Значение слова «жребий. Значение слова «жребий Библия: Тематический словарь

Жребий Заимств. из ст.-сл. яз., где оно является суф. производным от общеслав. *žerbъ «кусок, доля», в диалектах и др. слав. яз. еще известного (ср. жереб , бел. жэрабя , чешск. hžeb и др.). Исходно - «кусок металла или дерева».

Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. - М.: Дрофа . Н. М. Шанский, Т. А. Боброва . 2004 .

Синонимы :

Смотреть что такое "жребий" в других словарях:

    ЖРЕБИЙ - ЖРЕБИЙ, жребия, муж. 1. Условный значок, вынимаемый наудачу из множества других при каком нибудь споре, состязании, разделе и устанавливающий права на что нибудь, порядок какой нибудь очереди или решающий что нибудь спорное. Тянуть жребий. Вынуть … Толковый словарь Ушакова

    жребий - См … Словарь синонимов

    Жребий - Жребий: условный предмет, вынимаемый наудачу из множества других при каком либо споре, состязании, разделе и устанавливающий права на что либо. (См. Выборы по жребию) (перен. устар.) Судьба, участь, доля. Жребий (книга) роман Стивена… … Википедия

    жребий - жестокий (Полежаев); неизбежный (Полежаев); черный (Блок) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон. А. Л. Зеленецкий. 1913. жребий Участь, судьба. Благоприятный, благословенный … Словарь эпитетов

    жребий - Жребий брошен конец колебаниям, принято окончательное решение [перевод латинского изречения Юлия Цезаря при переходе через убикон: alea jactacst]. Жребий брошен война объявлена … Фразеологический словарь русского языка

    ЖРЕБИЙ - ЖРЕБИЙ, я, муж. 1. Решение спора, вопроса о праве или очерёдности путём вынимания наугад условного предмета из числа других подобных [первонач. сам такой предмет]. Тянуть ж. Вытянуть ж. Бросать, метать ж. Достаться по жребию. Ж. брошен (перен.:… … Толковый словарь Ожегова

    ЖРЕБИЙ - муж. жеребий, употр. говоря о предметах возвышенных. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    ЖРЕБИЙ - «ЖРЕБИЙ», СССР, киностудия ИМ. М.ГОРЬКОГО, 1974, цв., 83 мин. Спортивная драма. Герой спортивной драмы ведущий столичной хоккейной команды Виктор Голиков, будущий вратарь сборной страны. В ролях: Игорь Кваша (см. КВАША Игорь Владимирович), Сергей … Энциклопедия кино

    жребий - и устарелое жеребий. Устарелая форма жеребий часто встречалась в литературе XIX века. Например, у А. Пушкина: « Кинем жеребий, кому стрелять первому» (Выстрел) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    ЖРЕБИЙ - Бросать (метать, кидать) жребий. Разг. Гадать на чём л., чтобы принять решение. БМС 1998, 191; БТС, 308, 537; Ф 1, 236. Жребий брошен. Книжн. Принято окончательное решение, сделан решительный шаг в каком л. деле, предприятии. ФСРЯ, 159; БТС, 98,… … Большой словарь русских поговорок

    Жребий - Решать посредством жребия неясные и запутанные вопросы было повсеместно распространенным обычаем. Израильтяне бросали жребий 1) при избрании козла отпущения в великий день очищения (Лев. 16:8), для подтверждения священства Аарона (Чис. 17), при… … Словарь библейских имен

Книги

  • Жребий , Халикова Н.. В новой книге Нины Халиковой переплетены судьбы трех человек, через диалоги, переживание героями сложных жизненных ситуаций, их поступки раскрывается их характери отношение друг к другу.…

По-моему, это весьма любопытные мысли.

В разных славянских языках известны похожие слова, которые в русском выглядят как жребий и жеребец . Вполне возможно, что они этимологически родственны. И восходит это к языческим реалиям.


Современные этимологические словари дают этим словам следующие версии происхождения:

жеребец Общеслав. Суф. производное от утраченного жеребъ (ср. в.-лужицк. žrěbe ) < *žerbъ < *gerbъ , после изменения перед e g > ж и развития полногласия ер > ере . Буквально — (ср. др.-инд. garbhas ) "плод чрева, дитя".

жребий Заимств. из ст.-сл. яз., где оно является суф. производным от общеслав. *žerbъ "кусок, доля" , в диалектах и др. слав. яз. еще известного (ср. жереб , бел. жэрабя , чешск. hžeb и др.). Исходно — "кусок металла или дерева".

Более простой вариант этимологии жребия (по Фасмеру): заимств. из цслав. вм. исконного жеребей.

Правда откуда происходят сами исходные "žerbъ" в значении "кусок металла или дерева" или "жеребей " - этимологические словари не поясняют...

А между тем, на наш взгляд, связь слов жеребец и жребий вполне прозрачна!

Все мы помним обычай балтийских славян гадать при помощи священных коней. Вот соответствующие описания:

"Вознамерившись предпринять войну, приказывали служителям воткнуть в землю перед храмом три пары копий на одинаковом расстоянии: к каждой паре привязывалось третье копье поперек. Перед самым началом похода, жрец, произнеся торжественную молитву, выводил коня за узду из сеней храма и вел на скрещенные копья: если конь, перешагивая каждое поперечное копье, поднимал сначала правую ногу, а потом левую, то видели в этом счастливое знамение и были уверены в успехе войны; если же он хоть один раз выступал левой ногой, то отменялось задуманное предприятие. Также морское плавание почиталось надежным не иначе, как если три раза подряд шаги коня предсказывали успех" (Саксон Грамматик. Деяния данов. Перевод А.Гильфердинга).

