Экономическая политика ссср на различных этапах. Новая экономическая политика в советской россии

ЛЕКЦИЯ № 18

Новая экономическая политика в Советской России. Образование СССР

Денежная реформа в 1922 г. укрепила национальную валю­ту, покончив с инфляцией.

Однако если в социальной и экономической сфере нововведе­ния были существенными, то в политической системе они были незаметны.

Все важнейшие вопросы государственной жизни решала пар­тия, вернее ее аппарат. На X съезде РКП(б) были осуждены «ан­тимарксистские» взгляды «рабочей оппозиции», запрещено соз­дание фракций и групп внутри партии. После X съезда после­довала «чистка» партии. В 1922 г. была полностью свернута деятельность сохранившихся социалистических партий. Состо­ялся первый крупный политический процесс: ГПУ (которое за­менило ВЧК) обвинило 47 арестованных руководителей эсеров­ской партии в контрреволюционной деятельности. Осенью 1922 г. из России были высланы 160 ученых и деятелей куль­туры («философский пароход»).

Господство большевистской идеологии утверждалось воин­ствующей пропагандой атеизма , разрушением храмов. В 1922 г. в рамках кампании по сбору средств для борьбы с голодом были конфискованы многочисленные церковные ценности. Патриарх Тихон, избранный в ноябре 1917 г. Поместным собором, был арестован.

Укрепление единства партии, разгром ее противников уси­ливали однопартийную политическую диктатуру.

Итоги нэпа.

Нэп быстро изменил облик страны. В 1926 г. был достигнут довоенный уровень промышленности. Стремительно поднялось сельское хозяйство. К 1924 г. посевные площади при­близились к довоенному уровню. Развитие крестьянского хозяй­ства способствовало оживлению розничной торговли.

Однако наряду с безусловными достижениями нэп имел и ряд негативных черт. Росли социальное неравенство, безработица . Усилилась коррумпированность чиновников. Экономическое раз­витие страны сопровождалось постоянными кризисными явле­ниями.

В целом развитие Советской страны в 20-е гг. шло недоста­точно высокими темпами.

В этот период передовые страны мира совершили серьез­ный скачок вперед, в то время как Россия лишь восстано­вила свой довоенный уровень.

Перед партийным и государственным руководством встала проблема совершенствования методов экономической поли­тики.

Образование СССР.

После окончания Гражданской войны на территории бывшей Российской империи существовало шесть социалистических, две народные советские республики и Даль­невосточная республика. В составе крупнейшей республики - РСФСР - находилось немало автономных образований с неоп­ределенным государственным статусом. Во главе всех советских республик стояли члены РКП(б). Между республиками устанав­ливались тесные хозяйственные, культурные и иные связи. Все это создавало предпосылки для государственного объединения .

К началу 1922 г. ряд советских республик заключили дого­воры, по которым в ведение РСФСР передавались их вооружен­ные силы, управление промышленностью, финансы, связь, транспорт и международные отношения . Причиной такого ре­шения явилось не только признание ведущего вклада Советской России в победу в Гражданской войне, но и слабость прави­тельств других республик и их зависимость от руководства РСФСР, фактически поставившего их у власти.

В августе 1922 г. в ЦК РКП(б) была создана комиссия по из­учению предложений советских республик об усовершенствова­нии их отношений между собой. Народный комиссар по делам национальностей (Джугашвили), сделавшийся в 1922 г. генеральным секретарем ЦК РКП(б), выступил с иде­ей придать советским и народным республикам право автоно­мий в рамках РСФСР. Когда в 1922 г. республики Закавказья создали Закавказскую Федерацию в составе Грузии, Армении и Азербайджана, Сталин надеялся, что это государственное обра­зование в будущем станет частью РСФСР. Однако подобные пла­ны вызвали протест руководства Советской Грузии.

Заместитель председателя Каменев по по­ручению Ленина составил иной проект, предусматривавший вхождение республик в состав нового государства на основе до­говоров. Проект этот был поддержан Пленумом ЦК РКП(б).

Несмотря на то что в Договоре и Декларации об образовании Союза Советских Социалистических Республик (СССР), принятых на I съезде Советов СССР 30 декабря 1922 г., указы­валось, что Союз образован по свободному волеизъявлению на­родов с правом свободного вступления и выхода, путей выхода предусмотрено не было. В ведение Союза передавались воору­женные силы, международные дела и торговля, финансы, со­общение и связь. Промышленность, культура и внутренние дела оставались в ведении республик.

Высшим органом нового государства стал Всесоюзный съезд Советов, избиравший на время между своими заседаниями Цен­тральный исполнительный комитет (ЦИК) СССР из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Председателем ЦИК СССР стал.

Внешняя политика в 20-е гг. XX в.

Первые международные договоры были заключены Советской Россией со странами, бо­ровшимися за свою независимость. В 1921 г. были подписаны договоры с Ираном и Афганистаном, затем с Турцией, которая получила ряд территорий бывшей Российской империи и воен­ную помощь. Тогда же были заключены мирные договоры с го­сударствами, возникшими на окраинах России: Финляндией, Польшей, Латвией, Литвой и Эстонией.

Поскольку западные державы не спешили признавать Совет­скую Россию, большевики стали заключать с ними торговые со­глашения, рассчитывая через экономические связи добиться установления и политических. В течение 1921 -1922 гг. были подписаны торговые соглашения с Германией, Великобритани­ей, Австрией, Норвегией, Швецией, Италией, Чехословакией.

Советское правительство выступило с идеей проведения меж­дународной конференции для урегулирования всех спорных во­просов между Советской Россией и странами Антанты с целью заключения мирного договора. Это предложение было принято Антантой, которая в 1922 г. пригласила РСФСР на междуна­родную конференцию в Генуе. Советскую делегацию возгла­вил нарком иностранных дел.

