Подготовительная программа к школе в домашних условиях. Практические действия по подготовке к школе

Подготовка ребёнка к школе – фундамент для успешного обучения. Важно не только дать базовые навыки письма, счёта, чтения, но и обеспечить достаточное развитие речи, научить контактировать со сверстниками и взрослыми. Чем шире кругозор у первоклассника, тем проще заявить о себе в новом коллективе, завоевать авторитет.

Современные реалии таковы, что слабо подготовленный ребёнок всегда будет «белой вороной» на фоне более успешных одноклассников. Деткам, посещающим садик или развивающий центр для дошкольников, проще адаптироваться к новым условиям, выдержать учебную нагрузку. Родители также должны знать, как правильно подготовить ребёнка к школе в 6 лет, чтобы дома закрепить полученные знания.

Что должен уметь будущий первоклассник

Проверьте, насколько уровень развития вашего ребёнка соответствует требованиям дошкольной подготовки. Изучите перечень требований, подумайте готовы ли дочка или сын справиться с предложенными заданиями. За каждый отрицательный ответ начисляйте отрицательный балл. Чем больше «минусов», тем шире круг вопросов, которые нужно обсудить с дошкольником.

Ребёнок должен быть готов к определённым действиям:

  • называть всех членов семьи по имени, представляться, кратко рассказывать о себе и своих увлечениях;
  • хорошо ориентироваться в гласных, согласных буквах, читать несложные тексты, писать печатными буквами;
  • знать различия между временами года, объяснять, что сейчас – лето или зима, знать дни недели, месяцы;
  • ориентироваться в сутках, отличать утро, обед и вечер;
  • знать правила вычитания и сложения;
  • называть основные геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, рисовать их;
  • запоминать короткий текст, пересказывать его;
  • в ряду предложенных предметов находить лишний, объяснять, почему он исключил именно его.

Существуют и другие требования. Будущий первоклассник должен:

  • владеть основными навыками ухода за собой: без помощи взрослых одеваться, раздеваться, шнуровать обувь, поддерживать чистоту рабочего места;
  • знать правила поведения в общественных местах, уважительно относится к окружающим;
  • различать, правильно называть основные цвета, желательно – оттенки;
  • описать, что изображено на картинке;
  • уметь считать до 20, затем обратно;
  • знать наименования частей тела человека, уметь рисовать людей со всеми основными «деталями»;
  • правильно отвечать на вопросы: «Где?», «Почему?», «Когда?»;
  • различать неодушевлённые/одушевлённые предметы;
  • общаться со сверстниками, отстаивать своё мнение, но не бить несогласных;
  • понимать, что нельзя оскорблять одноклассников и взрослых;
  • сидеть спокойно на занятиях хотя бы 15–20 минут. Вести себя прилично, не капризничать, не задирать других учеников.

Важно! Наверстать упущенное за летние месяцы сложно. Нельзя тратить время для оздоровления деток на многочасовые занятия. Так вы ухудшите здоровье нервной системы, дадите слишком высокую нагрузку на растущий организм, отобьёте охоту к учёбе. Как избежать перегрузок? Выход простой: начинайте подготовку к школе с 3,5–4 лет. Понемногу, в приемлемом темпе, без давления на психику вы научите малыша всему необходимому.

Запомните 5 важных правил:

  • педагоги и психологи рекомендуют проводить занятия в игровой форме. Нельзя заставлять, тем более, кричать, бить малыша за отказ от изучения того или иного материала. Задача родителей – заинтересовать, объяснить, что образованный человек всегда заслужит уважение среди друзей, сверстников и будет успешным в жизни;
  • длительность мини-урока – не более 15 минут. Между занятиями обязателен перерыв 15–20 минут, чтобы детки могли размяться, побегать;
  • чередуйте математику с чтением, рисование – с физкультурой и так далее. Длительное умственное напряжение негативно сказывается на растущем организме;
  • постепенно увеличивайте сложность материала, не спешите с новыми заданиями, пока малыш крепко не усвоит пройдённый материал;
  • используйте учебные пособия с яркими, крупными иллюстрациями. Выбирайте интересные тексты, описывающие животных, птиц, явления природы. Воспитывайте доброту, объясняйте, как важно помогать другим. Предлагайте для изучения добрые сказки и рассказы.

Уроки математики

Занятия для подготовки к школе по математике:

  • начните счёт со знакомых предметов: небольших игрушек, конфет, овощей и фруктов. Позже переходите на счётные палочки, специальные карточки. Вначале используйте только целые числа;
  • отличный вариант – изучение чисел парами, например 1 и 2, 5 и 6. Так ребёнку легче понять, что 5 яблок + 1 = 6 яблок. Целый урок изучайте одну пару, в начале следующего повторяйте 5–10 минут пройденный материал, затем перейдите к новой паре;
  • опытные педагоги рекомендуют изучать геометрию также в игровой форме. Покажите круг, треугольник и квадрат на примере печенья. В магазине легко найти кондитерские изделия любой формы;
  • маленький ученик запомнил названия и форму основных фигур? Учите чертить их при помощи линейки (треугольника) и карандаша;
  • максимальную пользу принесёт чередование счёта, решения примеров и изучение геометрии.

Занятия письма

  • тренируйте руку: малыши не приспособлены для длительного письма;
  • большую помощь оказывают занятия по развитию мелкой моторики. Полезные упражнения с подручными предметами (макаронными изделиями, фасолью, мягким тестом, шнурками начинайте с 2–3 лет);
  • учите пользоваться удобными ножницами с неострыми, закруглёнными краями. Вырезание фигуры по контуру готовит руку к письму;
  • вначале учите писать печатные буквы, только после запоминания всего алфавита переходите к прописным;
  • объясните малышу, что нужно писать аккуратно, не выходить за полоски/клеточки. Купите удобную ручку, расскажите, как её держать;
  • выучите гимнастику для пальчиков, выполняйте упражнения вместе с ребёнком. Проговаривайте вместе: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали. А теперь мы отдохнём и опять писать начнём».
  • подберите тетрадь для письма, соответствующую требованиям современной школы. В специализированных магазинах есть немало полезных пособий.