"…Они выводят коня, отличающегося особенно великим ростом и почитаемого у них священным, и с благоговением и молитвою заставляют его переступать через сложенные накрест острия двух воткнутых в землю копий; этим как бы вдохновенным от божества конем перегадывают они то, что найдено было прежним гаданием, и если выйдет одно и то же, то исполняют задуманное дело; в противном случае огорченный народ отказывается от своего предприятия" (Хроника Титмара Мерзебургского. Перевод А.Гильфердинга).

"При боге Триглаве содержали коня, который считался священным и помогал предсказывать будущее. Его хорошо кормили, но никто не имел права на нём ездить - так он и стоял целый год без дела. Лишь один священнослужитель мог заботиться о нём. Предсказания при помощи этого коня происходили следующим образом: когда собирались в поход, то сперва клали на землю длинные жерди, а священнослужитель брал коня за поводья и трижды проводил через них. Если конь не задевал жерди, то это сулило удачу, если он задевал их правой ногой, то исход был неопределённым, а если задевал левой - это предвещало беду" ("Бог Триглав и деревня Триглав", источник: Temme J.D.H. Die Volkssagen von Pommern und Rügen. - Berlin, 1840, перевод с немецкого: varing ).

Похожий способ гадания описывается и у наших русских:

Это же видно в русском представлении, или веровании, которое отразилось в поговорке "встать не стой ноги", "встал не стой ноги" (с левой, а не с правой, из-за чего день развивается неудачно, дела не ладятся).

У балтийских славян был и другой метод гадания, который описывает Саксон Грамматик. Заключался он в следующем:

"Три деревянные дощечки, с одной стороны белые, с другой — черные, бросались в качестве жребия в яму; белое означало удачу, черное — неудачу."

У русских самым распространённым способом гадания было бросание жребия. По сути это было бросание дощечек, у которых были удачная и неудачная сторона. Дощечки эти называли "жеребейки", "жеребчики". Семантическое тождество с жеребцами, при помощи которых гадали в храмах вполне очевидно, так как они также предсказывали удачу, или неудачу. Видимо, сами эти жеребчики, или жеребейки символизировали жеребца. Предмет с помощью которого гадают называется "жеребейка", то есть это "жеребец, конь".

При этом, самым распространённым местом для гадания у русских был перекрёсток. Перекрёсток дорог это крест. Четырёхглавость, присущую изображениям Свентовита двухмерно можно изобразить именно как крест.


То есть гадание на перекрёстке, возможно - это по сути, есть обряд, гадания при помощи Свентовита, только воспроизводился он вдали от его храма, но при этом, на перекрестке - который, его и символизировал. Интересно, что сам символ креста, прекрасно известен в русской вышивке, или в деревянной резьбе. Безусловно такого рода узоры восходят к очень древним временам, гораздо более ранним, чем принятие христианства. Это достаточно легко понять - если крест у нас изначально символизировал смотрящего в четыре стороны Бога!
Надо отметить, что археологические находки крестов с четырьмя ликами на концах, не редки на южном берегу Балтийского моря. И очень трудно уверенно сказать, христианский это крест или, на самом деле - символ Свентовита.

Похожие кресты известны и на Руси, в частности некоторые кресты-энколпионы.

Видимо, это свидетельства некоего синтеза, который происходил между традиционными и новыми, пришедшими с христианством представлениями, и судя по всему, в этих представлениях обнаруживались параллели (возможно, часто только внешние).

Григорий предполагает, что и само слово "крест" имеет славянскую природу. Приведу его слова из статьи "Славяне - язычники и символ креста":

"Русское слово "крест", вероятнее всего восходит к славянскому слову "кресать", от которого возникло множество производных: кресало (металлический предмет для высекания огня из кремня), кресить "высекать огонь". Кресить кого-то, воскрешать, оживлять ("Игорева храброго полку не кресити," Слово о полку Игореве). Возникает ряд родственных по происхождению слов: воскресение - "возрождение" (как возрождение огня при выкресании); крест - как пересечение, чего либо; Крест, как знак."

Конечно, все современные этимологические словари наперебой предлагают версию, что слово крест в славянских языках заимствовано. Вот подобная "стандартная" версия:

крест, род. п. -а́. Заимств. из цслав., потому что в противном случае ожидалось бы ё: укр. крест, хрест, блр. хрест, др.-русск. крьстъ (договор Игоря с греками 911 г. и др.; см. Срезн. I, 1346), ст.-слав. крьстъ σταυρός (Ассем., Клоц., Еuсh. Sin., Супр.), болг. кръст, сербохорв. кр̏ст, род. п. кр̀ста, словен. kr̀st, род. п. kŕstа "крещение, крестины", чеш. křest, род. п. křestu, křtu "крещение", слвц. krst, польск. chrzest, род. п. chrztu, диал. krzest "крещение", в.-луж. khřest, род. п. khřtu.

