнивать на наглядном материале;
­ читать; писать;
­ работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать
изображение, текст, устное высказывание, предъявленных на бумажных
носителях).
Коммуникативные

:
­ вступать в контакт и работать в коллективе;
­ обращаться за помощью и принимать помощь;
­ слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности.
Регулятивные:
­ проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
­ адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из­за парты и т. д.);
­ принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
­ активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников;
­ соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных

критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных
недочетов.
Личностные:
­ осознание себя как ученика, одноклассника, друга;
­ положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
­ самостоятельность в выполнении учебных заданий,
договоренностей;
поручений,
­ понимание личной ответственности за свои поступки на основе
представлений об этических нормах и правилах на уроке.
Оборудование: схемы предложений, сюжетные картинками по теме «Весна»,
картинка с изображением подснежника, карточки с заданиями, фасоль.
Этап занятия
Действия учителя
Деятельность
учащихся
1.Организационный
этап
2.Актуализация
знаний
Добрый день! Садитесь на
места. Скажите, какое сейчас
время года? Давайте еще раз
вспомним и назовем признаки
прихода
Какие
изменения произошли
в
природе?
А теперь вспомним, о чем мы
говорили на предыдущих
занятиях? Что делали?
весны.

Что такое предложение? Из чего
оно состоит? Вспомним правило
написания предложения.

Дети
называют
признаки весны,
изменения
в
природе.

отвечают

Дети
(составляли
предложения,
определяли
количество слов).

на
Отвечают
вопросы.
Вспоминают
правило написания
предложения
(Первое слово
пишется с большой
буквы,
в конце
предложения

ставится точка)
Дети составляют
предложение по
картинке,
выкладывая схему
предложения на
парте,
соответственно
количеству слов.
Затем
каждый
зачитывает свое
предложение,
указывает сколько
в нем слов.
Один записывает
предложение
на
доске, остальные в
тетради, применяя
правило написания
предложения.
Затем
второй
ученик записывает
предложение на
доске, остальные в
тетради.

3. Постановка цели и
задач урока.
4.Повторение,
обобщение
пройденного
материала

Сегодня мы будем продолжать
составлять
предложения
разными способами, определять
количество слов в предложении,
правильно
записывать
предложения. Так как наступила
весна,
предложения будем
составлять на тему «Весна».
1. Начнем с того, что составим
предложение по
вопросам с использованием
картинки (раздаю каждому свою
картинку).
Подхожу к каждому, наблюдаю,
помощь
оказываю
при
составлении,
определении

количества слов.

Карточки
(выдаются
картинками):

вместе
вопросами
с

1. Кто? Что сделали? Где?
Что?
2. Кто? Что делают? Какие?
Что?
3. Кто? Что сделали? что?
4. Где? Кто? Что делают?
Что?
5. Кто? Что сделали? Какие?
Что?
Предложения:
Дети повесили на дереве
скворечник.
Ребята пускают бумажные
кораблики.
Ученики
скворечник.
На участке дети сажают
деревья.
Девочки нашли первые цветы.
Давайте
предложения.
смастерили
запишем

Дети читают по
очереди каждый
свое предложение,
затем называют его
правильно,
выкладывают схему
на столе.
2. Теперь поиграем в игру
«Найди ошибки». Я прочитаю
вам предложения, подумайте,
как нужно переставить слова.
Скажите предложение верно.

зачитываю
Каждому
предложения,
где нарушена
логическая последовательность
слов.
Шустрые крошки клюют
воробьев.
По ручьям бегут быстрые
улицы.
С сосулек капает крыша.
Страны возвращаются из
теплых птиц.
На почках появляются первые
деревья.
Если необходимо, оказываю
в
помощь
составлении
предложения,
выкладывании
схем.

Физкультминутка
Ребята,
3.
мы с вами
вспоминали, что сейчас тает
снег и по дорожкам текут ручьи,
и можно пускать кораблики.
Давайте соберем кораблик из
фасоли.
4. Чтобы выполнить следующее
задание, нужно разделиться на 2
команды.
Каждой команде раздаю слова
на карточках, из которых нужно
сложить предложение.
На пригорках зацветают
первые цветы.
Над полями раздаётся
жужжание первых жучков.
Дети выкладывают
кораблик
из
фасоли.