Уроки чтения

  • эти занятия – на первом месте. Чем скорее маленький ученик освоит чтение, тем проще ему будет изучать другие предметы;
  • изучайте буквы по алфавиту. Нарисуйте большую букву, вылепите из пластилина, расскажите, что похож символ. Например, О – очки, Д – дом, Ж – жук. Покажите букву, если получается при помощи пальцев, рук ног, туловища;
  • прочитайте короткий текст, положите рассказ перед малышом, попросите найти букву, которую только что выучили, например, А;
  • спросите, о чём текст, обязательно задайте несколько вопросов о прочитанном;
  • позже просите пересказать;
  • после занятия обязателен отдых, затем – переключение на другой вид деятельности.

Как подмывать мальчика? Прочтите полезные советы родителям.

Правила питания и меню при сахарном диабете у ребенка описаны странице.

По адресу и прочтите о диагностике пульпита молочных зубов и о методах его лечения.

Творческие задания

  • учите пользоваться красками, кисточкой, фломастерами;
  • пусть юный ученик штрихует пространство внутри очерченной области. Подходящий материал – раскраски с крупными и мелкими деталями;
  • совмещайте рисование, лепку, аппликации с изучением геометрических фигур. Например: домик – это квадрат, арбуз – круг, крыша – треугольник;
  • предлагайте слепить буквы, цифры, чтобы они лучше запомнились.

Психологическая готовность ребёнка к школе

Учтите мнение психологов и педагогов. Специалисты считают, что первоклассникам проще влиться в коллектив, принять новые правила, запреты, распорядок, если развиты определённые навыки.

Педагоги и психологи составили перечень требований, при соответствии которым ребёнок в 6 лет готов к посещению школы:

  • хочет учиться, имеет тягу к знаниям;
  • умеет сравнивать различные предметы, понятия, делает выводы на основании анализа;
  • понимает, зачем детки ходят в школу, имеет навыки общественного поведения, осознаёт собственное «я»;
  • хотя бы ненадолго удерживает внимание на предмете, который изучает;
  • пытается преодолевать трудности, доводит дело до конца.

Как психологически подготовить деток к школе: советы родителям:

  • беседуйте с малышом, читайте, общайтесь;
  • после чтения обсуждайте текст, задавайте вопросы. Спрашивайте мнение ребёнка, побуждайте к анализу ситуаций, описанных в сказке, стихах или рассказе;
  • играйте с сыном или дочкой в «Школу», меняйтесь ролями «учитель – ученик». Уроки – не дольше 15 минут, обязательны паузы, физкультминутки. Хвалите маленького ученика, давайте советы в корректной форме;
  • показывайте личным примером, как преодолевать трудности. Не разрешайте бросать дело на полдороге, подскажите, посоветуйте, но не дорисовывайте (дописывайте, доскладывайте) за ребёнка. Окончите дело вместе, но не вместо ребёнка;
  • откажитесь от излишней опеки. Вы никак не отвыкнете обращаться с сыном или дочкой, как с маленьким, не даёте действовать самостоятельно? Подумайте, комфортно ли будет маленькому неумехе в детском коллективе, если он один не сможет быстро одеться или завязать шнурки. Избежать насмешек, обидных прозвищ поможет признание права ребёнка на самостоятельность. Поощряйте стремление к независимости, учите одеваться, раздеваться, правильно кушать, справляться со шнурками и пуговицами;
  • учите общаться со сверстниками, чаще ходите в гости, организовывайте игры во дворе, если детки не всегда находят общий язык, тоже участвуйте в играх, подсказывайте, как играть и не ссориться. Никогда не смейтесь над сыном или дочкой при детях (с глазу на глаз тоже): низкая самооценка – причина многих бед, неуверенности в себе;
  • создавайте положительную мотивацию, объясняйте, зачем нужно учиться. Расскажите сколько нового и интересного детки узнают на уроках;
  • объясните, что такое дисциплина, для чего нужна тишина в классе во время объяснений нового материала. Учите задавать вопросы, если что-то непонятно, скажите, что учитель не может спросить у каждого, как усвоен материал. Ученики тоже должны думать о себе и максимальном получении знаний;
  • расскажите, что нужно отстаивать свои интересы без криков и кулаков, цивилизованными методами. Учите самоуважению, объясняйте, почему не стоит проявлять излишнюю боязливость либо агрессивность. Смоделируйте несколько ситуаций, которые часто возникают в школе при общении сверстников, подумайте, каков выход. Выслушайте мнение ребёнка, предложите свой вариант, если сын или дочка не знают, как поступить. Будьте внимательны к интересам ребёнка, учите правилам общения, побуждайте к хорошим делам и поступкам.

При подготовке ребёнка к школе учтите советы психологов и педагогов, проявите заинтересованность, вдохновите маленького ученика. С малых лет развивайте тягу к знаниям, общайтесь, изучайте окружающий мир. Подготовленному первокласснику всегда легче осваивать школьную программу, чем ребёнку с отсутствием элементарных навыков, ограниченным кругозором.

Больше полезных советов родителям будущих первоклассников в следующем видео:

Доброго времени суток, друзья! Рада видеть вас на страницах моего блога.

Скоро в школу? Поздравляю! И желаю успешной подготовки. А как вы думаете, может ли быть успешной подготовка ребенка к школе в домашних условиях? Имеет ли она смысл? И нужна ли она вообще?

И сразу же дам свои варианты ответов.

Да, может!

Да, имеет!

Да, нужна!

Она необходима! Даже если дошкольник посещает специальные курсы, развивающие центры или занимается с репетитором . Потому что никто, даже самые супер-пупер-мега-крутые педагоги, не смогут дать ребенку того, что смогут дать родители, просто занимаясь с ним дома.

Для того, чтобы самостоятельно подготовить ребенка к обучению вовсе не обязательно иметь диплом о высшем педагогическом образовании. Так же, как и для того, чтобы испечь пирог, не обязательно быть пекарем. Просто нужен список ингредиентов и рецепт. Так же и с подготовкой!

