Введение три главы заключение и библиографический список. Библиографический список и его оформление

Введение

Библиография - один из важнейших компонентов науки и социальных коммуникаций. От уровня её состояния во многом зависит и эффективность когнитивно-коммуникационных процессов. Это заставляет общество постоянно наращивать объемы библиографических ресурсов, совершенствовать их качество, делать эти ресурсы доступными все большему числу пользователей, стремиться к максимальному использованию всех потенциальных возможностей библиографии.

"Бибилиография"- слово древнегреческого происхождения. Буквально оно означает "книгописание". Примерно в 5 веке до н.э. в Греции "библиографами" стали называть людей, которые переписывали книги.

Библиографическая деятельность осуществляется в библиотеках всех типов, независимо от их ведомственной принадлежности, состава читателей, объема фондов и профиля работы.

Можно сказать, что библиографическая деятельность является «сквозной функцией» библиотеки, поскольку и при наличии библиографического подразделения она осуществляется на всех основных участках ее работы. Усиление в последние годы этой «сквозной функции» связано с внедрением в библиографические подразделения компьютерной технологии. Это открыло дистанционный доступ как к отечественным, так и к мировым информационным ресурсам. Именно библиографические процессы сближают библиотечную и научно-информационную деятельность по удовлетворению динамически развивающихся информационных потребностей как ученых и специалистов, так и других групп населения.

Требования к библиографической деятельности во всех типах библиотек, особенно в крупных научных, постоянно растут, прежде всего в связи с количественными и качественными изменениями, происходящих в системе документальных коммуникаций.

Необходимость всемерной интенсификации, повышения качества и эффективности библиографической работы библиотеки требует совершенствования ее организации. От правильной постановки библиографической деятельности в немалой степени зависит эффективность и качество работы библиотеки в целом и ее вклад в процессы информатизации общества.

РАЗДЕЛ 1. ПРЕДМЕТ БИБЛИОГРАФИИ.

Как "управляться" с книжным богатствами? - этот вопрос волновал людей издавна. Составлялись сборники и хрестоматии лучших произведений и собрания сочинений. В Древней Руси, например, люди книжного дела еще с Х1 в. стали составлять и переписывать хрестоматии, названные красивым емким словом - "изборники".

Уже в древнем мире библиотеки были столь обширны, что служители не могли запомнить все хранившиеся там папирусные свитки или глиняные таблички - число их достигло многих тысяч. На помощь пришли описи библиотек, которые, постепенно совершенствуясь и развиваясь, превратились в современные карточные каталоги. Со временем к библиотечным каталогам добавились разнообразные по назначению, тематике, объему, форме списки, указатели, обзоры книг и статей. Все они обычно назывались библиографиями, а по современной терминологии это - библиографические пособия.

С крушением античного мира погибла и созданная им книжная культура, исчезло слово "библиография". Вспомнили его вскоре после изобретения книгопечатания, совпавшего по времени с наступлением эпохи Возрождения. Библиографами стали называть иногда типографов. И только в первой половине 17 века французские ученые Габриель Ноде и Луи Жакоб впервые использовали слово "библиография" в смысле: "список литературы". Затем оно приобрело и более широкий смысл: "книгоописание". В дальнейшем в ходе длительной исторической практики использование термина "библиография" он приобрел черты ярко выраженной многозначности. Можно выделить пять наиболее существенных и устойчивых его значений:

1) "библиография" как отдельный библиографический труд, Библиографический указатель литературы;

2)"библиография" как совокупность библиографических трудов, выделенных по какому либо признаку или библиография периодической печати;

3) "библиография"как наука, предмет и задачи которой в разное время и разными авторами формулировались по-разному;

4) "библиография" как область практической (или научно-практической) деятельности по подготовке различных источников библиографической информации и библиографическому обслуживанию потребителей информации;

5) "библиография" как наиболее широкое собирательное понятие, в объем которого входят все названные выше и любые другие библиографические явления.

Последние два определения преобладают в современной библиографической науке и практике.

В ходе исторического усложнения библиографической деятельности ее задачи и функции, организационные формы и методика становятся все более разнообразными и в пределах самой библиографической деятельности неизбежно начинается процесс разделения труда. Разграничиваются два основных процесса библиографической деятельности: библиографирование и библиографическое обслуживание.

В результате термины "библиография" и "библиографическая деятельность" оказались синонимами. Именно из-за этой тождественности понятий "библиография" и "библиографическая деятельность" второй термин был исключен из ГОСТ 7.0 - 77.

Между тем деятельный смысл гораздо лучше передается термином "библиографическая деятельность".

Ныне действующий ГОСТ 7.0 - 84 охватывает основную терминологию практической библиографической деятельности. Сама библиографическая деятельность определена в нем как "область информационной деятельности по удовлетворению потребностей в библиографической информации".

В последние годы наблюдается стремление найти термину "библиография" логически оправданное место в системе библиографической терминологии. В этом значении "библиография" может быть определена как система различных видов деятельности (практической, научно-исследовательской, учебной, управленческой), обеспечивающая функционирование библиографической информации в обществе.

Таким образом, термин "библиография", возглавляя и объединяя систему библиографической терминологии, не совпадает по смыслу ни с одним из элементов этой системы. В частности устраняется тождественность понятий "библиография" и "библиографическая деятельность".

РАЗДЕЛ 2. ФУНКЦИИ БИБЛИОГРАФИИ

1.1 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Понятие «библиографическая деятельность» относится к числу наиболее общих понятий библиотековедения. В 70-80-х годах оно получило теоретическое обоснование в свете деятельностного подхода к библиографии и приобрело категориальное значение, хотя в литературе и среди практиков употреблялось и раньше. Появилась необходимость соотнесения его с базовым понятием «библиография». Уточнение понятий надо рассматривать как естественный и непрерывный процесс, обусловленный как развитием библиографической практики, так и развитием науки, обогащающейся новыми возможностями для объяснения новых библиографических явлений.

Многие авторы рассматривают понятия «библиография» и «библиографическая деятельность» как синонимы. Во многих случаях это возможно и рационально, однако же данные понятия не всегда взаимозаменяемы, что свидетельствует об определенных смысловых различиях, их нетождественности.

Все разнообразие представлений о библиографической деятельности объединяются в два подхода, которые можно обозначить как ограничительный и расширительный. Первый связан с пониманием ее как библиографической практики и он был долгое время доминирующим. Второй подход соответствует целостному представлению библиографической деятельности, включающему в себя все многообразие библиографических явлений. Традиционная интерпретация библиографической деятельности наиболее завершенные формы приняла в рамках дихотомии: библиография (как область научно-практической деятельности) и библиографоведение (как наука об этой деятельности). Таким образом, так как библиографическая деятельность приравнивается к практике, а библиография тоже понимается как «научно-практическая деятельность», то, следовательно, библиографическая деятельность приравнивается к библиографии.

При расширительном подходе библиографическая деятельность включает в себя весь круг библиографических явлений, так же как и библиография в широком понимании. Термины выступают как синонимы и один из них становится излишним в аспекте научной терминологической строгости.

Библиографическая деятельность определяется как область деятельности по удовлетворению потребности в библиографической информации, то есть в нее включается лишь практическая сфера, за пределами остаются научно-исследовательский, учебно-педагогический компоненты. Между тем в самом понятии деятельности обобщено единство науки и практики, познания и преобразования. Считая библиографическую деятельность только практической, ограничивается содержание этой категории.

Можно придти к выводу, что понятия «библиография» и «библиографическая деятельность» являются наиболее общими по объему и содержанию.

Это одна из самых сложных и определяющих проблем в современном библиографоведении. Вокруг нее до сих пор ведутся споры, так как от ее научно обоснованного решения зависит квалификация общественной сущности библиографической деятельности.

Библиография выражает совокупность всех библиографических явлений в целом, она выполняет функцию обобщенной характеристики, позволяя все библиографическое зафиксировать как единство. В этом понятии содержится качественная специфика данного специального явления по сравнению с другими, а также его внутренняя инвариантность, повторяемость.

Поскольку библиографическая деятельность, как и любая другая деятельность, включает в себя две сферы: практику и познание, было бы неправомерно отождествлять ее лишь с одной ее частью - практической. Следовательно, возникает необходимость в специальном понятии, более точно отражающем последнюю, понятии «библиографическая практическая деятельность».

Наличие субъектного момента выражается в деятельности как библиографа-создателя и распространителя библиографической информации, так и ее потребителя. При этом библиограф не только воздействует на предмет, но и вступает во взаимодействие по поводу предмета со вторым субъектом - потребителем. В сфере познания субъект выступает в роли исследователя - библиографоведа, преподавателя и обучающегося. Субъектность библиографической деятельности заключается также в присутствии автора документа, что получает отражение в создании персонально-ориентированных элементов во всех видах библиографических ресурсов (в библиографических пособиях, карточных и электронных каталогах, справочных изданиях).