Представители ряда европейских держав потребовали от РСФСР возвратить долги царского и Временного правительств, вернуть иностранным владельцам национализированные пред­приятия или оплатить их стоимость, отменить монополию внеш­ней торговли и т. д. Советская сторона не согласилась с этими предложениями и предъявила встречное требование - возме­стить ущерб, причиненный иностранной интервенцией и эконо­мической блокадой. Одновременно советское руководство согла­шалось признать часть довоенных долгов, если европейские пра­вительства отсрочат их выплату на 30 лет и предоставят новые займы. Эти условия были отвергнуты. Казалось, конференция будет безрезультатной для Советской России. Однако Чичерин воспользовался разногласиями между Антантой и Германией. 16 апреля 1922 г. в Рапалло (предместье Генуи) был подписан договор между РСФСР и Германией о восстановлении диплома­тических отношений. Германия отказывалась от претензий по возмещению стоимости национализированных предприятий их бывшим владельцам. В свою очередь, РСФСР предоставляла Гер­мании большие торговые преимущества.

Опасаясь дальнейшего сближения Советского государства с Германией, западные державы приступили к созданию «сани­тарного кордона» против большевиков, используя для этого Польшу, Румынию и прибалтийские страны. В мае 1923 г. ми­нистр иностранных дел Великобритании Джордж Керзон в своей ноте обвинил советскую дипломатию в разжигании анти­британской кампании и потребовал отозвать советских уполно­моченных из Ирана и Афганистана. Однако идея новой войны была непопулярна в британском обществе. Ультиматум был ско­ро взят британским правительством обратно.

Уже в 1924-1925 гг. СССР установил дипломатические от­ношения с Великобританией, Италией, Австралией, Швецией, Грецией, Норвегией, Китаем, Мексикой, Францией, Данией и Японией. Этот процесс вошел в историю под названием «полоса признаний».

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Расскажите об обстановке в Советской России после окончания Гражданской войны.

2. Назовите причины перехода к нэпу. В чем состояла сущность нэпа?

3. Назовите положительные и отрицательные итоги нэпа.

4. Был ли неизбежным отказ советского руководства от нэпа? Ар­гументируйте свой ответ.

5. Почему и как образовался Советский Союз? Какова была струк­тура управления новым государством?

6. Охарактеризуйте советскую внешнюю политику в 20-е гг. XX в.

Суть политики военного коммунизма 1918-1920 гг

Военный коммунизм (политика военного коммунизма) - название внутренней политики Советской России, проводимой во времяГражданской войны 1918-1921 годов.

Суть военного коммунизма заключалась в том, чтобы подготовить страну к новому, коммунистическому обществу, на которое были ориентированы новые власти. Для военного коммунизма были характерны такие черты, как:

  • · крайняя степень централизации управления всей экономикой;
  • · национализация промышленности (от мелкой до крупной);
  • · запрет на ведение частной торговли и свертывание товарно-денежных отношений;
  • · государственная монополизация многих отраслей сельского хозяйства;
  • · милитаризация труда (ориентация на военную промышленность);
  • · тотальное уравнительство, когда все получали равное количество благ и товаров.

Именно на основе этих принципов планировалось построить новое государство, где нет богатых и бедных, где все равны и все получают ровно столько, сколько необходимо для нормальной жизни. Ученые полагают, что введение новой политики было необходимо для того, чтобы не только выжить в условиях Гражданской войны, но также быстро перестроить страну на новый тип общества.

Предпосылки и причины введения военного коммунизма

После октябрьской революции, когда большевикам удалось захватить власть в России и свергнуть Временное правительство, в стране началась Гражданская война между теми, кто поддерживал новую советскую власть и теми, кто был против нее. Ослабленная войной с Германией и бесконечными революциями Россия нуждалась в совершенно новой системе управления, которая могла бы удержать страну вместе. Большевики понимали, что им не удастся выиграть гражданскую войну, если они не смогут добиться быстрого и четкого следования их указам во всех подвластных регионах. Власть нужно было централизовать, в новой системе все должно было встать на учет и быть подконтрольно власти Советов.

2 сентября 1918 года Центральный исполнительный комитет объявил военное положение, а вся власть перешла к Совету Народной и Крестьянской обороны, которым командовал В.И. Ленин. Тяжелое экономическое и военное положение страны привели к тому, что власть ввела новую политику - военный коммунизм, который должен был поддержать экономику страны в этот сложный период и перенастроить ее.

Основную силу сопротивления составляли крестьяне и рабочие, которые были недовольны действиями большевиков, поэтому новая экономическая система была направлена на то, чтобы дать этим классам населения право на труд, но при этом поставить их в четкую зависимость от государства.

Основные положения военного коммунизма

Основная цель проведения политики военного коммунизма - полное уничтожение товарно-денежных отношений и предпринимательства. Все реформы, которые были проведены в это время, руководствовались именно этим принципом.

Основные преобразования военного коммунизма:

  • · Ликвидация частных банков и вкладов;
  • · Национализация промышленности;
  • · Монополия на внешнюю торговлю;
  • · Принудительная трудовая повинность;
  • · Продовольственная диктатура, появление продразверстки.

Прежде всего, в собственность большевиком перешли все царское имущество, включая деньги и драгоценности. Частные банки были ликвидированы - владеть и заведовать деньгами должно только государство - частные крупные вклады, а также золото, драгоценности и другие пережитки старой жизни были отобраны у населения. Была установлена норма выдачи денег вкладчикам, которая составляло всего 500 рублей в месяц.

Изначально, государство стало национализировать промышленные предприятия, чтобы спасти их от разорения - многие владельцы заводов и производств просто-напросто бежали из России во время революций. Однако, с течением времени, государство начало национализировать всю промышленность, даже мелкую, чтобы сделать ее подконтрольной себе и избежать бунтов рабочих и крестьян.