Первонач. *krьstъ означало "Христос" и произошло из д.-в.-н. krist, christ. Вероятно, затем появилось знач. "распятие" (лат. crucifiхus), откуда и возникло знач. "крест" (Бернекер 1, 634; Рудольф, ZfslPh 18, 273 и сл.). Более далекое в фонетическом отношении лат. Chrīstus, греч. Χρῑστός. Невероятно заимствование из гот. christus (вопреки Стендер-Петерсену (420), Кипарскому (234 и сл.); см. Сергиевский, ИРЯ 2, 358), а также местное новообразование *krьstъ "крещение" от krьstьjaninъ, вопреки Скоку (RЕS 7, 195 и сл.). Из русск. заимств. фин. risti "крест", эст. riśt, лтш. krists, krusts (-u- под влиянием лат. сruх?); см. Миккола, Berühr. 1, 129; М.-Э. 2, 281, 290. Объяснение крьстъ из д.-в.-н. chriuʒ "крест" (Корш, Сб. Дринову 56 и сл.) недопустимо в фонетическом отношении.

Хочу отметить, что предлагаемое словарями "заимствование" из древне-верхне-немецкого выглядит очень странно, ибо там никогда не было слова "christ" со значением "крест"! В "д.-в.-н." это слово обозначало "Христос". Получается, славяне в очередной раз умудрились заимствовать у немцев что-то такое, чего у самих немцев не было! Наши словари, конечно, обходят это заявляя, что изначально у славян это слово также означало Христа, однако потом, "видимо" было перенесено на распятие, но честно говоря, по-моему это не выглядит очень обязательным. На мой взгляд, Базлов предлагает интересную версию, к которой стоило бы присмотреться.

Вот кстати этимология слова кресало:

кресало Общеслав. Суф. поизводное (суф. -dlo > -ло) от кресати «ударом высекать (создать) огонь» (см. краса), родств. лат. creo «создаю, творю, вызываю к жизни», cresco «расту».

Если славянское слово "крест", связано со словами семантически близкими к "появлению огня", "вызыванию к жизни" , то оно прекрасно соотносится по смыслу с верховным славянским богом Свентовитом. И сам крест действительно вполне мог его символизировать. А потом, уже после христианизации это было сопоставлено с христианским крестом, а также с похожим словом Христос.

Принимая это всё во внимание, по-новому может выглядеть и, например, крест на герба Штральзунда (город основанный, в своё время, руянами напротив своего острова, на материке, который изначально был назван Стрелово):

Красный цвет поля - это главный цвет Свентовита, крест также, видимо, мог символизировать Свентовита, ну а стрела - это, безусловно главный символ Перуна, который, видимо был боевым ликом, или воплощением Свентовита. Кстати именно около Стрелова-Штральзунда, чуть севернее, известен городок Прон (Prohn), который впервые, в 1240 году упоминается как Perun.

жре бий , жребия, муж.

1. Условный значок, вынимаемый наудачу из множества других при каком-нибудь споре, состязании, разделе и устанавливающий права на что-нибудь, порядок какой-нибудь очереди или решающий что-нибудь спорное. Тянуть жребий. Вынуть жребий. Метать, бросать жребий. Достаться по жребию.

2. перен. Судьба, участь, доля (книж. устар. ). «Для бедной Тани все были жребии равны.» Пушкин . «Познай мой жребий злобный.» Пушкин .

Жребий брошен - конец колебаниям, принято окончательное решение (перевод латинского изречения Юлия Цезаря при переходе через Рубикон: alea jacta est). Жребий брошен - война объявлена.

Этимологический Словарь Русского Языка

Древнерусское – жеребей (жребий, доля, участок).

Слово славянского происхождения, встречается еще в старославянском языке.

Самое раннее значение – «нечто отрезанное». В древнерусских памятниках письменности встречается с XI в.

Встречается в древнепрусском: girbin – «число».

Производное: жеребьевка .

Фразеологический словарь русского языка

Жребий брошен - конец колебаниям, принято решение

Библейская энциклопедия арх. Никифора

Обычай решать спорные и сомнительные дела жребием упоминается уже с глубокой древности и был почти в общем употреблении. Иудеи смотрели на это как на непосредственное обращение за решением к Всемогущему (Прит 16:33), и потому прибегали к оному только в важных и крайних случаях. Жребием решалось, например, который из двух козлов в день Очищения должен быть принесен в жертву и который должен быть изгнан как козел отпущения в пустыню (Лев 16:8). Страна Хананейская была разделена между 12-ю коленами и жребием решено было, кому какой участок должен был принадлежать (Чис 26:55 и др.). Равно как жребием были назначены города для священников и левитов (Нав 21:3,4 и др.). Им же открывались различные виновные лица, как, например, Ахан, похититель заклятых вещей при завоевании г. Гая (Нав 7:14, 1 Цар 14:42, Ион 1:7). По жребию распределены были при Давиде чреды служения священников и левитов (1 Пар 24:5, 25:8), а также и певцов. Жребием указан был Израилю первый царь его Саул (1 Цар 10:19,20,21). Он решал также спорные дела. «В пОлу (или сосуд) бросается жребий, но все решение его - от Господа». Жребий прекращает споры и решает между сильными (Прит 16:33, 18:19). Из последней цитаты кн. Притчей, по-видимому явствует, что жребий употреблялся в судебных местах во времена Соломона, хотя вероятно только по взаимному согласию спорящих сторон. Ап. Матфей был избран на место отпавшего Иуды жребием (Деян 2:15-26). Аман назначил день для истребления иудеев также жребием (Есф 3:7). Распявшие же Господа, повествует св. ев. Матфей, делили одежды Его, бросая жребий (27:35). Как бросались или вынимались жребии Свящ. Писание умалчивает. Соломон говорит о жребии, бросаемом в пОлу (одежды), но слово «в пОлу» может означать также сосуд или урну. Вероятно, в какой либо сосуд бросались игральные кости, за тем его трясли и выкидывали ту или другую из них.