Исходя из целостного понимания библиографической деятельности как органического единства ее чувственно-практической и познавательной форм, следует отметить их взаимосвязь, выявляющуюся при их соотнесении друг с другом. Практическая деятельность носит осознанный характер, ей присущи идеальные компоненты (в виде знаний, эмоций, чувств, внимания, воли, цели), направленные на то, чтобы выполнить практическое действие. Кроме того, наряду с преобразовательной, она выполняет и познавательную функцию, являясь основой, базой для познания, «критерием» истины. Познавательная деятельность также не носит абсолютного характера: практика входит в нее и в качестве объекта исследования, и в виде исследовательских средств.

В библиографической познавательной деятельности следует выделить две подсистемы: научно-познавательную, в рамках которой вырабатывается новое знание, и учебно-познавательную, в пределах которой репродуцируется уже готовое знание. Обе подсистемы тесно связаны с библиографической практикой: первая подчинена цели совершенствования библиографической практики через поиск новых форм и методов; вторая связана с профессиональной подготовкой субъекта - одного из важнейших элементов библиографического процесса, без которого деятельность не может осуществляться.

Учебно-познавательная библиографическая деятельность органически включает в себя элементы научной деятельности (производство нового знания) и элементы практической деятельности (участие в библиографических процессах). На практическую деятельность оказывают воздействие и научно-познавательная и учебно-познавательная сферы. Одновременно практическая деятельность также входит в учебно-познавательную через непосредственный опыт (практическое обучение) и опосредованный (опубликованный в печати, включенный в учебные, методические материалы).

Таким образом, библиографическая практическая деятельность связана с познавательной во всех ее разновидностях. Вместе с тем практическая и познавательная деятельности не рядоположены, вторая порождается практикой и существует на ее основе, одновременно стимулируя ее развитие.

1.2 ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

БИБИЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Библиографическая деятельность носит целесообразный характер, реализуется в соответствии с определенными целями, проектами, программами. В процессе ее развития формируются определенные постулаты, которыми люди руководствуются в деятельности, то есть специфические принципы.

Принципы - это основные исходные положения, наиболее устойчивые, определяющие систему требований к содержанию, организации, методике и технологии деятельности. Они различны по своему значению. Важнейшие из них играют роль руководящих, методологических, определяющих качественный уровень деятельности. К ним относятся: научность, демократизм, принцип организации и самоорганизации. Другие принципы преимущественно связаны с выбором средств, форм и методов работы, то есть с моментами методического и организационного характера: соответствие методов целям деятельности, интегративность, дифференцированность деятельности, системность.

Синергетический эффект саморазвития библиографии выражается, например, в том, что происходит взаимопроникновение библиографической и первичной информации, библиография синтезируется с различными формами представления знания. Формируются жанры междисциплинарного характера, в которых сочетаются разные формы метатекстов - интерпретации первоисточника. Библиография приближается по функциям к «экспертной системе», анализирующей, интерпретирующей, оценивающей документальные массивы.

Синергетический подход к библиографии пока еще не получил должного развития, но обещает быть достаточно продуктивным. Он должен дать аргументированное обоснование закономерности формирования и совершенствования библиографической деятельности как самостоятельно функционирующей системы, имеющей свою специфику и конкретные задачи.

Ведущим принципом методического характера, определяющим библиографическую деятельность следует считать принцип соответствия методов целям деятельности. Суть его заключается в том, что необходимый эффект достигается только в том случае, когда в каждом виде деятельности используются те средства и методы, которые оптимальным образом соответствуют ставящимся целям. В составлении библиографического пособия - это учет характеристик потребителя (возраст, образование, профессия), учет цели обращения к пособию (самообразование, учебная, научная деятельность), учет уровня библиографической культуры (начальный, средний, высший, профессиональный). В зависимости от этих характеристик производятся отбор, расположение, характеристика документов, оснащенность вспомогательным аппаратом.

Принцип интегративности означает, что библиография может выступать в качестве объединяющего начала для смежных сфер деятельности. Данный феномен находит выражение в проникновении библиографии в разные отрасли знания, обработке универсальных по содержанию документов. Библиографические элементы включаются в различные базы данных, объединяя в единое информационное пространство автора документа, произведение, распространителя, потребителя. Это реализуется через единую библиографическую запись, создаваемую в начале цепочки и действующую до ее завершения.

Интегративность проявляется и на уровне научных исследований, что выражается в тенденции к усилению междисциплинарности, взаимодействия наук. В связи с этим логичнее говорить не о различении сфер деятельности, а их сближении, перехода одной в другую, о деятельности в пограничных зонах.

Принцип интегративности реализуется в совместных проектах библиографических служб разного уровня, различной ведомственной принадлежности: в издании сводных каталогов в масштабах страны или региона; в создании единых автоматизированных систем информации. Библиография осуществляет интегрирование внутренних и внешних ресурсов библиотек благодаря возможности выхода в широкий мир электронных баз данных, которыми располагает мировая информационная система.

Если интегративность обозначает объединение в целое каких-либо элементов, приведение в состояние взаимосвязи, упорядоченность функций, то дифференциация указывает на разделение, расслоение на части, различающиеся друг от друга. Принцип дифференцированности в библиографической деятельности заключается в следующем:

Создание специализированных центров информации, выполняющих специфические задачи;

Дифференциация в практике создания пособий (по отраслевому, тематическому, региональному и другим признакам);

Оригинальный набор каталогов и картотек (традиционных и электронных) в соответствии с профилем библиотек и библиографических служб.

Принципы интеграции и дифференциации, противоположные по характеру, взаимно дополняют друг друга.

Было бы нереально перечислить все принципы, которыми руководствуются в библиографической деятельности и которые вырабатываются в процессе ее осуществления. Кроме наиболее общих, основных, могут быть вычленены частные принципы, связанные с отдельными библиографическими процессами.

Принципы носят конкретно-исторический характер, в полной мере действуют в условиях определенного общества и видоизменяются в других условиях. Вместе с тем в них сохраняется сущностная основа, поскольку она находится в прямой зависимости от сущности самой библиографии и ее главных специфических задач, которые остаются неизменными в различные исторические периоды. Именно постоянством этих задач и обусловлено существование библиографии как общественного феномена.

Принципы библиографической деятельности взаимосвязаны с закономерностями. Известно, что последние раскрывают ту или иную сторону сущности исследуемого явления, а принципы как исходные пункты являются их выражением.

Заключение

С точки зрения охвата организацию библиографической деятельности можно рассматривать на следующих уровнях:

В масштабах страны, отдельного региона;

В масштабах отдельно взятой библиотеки;

В масштабах библиографического отдела;

Организация деятельности отдельного библиографа (личностный уровень).

Организационно-функциональная структура библиографической службы зависит от ряда внешних и внутренних факторов. К первым относятся тип библиотеки и ее главные задачи, ведомственная принадлежность, состав индивидуальных и коллективных абонентов (пользователей), видовой состав и объем фондов. Среди внутренних факторов можно выделить: количество подразделений библиотеки, их территориальное размещение, число штатных работников, уровень их профессиональной подготовки, степень использования средств автоматизации.

Если говорить о принципах библиографической деятельности, то необходимо отметить, что важнейшие из них играют роль руководящих, методологических, определяющих качественный уровень деятельности. К ним относятся: научность, демократизм, принцип организации и самоорганизации.

Анализ библиографической практической деятельности как системы, ее внутренней структуры осуществляется, прежде всего, через выявление взаимосвязей основных ее элементов: субъекта (того, кто осуществляет деятельность) с его целями как идеальными прообразами деятельности; процессов как целесообразной активности субъекта, связанной с приложением материальных и духовных сил; предмета, на который направлено взаимодействие субъекта; средств, с помощью которых достигается намеченная цель; результата (как следствия достижения или не достижения цели).

К основным направлениям библиографической деятельности относятся:

Создание и ведение справочно-библиографического аппарата библиотеки;

Составление библиографических пособий различного целевого и читательского назначения;

Библиографическое информирование;

Справочно-библиографическое обслуживание;

Консультативная и методическая работа.

В основе организации библиографической деятельности библиотеки любого типа лежат:

1. Нацеленность на решение приоритетных в данных условиях задач, стоящих перед библиотекой;

2. Рациональное сочетание централизации и децентрализации в организации библиографической службы библиотеки;

3. Доступность библиографического обслуживания для всех групп читателей (пользователей), в том числе услуг и продуктов в установленном законном порядке.

К признакам, которые в совокупности своей отражают все наиболее существенные характеристики библиографии как объекта систематизации относятся: цель, предмет, метод, жанр, социальная, полнота, социальный уровень, структура, время, пространство, материальная конструкция, потребность.

Список литературы:

1. Библиографическая работа в библиотеке: организация и методика: учебник /Под ред. О.П. Коршунова. - М.:Издательство «Книжная палата»,1990. - 254с.

2. Библиотековедение: общ. курс: учебное пособие для библ. фак. ин-тов культуры/ - М.: Книжная палата, - 1988.