Скажете, что еще и опыт может потребоваться? Ну да, наверное. Но он у вас есть! Сколько вы уже знакомы со своим будущим первоклашкой? Лет 6 – 7? И все это время вы с ним общались, чему-то его учили, что-то ему объясняли. Вы же его знаете, как никто другой! Вот он ваш драгоценный опыт! Тем более, что во время подготовки к школе, ничего такого экстраординарного делать не придется.

Список ингредиентов вкусной предшкольной подготовки будет чуть ниже. А прямо сейчас давайте узнаем к чему же нам нужно стремиться? Нарисуем словесный портрет дошкольника, который полностью готов к обучению в школе.

План урока:

Портрет будущего первоклассника

Ребенок готов к обучению в школе если
Он способен управлять своим поведением. Поведение зависит не от сиюминутных желаний, а от требований взрослого (учителя) или правил поведения в той или иной ситуации. Ребенок понимает, что ему это необходимо для того, чтобы добиться какой-либо цели.
Он способен принимать самостоятельные решения. При этом опирается на полученные знания и свой жизненный опыт.
Он эмоционально-отзывчив. Сопереживает героям книг, кинофильмов и т.п. Способен реагировать на красоту окружающей природы, музыки, произведений искусства.
Он овладел как вербальными (с помощью слов), так и невербальными (с помощью жестов и мимики) средствами общения с ровесниками и взрослыми людьми. Может вести диалог.
Он способен выполнять поставленные перед ним задания. Может найти решения интеллектуальных и личностных задач.
Он способен воплощать в жизнь задуманное. С помощью рисунков, лепки, конструирования.
Он имеет широкий кругозор. Способен классифицировать, обобщать, сортировать окружающие предметы, явления, понятия.
Он способен выполнять графические задания (штриховка, раскрашивание, написание мелких элементов). Рука подготовлена к письму, мелкая моторика развита. Способен управляться с мелкими предметами.
Он способен запоминать услышанное, увиденное, произошедшее. Память развита.
Он умеет выражать свои мысли. Способен поддерживать диалог. Правильно произносит звуки. Словарный запас богатый.

Портрет этого дошкольника не взят с потолка. И это не мои фантазии. Это – требования ФГОС ДО (федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования). Заметьте, в портрете даже и намека нет на то, что перед поступлением в школу уже нужно знать буквы, читать и считать.

Раньше от будущих первоклассников требовали знаний и навыков, а начиная с 2014 года внимание обратили на личностные характеристики детишек и уровень их развития.

А не пора ли нам уже с ингредиентами разобраться? По-моему пора! Итак, приступаем.

Список ингредиентов для вкусной подготовки

Берите ручки, записывайте. Для вкусной подготовки нам понадобятся:

  1. Развитие памяти.
  2. Развитие внимания.
  3. Развитие мышления.
  4. Развитие речи.
  5. Развитие мелкой моторики.
  6. Развитие ориентации на листе бумаги.
  7. Развитие ориентации в пространстве.
  8. Усидчивость.
  9. Мотивация.
  10. Коммуникабельность.
  11. Любознательность.
  12. Самостоятельность.
  13. Гигиенические навыки.
  14. Познания об окружающем мире.
  15. Умение читать.
  16. Умение считать.

Ну ничего себе списочек получился. Целых 15 пунктов! Кстати, если вам кажется, что я о чем-то забыла, пожалуйста, напишите об этом в комментариях к статье. Буду вам очень признательна.

Диагностика

А теперь вернемся к нашим пирогам. Допустим, нужна для пирога капуста. А у вас в холодильнике целых пять кочанов лежат. Пойдете вы за капустой в магазин? Конечно нет. Ее же и так много!

Теперь переключаемся на подготовку. Успеваете за мной? Отлично! Если у вашего сына или дочки какого-нибудь подготовительного ингредиента в избытке, нужно ли его развивать? Например, память, ну просто феноменальная! А вот усидчивости можно было бы и побольше. Тогда обращаем внимание на усидчивость, а память просто иногда поддерживаем.

Как узнать чего именно не хватает? Как найти пробелы, которые нужно заполнить? Здесь на помощь приходит диагностика или тестирование. О том, как провести тесты можно , а еще лучше обратиться за помощью к специалистам психологам или педагогам.

У Артемки в садике недавно проводили такую диагностику. Психолог общался с детьми. Нам порекомендовали больше внимания уделать развитию коммуникативных навыков, то есть общения. А в остальном все хорошо!

Провести диагностику нужно до начала подготовки к школе. И тогда вы точно будете знать, на что нужно обратить особое внимание.

А теперь переходим к детальному изучению наших подготовительных ингредиентов.

Развитие памяти

Память - это общее обозначение для комплекса познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков.

Если не обращать внимания на развитие памяти, то ребенку в школе придется не сладко. Ведь там постоянно нужно что-то запоминать и вспоминать. То правила, то стихотворения, то таблицу умножения. Память можно и нужно развивать. Как? Помогут специальные игры и упражнения. Их много. Здесь я расскажу об одной очень популярной и полезной игре.

Называется игра «Большие перемены». В чем смысл? На столе раскладываются предметы. Любые предметы. Ребенок одну минуту смотрит на стол и пытается запомнить все, что видит. Потом отворачивается. Вы убираете один предмет. Ребенок снова смотрит на стол и пытается вспомнить, чего же не хватает.

Также можно добавлять предметы или менять их местами. Эта игра тренирует зрительную память. А кроме зрительной существуют еще слуховая память, двигательная, эмоциональная и другие. В двух словах об этом не расскажешь, так что скоро я напишу отдельную статью, целиком посвященную развитию памяти. Чтобы ее не пропустить подпишитесь на обновления блога.

Развитие мышления

Мышление - это познавательная деятельность человека.

С мышлением тоже не все так просто. Оно необходимо, чтобы ребенок мог осваивать новые знания. Мышление бывает:

  • действенное;
  • образное;
  • логическое.

Развитие внимания

«Внимательно». Любимое слово учителей. Внимательно смотрим на доску! Внимательно слушаем меня! Внимательно читайте условие задачи!