Для того, чтобы заставить страну работать и поднимать экономику, была введена всеобщая трудовая повинность - все население обязано было обязано отработать 8-часовой рабочий день, безделье каралось законодательно. После выведения российской армии из первой мировой войны, некоторые отряды солдат были преобразованы в трудовые отряды.

Была введена так называемая продовольственная диктатура, основная суть которой заключалась в том, что процессом раздачи хлеба и необходимых товаров населению занималось государство. Были установлены нормы душевого потребления.

Итоги и значение политики военного коммунизма

Главным органом в этот период был Совет народного хозяйства, который занимался планированием экономики и проведением всех реформ. В целом, политика военного коммунизма оказалась провальной, так как она не достигла своих экономических целей - страна была повергнута в еще больший хаос, экономика не только не перестроилась, но начала разваливаться еще быстрее. Кроме того, военный коммунизм в своем стремлении заставить народ подчиняться власти советов просто-напросто пришел в итоге к обычной политике террора, которая уничтожала всех, кто был против большевиков.

Кризис политики военного коммунизма привел к тому, что она была заменена Новой Экономической Политикой (НЭПом).

Переход к новой экономической политике, НЭП

Первая мировая и Гражданская войны нанесли огромный урон благосостоянию страны. Общие потери населения, начиная с 1914 г., составили более 20 млн человек.

Причины, которые привели к глубочайшему хозяйственному, продовольственному и политическому кризису в стране:

  • - значительное сокращение промышленного и сельскохозяйственного производства;
  • - разрыв экономических связей между городом и деревней вследствие политики «военного коммунизма»;
  • - неурожай 1920-1921 гг.

Крестьянское недовольство продразверсткой вылилось в волну антибольшевистских восстаний, наиболее крупным из которых стало выступление крестьян Тамбовской и Воронежской губерний под руководством А. Антонова («антоновщина»).

Наиболее опасным для советской власти стало Кронштадтское восстание, вспыхнувшее в феврале 1921 г. Матросы приняли резолюцию, в которой требовали переизбрания Советов на основе свободных выборов, политических свобод, освобождения всех политзаключенных, прекращения насильственных конфискаций. Были выдвинуты лозунги «За Советы без коммунистов!» и «Власть Советам, а не партиям!». Восстание в Кронштадте было подавлено войсками под руководством М. Тухачевского.

Для скорейшего вывода страны из кризиса Х съезд РКП(б), собравшийся в марте 1921 г., принял принципиальное решение о замене продразверстки продналогом. Это положило начало переходу к новой (по отношению к «военному коммунизму») экономической политике (нэп). Размер продналога был известен заранее, после выполнения своих обязательств перед государством крестьяне получали право свободно реализовывать излишки продуктов на рынке.

Кроме замены продразверстки продналогом:

  • - в сфере производства частным лицам разрешалось открывать мелкие и брать в аренду средние предприятия;
  • - создавались предприятия с участием иностранного капитала - концессии;
  • - всеобщая трудовая повинность отменялась, разрешался наем рабочей силы, открывались биржи труда;
  • - была проведена денежная реформа, в оборот введен советский золотой червонец.

Однако «командные высоты» в экономике занимало государство: крупные предприятия оставались в руках государства, а также сохранялась государственная монополия внешней торговли. Нэпманы - частные предприниматели - облагались налогом, ставились под контроль. Все важнейшие вопросы жизни решал аппарат партии.

Позитивные итоги НЭПа:

  • 1. Удалось восстановить народное хозяйство и даже превзойти довоенный уровень за счёт внутренних резервов.
  • 2. Возродить сельское хозяйство, позволившее накормить население страны.
  • 3. Национальный доход увеличился на 18% в год и к 1928г. - на 10% в пересчёте на душу населения, что превысило уровень 1913г.
  • 4. Рост промышленной продукции составлял 30% ежегодно, что свидетельствовало о быстром росте производительности труда.
  • 5. Национальная валюта страны стала крепкой и стабильной.
  • 6. Быстро росло материальное благосостояние населения.

Негативные итоги НЭПа:

  • 1. Имело место непропорциональное развитие основных отраслей народного хозяйства.
  • 2. Отставание темпов возрождения промышленности от сельскохозяйственного производства вело нэп через полосу экономических кризисов.
  • 3. В деревне шла социальная и имущественная дифференциация крестьянства, что привело к росту напряжённости между различными полюсами.
  • 4. В городе на протяжении всех 20-х годов увеличивалась численность безработных, которая к концу нэпа составила более 2 млн. человек.
  • 5. Финансовая система окрепла лишь на некоторое время. Во второй половине 20-х годов в связи с активным финансированием тяжёлой индустрии было нарушено рыночное равновесие, началась инфляция, что подорвало финансово-кредитную систему

Внутрипартийная борьба в 1923--1927 гг

Дальнейшее развитие событий предсказать было несложно. После смерти Ленина (январь 1924 г.) раскололся интегрирующий разные точки зрения партийный центр -- Политбюро, и борьба за личное лидерство, начавшаяся в большевистской верхушке еще с осени 1923 г., разгорелась в полную силу.

Первая стадия битвы за власть над партией и страной приходится на 1923--1924 гг., когда против руководящей группы ЦК (И. В. Сталин, Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев, Н. И. Бухарин) выступили вместе со своими единомышленниками Л. Д. Троцкий и лидер «демократического централизма» Т. В. Сапронов. Вторая стадия вылилась в дискуссию 1925 г. с «новой оппозицией», возглавляемой уже Зиновьевым и Каменевым. Третья -- с «объединенной оппозицией», собравшей в 1926--1927 гг. в своих рядах Троцкого, Зиновьева, Каменева, Сапронова, Шляпникова и других противников сталинской «генеральной линии».

