Как обустроить жизнь. Философия «медленной жизни» в интерьере

Жизнь - это гонка, где каждый стремится вырваться вперёд, чтобы придти к финишу последним.

Что самое приятное узнали вы в прошедшем двадцатом веке? Разброс ответов может быть широким – полет Гагарина, генетика, Интернет, телевидение, видео и аудиозаписи и т.д. В одной книжке, например, было написано, что пройдут тысячелетия, но ХХ век будут вспоминать из-за восстановления еврейского государства, кто-то на первое место ставит кубик Рубика – то есть, у каждого свои представления о “вековых” ценностях, чаще всего не совпадающие с представлениями даже самых близких друзей, не говоря уже о посторонних. Напоминаю – речь идет о приятном. Рискуя быть обозванным всякими словами, заявляю – самые приятные штучки, которые подарил нам прошлый век – это фракталы, флексагоны и игра “Жизнь”. Напрягите память и фантазию – ничего более приятного вам не найти. О флексагонах и фракталах поговорим позже (99% удовольствия состоит в его предвкушении), нынче звезды благосклонны (и об астрологии поговорим) к разговору о жизни.

Часть 1. Вступление. Жизнь - как телеграмма, короткая и с ошибками!

Сейчас вы прочитаете о замечательной игре, которая так и называется – игра Жизнь. Это не “стрелялка”, не собирание сокровищ и не противоборство с компьютером в привычном понимании игр. Жизнь – это даже не игра, а некоторое моделирование, доступное, занятное и увлекательное для программистов, философов, биологов и просто любителей всяких забав. Впервые рассказ об этой игре появился в книге Мартина Гарднера “Математические досуги” (М.,Мир 1972), а в его же книге “Крестики-нолики” (М.,Мир 1988) приведен материал, обобщающий буквальный шквал находок, появившихся на волне всеобщего увлечения игрой. Популярность её была необычайно высока. Не было ни одного программиста, не писавшего программы для Жизни. Как только появлялось новое оборудование: древние теперь ЕС-ки, СМ-3, СМ-14-20 ДВК, Синклер-Спектрум – на экранах вскоре начинали ползать причудливые организмы. Появление ПК, массовый доступ к ним открывает возможность желающим написать программу для Жизни или, имея такую программу, поиграть с ней.
В книге Ч. Узерелла “Этюды для программистов” (М. Мир 1982) самым первым пунктом идёт предложение написать программу для игры Жизнь. Сам процесс обдумывания нехитрого алгоритма, способа задания колонии клеток и вывод на экран очень полезен для новичков и доставит удовольствие опытным программистам. Но, как выяснилось, пришло новое поколение незнакомое с игрой Жизнь, даже многие программисты не слышали о ней, не говоря уже о школьниках и студентах. Поэтому познакомим их с правилами Жизни.

Прежде надо сказать об авторе. Игру создал Джон Конуэй. Собственно, так называемая теория клеточных автоматов давно известна узкому кругу математиков, но удачные алгоритмы наследования, предложенные Конуэем, сделали его детище необычайно популярным. Вряд ли Конуэй ожидал, что его игра вызовет столь бурный интерес – как в научных кругах, так и среди любителей компьютерных забав. Основная заслуга в этом принадлежала известному популяризатору науки Мартину Гарднеру, опубликовавшему исследования Жизни в журнале “Scintefic American” в начале 70-х годов. Игра состоит в том, чтобы, начав с какого-нибудь простого расположения фишек (организмов) на различных клетках доски, проследить за эволюцией исходной позиции под действием “генетических законов” Конуэя. Законы, напоминающие обычные биологические, управляют рождением, гибелью и выживанием фишек: колония погибает от перенаселённости, то есть слишком большой плотности фишек, или от одиночества (разрозненности фишек) и иногда переходит в стабильный цикл превращений с определённым периодом. Кроме того, должны существовать начальные конфигурации, заведомо обладающие способностью к беспредельному развитию, правда с условием, чтобы было непросто доказать эту “беспредельность”. Необходимо также оговорить кажущиеся расхождения в терминологии – иногда говорят об организме, имея в виду, что он состоит из клеток, меняющихся по законам Конуэя, а иногда говорят об организме, как ячейке крупной колонии организмов, что, в принципе, разные названия одного и того же процесса. Игры, подобные Жизни, прежде разрабатывали и другие математики, но только генетические законы Конуэя позволили найти золотую середину между слишком высокой рождаемостью и смертностью, при которой ход “жизни” можно прослеживать на большую глубину и даже играть вручную.

Часть 2. Напоминание Жизнь такова, какова она есть и больше никакова. Каково?