Внимание - избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

Думаю, что никто не будет спорить с тем, что способность концентрировать внимание очень необходима для успешного обучения в школе.

От учителя, который ведет подготовительные курсы, узнала об очень интересном способе развития этой способности. «Корректурная проба». Применяют ее для того, чтобы оценить устойчивость внимания. Но можно использовать и для тренировок.

Корректурная проба — это набор символов, в произвольном порядке напечатанных на листе бумаги. Это могут быть буквы, цифры или какие-то значки. Можно даже старые ненужные книги использовать или журналы. Вы даете ребенку лист с корректурной пробой и карандаш. Еще потребуются часы с секундной стрелкой или секундомер. Ставите задачу, например, вычеркнуть все буквы «А». Засекаете 2 минуты. Через две минуты смотрите, что получилось. Сколько ошибок? Как далеко продвинулись? В следующий раз посмотрите есть ли прогресс.

Лабиринты.

Хорошим упражнением для развития концентрации внимания являются всякие разные лабиринты. Множество лабиринтов можно найти в детских журналах.

Еще одно хорошее упражнение. Вы произносите в разнобой названия домашних животных, диких животных и птиц. Корова, аист, медведь, заяц, сорока, кот, лиса и т.д. Задача ребенка, когда он слышит название домашнего животного топнуть, дикого — хлопнуть, птицы — кукарекнуть.

Развитие речи

Здесь следует обратить внимание на три момента:

  1. Правильное произношение звуков.
  2. Богатый словарный запас.
  3. Умение выражать свои мысли.

Если ребенок неправильно произносит звуки, то бегите к логопеду. Звуки можно поставить, главное не упустить время. Самое лучшая пора для начала занятий с логопедом 4 — 5 лет. Так считают сами логопеды. А если ребенку уже 7? Поздно? Нет, не поздно! Но начинать логопедические занятия нужно прямо сейчас.

Словарный запас и умение выражать свои мысли. С этим проще, можно обойтись своими силами. Разговаривайте с ребенком, задавайте ему вопросы, обсуждайте с ним прочитанное или увиденное. Говорите на определенные темы. Например, сегодня рассмотрите подробнее тему «Зимующие птицы». Посмотрите картинки, произнесите названия птиц, расскажите, почему им нужно зимой помогать и как. А завтра побеседуйте о временах года.

Речь развивать нужно постоянно. Дома, на прогулке, перед сном, в транспорте.

Развитие мелкой моторики

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

Развивать мелкую моторику нужно не только для того, чтобы ребенку было легче держать в руках ручку и выводить красивые крючочки и петельки. Мелкая моторика влияет и на мышление, и на речь. Не даром ведь говорят, что ум лежит на кончиках наших пальцев.Так что советую уделить ее развитию особое внимание.

Развитию моторики способствуют:

  • рисование;
  • лепка из пластилина;
  • складывание пазлов, мозаики;
  • игры с конструктором;
  • наматывание ниточек на клубок;
  • нанизывание бусинок на нитку;
  • вырезание ножницами;
  • разрывание бумаги;
  • аппликация;
  • прописи.

И этот список можно продолжать еще долго. Более подробно о мелкой моторике и подготовке руки к письму можно почитать .

Ориентация на листе бумаги

Когда я в первый раз услышала фразу: «Учите ребенка ориентироваться на листе бумаги». Я подумала: «Вы вообще о чем? Это как?»

Оказалось все очень просто.

Положите перед ребенком лист бумаги и карандаши. Объясните ему, какая сторона считается верхней, какая нижней, правой, левой. Где верхний правый угол, нижний правый, верхний левый и нижний левый. Где центр. И по очереди давайте задания, например:

  1. Нарисуй в верхнем левом углу квадрат.
  2. Нарисуй в правом нижнем углу прямоугольник.
  3. Под квадратом нарисуй елочку.
  4. В центре нарисуй большой круг.
  5. Справа от большого круга нарисуй еще один маленький кружочек.
  6. В верхнем правом углу нарисуй треугольник.
  7. В нижнем левом углу напиши букву «А».
  8. Рядом с ней напиши букву «Б» и т.д.

Если получится выполнить эти задания, то с ориентацией все в порядке. Если были ошибки, то нужно тренироваться еще. Кстати это задание развивает еще и концентрацию внимания.

Развитие ориентации в пространстве

Ориентация в пространстве, так же как и усидчивость, мотивация, коммуникабельность, любознательность, самостоятельность являются звеньями одной цепи — психологической подготовки к школе . Ей на блоге посвящена отдельная статья. Почитайте, узнаете много интересного.

Гигиенические навыки

Очень важно донести до ребенка необходимость следить за своим внешний видом. Выглядеть в школе нужно опрятно. Следить за чистотой своих рук, лица, одежды, обуви. Содержать в порядке рабочее место и бережно относиться к вещам. В школе мамы, готовой прийти на помощь, рядом не будет.

Договоритесь с ребенком о его обязанностях. Он может сам заправлять свою постель или чистить обувь и ставить ее сушиться. Убирать свой рабочий стол и игрушки. Не нужно доделывать за ребенком то, что он не успел или не захотел сделать. Этим вы окажете ему медвежью услугу. В школе ему эти навыки очень пригодятся.

Познания об окружающем мире

В школе даже предмет такой есть «Окружающий мир». Ребенок должен ориентироваться в том, что его окружает. Существует список тем и вопросов, в которых ребенок должен ориентироваться к началу школьной жизни. В этом списке:

  • ФИО родителей,места их работы и профессии;
  • свои собственные ФИО;
  • адрес;
  • основные цвета;
  • времена года и названия месяцев;
  • дни недели;
  • явления природы;
  • перелетные и зимующие птицы;
  • дикие и домашние животные;
  • деревья;
  • цветы;
  • грибы;
  • овощи и фрукты;
  • мебель;
  • посуда;

Чтение и математика

Не смотря на то, что сейчас вроде как никто официально этих умений не требует, большинство родителей предпочитают научить ребенка читать и считать еще до школы. Мнение педагогов начального образования такое: «Не умеет — научим! Но лучше, чтобы хоть немного умел».