3. Ванеев А.Н. Библиотечное дело. Теория. Методика. Практика: к 80-летию со дня рождения автора. - СПб.: Профессия. - 2004.

4. Карташов Н.С. Общее библиотековедение.: Учебник для студ. высш. учеб. заведений: в 2 ч./ Н.С. Карташов, В.В. Скворцов. - М.: Моск. гос. ун-т культуры, 2002. - Т.1.: Теоретические основы библиотековедения.

5. Карташов Н.С. Сравнительное библиотековедение.: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.; ИЛО Профиздат, - 2000.

6. Коготков Д.Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, технология, управление: учебник / Д.Я. Коготков. - СПб. : Профессия, 2005.

7. Леонов В.Б. Библиография как профессия. - М, - 2005, - 321 с.

8. Матульский Р.С. Общее библиотековедение: учебное пособие для вузов. - Либерия, - 2004.

9. Моргенштерн И. Г. Библиотечное дело и библиография // Сов. библиотековедение. - 1986.-№ 1.-С. 99-104.

10. Моргенштерн И. Г. Новый учебник по фондам // Сов. библиотековедение. - 1992. -№ 5-6. - С. 77-84.

11. Общее библиотековедение: хрестоматия / сост. Р.А. Трофимова. - М.: Либерия - Бибинформ, 2007. - Ч.1.: Теоретические основы ББК

12. Организация работы централизованной библиотечной системы: Инструкции и учет. формы. - 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. Р. З. Зотовой. - М.: Книга, 1985. - 192 с

13. Справочник библиотекаря / Под ред. А.Н. Ванеева, В.А. Минкиной. - СПб.: Изд-во «Профессия», 2000. - 432 с. - (Серия «Библиотека»).

14. Стандарты по библиотечному делу: Сборник / Сост. Захарчук Т.В., Петрова Л.И., Завадовская Т.А., Зусьман О.М. - СПб: Изд-во «Профессия», 2000. - 512 с. - (Серия «Библиотека»).

15. Столяров Ю. Н. Библиотека - двухконтурная система // Науч. и техн. б-ки. - 2002. -№11.-С. 5-24.

Нормативно-правовые акты Конституция Российской...Реферат >> Маркетинг

Либо признаку или библиография периодической печати; 3) "библиография" как наука, предмет и задачи которой в разное... время и разными авторами формулировались по-разному; 4) "библиография" как...

Содержание

Введение

2. Таможенный Кодекс 2003г.

Заключение

Введение

Таможенная политика является важнейшим компонентом внутренней и внешней политики Российского государства и направлена на наиболее эффективное использование инструментов таможенного права, таможенного регулирования и контроля за товарообменом на конкретной территории, а также на участие в реализации торгово-политических задач по защите внутреннего рынка и стимулирование развития экономики в целом.

В этом смысле таможенная политика может осуществляться государством и его соответствующими органами исключительно на четких и подробно изложенных в законе юридических основаниях. При этом инструменты реализации таможенной политики и средства осуществления таможенной деятельности непосредственно затрагивают интересы широкого круга самостоятельно хозяйствующих субъектов, связанных с перемещением через таможенную границу РФ товаров, услуг, финансовых и транспортных средств.

Таможенная политика России определяется высшими органами государственной власти и управления страны и является составной частью внешней и внутренней политики российского государства. Целями таможенной политики России являются: интеграция хозяйства страны в мировую экономику; защита и стимулирование экономического развития России; создание условий для функционирования российского рынка и рынка стран СНГ; укрепление торгового и платежного баланса страны; рост доходов государственного бюджета; упрочение торгово-политических позиций России; противодействие дискриминационным акциям иностранных государств и их союзов; расширение культурных и информационных обменов между Россией и зарубежными странами, контактов между людьми; охрана жизни и здоровья человека, животных и растений, сохранение окружающей среды; защита государственной и общественной безопасности; защита прав и законных интересов граждан, предприятий, объединений и организаций, культурного и исторического наследия народов России.

Формирование нового Российского государства и системы исполнительской власти повлекло за собой обновление механизма правового регулирования и управления внешнеэкономической деятельностью, соответственно, всей таможенной системы - таможенного дела и таможенной службы. Формирование новых экономических отношений в России послужило толчком и к обновлению таможенного дела.

В период коренных политических и социально-экономических преобразований в Российской Федерации, ориентированных на интеграцию страны в мировое хозяйство, вопросы таможенного дела приобрели особенную актуальность. Существенное расширение круга субъектов таможенных правоотношений сопровождается усилением внимания юридических и физических лиц как у нас в стране, так и за рубежом, к таможенной политике и экономико-правовым актам в таможенной сфере Российской Федерации.

Все вышеперечисленные факторы обусловливают актуальность теоретического анализа проблем реализации новой таможенной политики России.

Теоретическое развитие идеи реализации внешнеторговой и, в частности, таможенной политики получили в работах известных экономистов, таких как Барамзин СВ., Брацун Г.П., Бякин Г.И., Волынский П.В., Габричидзе Б.Н., Гончаров П.К., Дедяев В.М., Дзюбенко П.Ю., Кисловский Ю.Г., и др.

Основная цель данного исследования состоит в обобщении теоретических и методических положений по выработке и реализации таможенной политики России в современных условиях.

Цель исследования предопределила постановку и решение следующих задач:

1. Охарактеризовать таможенную политику РФ в 90-е годы.

2. Дать обоснование принятию Таможенного Кодекса в 2003г.

3. Рассмотреть концепцию развития таможенной политики РФ

Объектом исследования определены таможенная политика России

Предметом исследования является процесс выработки и реализации новой таможенной политики в России.

^ 1. Таможенная политика РФ в 90-е годы

Моментом начала формирования и развития современного таможенного дела в нашей стране следует считать конец 1991 г. Распад СССР на ряд независимых государств, становление новой российской государственности, либерализация внешнеэкономической деятельности и ряд других факторов нашли свое отражение и в изменении таможенной политики обновленной России и вызвали необходимость преобразования таможенной системы в соответствии с существующими реалиями. Период реформ в Российской Федерации, процесс ее становления на качественно новой основе, адекватной задачам демократизации общественной жизни, привел к появлению новой экономической, общественно-политической реальности. Формирование нового Российского государства повлекло за собой обновление и таможенного дела. Таможенное дело России: сб. документов и материалов. Гос. тамож. ком. Рос. Федерации, Рос. тамож. акад. / под общ. ред. Н.М. Блинова. - М. : Юпапас,2000. С. 23-25

В это время были предприняты попытки трансформировать таможенную службу государства-монополиста в новую управленческую структуру, ориентированную на функционирование в рыночных условиях, в результате чего приняты Таможенный кодекс СССР 1991 г. и Закон СССР «О таможенном тарифе». Эти документы внесли существенные изменения в организацию таможенного дела в стране и были важным правовым инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности в тот период.

Характеризуя в целом в значительной мере необходимый период, предшествовавший принятию в 1993 году двух основополагающих законов - Таможенного кодекса РФ (далее ТК) и Закона РФ «О таможенном тарифе», необходимо подчеркнуть:

Во-первых, в период после принятия в 1991 году Таможенного кодекса СССР и Закона СССР «О таможенном тарифе» и вплоть до середины 1993 года в России таможенное дело во многом регулировалось названными выше союзными законами в части в части не противоречащей новому российскому таможенному законодательству.

Во-вторых, в этот период многие аспекты таможенного дела в РФ регламентировались соответствующими нормативными указами Президента и постановлениями Правительства, приказами, положениями и инструкциями ГТК. Некоторые из актов подчас были недолговечными, непоследовательными и противоречивыми, но «вакуума» в правовом регулировании таможенного дела не было, шел постепенный и сложный, но в то же время целенаправленный процесс формирования основ российского таможенного права.

При разработке таможенных кодексов СССР и Российской Федерации в 1990-1993 гг. и работе над совершенствованием Таможенного Кодекса РФ понятие "таможенная политика" было в центре внимания и становилось предметом неоднократного обсуждения учеными и руководящими работниками таможенного ведомства почти на всех научно-практических конференциях, посвященных проблематике таможенного дела. В результате были предложены следующие определения таможенной политики:

1. Таможенная политика - это выработанные государством экономические и административные меры: таможенные правила, методы и средства их применения в процессе регулирования движения товаров, капиталов, услуг, интеллектуальных и трудовых ресурса на внутренний и внешний рынок в интересах защиты и развития национальной экономики, наполнения государственного бюджета укрепления мирохозяйственных связей.

2. Таможенная политика - это осуществляемая государством система мер, правил и процедур, регулирующих движение товаров через таможенную границу в интересах национальной экономики.

3. Таможенная политика - это система государственных мер и таможенный инструмент, направленный на регулирование внешней торговли и на защиту экономических интересов государства.

4. Таможенная политика - это осуществляемая государством система экономических и административных мер, таможенных правил и процедур, регулирующих движение через таможенную границ товаров, капиталов, услуг, интеллектуальных и трудовых ресурсов на внутренний и внешний рынок в интересах защиты и развития национальной экономики. ее интеграции в мировую экономику наполнения доходов государственного бюджета.