его,
Каждая команда
составляет свое
предложение.
Зачитывает
называет
количество слов в
предложении. Один
из учеников первой
команды

Конспект логопедического занятия

Тема. Предложение. Слово.

Цели: закрепить понятия: «устная и письменная речь», «слово», «предложение», «текст». Развивать навыки языкового анализа и синтеза: деление текста на предложения, предложения на слова и составление предложений из слов; развивать артикуляционный аппарат, мышление, координацию речи с движением, графомоторные навыки; формировать длительность, плавность, силу произвольного речевого дыхания. Уточнить представления детей о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела, закрепить ориентирование в пространстве. Воспитывать умение слушать себя и окружающих; воспитывать личную ответственность за выполнение работы.

Оборудование: игрушка Дракончик, конверт с написанными заданиями для детей, компьютер, предметные и сюжетные картинки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

    Организационный момент

Повтори:

СА-са-са- вот летит оса.

Со-со-со – у Сони колесо.

Ос-ос-ос – у Сани пёс.

Су-су-су –в лесу увидели лесу.

II. Артикуляционная гимнастика и дыхательная гимнастика.

Ребята, сегодня мы с вами будем выполнять гимнастику для нашего язычка, чтобы он правильно произносил звуки. Поставьте зеркала перед собой на парте.

1. Вкусное варенье.

2. Иголочка.

3. Лопаточка.

4. Наказать непослушный язычок.

5. Чашечка.

Упражнение на дыхание- «Султанчики».

III. Работа над темой.

Ребята, нам прислал письмо Дракончик! А в конверте письмо с заданиями.

Скажите, для чего нужна речь? (Чтобы общаться, говорить.)

Какая бывает речь? (Устная и письменная.)

Как мы используем устную речь? (Устную речь мы слышим и произносим.)

Какой письменной или устной речью является письмо, которое написал Дракончик? (Письменной речью.)

Да, если бы не письменная речь Дракончик смог бы с нами общаться? (Нет, не смог.)

Чтобы узнать, что написано или напечатано, надо учиться читать.

Рассмотрите рисунки. Кто на рисунках пользуется устной речью, а кто письменной?

    Составьте слово из букв.

Если переставить буквы, какое новое слово получится?

    Составление предложений по картинке:

- Ребята, посмотрите на картинки и составьте к ним предложения.

Листья опадают.

Часто идут дожди.

Птицы улетают на юг.

Люди загорают на пляже.

Дети пошли в школу.


Скажите, какое из составленных предложений лишнее? (Люди загорают на пляже.)

Почему? (Все остальные предложения об осени, а «Люди загорают на пляже», - о лете.)

    Составление графических схем предложений.

Ребята, что вы сейчас составили из предложений? (Текст.)

Почему вы так думаете? (Предложения объединены общей темой - «Осень».) Дайте название тексту. (Осень.)

Из чего состоит текст? (Текст состоит из предложений.)

Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)

Первое слово в предложении, пишется с какой буквы? (С большой буквы.)

Чем в устной речи отделяется одно предложение от другого? (Паузой – остановкой.)

Чем отделяется одно предложение от другого в письменной речи? (Точкой, вопросительным или восклицательным знаком.)

Слова в предложении пишутся слитно или раздельно? (Раздельно.)

Давайте, вспомним, как можно записать предложение не зная букв. Каждое предложение можно записать, обозначить его с помощью схемы. Так легче определить, сколько слов в предложении и сколько мы сказали предложений.

Начало предложения показано черточкой, выступающей над полоской слева, а конец предложения – точкой справа от полосы.

Ребята, Дракончик приготовил для вас еще задание! Составьте графические схемы этих предложений.

Проверим, кто правильно составил графические схемы предложений.

VI. Физминутка

Дракоша. (презентация)

VII . Определение границ предложений в тексте.

Ребята, выполним ещё одно задание! Прочитайте текст. Определите, сколько в нём предложений. Обозначьте начало и конец каждого предложения.

Осенью в лесу стоит тишина только под ногами шуршат листья вдруг треснула ветка сосны это белочки затеяли игру.

VI I. Определение частей тела у Буратины.