Если ребенок посещал детский сад, то будет проще. Программа подготовки в садике предусматривает занятия и по чтению, и по математике. И тогда вам нужно только поддерживать в нем эти умения. Читать книжки, решать простые примерчики.

Артемка мой очень любит читать. Особенно разные вывески на магазинах. Да и считает тоже любит. Голубей, например, ступеньки в подъезде, машины мимо проезжающие, шаги. Ну и по букварю Н.С. Жуковой мы с ним тоже ежедневно занимаемся.

Еще делаем задания по поиску звука в слове. Определяем, где звук находится? В начале, в середине или в конце слова?

В транспорте, если куда- то едем – играем в слова. Наверняка правила этой игры вам известны. Нужно назвать слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего слова. Пароход – дом – мост – тропинка и т.д. Очень прикольно бывает, когда пассажиры в автобусе начинают с азартом подсказывать.

Еще Тёме очень нравится игра «Десятка». Это мы ее так называем. Смысл в том, чтобы по очереди называть по 10 слов на определенную букву.

Ну а если вы поставили перед собой задачу научить ребенка читать самостоятельно. То есть с нуля. Сначала буквы, потом слоги, потом слова. То я бы посоветовала обратиться к специалисту, хотя бы за консультацией. Или использовать специальную литературу . В этом деле есть свои тонкости. И можно ребенка так научить, что потом учитель переучивать замучается.

Вот, посмотрите это видео, думаю оно вам многое объяснит.

Если у вас еще не пропало желание учить ребенка чтению самостоятельно, то я желаю вам удачи.

Как правильно заниматься с ребенком?

Как сделать так, чтобы ребенка не приходилось заставлять заниматься? Чтобы он ждал этих занятий? Нужно дать ему то, что он хочет. А чего хочет ребенок? Ребенок хочет играть! Игра, как говорят психологи, это основной вид деятельности для детишек старшего дошкольного возраста.

Так что занятия нужно проводить в игровой форме .

Еще несколько штрихов к нашему рецепту:

  • подходите к занятиям только с хорошим настроением;
  • длительность одного занятия не более 15 минут, потом перерыв;
  • от коротких ежедневных занятий толку будет больше, чем от одного длинного по выходным;
  • чаще хвалите ребенка и вселяйте в него уверенность, в том, что все у него получится;
  • если что-то не получается, не ругайтесь, а поддерживайте;
  • составьте для себя расписание занятий, чтобы было проще ориентироваться в происходящем;
  • занимайтесь не только дома, сидя за столом, а везде и всегда. Например, во время прогулки по осеннему парку можно поговорить о временах года, об особенностях осени, о деревьях и перелетных птицах, а еще собрать гербарий и сделать красивую поделку.

Что ж, друзья, вроде бы все рассказала, что знала. Желаю вам удачи! Да и себе тоже. И давайте за то, чтобы первого сентября можно было с гордостью и радостью сказать: «Мы сделали все, что нужно! К школе готовы! Ура!»

Ну а чтобы это было действительно так, советую вам прямо сейчас записаться на классный, полезный и, что очень приятно, бесплатный вебинар. Он называется «Как подготовить ребенка к школе без проблем за 20-30 минут в день?»

И заходите в гости снова!

Здесь вам всегда рады!

Правильная подготовка к школе детей – залог их будущей отличной учебы. Необходимо, чтобы до начала обучения ребенком были освоены основы правописания, математика (начальный этап), чтение.

Широкий кругозор и навыки общения со сверстниками будут способствовать его авторитету среди сверстников и педагогов.

Такая подготовка позволит малышу увереннее чувствовать себя в новой обстановке , легче войти в режим повышенных учебных нагрузок.

По ФГОС предусматривается, когда записываться в школу, ребенок должен овладеть базовыми навыками при подготовке к новому учебному году.

Обеспечивается следующая подготовленность:

  • Интеллектуальная.
  • Психологическая.
  • Социальная.
  • Мотивационная.
  • Физическая.

Полезен будет развивающий кружок. Родителям вовсе не нужно иметь специальное образование, важно усвоить основные правила.

Занятия для дошкольников будут эффективными при установлении жесткого распорядка дня. Чтобы подготовить ребенка к учебной дисциплине, важно заблаговременно выработать у него привычку к режиму учебы и отдыха.

Это позволит правильно распределить необходимое время для занятий, домашней подготовки, отдыха.

Важно , насколько правильно подобраны упражнения для развития базовых навыков, требующихся для учебного процесса.

Развивающие задания для ребенка перед новым учебным годом

Не забывайте, что ребенок успешнее освоит новые знания, преподнесенные в виде игры. Развитие моторики.

Помочь укрепить навыки письма помогут следующие задания:

  • Выполнение карандашной штриховки в тетради под разными углами.
  • Заполнение прописи.
  • Рисунки с использованием карандашей, фломастеров, акварельных красок.
  • Процесс лепки фигурок из пластилина.
  • Вырезание ножницами бумажных силуэтов.
  • Аппликации.
  • Игра с мозаикой или конструктором.
  • Самостоятельное завязывание шнурков.

Для развития памяти будет полезно:

  • Попросить малыша пересказать прочитанный рассказ.
  • Перечислить вечером увиденное за день.
  • Рассказать о просмотренных телепрограммах или мультфильмах.
  • Нарисовать увиденный до этого предмет или описать его словесно.

Развить внимательность помогут следующие упражнения:

  1. Совместный поиск в комнате предметов , название которых начинается с одной буквы – кто первый справится с заданием.
  2. Если взрослый занят делом – в процессе работы можно, рассказывая сказку, попросить ребенка хлопать в ладоши, когда произносится слово на определенную букву или при упоминании животных.
  3. Предложите малышу заниматься двумя делами одновременно , например, лепить и пересказывать сказку.

Помимо развития перечисленных навыков важно подготовить ребенка к школе психологически. Он должен быть готов к общению со сверстниками и учителями, еще находясь в детском саду.