За внутрипартийными схватками тех лет стояли не только амбиции претендентов на ленинское наследие, но и разное видение ими теории и практики строительства социализма. Впрочем, этой как бы лицевой стороне дискуссий никто из их главных участников не придавал самодовлеющего значения. В спорах по принципиальным вопросам каждый из них старался скорее не прояснить их и найти точки соприкосновения с позицией оппонентов, а, прибегая к социально-политической демагогии и выдернутым из текста ленинских книг цитатам, обосновать собственные политические претензии, создать в партии образ единственно верного продолжателя дела Ленина.

Это обстоятельство не следует упускать из виду, знакомясь с основными направлениями, по которым оппозиция вела наступление -- в надежде перехватить политическую инициативу в партийной верхушке -- на И. В. Сталина и его менявшуюся по ходу борьбы команду соратников (к 1928 г. она состояла из Н. И. Бухарина, К. Е. Ворошилова, Л. М. Кагановича, С. М. Кирова, В. В. Куйбышева, В. М. Молотова и др.).

Все без исключения оппозиционеры горячо выступали против выдвинутого И. В. Сталиным в середине 20-х гг. тезиса о «возможности построения социализма в одной стране» (этот тезис имел своим истоком вскользь брошенное В. И. Лениным в 1915 г. замечание, что в принципе «возможна победа социализма первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой, капиталистической стране»). Оппоненты генсека, отстаивая традиционные для большевизма воззрения на сей счет, продолжали утверждать: социалистический строй в отсталой крестьянской России может утвердиться лишь после победы пролетарской революции на индустриальном Западе.

В одном ключе, хотя и под разными углами зрения, оппозиционные силы критиковали экономическую политику ЦК. Л. Д. Троцкий требовал ужесточить «диктатуру промышленности» над сельским хозяйством, перейдя к широкомасштабной перекачке средств из деревни в индустриальные отрасли. По его мнению, только «форсированная индустриализация» и укрепление на ее базе обороноспособности государства, оказавшегося в «тисках капиталистического окружения», могли помочь ему продержаться до мировой революции. Г. Е. Зиновьев и Л. Б. Каменев резко осуждали решение ЦК снять недовольство крестьян путем углубления в 1924--1925 гг. рыночных начал в аграрном секторе экономики (снижение промышленных цен и земельного налога, льготы на аренду земли и наем рабочей силы и др.). Подобные меры однозначно квалифицировались как опасная уступка кулакам и нэпманам, подрыв устоев « диктатуры пролетариата «.

Никаких разногласий не знали оппозиционеры в бескомпромиссной критике «зажима демократии», разделившего компартию, по их выражению, на «два этажа -- верхний, где решают, и нижний, где узнают о решении». Оппоненты генсека призывали рядовых партийцев взять под действенный контроль вознесшийся на недосягаемую высоту партаппарат -- вплоть до ЦК и Политбюро, требовали восстановить свободу фракций, отказаться от назначения партфункционеров в низовые организации сверху и т. п.

Исход внутрипартийной драмы, разыгравшейся и на подмостках Кремлевского дворца, и в захолустных клубах, где собирались для обсуждения вопросов сельские коммунисты, в конечном счете зависел тогда от позиции наиболее влиятельной и авторитетной группы в партии -- старой большевистской гвардии.

Образование СССР

Предпосылки образования СССР

Перед раздираемым последствиями гражданской войны молодым государством остро стала проблема создания единой административно-территориальной системы. В то время на долю РСФСР приходилось 92% площади страны, население которой в дальнейшем составило 70% новообразованного СССР. Оставшиеся 8% делили между собой республики Советов: Украина, Белоруссия и Закавказская Федерация, которая объединила в 1922 году Азербайджан, Грузию и Армению. Также на востоке страны была создана Дальневосточная республика, управление которой происходило из Читы. Средняя Азия на тот момент состояла из двух народных республик - Хорезмской и Бухарской.

Этапы образования СССР

С целью усиления централизации управления и концентрации ресурсов на фронтах гражданской войны, РСФСР, Белоруссия и Украина в июне 1919 года объединились в союз. Это дало возможность объединить вооружённые силы, с введением централизованного командования (Реввоенсовет РСФСР и Главнокомандующий РККА). От каждой республики были делегированы представители в состав государственных органов власти. Соглашение также предусматривало переподчинение некоторых республиканских отраслей промышленности, транспорта и финансов соответствующим наркоматам РСФСР. Это государственное новообразование вошло в историю под названием «договорная федерация». Её особенностью было то, что российские органы управления получили возможность функционировать как единственные представители верховной власти государства. При этом коммунистические партии республик вошли в состав РКП(б) всего лишь как областные партийные организации.

Возникновение и нарастание конфронтации.

Всё это в скором времени привело к возникновению разногласий между республиками и центром управления в Москве. Ведь делегировав свои основные полномочия, республики лишились возможности самостоятельно принимать решения. При этом официально декларировалась независимость республик в сфере управления.

Неопределённость в определении границ полномочий центра и республик послужила возникновению конфликтов и неразберихи. Иногда государственные органы власти выглядели нелепо, пытаясь привести к единому знаменателю народности, о традициях и культуре которых ничего не знали. Так, например, необходимость существования предмета по изучению Корана в школах Туркестана породило в октябре 1922 года острое противостояние между ВЦИК и Наркоматом по делам национальностей.

Создание комиссии по взаимоотношениям РСФСР и независимых республик.

Решения центральных органов в сфере экономики не находили должного понимания у республиканских властей и нередко приводили к саботажу. В августе 1922 года, с целью кардинально переломить сложившуюся ситуацию, Политбюро и Оргбюро ЦК РКП(б) рассмотрели вопрос «О взаимоотношениях РСФСР и независимых республик», создав комиссию, в состав которой вошли республиканские представители. Председателем комиссии был назначен В. В. Куйбышев.