Сегодня мы узнаем, какие части тела есть у человека, для чего они нужны человеку. Знать строение своего тела, значит, знать самих себя.

Ребята, а какая часть тела у человека самая «умная»? (Голова).
Быть у каждого должна очень умной" голова.

Какие части тела человека вы можете ещё назвать и показать?

Есть на пальцах наших ногти, На руках - запястья, локти.
Темя, плечи, лоб и грудь И лопатки не забудь.
Бедра, пятки, двое стоп, Голень и голеностоп.
Есть колени и спина, Но она всего одна.
Есть у нас на голове Уха два и мочки две.
Брови, скулы, и виски, И глаза, что так близки.
Щеки, нос и две ноздри, Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой. Это человек такой.

Назовите одним словом: голова, спина, нос, рот – это что? (Части тела).

Туловище имеет руки и ноги.

Ребята, назовите мне части руки /плечо, локоть, ладонь, пальцы, ногти/.

А какие части ноги вы знаете? /бедро, колено, голень, ступня, пальцы, ногти, подошва, пятки/.

А, чего нет у животных – лица.

А вы знаете, каких еще частей тела нет у домашних животных, но есть у человека? /ладонь, пальцы, ногти, локти, руки/.

Покажите правую руку, топните левой ногой, поверните голову вправо.

    Образование существительных множественного числа.

Игра с мячом: «Один – много».

А сейчас мы поиграем в игру «Один много», я называю один предмет, а вы много.

Ухо – уши, шея-, глаз -, волос -, голова -, лоб-, рот -, нос -, щека -, палец -, локоть -, бровь - ….

    Согласование существительного с числительным.

Игра «Подумай и ответь». Поможем Дракоше и Буратино

Сколько глаз у двух детей? /у двух детей четыре глаза/

Сколько ушей у трех мальчиков? /у тех мальчиков шесть ушей/

Сколько пальцев на левой руке? / на левой руке пять пальцев/

Сколько носов у трех девочек? /у трех девочек три носа/

    Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и с помощью суффикса «ИЩ».

не нос – а … /носище/, а у другого /носик/.

не рот – а … /ротище/, а у другого /ротик/.

руки, ноги, лоб, глаз, волосы)

    Употребление антонимов. Игра: «Скажи наоборот»

лицо грустное - /веселое/

волосы темные - /светлые/

волосы длинные- /короткие/

волосы прямые - /кудрявые/

нос большой - /маленький/

толстый -/худой/

высокий- /низкий/

    Многозначность слов.

- Ребята, есть слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение.

Нос – у самолета, у корабля, у чайника;

Глазок – в двери, у картошки;

Горлышко – у бутылки, у ребенка;

Спинка – у стула;

Кисти – малярная, кисть винограда;

Язычок – у ботинка, пирожное;

Ножки – у стула, у гриба.

VIII. Развитие неречевых процессов.

XI. Итог занятия

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста

Тема: Знакомство с предложением

Цели:

    Закреплять понятия слово.

    Учить подбирать слова по ситуативным цепочкам.

    Познакомить детей с предложением: показать последовательность слов в предложении и отдельно каждое входящее в предложение слово.

    Формировать связность и четкость высказывания.

    Учить составлять схемы предложения.

    Анализ и синтез словесного состава предложения, как средство предупреждения дисграфии.

Оборудование: предметные картинки; наборы полосок для составления схем предложений.

Словарная работа: журналист, интервью.

Ход занятия

Организационный момент

Логопед: Здравствуйте, ребята! Прежде чем вы пройдете к своим рабочим местам назовите слова-действия, слова признаки, слова-предметы живые и неживые.

Ребята, с помощью слова можно творить чудеса. Ведь словом можно рассмешить грустного, подбодрить трусливого, обрадовать печального, похвалить трудолюбивого, а можно огорчить, обидеть, нагрубить.

Игра «Подбери нужные слова»

Логопед: Какими словами можно поприветствовать друг друга? (Здравствуйте, привет, доброе утро...)

Поблагодарить? (Спасибо, очень вам благодарен, благодарю вас...)

Похвалить? (Молодец, умница, ты хороший…)

Успокоить? (Не волнуйся, не переживай, все буде хорошо…)

Ребята, вы знаете кто такие журналисты? (Ответы детей.) Журналисты – это люди, работающие на телевидении, радио. Они пишут статьи, берут интервью у людей. Интервью – это когда задают вопрос и на него получают ответ.