Приведем некоторые советы родителям, которые могут помочь при начальной подготовке будущих первоклассников в домашних условиях:

  1. Не нужно чрезмерно перегружать малыша, чтобы не утратить заинтересованности к занятиям.
  2. Установленный режим дня должен соответствовать будущей учебе.
  3. Не забывайте об игровой форме занятий.
  4. Разнообразьте подготовительный процесс.
  5. Ребенок должен регулярно находиться на свежем воздухе, играть в подвижные игры.
  6. Правильно подготовьте рабочее место, чтобы обеспечивалось достаточное освещение, необходимая высота стола и стула.
  7. Оказать помощь в подготовке способны развивающие компьютерные игры.
  8. Развить моторику движений поможет, если ребенок одновременно будет проходить музыкальную подготовку.

Если затрудняетесь с выбором упражнений, обратитесь к интернету – там предлагаются различные пособия.

Подготовленные на их основе конспекты будут полезны . Может оказать помощь опытный педагог.

Если у малыша проблемы с произношением некоторых звуков может быть полезным логопед.

Правильная индивидуальная подготовка малыша окажется неоценимой для предстоящего учебного процесса.

Подготовка к школе: программы и упражнения

Приведем некоторые упражнения для подготовки дошкольника. Как тренировка зрительной памяти. Расположите в один ряд 6 игральных карт.

Попросите малыша запомнить их расположение и отвернуться. Поменяйте местами две из них, и пусть он укажет, расположение которых карт изменилось.

Упражнение повторяйте несколько раз , постепенно увеличивая число карт, можно их расположить в несколько рядов.

№ упражнения Продолжительность Занятие Что достигается Что потребуется
1 Полчаса
  1. Игра в кубики.
  2. Волшебные окошки
  1. Правильное восприятие цветовых оттенков и размеров.
  2. Определение формы фигур, различение цветов и величины предметов
  1. Кубики.
  2. Карточки разных цветов
2 Полчаса
  1. Сказочные семена.
  2. Волшебный попугай
  1. Тренировка зрительной памяти, внимательности.
  2. Развитие слуховой памяти, внимательности
  1. Карты с изображенными фруктами, овощами и семенами.
  2. Слоговый набор
3 Полчаса
  1. Сказочные иллюстрации.
  2. Зайка
  1. Развитие правильного восприятия и умения составить рассказ по одному изображению.
  2. Развития навыков письма
  1. Серия разрезанных сюжетных картинок.
  2. Рисунок зайки с домиком, карандаш

Рассмотрим, в чем заключаются упражнения:

1. Кубики .

Выбираем самый большой и маленький кубики. Подсчитываем их общее количество, в том числе и в обратную сторону. Считаем количество кубиков определенного цвета и размера. Складываем из кубиков разные фигуры.

2. Волшебные окошки .

Понадобится 12 карточек основных цветов и оттенков, 5 фигурок разной формы: круглой, квадратной, прямоугольной и так далее.

Предполагается, что волшебником построены чудесные окошки разной формы и цвета . Предложите описать некоторые из них и выбрать наиболее понравившиеся.

3. Сказочные семена .

Понадобится 9 карточек с нарисованными фруктами, овощами и их семенами. Сильный ветер смешал разложенные семена и плоды.

Требуется упорядочить их размещение. Незаметно убрав одну из карточек, предложите определить пропажу.

4. Волшебный попугай .

Предложите малышу почувствовать себя волшебным попугаем, способным перечислять по памяти различные фразы.

Называйте несколько слогов, ребенок должен их повторить в той же последовательности. Назовите несколько слов и попросите малыша повторить в аналогичном порядке.

5. Сказочные иллюстрации .

Понадобится:

  • Три карточки с рисунками: одна разделенная надвое, вторая – на четыре фрагмента, третья – на шесть.
  • 3-4 изображения различных сюжетов.
  1. Имеются волшебные изображения , которые постоянно путаются. Необходимо их правильно сложить, по степени возрастания сложности: начиная с разделенной на 2 части и заканчивая – на 6.
  2. Другие картинки целые , но их нужно упорядочить по ходу развития сюжета. Попросите пересказать возможный сюжет сказки.

6. Зайка .

На рисунке изображен зайка и его домик. Между ними – извилистая тропинка. Чтобы помочь зайке вернуться домой, нужно, не отрывая карандаша, провести линию по центру тропинки, не пересекая ее границы.

Предлагаемый комплекс упражнений – далеко не единственный возможный, но он поможет ребенку освоить необходимые навыки и подготовиться к школе. Все зависит от вашей фантазии и желания.

Важно ! Правильная и своевременная подготовка значительно облегчит ребенку школьное обучение и будет способствовать более легкой адаптации малыша к предстоящим нагрузкам.

Основной вид деятельности дошкольника - игра. Поэтому именно в игре с помощью игровых заданий и упражнений можно выстроить подготовку детей к школе.

Дидактические игры для подготовки ребенка к школе

В какие игры можно играть дома с ребёнком

Обычно, когда родители занимаются домашними делами (уборкой квартиры, приготовлением пищи, стиркой и др.), ребёнок или играет с игрушками, или смотрит телевизор. К сожалению, современное телевидение не способствует развитию ребёнка. А подчас, наоборот, может развить у него излишнюю агрессивность (например, просмотр боевиков или некоторых иностранных мультфильмов).

Замечено, что дети, которые постоянно смотрят на яркий, мелькающий экран телевизора (монитора), менее усидчивы, имеют трудности с концентрацией внимания.

Попробуйте заниматься с ребёнком даже тогда, когда кажется, что сделать это невозможно, например, когда вы готовите пищу или делаете уборку в комнате.

Если вы печёте пироги, предложите ребёнку на рассыпанной ровным слоем муке нарисовать картину, написать буквы, цифры.

Если вы готовите яичницу, предложите ребёнку мелко-мелко наломать кусочки яичной скорлупы и составить из кусочков картинку, как из мозаики.

Предложите ребёнку обвести на бумаге любой домашний предмет (например, ложку или вилку) с закрытыми глазами. Рисунок нужно заштриховать.

Игры на развитие мелкой моторики

Если вы варите макароны (рожки), предложите ребёнку сделать бусы из макарон.