Комиссия поручила И. В. Сталину разработать проект «автономизации» республик. В представленном решении предлагалось включить в состав РСФСР, с правами республиканской автономности Украину, Белоруссию, Азербайджан, Грузию и Армению. Проект был отправлен республиканским ЦК партии на рассмотрение. Однако это было сделано лишь для того, чтобы получить формальное утверждение решения. Учитывая значительные ущемления прав республик, предусмотренные этим решением, И. В. Сталин настаивал на не применении обычной практики опубликования решения ЦК РКП(б) если оно будет принято. Но требовал обязать республиканские ЦК партий неукоснительно воплотить его в жизнь.

Создание В.И.Лениным концепции государства на основе Федерации.

Игнорирование независимости и самоуправления субъектов страны, с одновременным ужесточением роли центральных органов власти были восприняты Лениным как нарушение принципа пролетарского интернационализма. В сентябре 1922 года он предложил идею создания государства на принципах федерации. Первоначально предлагалось такое название - Союз Советских Республик Европы и Азии, позже было изменено на СССР. Вхождение в союз должно было стать осознанным выбором каждой суверенной республики, основанным на принципе равноправности и независимости, при общих органах власти федерации. В. И. Ленин считал, что многонациональное государство необходимо строить, опираясь на принципы добрососедства, паритетности, открытости, уважительности и взаимопомощи. военный комунизм ссср экономический

«Грузинский конфликт». Усиление сепаратизма.

Тогда же в некоторых республиках возникает крен в сторону обособленности автономий, усиливаются сепаратистские настроения. Например, ЦК компартии Грузии наотрез отказался оставаться в составе Закавказской Федерации, требуя принятия республики в союз как самостоятельного субъекта. Яростные полемики по этому вопросу между представителями ЦК партии Грузии и председателем Закавказского крайкома Г. К. Орджоникидзе закончились взаимными оскорблениями и даже рукоприкладством со стороны Орджоникидзе. Результатом политики жёсткой централизации со стороны центральных органов власти стала добровольная отставка ЦК компартии Грузии в полном составе.

Для расследования этого конфликта в Москве была создана комиссия, председателем которой был назначен Ф. Э. Дзержинский. Комиссия стала на сторону Г. К. Орджоникидзе и подвергла жестокой критике ЦК Грузии. Этот факт возмутил В. И. Ленина. Он неоднократно пытался осудить виновников столкновения, чтобы исключить возможность ущемления независимости республик. Однако прогрессирующая болезнь и междоусобица в ЦК партии страны не позволили ему довести дело до конца.

Год образования СССР

Официально дата образования СССР - это 30 декабря 1922 года. В этот день на первом съезде Советов были подписаны Декларация о создании СССР и Союзный Договор. В состав Союза вошли РСФСР, Украинская и Белорусская социалистические республики, а также Закавказская Федерация. В Декларации были сформулированы причины и определены принципы объединения республик. Договором разграничивались функции республиканских и центральных органов власти. Государственным органам Союза вверялись внешняя политика и торговля, пути сообщения, связь, а также вопросы организации и контроля финансов и обороны.

Всё остальное принадлежало к сфере управления республик.

Высшим органом государства был провозглашен Всесоюзный съезд Советов. В период между съездами главенствующая роль отводилась ЦИК СССР, организованному по принципу двухпалатности - Союзный Совет и Совет Национальностей. М. И. Калинина избрали председателем ЦИК, сопредседателями - Г. И. Петровский, Н. Н. Нариманов, А. Г. Червяков. Правительство Союза (Совнарком СССР) возглавил В. И. Ленин.

Значение образования СССР

Финансовое и экономическое развитие

Объединение республик в Союз дало возможность аккумулировать и направить все ресурсы на ликвидацию последствий гражданской войны. Это способствовало развитию экономики, культурных отношений и позволило начать избавляться от перекосов в развитии отдельных республик. Характерной чертой становления национально ориентированного государства стали усилия правительства в вопросах гармоничного развития республик. Именно для этого с территории РСФСР в республики Средней Азии и Закавказья были перемещены некоторые производства с обеспечением их высококвалифицированными трудовыми ресурсами. Проводилось финансирование работ по обеспечению регионов путями сообщений, электричеством, водными ресурсами для орошения в сельском хозяйстве. Бюджеты остальных республик получали дотации от государства.

Социальное и культурное значение

Принцип построения многонационального государства на основе единых стандартов оказал позитивное влияние на развитие в республиках таких сфер жизнедеятельности, как культура, образование и здравоохранение. В 20-30-х годах повсеместно в республиках строятся школы, открываются театры, развиваются средства массовой информации и литература. Некоторым народам учёными разработана письменность. В здравоохранении делается упор на развитии системы медицинских учреждений. Например, если в 1917 году на весь Северный Кавказ приходилось 12 клиник и всего 32 врача, то в уже 1939 году только в Дагестане наличествовало 335 врачей. При этом 14% из них были из состава исконной национальности.

Причины образования СССР

Образование СССР произошло не только благодаря инициативе руководства коммунистической партии. На протяжении многих веков формировались предпосылки для объединения народов в единое государство. Гармоничность объединения имеет глубокие исторические, экономические, военно-политические и культурные корни. Бывшая Российская империя объединила 185 национальностей и народностей. Все они прошли общий исторический путь. За это время сложилась система экономических и хозяйственных связей. Они защищали свою свободу, впитывали в себя лучшее из культурного наследия друг друга. И, естественно, не испытывали враждебности друг к другу.