Вы бы хотели стать журналистами?(Ответы детей.) тогда этому нужно учиться. Журналисты говорят грамотно, полным предложением, умеют правильно составлять предложения. Вы хотите этому научиться? Я вас приглашаю в школу журналистов.

А сейчас мне нужны мои помощники. (Логопед заранее договорился с детьми.)

Скажите, что делает Полина? (Полина читает книгу.)

Что делает Сережа? (Сережа открывает дверь.)

Диана, Саша, Игорь, подойдите ко мне. Вы будете «живыми словами». Диана станет словом Полина, Саша – словом читает , а Игорь – словом книгу . Диана скажет свое слово и даст руку Саше. Саша даст руку Игорю и произнесет слово, читает. Какое слово должен сказать Игорь?(Книгу.) Что мы узнали о Полине? (Полина читает книгу.) Если слова дружат и помогают нам что-то узнать, значит, мы сказали предложение. Я скажу: читать, книга, Полина. Это просто слова, их нельзя назвать предложением, составьте из них предложение. (Полина читает книгу.)

Максим, Маша, Руслан подойдите ко мне. Подружите между собой слова волк, догоняет, заяц. Какое предложение можно составить из этих слов? (Волк догоняет зайца.)

Проверяем игра « Живые слова». Уточняется последовательность слов в предложении.

Логопед: Какое слово первое? (Волк.)

Назовите второе слово.(Догоняет.)

Какое слово мы еще не назвали? (Зайца.)

Сколько слов в предложении?

Сейчас слово волк уйдет, остались слова догоняет, зайца. Можно ли считать их предложением? (Нет. Непонятно, кто догоняет зайца.)

- «Живые слова» , разойдитесь. Слова «разбежались», и нет предложения. Дети-слова, встаньте на место, дайте друг другу руки. Произнесите каждый свое слово. Мы составили…(предложение). В предложении все слова…(дружат между собой). Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)

Посмотрите на картинку. Где растет дерево? (Дерево растет в лесу.)

Молодцы, ребята. Вы сказали предложение. А сейчас и мы станем деревьями.

Физминутка.

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз-наклон, два – наклон.

Зашумел листвою клен.

На доске выставляется символ предложения – длинная полоска с уголком.

Логопед: Ребята, обратите внимание на эти полоски. Длинной полоской мы будем обозначать предложение, а уголком – начало предложения(заглавную букву.) Короткими полосками мы будем обозначать слова в предложении, их количество. Первая короткая полоска тоже с уголком – она обозначает заглавную букву.

Придумайте предложение со словом малина , а я выложу столько полосок, сколько слов в предложении.

Какое это слово? (Указываю на первую полоску.)

Назовите второе слово, третье слово.

Откройте свои пеналы. Найдите длинную полоску. Что мы будем изображать самой длинной полоской? (Предложение.) Покажите полоски, которые короче. Эти полоски обозначают слова, что обозначает уголок? (Заглавную букву.)

А сейчас мы поиграем в игру «Кто внимательный». Когда я буду называть слова – поднимите короткую полоску, а когда назову предложение – поднимите длинную полоску.

Я думаю, ребята, настало время показать, какими мы стали журналистами.

Ребята – журналисты, задайте вопрос своему товарищу. Следите за тем, чтоб ответы были полными.

Затем дети меняются ролями.

Молодцы, ребята! Вы настоящие журналисты.

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста

Тема: Знакомство с предложением

Цели:

  1. Закреплять понятия слово.
  2. Учить подбирать слова по ситуативным цепочкам.
  3. Познакомить детей с предложением: показать последовательность слов в предложении и отдельно каждое входящее в предложение слово.
  4. Формировать связность и четкость высказывания.
  5. Учить составлять схемы предложения.
  6. Анализ и синтез словесного состава предложения, как средство предупреждения дисграфии.

Оборудование: предметные картинки; наборы полосок для составления схем предложений.

Словарная работа: журналист, интервью.

Ход занятия

Организационный момент

Логопед: Здравствуйте, ребята! Прежде чем вы пройдете к своим рабочим местам назовите слова-действия, слова признаки, слова-предметы живые и неживые.