Для развития мелкой моторики также предлагаем выполнять с ребёнком как можно чаще следующие упражнения:

Штриховать карандашом в различных направлениях;

Рисовать красками, карандашами;

Лепить из пластилина, глины;

Вырезать из бумаги;

Делать аппликации;

Рвать бумагу руками;

Складывать бумагу;

Складывать мозаику;

Собирать из конструктора;

Завязывать шнурки;

Вязать верёвочные узлы;

Пришивать пуговицы (предложите ребёнку раскрасить паровоз, а вместо колёс пришить пуговицы);

Вязать, вышивать.

Игры на развитие памяти ребёнка

Попросите ребёнка посмотреть и запомнить, какой была комната до уборки. Пусть ребёнок её нарисует. После уборки ребёнок должен сравнить комнату до уборки и после (найти отличия), а рисунок поможет ему в этом.

Попросите ребёнка побывать в роли наблюдателя. Он должен внимательно следить за вами в течение какого-то времени (например, 5—15 минут), а затем назвать по порядку все ваши действия.

Для развития памяти также нужно:

Пересказывать сказки, стихи, которые вы читаете ребёнку;

Рассказывать вечером, какие звуки (предметы, запахи) он слышал (видел, ощущал) за день (или за какой-то промежуток времени, например, пока ужинал);

Пересказывать события в мультфильме, которые он смотрел вчера (при этом нужно вспоминать, кто из героев что говорил, что делал);

Смотреть на любой предмет в течение 30 секунд, а затем либо нарисовать, либо словесно описать его.

Игры на развитие внимания ребенка

Посоревнуйтесь с ребёнком: вы ищете предметы, начинающиеся на букву «П» (или другую букву), на кухне, а он — в комнате.

Делая уборку в комнате или готовя пищу, можно сыграть в такую игру: вы называете любые слова (читаете стихотворение, сказку или поёте песню), а ребёнок должен хлопнуть в ладоши каждый раз, когда встретится слово, начинающееся с буквы «К» («М», «Б» и т. д.).

Для развития внимания также нужно учить ребёнка выполнять несколько дел одновременно, например: слушать и рассматривать иллюстрации, читать и слушать, слушать и рисовать.

Задания для ребёнка:

1. Рассмотри внимательно нарисованную картинку. Пока ты её будешь рассматривать, я буду читать стихотворение. Слушай внимательно.

Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла.

Топоры-то, топоры

Так и сыплются с горы.

Испугалася коза,

Растопырила глаза:

«Что такое? Почему?

Ничего я не пойму».

1. Кто был на горке?

2. Кто был под горкой?

3. Что делала девочка в песочнице?

4. Кто качался на качелях?

5. Какое время года на картинке?

6. Какие предметы перечислены в стихотворении?

7. Кто испугался и растопырил глаза?

Чем больше ребёнок даст правильных ответов, тем лучше у него развито внимание.

2. Раскрась картинку. Пока ты будешь её раскрашивать, я буду читать тебе сказку (можно выбрать любую сказку). Слушай внимательно.

После прочтения сказки задайте ребёнку вопросы по картинке (можно попросить обосновать выбор цветов) и по сказке (как в задании 1).

1. Кто изображён на картинке?

2. Какое время суток на картинке?

3. Из чего сделан парус?

4. Кто главный герой сказки (и т. п.)?

Игры на развитие речи ребенка

Вы называете любое слово (существительное — название предмета, глагол — действие, прилагательное — признак), связанное с тем, что вы делаете в данный момент (например, если гладите бельё — утюг, включать, горячий). Ребёнок должен придумать словосочетание (горячий утюг, выключить утюг и т. п.). Желательно, чтобы он придумал не одно, а несколько словосочетаний.

Предложите ребёнку на время, пока вы заняты домашними делами, стать радиожурналистом и провести передачу «Полезные советы». В передаче могут быть рубрики: «Как сварить суп», «Как пожарить картофель», «Как погладить брюки», «Как пришить пуговицу» и др.

. «Продолжи слово». Суть игры состоит в том, что вы говорите начало слова (первый слог) на заданную тему, а ребёнок должен его продолжить. Например, слова по теме «Кухня»: ду — духовка, ча — чайник и т. д.

Для развития речи также нужно:

Чаще просить ребёнка пересказать книгу, мультфильм; рассказать, что он делал вчера, после завтрака и т. д.;

Игры на развитие мышления ребенка

. «Скажи слово наоборот». В эту игру можно играть, выполняя любую домашнюю работу: вы называете какое-нибудь слово, обозначающее предмет домашнего обихода, а ребёнок должен назвать то, что получится, если прочитать его наоборот (например: стол — лоте). Затем вы меняетесь ролями. Желательно, чтобы вначале использовались слова, состоящие из 3—4 букв: нож, лес, стул.

. «Найди предмет». Усложнённый вариант игры «Скажи слово наоборот»: произнесите слово наоборот (например: лутс). Нужно назвать исходное слово и показать предмет, который оно обозначает.

. «Что общего?» Предложите ребёнку найти связь между предметами, которые вы в данный момент используете. Например: что общего между ножом и луком (нож острый, а у лука острый запах); пылесосом и веником и т. д.

Для развития мышления также нужно:

Разгадывать ребусы;

Составлять ребусы;

Рисовать комиксы;

Составлять из предложенных слов предложения;

Составлять из геометрических фигур картинки.

Задания для ребёнка

1. Отгадай ребусы.

(Школа) (Вода)

2. Нарисуй продолжение комикса.

3. Нарисуй картинку, используя геометрические фигуры.

Игры на развитие пространственных представлений у ребенка

. «Найди предмет». Играть в эту игру можно в любом помещении (например, когда вы убираете комнату). Вы загадываете предмет. Ребёнок должен его найти, выполняя ваши команды (например: шаг вперёд, шаг влево, посмотри вниз и т. д.). Затем ребёнок загадывает предмет, а вы его находите, выполняя команды ребёнка.

. «Найди предмет по плану». Для этой игры необходимо нарисовать план комнаты, в которой вы будете играть. Один из игроков прячет в комнате предмет и указывает его каким-либо условным знаком на плане (например, ставит крестик, как на рисунке). Второй игрок должен, руководствуясь только планом комнаты, найти спрятанный предмет.

