Der arzt множественное число. Множественное число в немецком языке

) уже были описаны способы образования множественного числа имен существительных немецкого языка. Теперь остановимся на этом более подробно.

B немецком языке множественное число имен существительных образуется c помощью суффиксов, которые сохраняются без изменения во всех четырех падежах.

Существует четыре основных типа образования множественного числа существительных в немецком языке, c которыми вы сейчас познакомитесь.

I тип – суффикс -e c Umlaut и без него a, o, u )

II тип – суффикс —(е)n всегда без Umlaut

III тип – суффикс —er всегда c Umlaut

IV тип – без суффикса c Umlaut и без него

Maskulina – имена существительные мужского рода

К I типу (суффикс -e c Umlaut и без него (Umlaut могут получать гласные a, o, u ) относятся:

— большинство существительных (c Umlaut и без него): der Brief – die Briefe , der Arzt – die Ä rzte , der Abend – die Abende ;

— существительные иностранного происхождения c суффиксами —är, -eur, -ier, -al, -ar, (без Umlaut): der Sekretär (секретарь ) – die Sekretäre , der Ingenieur (инженер ) – die Ingenieure , der Pionier (пионер ) – die Pioniere , der General (генерал) – die Generale , der Komissar (комиссар ) – die Komissare .

а) имена существительные одушевленные, оканчивающиеся на —e : der Junge (мальчик ) – die Jungen , der Kollege – die Kollegen ;

b) некоторые существительные: der Mensch (человек) – die Menschen , der Held (герой) – die Helden , der Herr (господин) – die Herren , der Vetter (двоюродный брат) – die Vettern , der Nachbar (сосед) – die Nachbarn , der Staat (государство) – die Staaten , der Bär (медведь) – die Bären и некоторые другие;

c) слова иностранного происхождения c суффиксами, на которые падает ударение: —ist, -ent, -ant, -at, -nom, -loge, -soph и др.: der Kommunist (коммунист) – die Kommunisten , der Student – die Studenten , der Aspirant (аспирант) – die Aspiranten , der Diplomat (дипломат) – die Diplomaten , der Agronom (агроном) – die Agronomen , der Philologe (филолог) – die Philologen , der Philosoph (философ) – die Philosophen ;

d) слова иностранного происхождения c безударным суффиксом -or : der Professor – die Professoren .

У существительных мужского рода иностранного происхождения суффикс в единственном числе безударен, a во множественном числе на него падает ударение.

небольшая группа существительных: der Mann – die Mä nner , der Mund (рот) – die Mü nder , der Wald (лес) – die Wä lder , der Rand (край) – die Rä nder , der Reichtum (богатство) – die Reichtü mer .

все существительные на -er, -el, -en (c Umlaut и без него): der Schüler – die Schüler, der Vater – die Vä ter, der Bruder – die Brü der, der Mantel (пальто) – die Mä ntel, der Wagen (автомобиль) – die Wagen.

Feminina – имена существительные женского рода

(Umlaut могут получать гласные a, o, u )

некоторая группа односложных существительных (всегда c Umlaut): die Stadt – die Stä dte , die Wand (стена) – die Wä nde , die Hand (рука) – die Hä nde , die Kraft (сила) – die Krä fte , die Macht (власть) – die Mä chte , die Nacht (ночь) – die Nä chte .

II тип – суффикс -(е)n всегда без Umlaut

Все многосложные, кроме die Mutter и die Tochter (IV тип): die Antwort – die Antworten ; некоторые односложные: die Tür – die Türen , die Frau – die Frauen .

У имен существительных на -in удваивается n : die Schülerin – die Schülerinnen , die Lehrerin – die Lehrerinnen .

III тип – суффикс -er всегда c Umlaut – нет

IV тип – без суффикса c Umlaut и без него

два имени существительных (c Umlaut): die Mutter – die Mü tter, die Tochter – die Tö chter.

Neutra – имена существительные среднего рода

I тип – суффикс -e c Umlaut и без него (Umlaut могут получать гласные a, o, u)

многосложные и некоторые односложные имена существительные (без Umlaut): das Jahr – die Jahre , das Seminar – die Seminare , das Heft – die Hefte .

II тип – суффикс -(е)n всегда без Umlaut

группа существительных: das Bett (кровать) – die Betten , das Hemd (рубашка) – die Hemden , das Ende (конец) – die Enden , das Interesse (интерес) – die Interessen , das Auge (глаз) – die Augen , das Ohr (ухо) – die Ohren , das Herz (сердце) – die Herzen .

III тип – суффикс -er всегда c Umlaut

большинство односложных существительных: das Kind – die Kinder , das Haus – die Hä user , das Buch – die Bü cher .

IV тип – без суффикса c Umlaut и без него

а) все существительные на -er, -el, -en без Umlaut: das Fenster – die Fenster, das Mittel (средство) – die Mittel, das Wesen (существо) – die Wesen, das Lager – die Lager;

c суффиксами -chen и -lein: das Mädchen – die Mädchen, das Buchlein (книжечка) – die Buchlein;

c) слова c приставкой ge- и суффиксом -e : das Gebäude (здание) – die Gebäude.

Особые случаи образования множественного числа имен существительных немецкого языка

1. Некоторые имена существительные употребляются в немецком языке только во множественном числе: die Eltern родители , die Leute люди , die Ferien каникулы .