Фразеологический словарь (Волкова)

Жребий брошен - конец колебаниям, принято окончательное решение [перевод латинского изречения Юлия Цезаря при переходе через Рубикон: alea jacta est].

Жребий брошен - война объявлена .

Библейский Словарь к русской канонической Библии

жр’ебий - как видно использовался в древности для решения различных вопросов очень часто. По жребию решались споры; по жребию был выявлен Ахан, взявший заклятое; по жребию была разделена земля на уделы и назначены чреды священников и певцов на служение в храме. Жребий бросали пред Давидом и пред Аманом, жребий также бросали и пред Апостолами. В некоторых местах это слово означает «судьба», «удел» (Пс.15:5 ; Ис.17:14 ; Иер.13:25 ; Деян.8:21 ; Деян.26:18 ).

Православная энциклопедия

способ решения спорных вопросов у древних иудеев. Это расценивалось как непосредственное обращение к Всевышнему (Притчи Соломона, 16, 33). В день очищения с помощью жребия решался вопрос о том, какой из двух козлов будет заклан в качестве очистительной жертвы, а какой будет отпущен в пустыню (козел отпущения). По жребию были выбраны города, в которых селились левиты. Он также определял виновного в проступке, согласно ему распределялось время служб для священников. Кроме того, он указывал, кого следует выбрать первым царем. В общем, с помощью жребия решались буквально все дилеммы, возникавшие в жизни древних иудеев. Новозаветная церковь тоже переняла этот древний обычай. Например, взамен отпавшего Иуды с помощью жребия был выбран апостол Матфей (Деяния апостолов, 1, 15–26). И даже «распявшие же Его [Господа] делили одежды Его, бросая жребий» (Евангелие от Матфея, 27, 35).

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Я, м.

Условный предмет (билет, монета и т.д.), вынимаемый из числа одинаковых для разрешения спора или установления очерёдности.

* Тянуть жребий. Достаться по жребию. *

Библия: Тематический словарь

(бросание жребия )

А. В каких случаях бросали жребий

1. Когда богоизбранному народу необходимо было принять решение

выбирая козла в день искупления:

разделяя Ханаан между племенами Израиля:

определяя неправую сторону:

1Цар 14:40-44

назначая обязанности священникам и левитам:

1Пар 24:5,31; 1Пар 26:13–16; Лк 1:5-9

решая, кто будет жить в Иерусалиме:

избирая апостола вместо Иуды:

2. Решения, которые принимали язычники, бросая жребий

выбор для истребления Иудеев Аманом:

определение греховности Ионы моряками:

решение судеб отдельных людей владельцами побежденных Израильтян:

Иоил 3:3; Авд 11; Наум 3:10

для разделения одежд Иисуса:

Б. Решения при бросании жребия от Господа:

Притч 16:33

В. Урим и туммим - форма бросания жребия:

Исх 28:30; Лев 8:8; Чис 27:21; Втор 33:8; Ис 28:6

Словарь Ожегова

ЖРЕ БИЙ, я, м.

1. Решение спора, вопроса о праве или очерёдности путём вынимания наугад условного предмета из числа других подобных [первонач. сам такой предмет]. Тянуть ж. Вытянуть ж. Бросать, метать ж. Достаться по жребию. Ж. брошен (перен.: конец колебаниям, решено).

2. перен. Судьба, участь (устар.). Жалкий ж. Выпал трудный ж. комун.