Стоит учесть, что в то время вся территория страны была окружена враждебно настроенными государствами. Это тоже не в меньшей степени повлияло на объединение народов.

Положительные и негативные стороны объединения республик

Объединение в одно многонациональное государство не противоречило интересам народов, населявших территорию страны. Консолидация в Союз позволила молодому государству занять одну из ведущих позиций в геополитическом пространстве мира. Однако приверженность высшего руководства партии к излишней централизации управления остановила расширение полномочий субъектов страны. Окончательно же перевёл страну на рельсы жесточайшего централизма И. В. Сталин на закате 30-х годов.

Советская Россия до 1921 года

В ходе гражданской войны правительство большевиков проводило политику «военного коммунизма ». Для этого оно:

Национализировало все предприятия, т.е. все предприятия были изъяты из частной собственности и переданы в собственность государства;

Все производство подчинено центральному руководству;

Произведен полный запрет частной торговли и предпринимательства;

Отменены деньги, распределение товаров производилось по карточкам;

Введена всеобщая трудовая повинность.

Подготовка НЭПа

После окончание гражданской войны крестьянство не желало мириться с политикой военного коммунизма. Насильственное изъятие продовольствия вызывало отказ крестьян заниматься сельским хозяйством. В 1920-1921 году прошли массовые крестьянские восстания, на подавление которых была направлена армия. В марте 1921 года восстали матросы Кронштадта, которых поддержали меньшевики и эсеры. В этой ситуации Ленин делает вывод: «Только соглашение с крестьянами может спасти социалистическую революцию в России».

Новая экономическая политика (НЭП)

В марте 1921 года на Х съезде РКП(б) Ленин провозгласил НЭП. Для его осуществления правительство:

Разрешило свободную торговлю;

Провело денежную реформу;

Разрешило свободу предпринимательства в сфере производства товаров народного потребления и услуг;

Ввело твердый натуральный налог на крестьян.

Однако все крупные предприятия остались в руках государства. Таким образом в период НЭПа большевики попытались сочетать нарождающуюся командно-административную систему со свободными рыночными отношениями.

Итоги НЭПа

В результате НЭПа быстро восстановилась мелкая промышленность. Тяжелая промышленность восстанавливалась медленно. К 1927 году был восстановлен довоенный уровень производства продовольствия в сельском хозяйстве, легкой промышленности, производстве угля и электроэнергии. Однако НЭП не смог решить проблем:

Нищеты деревни;

Безработицы в городе;

Развития тяжелой промышленности

Экономического отставания от развитых стран Европы.

Закат НЭПа

Предприниматели чувствовали временность НЭПа и не стремились развивать производство, а богатели на спекуляции остродефицитными товарами. Иностранный капитал боялся вкладывать (инвестировать) деньги в экономику СССР. К концу 20-х годов темпы экономического роста значительно снизились. Экономика вступала в состояние кризиса. С 1924 года большевики приступили к созданию командно-административной системы в экономике. В правительстве развернулись споры о дальнейшем пути экономического развития. Н. Бухарин выступал за углубление и развитие НЭПа, что в конечном итоге привело бы к реставрации капитализма. Преображенский выступил за активное вмешательство государства в экономику, государственное регулирование экономическими процессами и за развитие промышленности командными методами. Сторону Преображенского поддержал И.В. Сталин. С 1929 года началась борьба с НЭПом.

НЭП – «новая экономическая политика » Советской России представляла собой экономическую либерализацию при строгом политическом контроле властей. НЭП пришёл на смену «военному коммунизму » («старой экономической политике » — СЭП) и имел основную задачу: преодолеть политический и экономический кризисы весны 1921 года. Главной же идеей НЭПа было восстановление народного хозяйства для последующего перехода к социалистическому строительству.

К 1921 году Гражданская война на территории бывшей Российской империи в целом закончилась. Еще гремели бои с недобитыми белогвардейцами и японскими оккупантами на Дальнем Востоке (в ДВР), а в РСФСР уже оценивали убытки, принесённые военно-революционными потрясениями:

    Потери территории – вне Советской России и союзных ей социалистических государственных образований оказались Польша, Финляндия, Прибалтийские страны (Латвия, Литва, Эстония), Западные Белоруссия и Украина, Бессарабия и Карская область Армении.

    Потери населения в результате войн, эмиграции, эпидемий и падения уровня рождаемости составила примерно 25 миллионов человек. Специалисты подсчитали, что на Советских территориях на тот момент проживало не более 135 миллионов человек.

    Были основательно разрушены и пришли в упадок промышленные районы : Донбасс, Урал и Бакинский нефтедобывающий комплекс. Катастрофически не хватало сырья и топлива для кое-как работающих заводов и фабрик.

    Объём производства промышленной продукции сократился примерно в 5 раз (выплавка металла упала до уровня начала XVIII века).

    Примерно на 40% сократились объёмы сельскохозяйственного производства.

    Инфляция переходила все разумные пределы.

    Существовал и нарастал дефицит товаров народного потребления.

    Деградировал интеллектуальный потенциал общества. Многие учёные, технические специалисты и деятели культуры эмигрировали, некоторые подверглись репрессиям, вплоть до физического уничтожения.

Крестьяне, возмущённые продразвёрсткой и бесчинствами продотрядов не только саботировали сдачу хлеба, но и повсеместно поднимали вооружённые мятежи . Восстали земледельцы Тамбовщины, Дона, Кубани, Украины, Поволжья и Сибири. Повстанцы, зачастую руководимые идейными эсерами, выдвигали экономические (отмена продразвёрстки) и политические требования:

  1. Изменение аграрной политики Советских властей.
  2. Отменить однопартийный диктат РКП(б).
  3. Избрать и созвать Учредительное собрание.