2. Некоторые имена существительные мужского и среднего рода иностранного происхождения образуют множественное число c помощью суффикса —s : der Klub клуб – die Klubs , das Kino кино – die Kinos .

3. Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся на суффикс -um , получают в Plural вместо суффикса -um суффикс —en : das Museum музей – die Museen .

4. У некоторых существительных в зависимости от суффикса множественного числа изменяется значение слова:

5. Некоторые существительные имеют особую форму образования множественного числа: der Fachmann специалист – die Fachleute, der Seemann моряк – die Seeleute.

Упражнения на тему «Образование множественного числа имен существительных в немецком языке»

1. Образуйте Plural от данных существительных мужского рода. Определите, к какому типу образования Plural относятся следующие существительные.

der Text, der Tisch, der Mann, der Arzt, der Fehler, der Vater, der Bruder, der Sohn, der Lehrer, der Student

2. Поставьте существительные в данных предложениях в Plural. Не забудьте согласовать подлежащее со сказуемым.

1. Der Text ist lang.
2. Dieser Mann ist Arzt.
3. Der Tisch ist groß.
4. Sein Sohn ist in Petersburg.
5. Der Lehrer wohnt hier.
6. Mein Bruder studiert gern.
7. Wo liegt dieser Brief?

3. Образуйте Plural от данных существительных женского рода. Определите, к какому типу образования множественного числа относятся следующие существительные.

die Karte, die Tür, die Arbeit, die Sprache, die Frau, die Schwester, die Adresse, die Mappe, die Schülerin, die Mutter, die Tochter, die Regel

4. Поставьте существительные в данных предложениях в Plural. Не забудьте согласовать подлежащее со сказуемым.

1. Diese Frau ist schön.
2. Wo liegt die Karte?
3. Diese Arbeit ist leicht.
4. Seine Schwester studiert schon.
5. Wo arbeitet Ihre Tochter?
6. Ist diese Schülerin fleißig?

5. Образуйте Plural от данных существительных среднего рода. Определите, к какому типу образования множественного числа относятся эти существительные.

das Kind, das Buch, das Haus, das Heft, das Gespräch, das Wort, das Fenster

6. Поставьте существительные в данных предложениях в Plural. Не забудьте согласовать подлежащее со сказуемым.

1. Dieses Gespräch ist lang.
2. Das Fenster ist groß.
3. Das Heft liegt oben.
4. Das Kind ist zufrieden.
5. Das Haus steht dort.
6. Ich übersetze dieses Wort.
7. Dieses Institut ist alt.

7. Ответьте на следующие вопросы утвердительно.

1. Sind das deine Hefte?
2. Sind diese Häuser groß?
3. Sind jene Tische alt?
4. Sind das Studentinnen?
5. Liegen die Karten dort?
6. Gefallen ihm diese Sprachen?
7. Sind die Texte lang?
8. Sind hier keine Fehler?
9. Sind diese Wörter neu?

8. Образуйте Plural от данных существительных. Проверить, правильно ли вы сделали упражнение, вы можете по упражнению 7.

das Heft, dieses Wort, die Studentin, diese Sprache. dieses Haus, kein Fehler, die Karte, jener Tisch, der Text

9. Поставьте стоящие в скобках существительные в Plural. Помните, что неопределенный артикль в Plural опускается.

1. Hier stehen (eine Frau).
2. (Mein Sohn) lernen schon.
3. (Unsere Tochter) kommen zu Besuch.
4. (Dieses Buch) liegen hier.
5. Das sind (ein Kind).
6. (Sein Bruder) wohnen in Moskau.
7. Hier studieren (ein Student und eine Studentin).
8. (Diese Tante) sind alt.
9. Um drei Uhr kommen (eine Schülerin).
10. (Dieser Satz) sind sehr schwer.
11. (Euer Heft) sind neu.
12. Dem Lehrer gefallen (ihre Antwort).
13. (Diese Übung) sind leicht.
14. (Jene Uhr) sind groß und klein.

10. Поставьте существительные в данных предложениях в Plural. Не забудьте согласовать подлежащее со сказуемым.

1. Dieses Zimmer ist schön.
2. Hier steht eine Vase.
3. Das Haus ist groß.
4. Unsere Mutter arbeitet gern.
5. Dort wohnt ein Lehrer.
6. Dein Brief ist lang.
7. Dieser Tag ist schön.
8. Euer Vater besucht euch.
9. Wo arbeitet jener Kollege?
10. Warum liegt diese Adresse hier?
12. Wo frühstückt deine Schwester?
13. Jene Regel ist schwer.
14. Ihre Mappe ist rot.

11. Переведите на немецкий язык.

1. Где стоят эти столы?
2. Те упражнения не трудные.
3. Наши комнаты большие.
4. Эти институты находятся в Москве.
5. Ваши (вежл. форма) книги мне нравятся.
6. Наши дома новые.
7. Эти врачи живут здесь.
8. Эти тексты легкие?
9. Те двери большие.
10. Где лежат карты?
11. Здесь много ошибок.
12. Эти слова трудные?
13. Эти вечера прекрасны.
14. Ваши работы нравятся учителю.