Ребята, с помощью слова можно творить чудеса. Ведь словом можно рассмешить грустного, подбодрить трусливого, обрадовать печального, похвалить трудолюбивого, а можно огорчить, обидеть, нагрубить.

Игра «Подбери нужные слова»

Логопед: Какими словами можно поприветствовать друг друга? (Здравствуйте, привет, доброе утро...)

Поблагодарить? (Спасибо, очень вам благодарен, благодарю вас...)

Похвалить? (Молодец, умница, ты хороший…)

Успокоить? (Не волнуйся, не переживай, все буде хорошо…)

Ребята, вы знаете кто такие журналисты? (Ответы детей.) Журналисты – это люди, работающие на телевидении, радио. Они пишут статьи, берут интервью у людей. Интервью – это когда задают вопрос и на него получают ответ.

Вы бы хотели стать журналистами?(Ответы детей.) тогда этому нужно учиться. Журналисты говорят грамотно, полным предложением, умеют правильно составлять предложения. Вы хотите этому научиться? Я вас приглашаю в школу журналистов.

А сейчас мне нужны мои помощники. (Логопед заранее договорился с детьми.)

Скажите, что делает Полина? (Полина читает книгу.)

Что делает Сережа? (Сережа открывает дверь.)

Диана, Саша, Игорь, подойдите ко мне. Вы будете «живыми словами». Диана станет словом Полина, Саша – словом читает , а Игорь – словом книгу . Диана скажет свое слово и даст руку Саше. Саша даст руку Игорю и произнесет слово, читает. Какое слово должен сказать Игорь?(Книгу.) Что мы узнали о Полине? (Полина читает книгу.) Если слова дружат и помогают нам что-то узнать, значит, мы сказали предложение. Я скажу: читать, книга, Полина. Это просто слова, их нельзя назвать предложением, составьте из них предложение. (Полина читает книгу.)

Максим, Маша, Руслан подойдите ко мне. Подружите между собой слова волк, догоняет, заяц. Какое предложение можно составить из этих слов? (Волк догоняет зайца.)

Проверяем игра « Живые слова». Уточняется последовательность слов в предложении.

Логопед: Какое слово первое? (Волк.)

Назовите второе слово.(Догоняет.)

Какое слово мы еще не назвали? (Зайца.)

Сколько слов в предложении?

Сейчас слово волк уйдет, остались слова догоняет, зайца. Можно ли считать их предложением? (Нет. Непонятно, кто догоняет зайца.)

- «Живые слова» , разойдитесь. Слова «разбежались», и нет предложения. Дети-слова, встаньте на место, дайте друг другу руки. Произнесите каждый свое слово. Мы составили…(предложение). В предложении все слова…(дружат между собой). Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)

Посмотрите на картинку. Где растет дерево? (Дерево растет в лесу.)

Молодцы, ребята. Вы сказали предложение. А сейчас и мы станем деревьями.

Физминутка.

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз-наклон, два – наклон.

Зашумел листвою клен.

На доске выставляется символ предложения – длинная полоска с уголком.

Логопед: Ребята, обратите внимание на эти полоски. Длинной полоской мы будем обозначать предложение, а уголком – начало предложения(заглавную букву.) Короткими полосками мы будем обозначать слова в предложении, их количество. Первая короткая полоска тоже с уголком – она обозначает заглавную букву.

Придумайте предложение со словом малина , а я выложу столько полосок, сколько слов в предложении.

Какое это слово? (Указываю на первую полоску.)

Назовите второе слово, третье слово.

Откройте свои пеналы. Найдите длинную полоску. Что мы будем изображать самой длинной полоской? (Предложение.) Покажите полоски, которые короче. Эти полоски обозначают слова, что обозначает уголок? (Заглавную букву.)

А сейчас мы поиграем в игру «Кто внимательный». Когда я буду называть слова – поднимите короткую полоску, а когда назову предложение – поднимите длинную полоску.

Я думаю, ребята, настало время показать, какими мы стали журналистами.

Ребята – журналисты, задайте вопрос своему товарищу. Следите за тем, чтоб ответы были полными.

Затем дети меняются ролями.

Молодцы, ребята! Вы настоящие журналисты.






error: Контент защищен !!