Словарь Ефремовой

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

В древности и Средние века служил для узнания воли божества в каком-либо спорном вопросе, особенно при выборе. К Ж. прибегали уже древние евреи, определявшие при помощи 12 драгоценных камней с именами 12 колен израильских волю Бога (так назыв. урим и туммим, Исх. XXVIII, 9 сл.; 1 кн. Самуила XXVIII, 6). Метание жребия для обнаружения виновного описано в эпизоде из истории царя Саула (1 кн. Самуила XIV, 38-44) и в книге пророка Ионы (I, 7-8). Греки прибегали к жребию с незапамятных времен. В Илиаде (см.) бросают жребий, кому начать поединок; Одиссей с Еврилохом жребием решают, кому идти к Цирцее (Од. X, 205 сл.). В исторические времена жребий служил для выбора должностных лиц в демократических государствах: жребием имелось в виду открыть по мере возможности доступ к должностям для всех граждан, без различия сословий и состояний. Наиболее часто этот способ выбора применялся в Афинах. К избираемым по Ж. чиновникам (κληρωτοί или κυαμεντοι) в Афинах принадлежали: все 9 архонтов, смотрители жертв и храмов, смотрители верфей, порта, городские надзиратели, рыночные надзиратели, разного рода казначеи и др. представители должностей, не требовавших особой подготовки. Довольно полное перечисление их см. в последних главах "Афинской политии" Аристотеля (§ 43 сл.). В большинстве случаев после избрания чиновники подвергались так назыв. докимасии, т. е. обсуждению, годны ли они для тех должностей, на которые выбраны. У римлян жеребьевка (sortiri, sors) служила иногда для разделения магистратских функций между коллегами. Она имела место обыкновенно в таких актах, которые в постоянный круг действий магистратуры не входили; в цензорской практике напр.; сюда принадлежали очистительные жертвы по окончании службы (lustrum). Отъезд консула в ту или другую провинцию обыкновенно решался жребием (sortm provincias). По lex Rupilia в провинции Сицилии судьи выбирались жеребьевкою. О метании Ж. при гадании см. Особенно известны жеребьевые оракулы в Пренесте и в Цере. Метание жребия практиковалось и у многих варварских народов. Геродот и др. рассказывают о метании Ж. у скифов. По Тациту, германцы при затруднительном выборе прибегали к палочкам или стрелам, игравшим роль Ж. Подобные же известия относительно алан находим у Аммиана Марцеллина, о древних саксах - у Адама Бременского. В эпоху христианства впервые с метанием жребия мы встречаемся в Деяниях апостольских: Ж. решает, кому быть в числе двенадцати на месте Иуды (Деян. Ап. I, 26). По примеру апостолов иногда к избранию посредством жребия прибегала и средневековая церковь. Приготовлялись письма (или два, одно с утвердительным, другое с отрицательным ответом, или по числу кандидатов) и клались запечатанными под покров церковного алтаря. Затем после продолжительного поста и молитвы кто-либо брал из них первое попавшееся, и заключавшийся в нем ответ считался откровением свыше. В 374 г. св. Мартин жребием был утвержден епископом Турским, хотя многочисленная партия прихожан была против него; в 381 г. в Орлеане на вакантное место епископа по жребию поступил Анион. Варварские правды первого периода Средних веков в некоторых случаях узаконяли бросание жребия; так, напр., по рипуарскому закону Ж. иногда мог заменять ордалии (см.); сходное постановление существовало и в фризской правде. По договору между Хильдебертом и Хлотарем раб, обвиняемый в воровстве, при отсутствии несомненных улик тянул жребий. В эпоху миннезингеров употреблялись при метании жребия две палочки, одна короткая, другая длинная; первая означала неблагоприятный исход (отсюда немецкое выражение: den Kü rzeren ziehen).

Церковь иногда восставала против жеребьевки и строго осуждала ее. Так, напр., в соборе галльских епископов в Оксерре в 578 г. метание Ж. было запрещено. Это запрещение повторено в капитуларии Карла Великого от 789 г. В некоторых случаях Ж. заменялся обозначавшимся тем же латинским термином (sors, спец. sortes Sanctorum) гаданием по книгам Священного Писания (или по Вергилию) или по словам Евангелия, случайно услышанным при входе в церковь во время богослужения. В русской истории мы имеем случаи применения жеребьевки при выборе новгородских владык (с XII в.). В летописи (П. С. Р. Л. XVI, 219-220) записан случай решения новгородцами помощью Ж. вопроса о том, какому святому строить церковь (1467).

А. М. Л.

В русском гражданском судопроизводстве жребий до XVI века играл роль дополнения к присяге (см.) для определения того, которой из сторон дать присягу, а также для устранения присягою же разноречия свидетелей. В XVI в. Ж. сделался самостоятельным судебным доказательством, заменяющим присягу. Обряд его описан англичанином Леном (Henric Lane), с которого русский искал 1200 р., когда следовало только 600 р. Судьи бросали в шапку кого-либо из публики два восковых шарика, один с именем истца, другой с именем ответчика, подзывали еще лицо из публики и приказывали вынуть один из шариков: правым считался тот, чье имя было вынуто. В XVII в. путем Ж. решались дела малоценные, где присяга не допускалась, и дела лиц духовного звания, которым присягать нельзя было. В таком виде Ж. уже не встречается в XVIII в.

ЖРЕБИЙ

1) Условный предмет, вынимаемый наудачу из числа других подобных предметов для разрешения спора, установления права на что-л., а также само решение вопроса подобным образом.

Тянуть жребий.

Достаться по жребию.

Мы бросим жребий, кому первому стрелять (Лермонтов) .

2) перен. , устар. Судьба, участь.

Счастливый жребий.

Вокруг нее он молча бродит, клянет жестокий жребий свой... Но, добрый витязь, день проходит, а нужен для тебя покой (Пушкин) .

Синонимы:

д"оля, план"ида (прост.) , судьб"ина, уд"ел (книжн.)

Родственные слова:

жеребьевый, жеребьевка

Этимология:

Заимствовано из старославянского языка, в котором образовано с помощью суффикса от общеславянского * zerвъ ‘кусок’, ‘доля’ , ‘счастье’ (старшее знач. - ‘нечто отрезанное’).

Жр"ебий бр"ошен — конец колебаниям, решение принято.