Ключи к упражнениям на тему «Образование множественного числа имен существительных немецкого языка»

1. die Texte, die Tische, die Männer, die Ärzte, die Fehler, die Väter, die Brüder, die Söhne, die Lehrer, die Studenten

2. 1. Die Texte sind lang.
2. Diese Männer sind Ärzte.
3. Die Tische sind groß.
4. Seine Söhne sind in Petersburg.
5. Die Lehrer wohnen hier.
6. Meine Brüder studieren gern.
7. Wo liegen diese Briefe?

3. die Karten, die Türen, die Arbeiten, die Sprachen, die Frauen, die Schwestern, die Adressen, die Mappen, die Schülerinnen, die Mütter, die Töchter, die Regeln

4. 1. Diese Frauen sind schön.
2. Wo liegen die Karten?
3. Diese Arbeiten sind leicht.
4. Seine Schwestern studieren schon.
5. Wo arbeiten Ihre Töchter?
6. Sind diese Schülerinnen fleißig?

5. die Kinder, die Bücher, die Häuser, die Hefte, die Gespräche, die Wörter, (die Worte), die Fenster

6. 1. Diese Gespräche sind lang.
2. Die Fenster sind groß.
3. Die Hefte liegen oben.
4. Die Kinder sind zufrieden.
5. Die Häuser stehen dort.
6. Ich übersetze diese Wörter.
7. Diese Institute sind alt.

9. 1. Frauen; 2. meine Söhne; 3. unsere Töchter; 4. diese Bücher; 5. Kinder; 6. seine Brüder; 7. Studenten und Studentinnen; 8. deine Tanten; 9. Schülerinnen; 10. diese Sätze; 11. eure Hefte; 12. ihre Antworten; 13. diese Übungen; 14. jene Uhren

10. 1. Diese Zimmer sind schön.
2. Hier stehen Vasen.
3. Die Häuser sind groß.
4. Unsere Mütter arbeiten gern.
5. Dort wohnen Lehrer.
6. Deine Briefe sind lang.
7. Diese Tage sind schön.
8. Eure Väter besuchen euch.
9. Wo arbeiten jene Kollegen?
10. Warum liegen diese Adressen hier?
11. Wo frühstücken deine Schwestern?
12. Die Männer treten ein.
13. Jene Regeln sind schwer.
14. Ihre Mappen sind rot.

11. 1. Wo stehen diese Tische?
2. Jene Übungen sind nicht schwer.
3. Unsere Zimmer sind groß.
4. Diese Institute sind (liegen) in Moskau.
5. Ihre Bücher gefallen mir.
6. Unsere Häuser sind neu.
7. Diese Ärzte wohnen hier.
8. Sind diese Texte leicht?
9. Jene Türen sind groß.
10. Wo liegen die Karten?
11. Hier sind viele Fehler.
12. Sind diese Wörter schwer?
13. Diese Abende sind schön.
14. Ihre (eure) Arbeiten gefallen dem Lehrer.

В немецком языке, как и в русском языке, имя существительное (сущ.) имеет 2 числа (чис.): единственное чис. (der Singular ) и множественное (мн.) чис. (der Plural ).

Для образования мн. чис. в немецком языке используются следующие средства:

1. Суффиксы –e, –en, -er, -s:

der Tisch – die Tische (стол-столы)

die Zeitung – die Zeitungen (газеты- газеты)

das Bild- die Bilder (картина-картины)

der Klub- die Klubs (клуб-клубы)

2. Умлаут:

der Sohn- die Söhne (сын-сыновья)

der Vater – die Väter (отец- отцы)

3. Артикль:

der Orden — die Orden (орден-ордена)

der Wagen – die Wagen (автомобиль-автомобили)

В большинстве случаев эти средства сочетаются, например: das Kind- die Kinder (ребёнок- дети); das Buch- die Bücher (книга- книги).

В немецком языке имеется пять типов образования мн. чис. в зависимости от суффиксов множественного числа.

К каждому типу образования мн. чис. относятся имена сущ. того или иного рода.

I тип образования множественного числа

Характерный признак I типа – суффикс -e . По данному типу образуют мн. чис.:

1) Большинство имён сущ. мужского рода:

a)der Berg(гора)- die Berge

der Pilz (гриб)- die Pilze

der Preis (цена)- die Preise

der Pelz(шуба)- die Pelze

der Ring (кольцо) — die Ringe

der Krieg (война)- die Kriege

der Tisch (стол) – die Tische

der Hof(двор)- die Höfe

der Kopf (голова)- die Köpfe

der Kampf (борьба)- die Kämpfe

der Raum (помещение) – die Räume

der Stuhl (стул) – die Stühle и др.

b) der General (генерал) – die Generale

der Offizier (офицер) – die Offziere

der Ingenieur (инженер) – die Ingenieure

der Pionier (пионер) — die Pioniere и др.

2) некоторые сущ. среднего рода:

a) das Beispiel (пример) – die Beispiele

das Heft (тетрадь) – die Hefte

das Bein (нога) – die Beine

das Ereignis(событие)- die Ereignisse

b)das Diktat (диктант) – die Diktate

das Dokument (документ) – die Dokumente

das Lineal (линейка) –die Lineale

das Objekt (дополнение)– die Objekte

das Resultat (результат) – die Resultate

das Substantiv (сущ.) — die Substantive

3) группа односложных имен сущ. женского рода:

die Bank (скамья) — die Bänke

die Frucht (фрукт)- die Früchte

die Gans (гусь) — die Gänse

die Kraft (сила) – die Kräfte

die Kuh (корова)- die Kühe

die Macht (сила) – die Mächte

die Maus(мышь)- die Mäuse

die Nuss (орех) – die Nüsse

die Stadt (город) – die Städte

die Wand (стена) – die Wände и др.