На подавление восстаний бросали подразделения и даже соединения Красной Армии, но волна протестов не утихала. В РККА тоже назрели антибольшевистские настроения, вылившиеся 1 марта 1921 года в масштабное Кронштадское восстание. В самой РКП(б) и ВСНХ уже с 1920 года раздавались голоса отдельных лидеров (Троцкий, Рыков), призывавших к отказу от продразвёрстки. Вопрос смены социально-экономического курса Советской власти назрел.

Факторы, повлиявшие на принятие новой экономической политики

Введение НЭПа в Советском государстве не было чьей-то прихотью, напротив, НЭП был обусловлен целым рядом факторов:

    Политических, экономических, социальных и даже идеологических. Концепция Новой экономической политики была в общих чертах сформулирована В. И. Лениным на X съезде РКП(б). Вождь призвал на данном этапе поменять подходы к управлению страной.

    Концепция о том, что движущей силой социалистической революции является пролетариат, незыблема. Но трудовое крестьянство его союзник и Советская власть должна учиться с ним «уживаться».

    В стране должна быть встроена система с единой идеологией , подавляющей всякую оппозиционность существующей власти.

Только в такой ситуации НЭП мог обеспечить решение хозяйственных проблем, которые поставили перед молодым советским государством войны и революции.

Общая характеристика НЭПа

НЭП в Советской стране явление неоднозначное, так как напрямую противоречил марксистской теории. Когда политика «военного коммунизма» дала сбой, «новая экономическая политика» исполнила роль, непланового обходного манёвра на пути строительства социализма. В. И. Ленин постоянно подчёркивал тезис: «НЭП – временное явление». Исходя из этого, НЭП в общих чертах можно охарактеризовать по основным параметрам:

Характеристики

  • Преодолеть политический и социально-экономический кризис в молодом советском государстве;
  • отыскание новых путей строительства экономического фундамента социалистического общества;
  • повышение уровня жизни в советском обществе и создание обстановки стабильности во внутренней политике.
  • Сочетание командно-административной системы и рыночного метода в советской экономике.
  • командные высоты сохранялись в руках представителей пролетарской партии.
  • сельское хозяйство;
  • промышленность (частные мелкие предприятия, аренда госпредприятий, государственно-капиталистические предприятия, концессии);
  • финансовая сфера.

Конкретика

  • Продразвёрстка заменяется продналогом (21 марта 1921 г.);
  • смычка города и деревни через восстановление торговли и товарно-денежных отношений;
  • допуск частного капитала в промышленность;
  • разрешение арендовать землю и нанимать батраков в сельском хозяйстве;
  • ликвидация системы распределения по карточкам;
  • конкуренция частной, кооперативной и государственной торговли;
  • введение самоуправления и самоокупаемости предприятий;
  • отмена трудовой повинности, ликвидация трудармий, распределение рабсилы через биржи;
  • финансовая реформа, переход к зарплате и упразднение бесплатных услуг.

Советское государство допускало частнокапиталистические отношения в торговле, мелкой и даже на некоторых предприятиях средней промышленности. При этом крупная индустрия, транспорт и финансовая система регулировались государством. В отношении к частному капиталу НЭП допускал применение формулы из трёх элементов: допуск, сдерживание и вытеснение. Что и в какой момент применять советские и партийные органы исходя из складывавшейся политической целесообразности.

Хронологические рамки НЭПа

Новая экономическая политика уложилась во временные рамки с 1921 по 1931 годы.

Действие

Ход событий

Запуск процесса

Постепенное свёртывание системы военного коммунизма и внедрение элементов НЭПа.

1923, 1925, 1927

Кризисы новой экономической политики

Появление и усиление причин и признаков тенденции к сворачиванию НЭПа.

Активизация процесса завершения программы.

Фактический отход от НЭПа, резкое усиление критического отношения к «кулакам» и «нэпманам».

Полное сворачивание НЭПа.

Законодательно оформлен юридический запрет частной собственности.

В целом НЭП в короткие сроки восстановил и сделал относительно жизнеспособной экономическую систему Советского Союза.

Плюсы и минусы НЭПа

Одним из самых главных негативных моментов новой экономической политики, по мнению многих аналитиков было то, что в этот период не получила развития индустрия (тяжёлая промышленность). Это обстоятельство могло иметь катастрофические последствия в этот период истории для такой страны, как СССР. Но и кроме этого в НЭПе не всё оценивалось знаком «плюс, были и существенные минусы.

«Минусы»

Восстановление и развитие товарно-денежных отношений.

Массовая безработица (более 2-х млн. человек).

Развитие мелкого бизнеса в сферах промышленности и услуг.

Большие цены промышленных товаров. Инфляция.

Некоторое повышение жизненного уровня промышленного пролетариата.

Низкая квалификация большинства рабочих.

Превалирование «середняков» в социальной структуре села.

Обострение жилищной проблемы.

Созданы условия для индустриализации страны.

Рост числа совслужащих (чиновников). Бюрократизация системы.

Причины многих экономических неурядиц, приводившие кризисам, были в низкой компетенции кадров и противоречивости политики партии и государственных структур.

Неизбежные кризисы

С самого начала НЭП показывал характерный для капиталистических отношений неустойчивый экономический рост, вылившийся в три кризиса:

    Кризис сбыта 1923 года, как следствие несоответствия низких цен на продукцию сельского хозяйства и высоких цен на промышленные товары народного потребления («ножницы» цен).

    Кризис хлебозаготовок 1925 года, выразившийся в сохранении обязательных госзакупок по фиксированным ценам при уменьшении объёмов хлебного экспорта.

    Острый кризис хлебозаготовок 1927 – 1928 годов, преодолённый с помощью административно-правовых мероприятий. Закрытие проекта «Новая экономическая политика».