Для развития пространственных представлений также нужно:

Срисовывать буквы, цифры, картинки;

Рассматривать (рисовать) планы, схемы, карты;

Играть в игру «Морской бой».

Игры на развитие эмоциональной сферы ребенка

. «Любимое-нелюбимое». Вы называете ребёнку какое-либо действие, а ребёнок должен изобразить отношение к этому действию: если он любит это делать, изобразить радость; если не любит — грусть, печаль, огорчение; если никогда не выполнял это действие — сомнение, нерешительность (например: есть мороженое, подметать, гулять с друзьями, читать, смотреть футбол, вышивать, думать, читать, помогать родителям и т. Д.).

. «Ожившие предметы». Предложите ребёнку внимательно посмотреть на все предметы в комнате (кухне, прихожей). Пусть он представит, что предметы ожили, стали чувствовать, и скажет, кому из них лучше всех, у кого самое хорошее настроение и почему, у кого самое плохое настроение и почему.

Рассмотри лица детей и скажи, что они чувствуют.

Для развития эмоциональной сферы также нужно:

При чтении сказок, просмотре фильмов спрашивать у ребёнка, что чувствуют герои, какое у них настроение;

Чаще говорить ребёнку о собственном состоянии (например: «Я сегодня очень рада, мне хочется петь и танцевать, будто солнце у меня внутри» и т. д.).

Игры на развитие воображения ребенка

Попросите ребёнка показать (изобразить жестами, позой) различные предметы мебели.

Предложите ребёнку рассмотреть разные овощи и сказать, на что они похожи.

Предложите ребёнку перевоплотиться в какой-либо предмет, находящийся в комнате или на кухне (например, в поварёшку), и придумать рассказ про этот предмет («Я — поварёшка, живу на кухне» и т. д.).

Для развития воображения также нужно:

Соединять (мысленно или на рисунке) части разных предметов друг с другом (например, голову тигра с туловищем пингвина);

Мысленно уменьшать-увеличивать реальные размеры предметов (например, представить слона размером с мышь или кошку размером со слона и нарисовать или слепить из пластилина);

Придумывать необычные способы использования обычных предметов (например, в кубик можно играть, его можно использовать как подставку, как мяч и т. д.).

Для повышения самооценки учите ребёнка видеть свои преимущества. Говорите чаще ему о том, какой он у вас замечательный, как вы его любите. Избегайте сравнений его с другими детьми; не говорите ему, когда у него что-то не получается, что он ничего не умеет, ни на что не способен и т. д.

Ваш ребенок подрос, и совсем скоро ему идти в первый класс. Это торжественное событие в жизни каждого из нас. Помните, как вы готовились к 1 сентября, собирали портфель и примеряли форму? Очень важно подготовить свое чадо к новому этапу в жизни. Школьные годы - самые прекрасные. Важно, чтобы ребенок шел учиться с желанием и с интересом.

Ответственность на родителях

Современная школьная программа сложна для всех учеников. Даже многие учителя считают, что усвоить требуемый объем материала Успешность на уроках во многом зависит от того, какую базу знаний малыш получил в дошкольном возрасте. Многие мамы и папы даже не задумываются, как ребенка подготовить к школе, считая, что его всему научат учителя. Очень заблуждаются они. Если ребенок, придя в первый класс, почувствует себя слабее одноклассников, он может вообще утратить интерес к знаниям и, в конце концов, перестать учиться. А это двойки, нервы и Задача родителей - не допустить этого и заранее подумать, как ребенка подготовить к школе.

Зачем подготавливать ребенка к школе

Представьте ситуацию. Сын вашей соседки еще с 5 лет умеет читать, считает и решает элементарные примеры, умеет четко излагать свои мысли и анализировать, пересказывать тексты. А ваш малыш только летом перед школой начал азбуку учить. А теперь ответьте, кто будет лучше и быстрее схватывать учебный материал? Размышляя, как ребенка подготовить к школе и нужно ли это делать вообще, поставьте себя на место учителя. В классе 25 маленьких детишек, а учитель - один. Он обязан каждому ученику уделить внимание. Большинство уже начало читать бегло, а несколько детей никак не могут понять, чем отличаются буквы от цифр. В результате - отстающие дети так и остаются в конце строя.

На что обратить внимание, когда и чему учить ребенка

Итак, вы задумались над тем, но не знаете, с чего начать. Во-первых, выучите с ним буквы и начинайте читать по слогам. Пусть ребенок каждый день читает по несколько строк. Родители во время таких тренировочных занятий должны быть рядом и помогать. Обязательно после занятия спросите у ребенка, что он прочитал. Пусть перескажет. Задавайте ему наводящие вопросы. Во-вторых, учите цифры и тренируйтесь на простых примерах. Ребенок должен понять смысл сложения и вычитания. Показывайте математические примеры, используя яблоки, конфеты, пальчики. В-третьих, дошкольник должен знать и уметь объяснить, в чем их отличия. В-четвертых, чаще уделяйте время своему отпрыску и разрешайте ему заниматься творчеством. Пусть рисует, лепит, клеит и мастерит. Чем больше он будет заниматься, тем быстрее будет развиваться А это, в свою очередь, повлияет на такой навык, как письмо. Рассказывая, как ребенка подготовить к школе, следует сделать акцент на том, что нельзя его заставлять заниматься. Лучше тренироваться в форме игры. Например, устройте дома школу: усадите маленького ученика за парту и начните импровизированный урок. После поменяйтесь ролями, пусть учителем будет ребенок.

Дошкольные учебные заведения

Конечно, многие родители слишком заняты на работе. Им просто некогда заниматься со своим дошкольником. Поэтому ищут, где подготовить ребенка к школе. На самом деле таких мест можно найти множество. Важно среди всех подобрать то дошкольное подготовительное заведение, которое действительно научит ребенка и сможет квалифицировано подготовить его к школьным будням. Как вариант, можно нанять репетитора, который будет заниматься персонально с малышом на дому в удобное для вас время.





error: Контент защищен !!