II тип образования множественного числа

Характерный признак II типа — суффикс –(e)n . По данному типу образуют мн. чис.:

1. все многосложные и большая часть односложных имен сущ. женского рода:

a)die Tafel (доска) – die Tafeln

die Klasse (класс) – die Klassen

die Tür (дверь) – die Türen

die Lehrerin (учительница) – die Lehrerinnen

б) die Fakultät (факультет) – die Fakultäten

die Revolution (революция) – die Revolutionen и др.

2. Некоторые сущ. мужского рода:

а) оканчивающееся на –e:

der Junge(мальчик) – die Jungen

der Russe (русский)- die Russen

der Name (имя) – die Namen

der Buchstabe (буква) – die Buchstaben

б) следующие слова:

der Held (герой)- die Helden

der Mensch (человек) – die Menschen и др. ,

der Nachbar (сосед) – die Nachbarn

der Staat (государство)– die Staaten

der Vetter (двоюродный брат) – die Vettern

в) слова с иностранными суффиксами –at, -ant, –et, – ent, -ist и др. (с ударением на суффиксе, обозначающие обычно лица мужского пола)

der Soldat (солдат) – die Soldaten

der Aspirant (аспирант) – die Aspiranten

der Prolet (пролетарий) – die Proleten

der Student (студент) –die Studenten

der Kommunist(коммунист) – die Kommunisten и др.

3. Группа имен сущ. среднего рода:

das Auge (глаз) – die Augen

das Ohr (ухо) – die Ohren

das Bett (кровать) – die Betten

das Ende (конец) – die Enden

das Hemd (конец) – die Hemden

das Interesse (интерес) – die Interessen

das Herz (сердце) — die Herzen

das Insekt (насекомое) – die Insekten

III тип образования множественного числа

Характерный признак III типа – суффикс –er . По данному типу образуют мн. чис.:

1. Большинство имен сущ. среднего рода:

das Bild (картина) — die Bilder

das Brett (доска) – die Bretter

das Kleid (платье) – die Kleider

das Lied (песня)- die Lieder и др.

das Buch (книга)– die Bücher

das Fach (предмет)- die Fächer

das Dach (крыша)- die Dächer

das Haus (дом) – die Häuser

das Volk (народ) — die Völker и др.

2. Небольшая группа сущ. мужского рода:

der Mann (мужчина) – die Männer

der Rand (край) – die Ränder

der Wald (лес) – die Wälder

der Mund (рот)- die Münder и др.

IV тип образования множественного числа

Характерный признак: отсутствие суффикса, без умлаута и с умлаутом корневого гласного . По данному типу образуют мн. чис.:

1. Все имена сущ. мужского рода на –er, -el, en:

der Lehrer (учитель)-die Lehrer

der Schüler (ученик) — die Schüler

der Onkel (дядя) – die Onkel

der Bruder (брат) – die Brüder

der Mantel (пальто)- die Mäntel

der Garten (сад)- die Gärten

der Hafen (гавань) – die Häfen и др.

2. Все имена сущ. среднего рода:

а) на – er, -el, -en:

das Banner (знамя) – die Banner

das Fenster (окно) – die Fenster

das Messer (нож) – die Messer

das Zeichen (знак) — die Zeichen и др.

б) с суффиксами – chen, – lein:

das Stühlchen (стульчик) – die Stühlchen

das Tischlein (столик) – die Tischlein и др.

в) с приставкой -Ge и суффиксом –e:

das Gebäude (здание) – die Gebäude

das Gebirge (горы) – die Gebirge и др.

2. два имени сущ. женского рода:

die Mutter (мать) – die Mütter

die Tochter (дочь) – die Töchter

V тип образования множественного числа

Характерный признак V типа – окончание –s . По данному типу образуют мн. чис.:

1. имена сущ. мужского и среднего рода, заимствованные главным образом из английского и французского языков:

мужского рода

der Klub (клуб)– die Klubs

der Chef (шеф, начальник) – die Chefs

среднего рода

das Auto (автомобиль) – die Autos

das Café (кафе) – die Cafés

das Hotel (гостиница)– die Hotels

das Kino (кинотеатр) – die Kinos

das Sofa (диван) – die Sofas

2. суффикс присоединяется к сложносокращённым словам:

der VEB (народное предприятие)– die VEBs

die LPG (сельскохозяйственный производственный кооператив) – die LPGs

3. личные имена, когда они обозначают название целой семьи или несколько лиц, носящих одинаковое имя или фамилию:

die Millers (семья Миллер)

Особы случаи образования мн. чис. имён сущ.:

Мужской род:

der Bus (автобус) – die Busse

der Typ (тип) – die Typen

der Kursus (курс) – die Kurse

Средний род:

das Museum (музей)– die Museen

das Prinzip (принцип) – die Prinzipien

das Thema (тема) – die Themen

das Stadion (стадион) – die Stadien

das Drama (драма) – die Dramen

das Datum(дата) – die Daten

das Verb (глагол)– die Verben

das Auditorium (аудитория) – die Auditotorien

das Laborarium (лабратория) – die Laboratorien

das Studium (занятие) – die Studien

Выражение мн. чис. с помощью словообразовательных средств:

der Seemann – die Seeleute

der Bergmann – die Bergleute

der Kaufmann – die Kaufleute и т.д.

der Rat – die Ratschläge

der Mord – die Mordtaten

В этом выпуске мы выучим формы множественного числа уже известных нам 25 немецких существительных и разберем некоторые закономерности их образования.