Причины отказа от НЭПа

Свёртывание НЭПа в Советском Союзе имело ряд обоснований:

  1. Новая экономическая политика не имела ясного видения перспективы развития СССР.
  2. Неустойчивость экономического роста.
  3. Социально-экономические изъяны (имущественное расслоение, безработица специфическая преступность, хищения и наркомания).
  4. Изоляция Советской экономики от мирового хозяйства.
  5. Недовольство НЭПом значительной части пролетариата.
  6. Неверие в успешность НЭПа значительной части коммунистов.
  7. ВКП(б) рисковала потерять монополию на власть.
  8. Преобладание административных методов управления народным хозяйством и внеэкономического принуждения.
  9. Обострение опасности военной агрессии против СССР.

Итоги Новой экономической политики

Политические

  • в 1921 году X съезд принял резолюцию «о единстве партии», тем самым покончил фракционностью и инакомыслием в правящей партии;
  • был организован суд над видными эсэрами и ликвидирована сама ПСР;
  • дискредитирована и уничтожена как политическая сила партия «меньшевиков».

Экономические

  • повышение объёмов производства сельхозпродукции;
  • достижение предвоенного уровня животноводства;
  • уровень производства товаров народного потребления не удовлетворял спрос;
  • рост цен;
  • медленный рост благосостояния населения страны.

Социальные

  • пятикратное увеличение численности пролетариата;
  • появление слоя советских капиталистов («нэпманов» и «совбуров»);
  • рабочий класс заметно повысил уровень жизни;
  • обострился «квартирный вопрос»;
  • увеличился аппарат чиновничье-демократического управления.

Новая экономическая политика так и не была до конца понята и принята как данность властью и народом страны. В какой-то степени мероприятия НЭПа оправдывали себя, но негативных сторон процесса всё же было больше. Главным итогом было быстрое восстановление экономической системы до уровня готовности к следующему этапу строительства социализма — масштабной индустриализации .

Положение в России было критическим. Страна лежала в руинах. Уровень производства, в том числе и сельскохозяйственных продуктов, резко упал. Однако серьезной угрозы власти большевиков уже не существовало. В этой ситуации, для нормализации отношений и социальной жизни в стране, было, на 10 съезде РКП(б), принято решение о введении новой экономической политики, сокращенно НЭПа.

Причинами перехода к новой экономической политике (НЭПу) от политики военного коммунизма стали:

  • острейшая необходимость нормализации отношений города и деревни;
  • необходимость восстановления экономики;
  • проблема стабилизации денег;
  • недовольство крестьянства продразверсткой, приведшее к усилению повстанческого движения (кулацкий мятеж);
  • стремление к восстановлению внешнеполитических связей.

Политика НЭПа была провозглашена 21 марта 1921 г. С этого момента отменялась продразверстка. Она была заменена вдвое меньшим продналогом. Он, по желанию крестьянина мог быть внесен и деньгами и продуктами. Однако налоговая политика советской власти стала серьезным сдерживающим фактором для развития крупных крестьянских хозяйств. Если беднота была освобождена от выплат, то зажиточное крестьянство несло тяжкое налоговое бремя. Стремясь ускользнуть от их уплаты, зажиточные крестьяне, кулаки дробили свои хозяйства. При этом темпы дробления хозяйств были в два раза выше, чем в дореволюционный период.

Рыночные отношения снова были легализованы. Развитие новых товарно-денежных отношений повлекло за собой и восстановление всероссийского рынка, а так же, в некоторой степени и частного капитала. В период НЭПа сформировалась банковская система страны. Вводятся прямые и косвенные налоги, которые становятся главным источником государственных доходов (акцизы, подоходный и сельскохозяйственный налоги, плата за услуги и проч.).

В силу того, что политика НЭП в России серьезно тормозилась инфляцией и неустойчивостью денежного обращения, была предпринята денежная реформа. Уже к концу 1922 г. появилась устойчивая денежная единица – червонец, который обеспечивался золотом или иными ценностями.

Острая нехватка капитала привела к началу активного административного вмешательства в экономику. Сначала усилилось административное влияние на промышленный сектор (Положение о государственных промышленных трестах), а вскоре оно распространилось и на сектор аграрный.

В итоге НЭП к 1928 г., несмотря на частые кризисы, спровоцированные некомпетентностью новых руководителей, привел к заметному экономическому росту и определенному улучшению ситуации в стране. Увеличился национальный доход, материальное положение граждан (рабочих, крестьян, а так же, служащих) стало более устойчивым.

Бурно шел процесс восстановления промышленности и сельского хозяйства. Но, в то же время, отставание СССР от капиталистических стран (Франции, США и даже проигравшей Первую мировую Германии) неотвратимо увеличивалось. Развитие тяжелой промышленности и сельского хозяйства требовало крупных долгосрочных капиталовложений. Для дальнейшего индустриального развития страны необходимо было и увеличение товарности сельского хозяйства.

Стоит отметить, что НЭП оказал немалое влияние на культуру страны. Управление искусством, наукой, образованием, культурой было централизовано и передано Государственной комиссии по просвещению, которую возглавил Луначарский А.В.

Несмотря на то, что новая экономическая политика оказалась, по большей части, успешной, уже после 1925 г. начинаются попытки ее свертывания. Причиной свертывания НЭПа стало постепенное усиление противоречий между экономикой и политикой. Частный сектор и возрождающееся сельское хозяйство стремились обеспечить политические гарантии собственных экономических интересов. Это провоцировало внутрипартийную борьбу. Да и новых членов партии большевиков – разорившихся в ходе НЭПа крестьян и рабочих новая экономическая политика не устраивала.

Официально НЭП был свернут 11 октября 1931 г., но фактически уже в октябре 1928 г. началось выполнение плана первой пятилетки, а так же, коллективизация на селе и форсированная индустриализация производства.





error: Контент защищен !!