5. Таможенная политика - это система экономических и административных мер, призванная содействовать, с одной стороны, гармоничному вхождению экономики России в сложившуюся систему мирохозяйственных связей, с другой стороны - гармоничному развитию внутренней экономики, в том числе средствами "разумного протекционизма".

^ 6. Таможенная политика - это система экономических, юридических и организационных мер, направленных на защиту национальных интересов России.

7. Таможенная политика - это реализация экономической политики государства методами и средствами таможенного регулирования, неизменными составляющими которого являются таможенные платежи и таможенный контроль.

8. Таможенная политика - это совокупность мер по регулированию внешнеэкономической деятельности, определяемых целями правительства в области национальной экономики, населения и территории страны.

^ 9. Таможенная политика - это стратегическая линия государства, связанная с ввозом (вывозом) продукции.

10. Таможенная политика - это принципы поведения правительства в сфере таможенного дела, закрепленные в законодательных актах государства. Эти принципы касаются трех аспектов жизни страны:

создания условий для развития национальной экономики;

защиты населения и природной среды от импорта вредных и опасных товаров и отходов производства;

наполнения доходной части бюджета.

11. Таможенная политика есть разработка принципов, стратегических целей государственной политики, а также определенных методов, средств и форм (мер) их достижения через деятельность таможенных органов.

12. Таможенная политика - это определение стратегических целей и принципов общегосударственной политики и их реализация с помощью мер (методов, средств, форм), применяемых в таможенных органах.

^ 13. Таможенная политика - это определенная, функционально присущая таможенным органам, деятельность в интересах государства.

14. Таможенная политика - это разработка и реализация законодательной основы, развитие структуры органов таможни с целью обеспечения оптимального регулирования внешней торговли материальными, трудовыми, интеллектуальными и другими ресурсами, извлечение максимальной налоговой прибыли, при соблюдении условий всесторонней защиты экономических, социальных и других интересов своего государства и учете интересов стран - торговых партнеров.

15. Таможенная политика - это выработанные государством экономические и административные меры, таможенные правила, методы и средства их применения в процессе регулирования движения товаров, капиталов, услуг, интеллектуальных и трудовых ресурсов на внутренний и внешний рынок в интересах защиты и развития национальной экономики, наполнения государственного бюджета, укрепления мирохозяйственных связен.

16. Таможенная политика - составная часть внутренней и внешней политики государства, комплекс мер, осуществляемых в целях обеспечения наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории, участия в реализации торгово-политических задач по защите внутреннего рынка, стимулирования развития национальной экономики.

17. Таможенная политика - это система политико-правовых, экономических, организационных и иных широкомасштабных мероприятий, направленных на реализацию и защиту внутри- и внешнеэкономических интересов в целях динамичного осуществления политических и социально-экономических преобразований в условиях формирования рыночных отношений.

Становление таможенной службы РФ - неотъемлемая составная часть формирования российского государства и обеспечения его суверенитета. Правовой основой этого процесса стал Указ Президента РФ «О государственном таможенном комитете РСФСР». Государственный таможенный комитет (ГТК) был создан как центральный таможенный орган России. На него возлагалась ответственность за реализацию таможенной политики республики, обеспечение соблюдения законодательства в таможенном деле, эффективное функционирование таможенных органов.

Деятельность ГТК России в эти годы осуществлялась в соответствии с Положением о ГТК России, утвержденным Указом Президента РФ от 25 октября 1994 г. N 2014 СЗ РФ. 1994. N 27. Ст. 2855.(в ред. Указа Президента РФ от 16.09.99 N 1235).

ГТК России решало возложенные на него задачи-функции как непосредственно, так и через региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты и иные учреждения, входящие в систему таможенных органов (таможенные лаборатории, подведомственные ГТК России учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, вычислительные центры и т.д.). Габричидзе Б.Н. Практика применения Таможенного кодекса Российской Федерации. - М. Книжный мир, 1998, С. 24-68;

Становление и обеспечение дееспособности системы таможенных органов непосредственно связаны с принятием в 1993 г. Закона РФ «О таможенном тарифе» и Таможенного кодекса РФ. Была создана российская правовая база осуществления таможенной политики и таможенного дела в новых условиях. Эти законодательные акты закрепили приоритет фискально - экономических, контрольных, правоохранительных и защитных функций таможенных органов. Они получили статус правоохранительных органов, полномочия на осуществление валютного контроля. С первых шагов своей деятельности таможенная служба России активно включилась международное сотрудничество по вопросам торгово-тарифной политики таможенного дела.

^ 2. Таможенный Кодекс 2003г.

В 2002 г. одним из основных направлений развития государственной таможенной службы России стали: максимально широкое внедрение новых таможенных и информационных технологий, дифференцированная работа с участниками внешнеэкономической деятельности, дебюрократизация таможенных процедур и повышение качества таможенного администрирования в том числе и с использованием новых технологий.

В конце января 2002 г. ГТК РФ одобрил в целом "Основные направления совершенствования таможенного контроля и таможенного оформления в 2003-2008 гг.". Основное звено этого проекта - переход от пятиступенчатого контроля к одноступенчатому, когда организация таможенного контроля ведется по принципу "одного окна". Проект рассчитан на 6 лет, и в 2002 году была создана основа для его реализации. Корняков К. А.Новый этап развития таможенного дела в России //"Законодательство и экономика. -2003. - №11.

В целом 2002г. год стал переломным в работе таможенной службы России, т.к. в этом году завершилась реализация целевой программы развития таможенной службы РФ на 2001-2003 гг. и были заложены основы ее работы на 2004-2008 гг. В 2003 г., а также началась реализация "Программы социально-экономической политики Правительства РФ на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.)", где вопросы развития таможенной службы были выделены в специальный раздел "Модернизация таможенной системы".

Новый Таможенный кодекс подвел черту под десятилетней историей своего предшественника - Таможенного кодекса РФ 1993 г. Работа над созданием нового Кодекса началась давно, она на некоторое время приостанавливалась, затем возобновлялась и, наконец, завершилась в 2003 году. Это десятилетие убедило всех в том, что таможенное законодательство касается не какой-то ограниченной прослойки общества, не какого-то отдельного сектора экономики, а непосредственно затрагивает интересы большей части российского общества.

Каковы причины пересмотра основных положений таможенного законодательства и принятия нового Таможенного кодекса? Комментарий к Таможенному кодексу РФ./ Под ред. А.Н. Козырина. - М.: Норма-М, 2005. С. 12-14.

В первую очередь следовало максимально приблизить российское законодательство к сформировавшимся в таможенной сфере международным стандартам. В международной торговле «правила игры», безусловно, должны быть унифицированы. Существенные различия между национальным законодательством и так называемым международным таможенным правом тормозили поступательное интегрирование России в систему мирохозяйственных связей, не позволяют нашему государству получить максимальные преимущества, предоставляемые ему системой международного разделения труда.

Среди наиболее значимых международно-правовых актов следует упомянуть Генеральное соглашение о тарифах и торговле и Киотскую конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур (последняя принята под эгидой Совета таможенного сотрудничества -- ныне Всемирная таможенная организация).

Российская Федерация оставалась за чертой участников упомянутых международных договоров. Перенесение унифицированных таможенных правил во внутреннее законодательство позволило свести к минимуму негативные последствия неучастия России в важнейших договорах международного и таможенного права.

Другая причина принятия нового Таможенного кодекса -- значительные изменения, произошедшие в «смежных» отраслях законодательства. Таможенный кодекс 1993 г. готовился еще до принятия действующей Конституции (отсюда, например, и упоминания о льготах вице-президенту и т.д.). Принятые за время действия Таможенного кодекса 1993 г. Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях со всей остротой поставили вопрос о внесении изменений в законодательный каркас таможенного регулирования.

Наконец, за последние годы изменился взгляд таможенного ведомства на его взаимоотношения с участниками внешнеэкономической деятельности. Упростились многие таможенные процедуры, «зеленый коридор» открылся для добросовестных участников ВЭД, зарекомендовавших себя за годы сотрудничества с таможенными органами.

Главная ценность этого законодательного акта. С его помощью осуществлен прорыв в создании четко прописанных и стабильных правил, по которым участник внешнеэкономической деятельности или лицо, пересекающее таможенную границу, строят свои отношения с таможенными органами. Существенно сокращается сфера, где таможня действует по своему усмотрению.

Более четко прописаны таможенные процедуры. Особое внимание своей новизной привлекает глава Таможенного кодекса об участии таможенных органов в защите прав и законных интересов правообладателей. Много позитивных изменений произошло и в такой традиционной области таможенного дела как декларирование. Козырин А. Н. Новые контуры таможенного законодательства. //Журнал «Бюджет». - 2003. -№10.