Материалы урока:


Maskulinum - мужской род

Der Brief — die Briefe — письмо
der Computer — die Computer — компьютер
der Koffer — die Koffer — чемодан
der Kuli — die Kulis — ручка (шариковая)
der Schlüssel — die Schlüssel — ключ
der Schrank — die Schränke — шкаф
der Stuhl — die Stühle — стул
der Tisch — die Tische — стол

Neutrum - средний род

Das Auto — die Autos — автомобиль
das Bett — die Betten — кровать
das Bild — die Bilder — картина
das Buch — die Bücher — книга
das Fenster — die Fenster — окно
das Handy — die Handys — мобильный телефон
das Haus — die Häuser — дом
das Sofa — die Sofas — диван
das Zimmer — die Zimmer — комната

Femininum - женский род

Die Kamera — die Kameras — (фото)камера
die Karte — die Karten — карта
die Lampe — die Lampen — лампа
die Tasche — die Taschen — сумка
die Tür — die Türen — дверь
die Uhr — die Uhren — часы
die Wohnung — die Wohnungen — квартира
die Zeitung — die Zeitungen — газета

1. Выполните по образцу. Обратите внимание на отсутствие артикля при существительных во множественном числе.

Beispiel: die Bücher → Was ist das? - Das sind __ Bücher.

1. die Stühle; 2. die Taschen; 3. die Häuser; 4. die Kulis; 5. die Computer; 6. die Schränke; 7. die Koffer; 8. die Kameras; 9. die Handys; 10. die Bilder; 11. die Wohnungen; 12. die Betten; 13. die Zeitungen; 14. die Zimmer; 15. die Fenster; 16. die Sofas; 17. die Türen; 18. die Tische.

2. Выполните по образцам, обращая внимание на формы множественного числа.

Beispiel 1: Sind dort viele Lampen? - Nein, dort sind keine Lampen.

1. Sind dort viele Bücher? 2. Sind dort viele Karten? 3. Sind dort viele Computer? 4. Sind dort viele Bilder? 5. Sind dort viele Häuser? 6. Sind dort viele Koffer? 7. Sind dort viele Briefe? 8. Sind dort viele Autos? 9. Sind dort viele Stühle? 10. Sind dort viele Taschen?

Beispiel 2: Ist hier ein Stuhl? - Nein, hier sind viele Stühle.

1. Ist hier ein Brief? 2. Ist hier eine Zeitung? 3. Ist hier eine Uhr? 4. Ist hier ein Buch? 5. Ist hier ein Computer? 6. Ist hier ein Bett? 7. Ist hier ein Fenster? 8. Ist hier ein Schlüssel? 9. Ist hier ein Handy? 10. Ist hier ein Tisch? 11. Ist hier ein Zimmer? 12. Ist hier ein Koffer? 13. Ist hier ein Sofa? 14. Ist hier ein Kuli? 15. Ist hier ein Bild? 16. Ist hier ein Haus? 17. Ist hier eine Karte? 18. Ist hier eine Tür? 19. Ist hier ein Schrank? 20. Ist hier eine Tasche? 21. Ist hier eine Wohnung? 22. Ist hier ein Auto?

3. Выполните по образцу. Обратите внимание на употребление артикля.

Beispiel: Wie sind die Bücher? (interessant) - Sie sind interessant.

1. Wie sind die Stühle? (gut) 2. Wie sind die Taschen? (leer) 3. Wie sind die Häuser? (alt) 4. Wie sind die Kulis? (schlecht) 5. Wie sind die Computer? (neu) 6. Wie sind die Schränke? (billig) 7. Wie sind die Koffer? (voll) 8. Wie sind die Kameras? (neu) 9. Wie sind die Autos? (teuer) 10. Wie sind die Handys? (schlecht) 11. Wie sind die Bilder? (groß) 12. Wie sind die Wohnungen? (dunkel) 13. Wie sind die Betten? (neu) 14. Wie sind die Zeitungen? (gut) 15. Wie sind die Zimmer? (leer) 16. Wie sind die Fenster? (groß) 17. Wie sind die Lampen? (hell) 18. Wie sind die Sofas? (gut) 19. Wie sind die Türen? (klein)

Домашнее задание:

4. Переведите на немецкий язык, чередуя нулевой артикль, определённый артикль и личное местоимение во множественном числе:

Beispiel: Das sind __ Lampen. Die Lampen sind neu. Sie sind gut.

1. Это книги. Книги новые. Они интересные. 2. Это дома. Дома старые. Они плохие. 3. Это кровати. Кровати новые. Они боль- шие. 4. Это фотоаппараты. Фотоаппараты маленькие. Они дорогие. 5. Это комнаты. Комнаты большие. Они светлые. 6. Это ручки. Ручки старые. Они плохие. 7. Это сумки. Сумки новые. Они пустые. 8. Это шкафы. Шкафы большие. Они старые. 9. Это газеты. Газеты новые. Они хорошие. 10. Это квартиры. Квартиры маленькие. Они дешёвые. 11. Это стулья. Стулья старые. Они плохие. 12. Это машины. Машины новые. Они дорогие. 13. Это чемоданы. Чемоданы полные. Они большие.