Популярный толково-энциклопедический словарь русского языка. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЖРЕБИЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЖРЕБИЙ в Кратком церковнославянском словаре:
    - судьба, …
  • ЖРЕБИЙ в Библейской энциклопедии Никифора:
    . Обычай решать спорные и сомнительные дела жребием упоминается уже с глубокой древности и был почти в общем употреблении. Иудеи …
  • ЖРЕБИЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (юридический), универсальное средство распределения благ, тягот, общественных должностей и др., возникшее и широко распространённое во всех древних обществах. Особое значение …
  • ЖРЕБИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    в древности и Средние века служил для узнания воли божества в каком-либо спорном вопросе, особенно при выборе. К Ж. прибегали …
  • ЖРЕБИЙ в Энциклопедическом словаре:
    , -я, м. 1. Решение спора, вопроса о праве или очередности путем вынимания наугад условного предмета из числа других подобных …
  • ЖРЕБИЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? в древности и Средние века служил для узнания воли божества в каком-либо спорном вопросе, особенно при выборе. К Ж. …
  • ЖРЕБИЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    жре"бий, жре"бии, жре"бия, жре"биев, жре"бию, жре"биям, жре"бий, жре"бии, жре"бием, жре"биями, жре"бии, …
  • ЖРЕБИЙ в Словаре эпитетов:
    Участь, судьба. Благоприятный, благословенный (устар.), безжалостный, великий, всесильный, высокий, горький, грозный, жалкий, жестокий, завидный, злой, коварный, милосердный (устар.), неблагодарный, незавидный, …
  • ЖРЕБИЙ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • ЖРЕБИЙ в словаре Синонимов русского языка:
    доля, жеребий, звезда, линия, планида, рок, судьба, судьбина, удел, …
  • ЖРЕБИЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) Условный предмет (монета, билетик и т.п.), вынимаемый наудачу из множества других при каком-л. споре, состязании, разделе и устанавливающий …
  • ЖРЕБИЙ в Словаре русского языка Лопатина:
    жр`ебий, …
  • ЖРЕБИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    жребий, …
  • ЖРЕБИЙ в Орфографическом словаре:
    жр`ебий, …
  • ЖРЕБИЙ в Словаре русского языка Ожегова:
    Obs судьба, участь Жалкий ж. Выпал трудный ж. кому-н. жребий решение спора, вопроса о праве или очередности путем вынимания наугад …
  • ЖРЕБИЙ в Словаре Даля:
    муж. жеребий, употреб. говоря о предметах …
  • ЖРЕБИЙ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    жребия, м. 1. Условный значок, вынимаемый наудачу из множества других при каком-н. споре, состязании, разделе и устанавливающий права на что-н., …
  • ЖРЕБИЙ в Толковом словаре Ефремовой:
    жребий м. 1) Условный предмет (монета, билетик и т.п.), вынимаемый наудачу из множества других при каком-л. споре, состязании, разделе и …
  • ЖРЕБИЙ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1. Условный предмет (монета, билетик и т.п.), вынимаемый наудачу из множества других при каком-либо споре, состязании, разделе и устанавливающий …
  • ЖРЕБИЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I м. Условный предмет (монета, билетик и т.п.) , вынимаемый наудачу из множества других при каком-либо споре, состязании, …
  • СУД 1
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга Судей Израилевых. Глава 1 Главы: 1 2 3 4 …
  • НАВ 21 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга Иисуса Навина. Глава 21 Главы: 1 2 3 4 …

Фразеологический словарь русского языка

Жребий

Жребий брошен - конец колебаниям, принято решение

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Жребий

Я, м.

Условный предмет (билет, монета и т.д.), вынимаемый из числа одинаковых для разрешения спора или установления очерёдности.

* Тянуть жребий. Достаться по жребию. *

Словарь Ефремовой

Жребий

  1. м.
    1. Условный предмет (монета, билетик и т.п.), вынимаемый наудачу из множества других при каком-л. споре, состязании, разделе и устанавливающий права на что- л., порядок какой-л. очереди и т.п.
    2. перен. устар. Судьба, участь, доля.

Фразеологический словарь (Волкова)

Жребий

Жребий брошен - конец колебаниям, принято окончательное решение [перевод латинского изречения Юлия Цезаря при переходе через Рубикон: alea jacta est].

Жребий брошен - война объявлена .

Этимологический Словарь Русского Языка

Жребий

Древнерусское – жеребей (жребий, доля, участок).

Слово славянского происхождения, встречается еще в старославянском языке.

Самое раннее значение – «нечто отрезанное». В древнерусских памятниках письменности встречается с XI в.

Встречается в древнепрусском: girbin – «число».

Производное: жеребьевка.

Словарь Ожегова

ЖРЕ БИЙ, я, м.

1. Решение спора, вопроса о праве или очерёдности путём вынимания наугад условного предмета из числа других подобных [первонач. сам такой предмет]. Тянуть ж. Вытянуть ж. Бросать, метать ж. Достаться по жребию. Ж. брошен (перен.: конец колебаниям, решено).

2. перен. Судьба, участь (устар.). Жалкий ж. Выпал трудный ж. комун.

Библейский Словарь к русской канонической Библии

Жребий

жр’ебий - как видно использовался в древности для решения различных вопросов очень часто. По жребию решались споры; по жребию был выявлен Ахан, взявший заклятое; по жребию была разделена земля на уделы и назначены чреды священников и певцов на служение в храме. Жребий бросали пред Давидом и пред Аманом, жребий также бросали и пред Апостолами. В некоторых местах это слово означает «судьба», «удел» (Пс.15:5 ; Ис.17:14 ; Иер.13:25 ; Деян.8:21 ; Деян.26:18 ).