На момент принятия в 2003 г. Кодекса продолжал действовать Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе", который также является актом таможенного законодательства (хотя формально не является "федеральным законом, принятым в соответствии с ТК РФ"). ТК РФ, не отменив упомянутый Закон, фактически подтвердил его статус как акта таможенного законодательства.

По сравнению с ТК 1993 г. Таможенный кодекс 2003г. использует понятие "законодательство" в собственном (узком) смысле слова, т.е. как совокупность законодательных актов. До этого в практике таможенного регулирования понятие таможенного законодательства трактовалось расширительно: в его состав наряду с законами включались и отдельные подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и т.д.). В кодексе (п. 2 ст. 3.) законодатель четко определил состав таможенного законодательства: ТК РФ и федеральные законы, принятые в соответствии с ним.

Для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией таможенной политики РФ в соответствии с ТК РФ образован государственный внебюджетный фонд. Средства Фонда входят в состав федерального бюджета с сохранением его целевого назначения и использования и изъятию не подлежат. Современный финансово-кредитный словарь / Под общ. ред. М.Г. Лапусты, П.С. Никольского.-М., 2002

Основными направлениями использования средств фонда являются: разработка и реализация таможенной политики РФ, осуществление таможенного контроля и оформления, ведение таможенной статистики РФ, обеспечение функционирования и развития таможенных учреждений, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, погашение долгосрочных и краткосрочных кредитов банков и др. Додонов В.Н. и др. Финансовое и банковское право: Слов.-справ.-М., 1997

В 2004г., в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года №314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, №21, ст.2023; №31, ст.3234; №38, ст.3775; №42, ст.4107; №47, ст.4635; №49, ст.4889; 2005, №30, ст.3136; №41, ст.4119, Государственный таможенный комитет Российской Федерации был преобразован в Федеральную таможенную службу (ФТС), передав его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2004 г. № 429 "О Федеральной таможенной службе" было утверждено Положение о Федеральной таможенной службе.

^ 3. Концепция развития таможенной политики РФ

Указом Президента РФ от 11 мая 2006 года N 473 "Вопросы Федеральной таможенной службы" Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, №20, ст.2162 установлено, что Федеральная таможенная службы РФ передается из ведения Министерства экономического развития и торговли РФ в непосредственное подчинение Правительству РФ.

Функции Министерства экономического развития и торговли РФ по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела переданы полностью ФТС.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 459 утверждено Положение о Федеральной таможенной службе.

В систему таможенных органов РФ по состоянию на 1 января 2007г входят 7 региональных таможенных управлений, 4 специализированных региональных таможенных управления, 136 таможен, 707 таможенных постов, 6 учреждений, находящихся в ведении ФТС России, и 7 представительств ФТС России за рубежом.

Постоянное внимание Правительства РФ к развитию таможенной политики и совершенствованию таможенных органов приносит свои результаты. Федеральная таможенная служба России в 2006г. перечислила в доход федерального бюджета более 2,86 трлн. руб (почти 105,3 млрд. долл). Увеличенное плановое задание перевыполнено на 0,4 %. При этом первоначальное задание, установленное в соответствии с федеральным законом "О федеральном бюджете на 2006 год", перевыполнено на 34 %.

В среднем за 2006 г. ежедневные перечисления таможенных платежей в федеральный бюджет составили почти 426 млн. долл. Если в январе 2006 г ежедневные перечисления таможенных платежей в федеральный бюджет составляли 381 млн. долл, то в декабре 2006 г - 505 млн. долл.

Каждый рубль, вложенный в развитие таможенной системы в 2006 г, дал отдачу в 79,9 руб. Если в 2005 г каждый таможенник обеспечил перечисление в федеральный бюджет 33,27 млн. руб. при средних затратах на его содержание в 396,5 тыс. руб. , то в 2006 г поступления в федеральный бюджет в расчете на одного таможенника увеличились в 1,34 раза - до 44,62 млн. руб. при затратах в 558,4 тыс. руб. Материалы к заседанию правительства. - М.: ПРАЙМ-ТАСС, 4 июля 2007.

Первой стратегической целью ФТС является повышение уровня соблюдения таможенного законодательства РФ, обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов. Совершенствование системы контроля за соблюдением таможенного законодательства РФ в части правильности исчисления, полноты взимания таможенных платежей и своевременности их уплаты является необходимым условием выполнения контрольных показателей по перечислению таможенных платежей в федеральный бюджет. Степень достижения первой стратегической цели ФТС характеризуется следующими показателями.

1. Доля исков (заявлений) к таможенным органам, по которым судами приняты решения не в пользу таможенных органов, в общем числе исков (заявлений), рассмотренных судами.

Этот показатель характеризует деятельность таможенных органов, направленную на повышение эффективности защиты государственных интересов таможенными органами в судах. Значение показателя планируется снизить с 48,3% в 2006 г до 30% в 2010 г - за счет осуществления мер, направленных на сокращение доли принимаемых (совершаемых) неправомерных решений, действий (бездействия) должностных лиц таможенных органов в ходе производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля, а также на улучшение работы по отстаиванию позиции таможенных органов в судах.

2. Доля дел об административных правонарушениях, по которым вынесены постановления о назначении наказания и не прекращено производство в связи с обжалованием (опротестованием), в общем количестве возбужденных дел. Этот показатель характеризует деятельность таможенных органов по повышению эффективности правоприменительной практики таможенных органов с целью обеспечения контроля за соблюдением таможенного законодательства РФ, а также по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию правонарушений в таможенном деле. Планируется увеличение значения показателя с 70 % в 2006 г до 75 % в 2010 г - за счет повышения качества производства по делам об административных правонарушениях, отнесенным к компетенции таможенных органов.

3. Исполнение федерального закона о федеральном бюджете в части перечисления таможенных платежей. Этот показатель характеризует деятельность таможенных органов, направленную на безусловное исполнение установленных правительством РФ контрольных показателей по перечислению таможенных платежей в федеральный бюджет. Значение показателя должно быть не ниже 100 %, что обусловлено необходимостью своевременного и неукоснительного выполнения контрольных показателей по взиманию и перечислению таможенных платежей в доходную часть федерального бюджета.

4. Доля таможенных платежей, перечисленных участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) с нарушением установленных нормативными документами сроков, в общей сумме перечисленных таможенных платежей в федеральный бюджет.

Этот показатель характеризует деятельность таможенных органов по совершенствованию мер обеспечения уплаты таможенных платежей и дальнейшему развитию взаимодействия с плательщиками в вопросах совершенствования порядка уплаты таможенных платежей. Значение показателя в 2006 г составило 0,19 %. За счет осуществления постоянного мониторинга за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств участниками ВЭД в доходную часть федерального бюджета и своевременного реагирования на возникающие нарушения участниками ВЭД требований, установленных законодательством РФ, планируется снизить значение показателя до 0,17 % в 2010 г.

^ Второй стратегической целью ФТС является повышение качества предоставления услуг таможенными органами, сокращение издержек участников внешнеэкономической деятельности и государства, связанных с таможенным оформлением и таможенным контролем. Определение этой стратегической цели обусловлено, прежде всего, необходимостью принятия мер по оптимизации, повышению прозрачности и сокращению времени для прохождения таможенного оформления и таможенного контроля участниками ВЭД, а также развития таможенной инфраструктуры, увеличения пропускной способности пунктов пропуска через государственную границу РФ, повышения уровня их технической оснащенности.

Степень достижения второй стратегической цели ФТС характеризуется следующими показателями.

1. Время проведения таможенных процедур, необходимое для выпуска товаров при таможенном оформлении в месте их декларирования.

Этот показатель характеризует деятельность таможенных органов, способствующую созданию наиболее благоприятных условий для законопослушных участников ВЭД при прохождении процедур таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ. Планируется сокращение значения показателя с 48 часов в 2006 г до 24 часов в 2010 г - за счет дальнейшего упрощения и ускорения проведения таможенных процедур путем активизации работы по внедрению электронного декларирования и предварительного информирования, постаудита и системы управления рисками, на основе внедрения современных информационных технологий и современных технических средств таможенного контроля.

2. Время на выполнение таможенных процедур в автомобильных пунктах пропуска через государственную границу РФ.

Этот показатель характеризует деятельность таможенных органов, направленную на создание наиболее оптимальных условий для добросовестных участников ВЭД при прохождении ими таможенных процедур в автомобильных пунктах пропуска через государственную границу РФ. Планируется сокращение значения показателя с 23 минут в 2006 г до 19 минут в 2010 г - за счет совершенствования организации таможенного оформления и таможенного контроля в автомобильных пунктах пропуска через государственную границу РФ, обустройства пунктов пропуска и оптимизации их размещения.

3. Доля государственных услуг и функций, предоставляемых и исполняемых ФТС России в соответствии с административными регламентами, в общем объеме государственных услуг и функций ФТС России.

Планируется увеличение значения показателя с 14,2 % в 2007 г до 42,8 % в 2010 г за счет роста планируемых к разработке административных регламентов ФТС. Целевое значение показателя определено на основе количества административных регламентов, разрабатываемых в соответствии с поручением правительственной комиссией по проведению административной реформы.