В немецком языке, как и в русском есть слова, которые употребляются только в единственном числе. Это существительные, обозначающие вещества (das Eisen, das Gold, das Silber, das Leder), отвлечённые понятия (die Liebe, der Stolz), некоторые собирательные (das Publikum, die Studentenschaft), впрочем и в русском языке эти существительные существуют только в единственном числе. Но в немецком языке есть существительные, которые употребляются в единственном числе, а в русском только во множественном (die Brille (очки) — единственное число, die Brillen (очки) — множественное число). Существительные мужского и среднего рода, обозначающие количество и размер, если перед ними есть количественное числительное, всегда стоят в единственном числе (zwei Glas Wasser), женского рода — всегда во множественном (zwei Flaschen Bier).
В немецком языке, как и в русском, есть несколько слов, которые употребляются только во множественном числе:

die Eltern — родители

die Ferien — каникулы

die Möbel — мебель

die Trümer — развалины

С такими словами всё понятно, они даже в словаре стоят во множественном числе и у них никогда не было единственного числа.
При образования множественного числа из существительных, стоящих в единственном числе, может произойти следующее:

— добавление окончания к существительному (-e, -en, er, s)

— добавление умляута к корневой гласной (a->ä, u->ü, o-> ö)

— изменение всего слова

Стоит сказать и выделить, что

большинство существительных мужского рода во множественном числе добавляют окончание -e (der Fisch — die Fische ), часто получая умляут корневой гласной;

женского рода — окончание -(e)n (die Frau — die Frauen ) или -nen если слово оканчивается на -in (die Lehrerin — die Lehrerinnen);

среднего рода — окончание -er и всегда с умляутом в корне, если он только возможен (das Kind — die Kinder , das Buch — die Bücher, das Land — die Länder).

Но полагаться на это не стоит. Это не правило, это просто такая примета. Множественное число у существительных надо запоминать, как и род.
Как вы заметили, у существительных во множественном числе независимо от рода определённый артикль всегда один и тот же die . Неопределённого артикля у множественного числа не бывает, в этом случае слово употребляется без артикля (Kinder — дети вообще, die Kinder — какие-то определённые дети)
Окончание -e во множественном числе получают большинство существительных мужского рода, нередко получая умляут (der Tag — die Tage, der Kopf — die Köpfe, der Schrank — die Schränke ). Существительные мужского рода, образованные от глагольных корней получают умляут всегда (der Klang — die Klänge, der Fall — die Fälle ).

Существительных женского рода, которые добавляют -e во множественном числе не так много. Их надо запомнить ( die Stadt — die Städte, die Hand — die Hände, die Wand — die Wände, die Kunst — die Künste, die Wurst — die Würste, die Kraft — die Kräfte, die Maus — die Mäuse, die Kuh — die Kühe, die Nuß — die Nüße , die Bank — die Bänke , die Macht — die Mächte, ). Они всегда принимают умляут.

Существительные, оканчивающиеся на -nis всегда образуют множественное число прибавлением -se независимо от рода.

Также много существительных среднего рода получают окончание -e во множественном числе (das Jahr — die Jahre, das Heft — die Hefte,das Pferd — die Pferde, das Werk — die Werke ), но они всегда без умляута. К таким существительным также относятся существительные среднего рода латинского происхождения, часто заканчивающиеся на -at, al, ent (das Diplom — die Diplome , das Element — die Elemente, das Signal — die Signale, das Modell — die Modelle , das Plakat — die Plakate ). Их можно узнать по тому, что они на многих языках звучат примерно одинаково.

Большинство существительных женского рода во множественном числе добавляют —(e)n . (die Schule — die Schulen, die Regel — die Regeln, die Zeitung — die Zeitungen ). У существительных женского рода, оканчивающихся на -in , во множественном числе перед -en добавляется еще одна -n ( die Studentin — die Studentinnen, die Lehrerin — die Lehrerinnen, ).

Большинство существительных, оканчивающихся на -e , во множественном числе добавляет -n (der Junge — die Jungen ). К таким словам относятся много слов женского рода, много слов мужского рода, именующихся слабыми существительными и некоторые слова среднего рода (das Auge — die Augen, das Interesse — Interessen , исключение das Knie — die Knie ). Окончание en получают и названия одушевлённых предметов мужского рода, утративших Суффикс -e (der Mensch — die Menschen ) (опять же эти существительные тоже относятся к слабым). К слабым существительным относятся также заимствованные одушевлённые существительные мужского рода, оканчивающиеся на -ant, -ent, -at, -ist, -nom, soph, log(e), -graph , имеющие ударение на последнем слоге и обозначающие профессию, род занятий и т.д. Во множественном числе у них у всех тоже окончание -en (der Aspirant, der Student, der Kandidat, der Kommunist, der Agronom, der Philosoph, der Geolog(e), der Photograph — die Photographen ).