Словарь Ушакова

Жребий

жре бий , жребия, муж.

1. Условный значок, вынимаемый наудачу из множества других при каком-нибудь споре, состязании, разделе и устанавливающий права на что-нибудь, порядок какой-нибудь очереди или решающий что-нибудь спорное. Тянуть жребий. Вынуть жребий. Метать, бросать жребий. Достаться по жребию.

2. перен. Судьба, участь, доля (книж. устар. ). «Для бедной Тани все были жребии равны.» Пушкин . «Познай мой жребий злобный.» Пушкин .

Жребий брошен - конец колебаниям, принято окончательное решение (перевод латинского изречения Юлия Цезаря при переходе через Рубикон: alea jacta est). Жребий брошен - война объявлена.

Православная энциклопедия

Жребий

способ решения спорных вопросов у древних иудеев. Это расценивалось как непосредственное обращение к Всевышнему (Притчи Соломона, 16, 33). В день очищения с помощью жребия решался вопрос о том, какой из двух козлов будет заклан в качестве очистительной жертвы, а какой будет отпущен в пустыню (козел отпущения). По жребию были выбраны города, в которых селились левиты. Он также определял виновного в проступке, согласно ему распределялось время служб для священников. Кроме того, он указывал, кого следует выбрать первым царем. В общем, с помощью жребия решались буквально все дилеммы, возникавшие в жизни древних иудеев. Новозаветная церковь тоже переняла этот древний обычай. Например, взамен отпавшего Иуды с помощью жребия был выбран апостол Матфей (Деяния апостолов, 1, 15–26). И даже «распявшие же Его [Господа] делили одежды Его, бросая жребий» (Евангелие от Матфея, 27, 35).

Библия: Тематический словарь

Жребий

(бросание жребия )

А. В каких случаях бросали жребий

1. Когда богоизбранному народу необходимо было принять решение

выбирая козла в день искупления:

разделяя Ханаан между племенами Израиля:

определяя неправую сторону:

1Цар 14:40-44

назначая обязанности священникам и левитам:

1Пар 24:5,31; 1Пар 26:13–16; Лк 1:5-9

решая, кто будет жить в Иерусалиме:

избирая апостола вместо Иуды:

2. Решения, которые принимали язычники, бросая жребий

выбор для истребления Иудеев Аманом:

определение греховности Ионы моряками:

решение судеб отдельных людей владельцами побежденных Израильтян:

Иоил 3:3; Авд 11; Наум 3:10

для разделения одежд Иисуса:

Б. Решения при бросании жребия от Господа:

Притч 16:33

В. Урим и туммим - форма бросания жребия:

Исх 28:30; Лев 8:8; Чис 27:21; Втор 33:8; Ис 28:6

Библейская энциклопедия арх. Никифора

Жребий

Обычай решать спорные и сомнительные дела жребием упоминается уже с глубокой древности и был почти в общем употреблении. Иудеи смотрели на это как на непосредственное обращение за решением к Всемогущему (Прит 16:33), и потому прибегали к оному только в важных и крайних случаях. Жребием решалось, например, который из двух козлов в день Очищения должен быть принесен в жертву и который должен быть изгнан как козел отпущения в пустыню (Лев 16:8). Страна Хананейская была разделена между 12-ю коленами и жребием решено было, кому какой участок должен был принадлежать (Чис 26:55 и др.). Равно как жребием были назначены города для священников и левитов (Нав 21:3,4 и др.). Им же открывались различные виновные лица, как, например, Ахан, похититель заклятых вещей при завоевании г. Гая (Нав 7:14, 1 Цар 14:42, Ион 1:7). По жребию распределены были при Давиде чреды служения священников и левитов (1 Пар 24:5, 25:8), а также и певцов. Жребием указан был Израилю первый царь его Саул (1 Цар 10:19,20,21). Он решал также спорные дела. «В пОлу (или сосуд) бросается жребий, но все решение его - от Господа». Жребий прекращает споры и решает между сильными (Прит 16:33, 18:19). Из последней цитаты кн. Притчей, по-видимому явствует, что жребий употреблялся в судебных местах во времена Соломона, хотя вероятно только по взаимному согласию спорящих сторон. Ап. Матфей был избран на место отпавшего Иуды жребием (Деян 2:15-26). Аман назначил день для истребления иудеев также жребием (Есф 3:7). Распявшие же Господа, повествует св. ев. Матфей, делили одежды Его, бросая жребий (27:35). Как бросались или вынимались жребии Свящ. Писание умалчивает. Соломон говорит о жребии, бросаемом в пОлу (одежды), но слово «в пОлу» может означать также сосуд или урну. Вероятно, в какой либо сосуд бросались игральные кости, за тем его трясли и выкидывали ту или другую из них.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Жребий