4. Кроме того, с 2008 г планируется использовать показатель "Доля участников внешнеэкономической деятельности, в целом положительно оценивающих работу таможенных органов, в общем числе опрошенных".

Оценка участниками внешнеэкономической деятельности качества предоставляемых услуг по таможенному оформлению товаров должна осуществляться на основе результатов социологических исследований /опросов участников ВЭД/. В настоящее время ФТС решает вопрос по разработке автоматизированной программы мониторинга мнений участников ВЭД относительно деятельности таможенных органов.

^ Третья стратегическая цель ФТС - выявление и пресечение контрабанды оружия, наркотиков, контрафактной продукции и иных товаров, запрещенных к ввозу в РФ, а также товаров, предметов и ценностей, вывоз которых за границу РФ запрещен. Влияние рассматриваемой стратегической цели на достижение стратегических целей развития страны выражается в непосредственном участии таможенных органов в решении наиболее острых проблем в области национальной безопасности.

В сложившихся условиях первостепенное значение приобретает обеспечение эффективности таможенного контроля на основе повышения его целенаправленности и избирательности, совершенствование оперативно-розыскной деятельности, развитие международного и межведомственного взаимодействия в сфере борьбы с таможенными правонарушениями с целью реализации рамочных стандартов обеспечения безопасности и облегчения мировой торговли, принятых Всемирной таможенной организацией.

Степень достижения третьей стратегической цели ФТС характеризуется следующими показателями.

1. Доля ввезенных на таможенную территорию РФ товаров, по которым таможенными органами приняты меры по устранению нарушений законодательства РФ в общем количестве ввезенных товаров.

Этот показатель характеризует эффективность проводимых таможенными органами организационных, контрольных и правоохранительных мероприятий. Планируется увеличение значения показателя с 1,4 % в 2006 г до 1,6 % в 2010 г - за счет проведения профилактических мероприятий, направленных на снижение латентной преступности в таможенной сфере деятельности. Целевое значение показателя определено на основе анализа результатов работы таможенных органов в 2006 г по контролю за соблюдением таможенного законодательства в отношении ввезенных на таможенную территорию РФ товаров, а также на основании анализа данных таможенной статистики внешней торговли РФ.

2. Доля уголовных дел, возбужденных таможенными органами, в общем объеме зарегистрированных преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов.

Этот показатель характеризует эффективность деятельности таможенных органов по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию правонарушений в таможенном деле. Планируется увеличение значения показателя с 58 % в 2006 г до 66 % в 2010 г - за счет повышения качества производства по уголовным делам таможенными органами по преступлениям, отнесенным к их компетенции.

Заключение

Цель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме "Развитие таможенной политики в РФ" можно сделать ряд выводов:

В послереволюционной России и в дальнейшем - в Союзе ССР - процесс становления и развития таможенного дела и законодательства о нем носил сложный и противоречивый характер. В целом в период - с октября 1917 года и по 1991 год - был накоплен ценный и полезный опыт, без учета которого невозможно создать и продолжать совершенствовать современное Российское таможенное право.

Статус таможенной службы, как и других таможенных институтов, функции, полномочия, организаци-онная структура не оставались неизменными в период с 1917 до 1991 года -- они приспо-сабливались, видоизменялись (правда, не всегда достаточно динамично) в соответствии с внутренними и внешними эко-номическими интересами и потребностями государства.

Таможенная служба не избежала многочисленных реорганизаций и сокращений штатной численности, которые в эти годы.

Структура таможенных органов, сложившаяся во второй половине 30-х годов и получившая юридическое закрепление в Таможенном кодексе 1964 года, с очень незначительными изменениями сохранялась вплоть до середины 80-х годов.

Одним из приоритетных направлений внешнеэкономической и торгово-тарифной политики СССР стало сотрудничество с социалистическими странами Восточной Европы в рамках Совета экономической взаимопомощи - СЭВ - межправительственной экономической организации, созданной в 1949 году. Между таможенными службами этих стран были заключены двух- и многосторонние договора и соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи, унификации таможенного законодательства. Координацию действий в сфере таможенной политики и таможенного дела осуществляли ежегодные конференции руководителей таможенных ведомств социалистических. Усиливались тенденции либерализации погранично-таможенного режима.

В период внешнеэкономической реформы (1986-1991годы) начинается новый этап развития таможенной системы, особенности которого связаны с попыткой трансформировать таможенные службы государства-монополиста в новую управленческую структуру, ориентированную на функционирование в условиях свободного рынка и демократического режима.

Логическое завершение данного этапа - принятие в 1991 году нового Таможенного кодекса и Закона СССР «О таможенном тарифе». Несмотря на известный радикализм этих законодательных актов, создать принципиально новую таможенную систему на практике так и не удалось. Срок действия Таможенного кодекса СССР 1991 года и закона о таможенном тарифе оказался непродолжительным. Он был прерван распадом СССР.

Непосредственную реализацию задач в области таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства РФ всеми таможенными органами после распада РФ обеспечивал федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, которым являлся Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России), ныне преобразованный в Федеральную таможенную службу.

Основные направления, по которым происходит реформирование современного таможенного законодательства в настоящее время.

Это -- максимальное сближение с существующими в международной практике стандартами по таможенному делу; создание стабильных и четких правил, в соответствии с которыми участник внешнеэкономической деятельности строит свои отношения с таможней -- таких правил, которые создавали бы на границе таможенный климат, благоприятный для развития бизнеса и инвестиционных процессов; наконец, эффективная защита публичного порядка и национальных интересов Российской Федерации в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.С принятием Таможенного кодекса в 2003г. удалось многое сделать в этом направлении.

^ Библиографический список литературы

Нормативно-правовые акты

1. Таможенный Кодекс РФ.

2. Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" (с изм. внесёнными Федеральным законом РФ от 21 июля 2005 года N 112-ФЗ)// НТЦ правовой информации "Система" Федерального агентства правительственной связи и информации.

3. Положение о ГТК России, утверждённое Указом Президента РФ от 25 октября 1994 г. N 2014// СЗ РФ. 1994. N 27. Ст. 2855.

4. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года №314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"// СЗ РФ. 2004, №21, ст.2023; №31, ст.3234; №38, ст.3775; №42, ст.4107; №47, ст.4635; №49, ст.4889; 2005, №30, ст.3136; №41, ст.4119.

5. Указ Президента РФ от 11 мая 2006 года N 473 "Вопросы Федеральной таможенной службы"// СЗ РФ. 2006, №20, ст.2162.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2004 г. № 429 "О Федеральной таможенной службе".

7. Положение о Федеральной таможенной службе, утверждённое Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 459.

Литература

1. Вагин В.Д. Таможенное право: Учебник. - М.: Русина-Пресс, 2005.

2. Габричидзе Б.Н. Практика применения Таможенного кодекса Российской Федерации. - М. Книжный мир, 1999.

3. Додонов В.Н. и др. Финансовое и банковское право: Словарь-справочник-М., 1997.

4. Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России.Учебник. - М.: Русина-Пресс.

5. Козырин А. Н. Новые контуры таможенного законодательства. //Журнал «Бюджет». - 2003. - №10.

6. Комментарий к Таможенному кодексу РФ / Под ред. А.Н. Козырина. - М.: Норма-М, 2005.

7. Корняков К. А. Новый этап развития таможенного дела в России //Законодательство и экономика. -2003. - №11.

8. Круглев А.С., Блинов Н.М. и др. Таможенная политика России в XXI веке // Проблемы теории и практики таможенного дела: Сборник научных трудов. В 2 ч. Ч. 1. -М.: РИО РТА, 1997.

10. Основы таможенного дела: Уч. пособие в 7 вып. Вып. I: Развитие таможенного дела в России. - М.: РИО РТА, 1995.

11. Современный финансово-кредитный словарь / Под общ. ред. М.Г. Лапусты, П.С. Никольского.- М., 2002.

12. Таможенное дело России: сб. документов и материалов. Гос. тамож. ком. Рос. Федерации, Рос. тамож. акад. / под общ. ред. Н.М. Блинова. - М.: Юпапас,2000.

13. Таможенное право: Учебник / Отв. ред. д-р юрид. наук, проф. А.Ф. Ноздрачев. - М.: Юристь, 1998.

14. Тимошенко И.В. Таможенное право России. Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д: Феникс, 2001.

Выбор темы и хорошо составленная библиография - залог ус­пешной работы. Библиография обязательно должна вклю­чать статьи из научных журналов. Изучение библиографии расширяет кругозор обучающихся, приуча­ет к работе с книгой, прививает навыки научного исследования.

При составлении библиографии должны быть использованы:

Списки литературы по соответствующим темам, указанные в программе курса;

Специальные библиографические издания;

Составленный библиографический список должен быть обязательно согласован с руководителем.