Окончание -en во множественном числе получают и некоторые сильные существительные мужского рода (der Schmerz — die Schmerzen, der Staat — die Staaten , der Nerv — die Nerven ,Der Strahl — die Strahlen ), заимствованные с суффиксом -or (der Professor — die Professoren, der Doktor — die Doktoren) , заимствованные с двойным суффиксом -ismus (is+mus) (der Mechanismus — die Mechanismen )

Также окончание -en получают некоторые существительные среднего рода без суффикса (das Bett — die Betten, das Ohr — die Ohren, das Hemd — die Hemden, das Insekt — die Insekten ) и заимствованные существительные, оканчивающиеся на суффикс -um , которые этот суффикс -um заменяют на -en во множественном числе (das Auditorium — die Auditorien, das Museum — die Museen, das Album — die Alben , das Datum — die Daten ). На -en во множественном числе меняются и другие суффиксы в существительных среднего рода (das Virus — die Viren, das Stadion — die Stadien, das Drama — die Dramen )

Большинство очень употребительных слов среднего рода во множественном числе получают -er ( das Buch — die Bücher, das Lied — die Lieder, das Kind — die Kinder, das Land — die Länder ) и умляут корневой гласной. Слова мужского и среднего рода, оканчивающиеся на -tum, во множественном числе прибавляют -er и -tum меняется на -tüm (der Irrtum — die Irrtümer, der Reichtum — die Reichtümer, das Herzogtum — die Herzogtümer ).

Есть несколько односложных существительных мужского рода без окончания, которые во множественном числе получают -er и умляут (der Wald — die Wälder, der Mann — die Männer, der Rand — die Ränder, der Gott — die Götter, der Geist — die Geister ). Существительные женского рода во множественном числе никогда не получают окончание -er.

Существительные, которые пришли из английского или французского языка, сохраняют своё родное окончание -s (der Park — die Parks, der Clown — die Clowns, das Büro — die Büros ), но иногда, когда слова начинают «онемечиваться» окончания становятся немецкими (der Bus — die Busse, die Bank — die Banken ).

Окончание -s во множественном числе получают и немецкие слова, оканчивающимся на гласную кроме -e (der Opa — die Opas , die Oma — die Omas , der Uhu — die Uhus ), различные сокращения (die Ags (Aktiengesellschaft)) и названия семей (die Müllers (Семья Мюллеров))

Слова мужского рода, оканчивающиеся на -en, -er, el никаким изменениям во множественном числе не подвергаются, так как уже изначально имеют суффикс множественного числа (der Fahrer — die Fahrer, der Wagen — die Wagen , der Schlüssell — die Schlüssell, der Lehrer — die Lehrer, но der Bayer — die Bayern, der Pantoffel — die Pantoffeln, der Muskel — die Muskeln, der Stachel — die Stacheln ), но иногда появляется умляут (der Hafen — die Häfen, der Bruder — die Brüder ). Так же изменениям не подвергаются существительные среднего рода с этими же суффиксами и с уменьшительно-ласкательными суффиксами -chen, -lein , но они умляут в этом случае не получают никогда (das Mädchen — die Mädchen , das Tischlein — die Tischlein ). Также не изменяются существительные среднего рода, которые имеют префикс ge- и окончание -e (das Gebirge — die Gebirge).

Слова женского рода, оканчивающиеся на суффиксы -er или -el , во множественном числе добавляют окончание -n (die Schwester — die Schwestern , die Kartoffel — die Kartoffeln , die Mutter die Muttern (гайка -гайки)), но есть пара исключений (die Mutter — die Mütter, die Tochter — die Töchter )

Некоторые существительные во множественном числе изменяются полностью. К таким существительным относятся слова с суффиксом -mann, который во множественном числе преобразуется в leute (der Seeman — die Seeleute, der Landmann — die Landleute, der Kaufmann — die Kaufleute, der Bergmann — die Bergleute). Но когда речь идёт об отдельных людях, особенно, если они мужского пола, -mann во множественном числе превращается в männer. (der Staatsman — die Staatsmänner, der Kaufmann — die Kaufmänner)

Слова, которые употребляются в двух вариантах: в сокращённом и в несокращённом во множественном числе используется только несокращённый вариант (der Rat (der Ratschlag) — die Ratschläge, der Regen — die Regensfälle, der Stock (der Stockwerk) — die Stockwerke, das Unglück — die Unglücksfälle, der Mord — die Mordtaten)

Стоит обратить внимание на то, что некоторые слова, которые произносятся одинаково, но имеют различный род, могут иметь различные окончания во множественном числе:

der Bauer (крестьянин) — die Bauern (крестьяне), das Bauer (клетка) — die Bauer (клетки)

der Tor (глупец) — die Toren , das Tor (одни ворота) — die Tore (много ворот)

Два слова, которые пишутся абсолютно одинаково в единственном числе и имеющие один род, но обозначающие различные вещи (омонимы), могут по-разному образовывать множественное число:

die Bank (скамья) — die Bänke (скамейки), die Bank (банк) — die Banken (банки)

die Mutter (мать) — die Mütter (матери) — die Mutter (гайка) — die Mutttern (гайки)

das Wort (слово) — die Worte (слова, связная речь) — die Wörter (слова отдельные)

Большинство имен существительных немецкого языка имеет два числа: единственное и множественное. Однако есть и такие существительные, которые употребляются либо только в единственном числе (например, der Schnee, das Erdöl, der Zucker, die Liebe, die Kälte ), либо только во множественном числе (например, die Ferien, die Geschwister, die Leute, die Eltern ). Первая группа слов называется Singulariatantum , вторая - Pluraliatantum .