В древности и Средние века служил для узнания воли божества в каком-либо спорном вопросе, особенно при выборе. К Ж. прибегали уже древние евреи, определявшие при помощи 12 драгоценных камней с именами 12 колен израильских волю Бога (так назыв. урим и туммим, Исх. XXVIII, 9 сл.; 1 кн. Самуила XXVIII, 6). Метание жребия для обнаружения виновного описано в эпизоде из истории царя Саула (1 кн. Самуила XIV, 38-44) и в книге пророка Ионы (I, 7-8). Греки прибегали к жребию с незапамятных времен. В Илиаде (см.) бросают жребий, кому начать поединок; Одиссей с Еврилохом жребием решают, кому идти к Цирцее (Од. X, 205 сл.). В исторические времена жребий служил для выбора должностных лиц в демократических государствах: жребием имелось в виду открыть по мере возможности доступ к должностям для всех граждан, без различия сословий и состояний. Наиболее часто этот способ выбора применялся в Афинах. К избираемым по Ж. чиновникам (κληρωτοί или κυαμεντοι) в Афинах принадлежали: все 9 архонтов, смотрители жертв и храмов, смотрители верфей, порта, городские надзиратели, рыночные надзиратели, разного рода казначеи и др. представители должностей, не требовавших особой подготовки. Довольно полное перечисление их см. в последних главах "Афинской политии" Аристотеля (§ 43 сл.). В большинстве случаев после избрания чиновники подвергались так назыв. докимасии, т. е. обсуждению, годны ли они для тех должностей, на которые выбраны. У римлян жеребьевка (sortiri, sors) служила иногда для разделения магистратских функций между коллегами. Она имела место обыкновенно в таких актах, которые в постоянный круг действий магистратуры не входили; в цензорской практике напр.; сюда принадлежали очистительные жертвы по окончании службы (lustrum). Отъезд консула в ту или другую провинцию обыкновенно решался жребием (sortm provincias). По lex Rupilia в провинции Сицилии судьи выбирались жеребьевкою. О метании Ж. при гадании см. Особенно известны жеребьевые оракулы в Пренесте и в Цере. Метание жребия практиковалось и у многих варварских народов. Геродот и др. рассказывают о метании Ж. у скифов. По Тациту, германцы при затруднительном выборе прибегали к палочкам или стрелам, игравшим роль Ж. Подобные же известия относительно алан находим у Аммиана Марцеллина, о древних саксах - у Адама Бременского. В эпоху христианства впервые с метанием жребия мы встречаемся в Деяниях апостольских: Ж. решает, кому быть в числе двенадцати на месте Иуды (Деян. Ап. I, 26). По примеру апостолов иногда к избранию посредством жребия прибегала и средневековая церковь. Приготовлялись письма (или два, одно с утвердительным, другое с отрицательным ответом, или по числу кандидатов) и клались запечатанными под покров церковного алтаря. Затем после продолжительного поста и молитвы кто-либо брал из них первое попавшееся, и заключавшийся в нем ответ считался откровением свыше. В 374 г. св. Мартин жребием был утвержден епископом Турским, хотя многочисленная партия прихожан была против него; в 381 г. в Орлеане на вакантное место епископа по жребию поступил Анион. Варварские правды первого периода Средних веков в некоторых случаях узаконяли бросание жребия; так, напр., по рипуарскому закону Ж. иногда мог заменять ордалии (см.); сходное постановление существовало и в фризской правде. По договору между Хильдебертом и Хлотарем раб, обвиняемый в воровстве, при отсутствии несомненных улик тянул жребий. В эпоху миннезингеров употреблялись при метании жребия две палочки, одна короткая, другая длинная; первая означала неблагоприятный исход (отсюда немецкое выражение: den Kü rzeren ziehen).

Церковь иногда восставала против жеребьевки и строго осуждала ее. Так, напр., в соборе галльских епископов в Оксерре в 578 г. метание Ж. было запрещено. Это запрещение повторено в капитуларии Карла Великого от 789 г. В некоторых случаях Ж. заменялся обозначавшимся тем же латинским термином (sors, спец. sortes Sanctorum) гаданием по книгам Священного Писания (или по Вергилию) или по словам Евангелия, случайно услышанным при входе в церковь во время богослужения. В русской истории мы имеем случаи применения жеребьевки при выборе новгородских владык (с XII в.). В летописи (П. С. Р. Л. XVI, 219-220) записан случай решения новгородцами помощью Ж. вопроса о том, какому святому строить церковь (1467).

А. М. Л.

В русском гражданском судопроизводстве жребий до XVI века играл роль дополнения к присяге (см.) для определения того, которой из сторон дать присягу, а также для устранения присягою же разноречия свидетелей. В XVI в. Ж. сделался самостоятельным судебным доказательством, заменяющим присягу. Обряд его описан англичанином Леном (Henric Lane), с которого русский искал 1200 р., когда следовало только 600 р. Судьи бросали в шапку кого-либо из публики два восковых шарика, один с именем истца, другой с именем ответчика, подзывали еще лицо из публики и приказывали вынуть один из шариков: правым считался тот, чье имя было вынуто. В XVII в. путем Ж. решались дела малоценные, где присяга не допускалась, и дела лиц духовного звания, которым присягать нельзя было. В таком виде Ж. уже не встречается в XVIII в.

М. Б.

Предложения со словом «жребий»

И они наверняка погибли бы, если бы самый молодой из них по имени Ричард Паркер не предложил тянуть жребий , кому из четырёх пожертвовать собой ради спасения остальных.





error: Контент защищен !!