Задача преподавателя:

Дополнить список наиболее актуальными исследованиями и статьями;

Ограничить список в разумных пределах;

Показать обучающемуся, в какой очередности надо изучать литературу;

Дать направление работы по теме и указать, на какие вопросы следует обращать внимание при чтении литературы.

Преподавателю не следует ограничивать самостоятельную рабо­ту обучающегося в поиске источников, в то же время он должен помочь ему «не утонуть» в обилии информации.

Преподаватель должен знакомить обучающихся с различными кон­цепциями, а не только с той, которую сам разделяет, оставляя за ним право выбора собственной позиции, которая возникает на основе творческого осмысления материала.

ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ И СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА (ОГЛАВЛЕНИЯ)

Изучение литературы и составление плана (оглавления) ВКР ­очень трудоемкий и наиболее длительный этап работы. Чтобы уско­рить этот процесс, обучающийся должен ознакомиться с соответствующей темой в программе данного курса: прочитать по ней главы учебника, записи лекций и конспекты к семинарским занятиям.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Структурными элементами выпускной квалификационной работы являются: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, библиографический список, приложения.

Последовательность и примерный объем основных структурных элементов ВКР приведен в таблице 1.1. Общий объем ВКР должен составлять 35-40 страниц.

Таблица 1.1.

Последовательность и примерный объем структурных элементов

Первой страницей ВКР является титульный лист, содержащий следующие реквизиты: полное наименование учебного заведения, тему дипломной работы, сведения об авторе работы, сведения о руководителе, консультанте, местонахождение (город) образовательного учреждения, год написания работы.

Сдача и прием ВКР подтверждается подписями обучающегося и руководителя, допуск к защите – подписью заместителя директора по учебно-производственной (учебной) работе на лицевой стороне титульного листа (приложение 1).

Следующим обязательным структурным элементом является оглавление (приложение 3).

Введение - важная часть ВКР, к содержанию которой предъявляются четкие требования. Во введенииизлагается:

Практическая значимость в целом и актуальность темы в современных условиях;

Цели и задачи работы;

Объект исследования;

Предмет исследования;

Объект наблюдения;

Методологическая основа;

Основные источники информации;

Структура работы.

Актуальность темы обосновывается анализом теоретических источников и тенденциями общественного развития.

Цель дипломного исследования формулируется как изучение особенностей какого-либо процесса или явления, определение его роли в деятельности организации.

Задачи конкретизируют цель и отражают последовательность исследований. Формулировку задач рекомендуется начинать со слов: проанализировать..., разработать…, обобщить…, выявить…, доказать…, внедрить…, показать…, выработать…, найти…, определить…, описать…, установить…, рекомендовать.. и т.п.

Объект исследования – это процесс или явление, которое обучающийся выбрал для изучения. Объект исследования должен точно соответствовать заявленной теме и проблеме работы.

Предмет исследования более конкретен, он является частью объекта исследования.

Объект наблюдения – организация, на материалах которой выполнена ВКР.

Основные источники информации – краткий перечень научной монографической и журнальной литературы, используемой для написания теоретической и практической частей работы.

Структура работы краткое описание ее составных элементов.

Теоретическая часть работы характеризует уровень теоретической подготовки обучающихся. В ней на основе обзора литературы отечественных и зарубежных авторов, нормативно-правовых, научно-методических и статистических материалов рассматривается сущность исследуемой проблемы. При изложении материала необходимо давать определения (формулировки), классификации, характеристики основных понятий используемых в работе. Теоретическая часть ВКР дается в первой главе.

Практическая часть – носит аналитический, практико-ориентированный характер.

В этой главе обучающийся изучает проблемы на примере конкретной организации, используя различные методы исследования. При выполнении этой части недопустимо ограничиваться констатацией фактов, необходимо раскрыть тенденции, вскрыть недостатки и причины, их обусловившие. Заканчивается глава конкретными рекомендациями по устранению недостатков деятельности организации.

Главы состоят из параграфов. Не следует утя­желять работу параграфами, их максимальное число не должно превышать 3-4. В конце каждого параграфа и каждой главы необходимо подводить итог, то есть сделать выводы, которые обычно начинаются оборотом: «таким образом…,» или словом: «итак…,» и т.д. Выводы должны быть краткими.

Заключение завершающий раздел работы, охватывающее все аспекты или показатели деятельности, которые нашли отражение в основной части работы. Заключение имеет форму синтеза полученных в работе результатов. Этот синтез – последовательное, логически стройное изложение выводов и их соотношение с целью работы и задачами, сформулированными во введении. В заключении отражаются основные итоги проделанной работы, излагаются краткие выводы по теме исследования, характеризуется степень ее раскрытия, определяется, достигнуты ли цели и задачи, формулируются предложения по использованию полученных результатов.

Именно в заключении наиболее ярко проявляется способность (или неспособность) автора работы ясно мыслить и излагать материал. В заключении не следует повторять выводы, которые обучающийся делал в конце параграфов. Оно должно содержать главные итоговые результаты работы.

Библиографический список является важной составной частью ВКР и должен соответствовать теме. В список включаются, как правило, не только те источники, на которые в работе имеются ссылки, но и те, которые были изучены дополнительно при исследовании темы работы.

В приложении помещают вспомогательный материал, который при включении в основную часть либо загромождает текст, либо затрудняет понимание работы. В качестве приложений могут быть:

Таблицы цифровых данных;

Рабочие документы (или извлечения из них);

Иллюстрации, диаграммы, фотографии и другие документы вспомогательного характера;

Таблицы и рисунки большого формата (занимающие целую страницу и более).


Похожая информация.


Изменения, которые постоянно происходят в общественной жизни, — рост объема информации, стремительное развитие новых технологий — стимулируют трансформацию образовательных процессов. В связи с этим особое значение приобретает организация библиотечно-библиографического образования преподавателей, студентов, учеников. Данные методические рекомендации помогут в освоении новых знаний информационно-библиотечного пространства.

Оформление библиографического списка использованной литературы является обязательным элементом научной работы.

Библиографическое описание документа

Библиографическое описание — это процесс и итог сложения по определенным правилам перечня сведений о каком-либо документе, которые идентифицируют этот документ и позволяют находить его среди многих других.

Описание документов осуществляется согласно ГОСТ. Библиографический список должен соответствовать ГОСТ 7.1: 2006. «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

Сокращения в описании документа

Слова и словосочетания сокращаются также в соответствии с ГОСТом. Когда составляется библиографический список в названии описания, первые три слова сокращать нельзя. Если название очень длинное, тогда часть его можно пропустить, обозначив пропуск многоточием.

Как составить библиографический список: правила


Орфография при составлении библиографии

Библиографический список составляется согласно современной орфографии. Первое слово каждой определенной области следует начинать с заглавной буквы. Также с заглавной буквы следует писать все заглавия во всех областях и первое слово общего обозначения материала. Остальные элементы описания пишутся с маленькой буквы, например: Физика [Электронный ресурс]: учебник / под ред. К. Яковлева.

Пунктуация при составлении библиографии

Пунктуация в библиографическом описании используется как разделительные привычные грамматические знаки и знаки предписанной пунктуации. Рекомендованная пунктуация (условные знаки препинания) помогает распознавать отдельные элементы в библиографических описаниях.

Числительные в библиографическом описании

Числительные в библиографии пишутся в той форме (римские, арабские, словесная форма), в которой они написаны в издании. Однако числительные, которые обозначают том, выпуск, часть, номер, страницы следует записывать арабскими цифрами: Вып. 1; в 5 т.; Т. 2; ч. 5; с. 12-16; 241 с. Также на арабские следует заменять цифры при обозначении количества классов, курсов учебных заведений; порядковых номеров изданий; года или дат выхода, распространения документа. Порядковые числительные пишут с окончанием: 3-е изд.; 2-й курс.

Как оформить библиографический список?

Есть такие способы группировки материала в списках литературы:

  • алфавитный;
  • систематический;
  • хронологический;
  • нумерационный;
  • по разделам работы.

Наиболее распространенные способы:

  • Нумерационный — материал расположен в порядке упоминания литературы в тексте и цитирования.
  • Алфавитный— в алфавите фамилий авторов и названий работ. Работы одного автора расположены по алфавиту названий или в хронологии их написания.

Ссылка

При написании диссертации, курсовой или дипломной работы в тексте в ссылке на издание, включенного в библиографический список, необходимо указать номер, под которым это издание значится в списке, в квадратных скобках. Например:

Место ссылки в тексте

Наиболее часто в научных работах используется алфавитная группировка, то есть когда библиографические записи располагаются согласно алфавитному порядку фамилий авторов и названий работ (если автор не указан или авторов более трех):

  • размещения библиографических записей при совпадении первого слова названия - по алфавиту букв второго слова и т. д.;
  • размещение работ одного автора - по алфавиту букв первого слова названия отдельных произведений;
  • размещение работ авторов с одинаковыми фамилиями - по алфавиту инициалов авторов;
  • при совпадении фамилий и инициалов авторов - по алфавиту работ.