Немецкие и русские существительные, относящиеся к категориям Pluraliatantum и Singulariatantum , редко совпадают. Сравните:

часы < => die Uhr ; очки < => die Brille ; оспа < => die Pocken

Существует несколько способов образования множественного числа имен существительных. Запомнить их сразу нелегко, к тому же в немецком языке есть множество исключений. Поэтому форму множественного числа, особенно в сомнительных случаях, можно посмотреть в словаре и запомнить.

B русском языке множественное число имен существительных образуется c помощью окончаний. B немецком языке для образования множественного числа используются суффиксы , которые сохраняются без изменения во всех падежах.

Для образования множественного числа имен существительных служат:

а) суффиксы множественного числа -е, -(е)n, -еr и в некоторых словах суффикс -s ;
б) умлаут (умлаут могут принимать только гласные корня: а => ä , о => ö , u => ü );
в) артикль die

Многие существительные во множественном числе не изменяются, т. e. не получают ни суффикса, ни умлаута. Это некоторые имена существительные мужского и все имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в единственном числе на -er, -el, -en , a также имена существительные среднего рода c суффиксами -chen, -lein , c приставкой ge- и суффиксом (например, der Lehrer => die Lehrer , das Fenster => die Fenster , das Brötchen => die Brötchen , das Ge bäude => die Ge bäude ). B таких случаях на множественное число указывает только артикль.

Существуют 5 способов образования множественного числа имен существительных:

1) c суффиксом , с умлаутом и без него
2) c суффиксом -(е)n , всегда без умлаута
3) c суффиксом -еr , всегда c умлаутом
4) без суффикса, c умлаутом и без него.
5) c суффиксом -s , без умлаута

Упражнение 1. Изучите приводимую ниже таблицу способов образования множественного числа имен существительных, переведите на русский язык содержащиеся в ней слова и образуйте форму множественного числа от существительных из раздела «Beispiele» согласно образцу.

Singular Plural Beispiele
1 а. der Lehrer die Lehrer der Schüler, der Arbeiter, der Fehler, der Kugelschreiber, der Computer, der Onkel, der Sessel, der Löffel, der Wagen, das Fenster, das Zimmer, das Messer, das Rätsel, das Brötchen, das Mädchen, das Gebäude, das Gemälde
1 Ь. der Vater die Väter der Bruder, der Apfel, der Vogel, der Mantel, der Garten, die Mutter, die Tochter
2 а. der Tisch die Tische der Tag, der Abend, der Freund, der Bleistift, der Berg, das Heft, der Hund, das Beispiel, das Bein, das Jahr, das Wort (слово в связной речи)
2 Ь. der Kopf die Köpfe der Arzt, der Hof, der Baum, der Sohn, der Stuhl, der Schrank, der Fuß, der Fluss, die Wand, die Hand, die Stadt, die Bank (скамья), die Maus, die Nacht
З а. das Kind die Kinder das Bild, das Kleid, das Lied, das Ei
З Ь. das Buch die Bücher das Wort (отдельное слово), das Fach, das Haus, das Volk, das Land, der Mann, der Wald
4 а. die Frau die Frauen die Tür, die Antwort, die Uhr, die Bank (банк), die Wohnung, die Zeitung, der Mensch, der Herr, der Staat, der Student, das Ohr, das Bett, das Hemd, das Herz
4 Ь. die Frage die Fragen die Tante, die Klasse, die Lampe, die Hose, die Schule, die Katze, die Sprache, die Stunde, die Schwester, der Junge, der Name, der Russe, das Auge; die Regel, die Tafel, die Gabel, der Nachbar, der Vetter
5. das Kino die Kinos das Cafe, das Taxi, das Auto, das Hotel, das Sofa, der Park, der Klub, der Chef, der Kuli, das Hobby, das Baby

B образование множественного числа представлено немного подробнее.

Упражнение 2. Образуйте форму множественного числа от приводимых ниже имен существительных, оканчивающихся на -er, -el, -en. Обратите особое внимание на род имен существительных.

der Onkel, der Vogel, der Wagen, die Schwester, der Arbeiter, das Zimmer, der Löffel, die Gabel, das Messer, der Fehler, der Vetter, das Hotel, die Tafel, die Tochter, die Mutter, der Bruder, der Onkel, der Mantel, der Lehrer, der Schüler, das Fenster, der Apfel, der Sessel, der Garten, die Regel

Упражнение 3. Переведите на немецкий язык.

вопросы, ответы, ошибки, примеры, загадки, картины, часы (измерительный прибор во множ. числе), часы (единицы измерения времени), дни, ночи, сыновья, дочери, матери, отцы, дяди, тети, друзья, ножи, ложки, вилки, реки, горы, деревья, песни, дети, скамьи, банки (финансовые учреждения), парки, гостиницы, дома, квартиры, стены, двери, окна, люди, женщины, мужчины, господа, начальники, автомобили, рубашки, брюки (множеств. число), книги, тетради, кошки, собаки, уши, глаза, сердца, языки, имена, государства, слова (два варианта)





error: Контент защищен !!