При размещении библиографических записей на разных языках:

  • сначала согласно русского алфавита или языка с кириллическим алфавитом;
  • затем в порядке латинского алфавита литература на иностранных языках.

Правильный библиографический список содержит описания использованных источников и размещается в конце работы. Страницы списка, как и другие страницы текста, нумеруются. Нумерация сквозная, продолжает нумерацию страниц текста.

Используется название «Библиографический список».

Примеры оформления библиографического описания книг

Характеристика источники

Пример оформления

Алефиренко, Н. Ф. Теория языка. Вводный курс [Текст] : учеб. пособие / Н. Ф. Алефиренко. - М. : Академия, 2004. - 367 с. : табл., рис. - (Высшее профессиональное образование).

Фицджеральд Ф. С. Последний магнат: роман / Фрэнсис Скотт Фицджеральд. - М. : Худ. лит., 1990. - 333, .

Головаха, Е. И. Психология человеческого взаимопонимания [Текст] / Е. И. Головаха, Н. В. Панина. - К. : Изд-во полит. лит. Украины, 1989. - 187, с. : рис.

Репин, Д. Математическая логика и философия математики [Текст] : нач. сведения об основаниях математики / Д. Репин, Д. В. Нюсом; пер. З. Л. Воропаховский. - М. : Знание, 1972. - 45, с. - (Новое в жизни, науке, технике. Математика. Кибернетика).

Акофф, Р. Л. Идеализированное проектирование: как предотвратить завтрашний кризис сегодня. Создание будущего организации / Р. Л. Акофф, Д. Магидсон, Г. Д. Эдисон; пер. с англ. Ф. П. Тарасенко. — Д. : Баланс Бизнес Букс, 2007. — 265 с.

Коласов, П. К. Психология менеджмента / П. К. Коласов, А. Д. Ливнецкий, И. М. Кирова [и др.] ; под ред. Д. С. Протасова. — 5-е изд. — X. : Гуманитар. центр, 2007. — 510 с.

История Средних веков [Текст] : учебник / под ред. Х. И. Иродова. - изд. 4-е, доп. - М. : Высш. шк., 2015. - 520 с. : ил., табл.

Число и мысль [Текст] : [сборник]. Вып. 9 / [сост.: Л. И. Бородкин и И. Н. Киселев]. - М. : Знание, 1986. - 174, с. - (Знание).

Многотомный документ

Кон, Д. Э. Программирование и его искусство [Текст] = The art of computer programming: в 3-х т. / Д. Э. Кон; под ред. О. В. Козачко. - М. : Высш. шк, 2003.

Т. 2: Поиск информации / Д. Э. Кон; [пер. с англ. Ж. Н. Корбко] - 3-е изд. - М. : Высш. шк, 2003. - 622 с. : табл., схемы

Пухначев, Ю. В. Учись применять математику [Текст] : (Математика без формул). Вып. 1 / Ю. В. Пухначев, Ю. В. Попов. - М. : Знание, 1977. - 142, с. - (Народный университет. Естественнонаучный факультет).

Словари

Словарь англо-русский русско-английский [Текст] = English-Russian Dictionary: / [сост.: О. В. Дмитриев, Г. В. Степенко] ; [под общ. ред. В. Т. Бусела]. - К. ; М. : Перун, 1996. - 481 с.

География: словарь / [авт.-сост. Цепин Р. Л.]. — Спб. : Халимон, 2002. — 175, с.

Статьи

Глазырин, В. Эффект синергии архитектора Топуза / В. Глазырин, И. Новохатский, М. Рудкова // Пассаж. - 2003. - № 3. - С. 86 - 88.

Арсеньева, Т. Туристы хотят увидеть в Одессе … музеи! / Т. Арсеньева // Веч. Одесса. - 2013. - 6 апр.

Диссертации

Иванов, У. П. Молодые звезды солнечной массы: дис. ... д-ра физ.-мат. наук: 12.05.01 / Иванов Петр Григорьевич. - М., 2001. - 255 с.

Материалы конференций, съездов

Вычислительная механики и прочность конструкций и их проблемы: сб. науч. работ / науч. ред. В. И. Моссаковский. - М.: Учеб. кн., 1999. - 215 с.

Атласы

Куэрда X. Атлас ботаники / Хосе Куэрда; пер. с исп. В. И. Шавкун. - М.: Знание, 2002. - 98 с.

Анатомия памяти: атлас схем и рисунков: пособие для студентов и врачей / К. Б. Антонов, З. Г. Увар, Д. О. Степной. — 2-е изд., доп. — М. : Пороги, 1998. — 125 с.

Электронные ресурсы

Чурко О. П. Уроки истории в 7 кл. [Электрон. ресурс] / О. П. Чурко, Б. Г. Уразов, Г. С. Боровин. - 1999. - 43 с.

В таблице приведены примеры библиографического описания книг и документов, которые используются при составлении библиографических списков.

Заключение

Книга является одним из древнейших средств коммуникации. На протяжении долгого периода времени человек пытался дать определение этому понятию. Научные определения понятия «книга» долгое время учитывали лишь какую-либо одну или несколько сущностных характеристик книги. При рассмотрении книги с позиции коммуникационно-информационного подхода Г.Н. Швецовой-Водкой были выявлены отличительные признаки книги по сравнению с документом и дано такое ее определение: «Книга - это документ опубликованный, изданный или депонированный, представленный в общественное пользование через книжную торговлю и библиотеки, в том числе фонотеки, видеотеки и медиатеки». После анализа основных определений понятий «книга» данное определение следует признать наиболее полным на современном этапе развития книговедения.

При изучении функций книги исследователи опирались на представление о роли книги в обществе. Но подобная точка зрения выявила множество функций книги, так как исследователь опирался на свое субъективное представление о роли книги. При рассмотрении книги в социальном коммуникационно- информационном процессе и при сравнении функций книги с функциями документа были отмечены функции документа, которыми обладает и книга, а также специфические функции книги.

Свойства книги обусловлены ее функциями. Коммуникационно- информационный подход дал основания для выявления общих свойств документа и книги, а также специфических свойств книги.

Таким образом, выполнив сравнительный анализ нескольких точек зрения на поставленную проблему, можно прийти к выводу, что на современном этапе развития книговедения коммуникационно-информационный подход является наиболее перспективным при дальнейшем изучении книги.

Библиографический список

1. Баренбаум, И.Е. К вопросу о методах книговедческих дисциплин / И.Е. Баренбаум // Книга: исслед. и материалы. - 1974. - Сб. 29. - С. 26-31

2. Барсук, А.И. К определению понятия «книга» / А.И. Барсук // Издательское дело. Книговедение: научно-информационный сб. ЦБНТИ по печати. - 1970. - №6(12).

3. Беловицкая, А.А. Общее книговедение: учеб. Пособие [Электронный ресурс] / А.А. Беловицкая. - М.: Книга, 1987. - . - Режим доступа: http:// www.hi-edu.ru., свободный.

4. ГОСТ 7.60 - 2003. Издания. Основные виды. Термины и определения: Введ. 2003-05-22. М.: Изд-во стандартов, 2004. - 41 с.

5. Документоведение: учебник / Н.Н. Куняев, Д.Н. Уралов, А.Г. Фабричнов; под ред. проф. Н.Н. Куняева. - М.: Логос, 2008. - 352 с.

6. Ельников, М.П. Феномен книги (теоретико-гносеологический аспект) / М.П. Ельников // Книга: исслед. и материалы. - 1995. - Сб. 71. - С. 43-62.

7. Иоффе, А.М. Введение в книговедение / А.М. Иоффе. - М.: МГИК, 1984. - 74 с.

8. Кушнаренко, Н.Н. Документоведение: учебник для вузов. - 4-е изд., стереотип. / Н.Н. Кушнаренко. - Киев.: Знання, 2004. - 459 с. (Высшее образование XXI века)

9. Малыхин, Н.Г. Общественное значение книги / Н.Г. Малыхин // Книга: исслед. и материалы. - 1960. - Сб. 3.

10. Мигонь, К. Наука о книге / К. Мигонь. - М, 1991. - 198 с.

11. Немировский, Е.Л. Книга / Е.Л. Немировский // Библиотечная энциклопедия. - М.: Изд-во «Пашков дом», 2007. - С. 493-495

12. Отле, П. Библиотека, библиография, документация: Избранные труды пионера информатики / П. Отле. - М., 2004. - 256 с.

13. Швецова-Водка, Г.Н. Книга и документ: соотношение понятий / Г.Н. Швецова-Водка // Книга: исслед. и материалы. - М.: Терра, 1994. - Сб. 68. - С. 19-37

14. Швецова-Водка, Г.Н. Общее документоведение / Г.Н. Швецова-Водка. - Киев.: Знання, 2009. - 488 с.

15. Швецова-Водка, Г.Н. Функциональная сущность и свойства книги / Г.Н. Швецова-Водка // Книга: исслед. и материалы. - М.: Терра, 1995. - Сб. 71. - С. 69-96





error: Контент защищен !!