Напомним, что каждую клетку доски – а доска предполагается в идеальном случае бесконечной – окружают восемь соседних клеток. Законы Конуэя формулируются следующим образом:
Выживание. Каждая фишка, у которой две или три соседки, выживает и переходит в следующее поколение.
Гибель. Фишка, у которой больше трёх соседей, погибает от “перенаселённости” и снимается с доски. Фишка, вокруг которой нет соседей или только одна соседка, - умирает от одиночества.
Рождение. Если число фишек, с которыми граничит какая-нибудь пустая клетка в точности равно трём (не больше и не меньше), то на этой клетке рождается новый организм, то есть следующим ходом на него ставится одна фишка.
Важно понять, что рождение и гибель всех “организмов” происходит одновременно. Вместе взятые они образуют одно поколение, или один ход. Начните игру – расположите на доске произвольную конфигурацию из фишек (можно использовать обычные шашки) и запустите первый шаг жизни, то есть уберите погибших и поставьте родившихся. Потом повторяйте шаги, наблюдая за популяцией. Вскоре после начала игры вы заметите, что популяция всё время претерпевает необычные, нередко очень красивые и всегда неожиданные изменения. Иногда, обычно через большое число поколений, первоначальная колония организмов постепенно вымирает: все фишки исчезают – или, напротив, исходные конфигурации переходят в устойчивые и перестают изменяться (например, блок из четырёх фишек), либо навсегда переходят в колебательный режим. Часто возникающая во время игры колебательная конфигурация – “светофор”, или “мигалка”: три фишки по горизонтали или вертикали. А конфигурации, не обладавшие в начале игры симметрией, обнаруживают тенденцию к переходу в симметричные формы.
Самое интересное, что в Жизни невозможно предсказать результат процессов, которые, казалось бы, жёстко определены чрезвычайно простыми правилами развития. Создавая организм мы не знаем заранее как он будет меняться из поколения в поколение. Это добавляет азарта в поиски удачных конструкций и делает находки особенно привлекательными. При наблюдении смены поколений самых различных организмов бросаются в глаза стабильные или мигающие островки, на которые часто распадается колония. На рисунке можно проследить (слева направо) жизнь мигалки-светофора, улья и трех мигалок (названия предложены в книгах Гарднера)

Целая армия энтузиастов занималась исследованием Жизни. Были исследованы организмы на цилиндрических, сферических, торообразных поверхностях и даже на ленте Мебиуса. Были попытки запустить Жизнь на досках с шестиугольными и треугольными ячейками, вывести жизнь в объем, задав правила жизни в трехмерном мире, и, конечно же, пробовали менять сами правила жизни, то есть число соседей, при котором сохраняется, погибает или рождается клетка. Пробовали разные алгоритмы раскраски и даже запускались организмы разного пола, чтобы посмотреть, как они будут размножаться. Здесь проявляется эффект, подмеченный фантастами, например, Лемом в “Солярисе”. Когда человек сталкивается с новым явлением, то подходит к нему со своими, человеческими мерками. Ну зачем, скажите, клеточным организмам размножаться? Они не читали Фрейда, у них совсем другие цели в их жизни. Может, им приятно мигать, распадаться, двигаться. Есть такая шутка “не надо придавать компьютерам человеческие черты – им это не нравится”. Хочется то же повторить о клеточных организмах. Еще неизвестно, что они думают о нас.
Однако, возвращаюсь к экспериментам, время показало, что самая наглядная Жизнь, самая действующая ее модель для философов, генетиков, химиков, физиков и математиков – это простые алгоритма Конуэя на элементарном клетчатом поле. Именно на эту Жизнь ссылаются многочисленные ученые, философы и публицисты, толкуя о самых разных предметах. Одно из самых замечательных открытий Конуэя – “глайдер”, состоящий из пяти фишек. После второго хода глайдер немного сдвигается и отражается относительно диагонали. В результате двух последующих ходов глайдер выходит из пике и ложится на прежний курс, сдвигаясь на клетку относительно начальной позиции. Открытие глайдера вызвало не только новую волну открытий движущихся конфигураций, но и привлекло к Жизни внимание физиков, усмотревших аналогию с квантами света, с передачей информации и ее приемом. Были также найдены конфигурации, “стреляющие” глайдерами.

В вышеупомянутых книгах Гарднера можно найти множество интересных конфигураций, найденных любителями Жизни: там и комические корабли, выпускающие ракеты, и “пожиратель глайдеров”, и “жнейка”, оставляющая за собой сжатые снопы, и улья и многое другое. При появлении игры возник вопрос – есть ли конфигурации, у которых количество клеток неограниченно возрастает? Открытие ружья, стреляющего глайдерами, дало положительный ответ. А еще позже был открыт ужасный вирус, стремительно заполняющий поле своими ячейками.

Причем его устрашающий вид соответствует агрессивности, через секунду после старта на 88 шагу он состоит уже из 2978 ячеек, и если апплет вовремя не остановить, то…. Находится этот ужас на http://radicaleye.com/lifepage/patterns/contents.html - специальном собрании интересных конфигураций Жизни. Например, там же, на http://radicaleye.com/lifepage/patterns/hwssgun.html расположена пушка, стреляющая снарядами.

Теперь, когда вы почти все знаете, повторю самое замечательное качество игры - она является идеальным объектом для программирования: так и не терпится объявить двумерный массивчик и в цикле проверять каждую ячейку на одиночество и на перенаселённость… Предлагаю текст старенькой программы игры Жизнь, написанной на Бейсике. Программа отлажена в Turbo Basic’e, работает также в старичке GWBasic’e и, с небольшими изменениями (убрать отрицательные значения индекса массива) в любимом многими QBasic’e. (Если вы думаете, что у всех стоят Пентиумы четвертые с Windows XP, то напрасно – в школах и институтах изучают Бейсик и Паскаль под ДОС, так что эта программа пригодится для курсовой работы)
10 "=========================LIFE===================
20 CLS: H=17: L=54: S$=CHR$(219) : P$=CHR$(250): COL=0: FON=3
30 COLOR 1,7: FOR I=1 TO 2160: ?CHR$(177); : NEXT
40 LOCATE 25,1: FOR U=1 TO 80: ?CHR$(177); : NEXT
100 DIM A$(H+5,L+5) ,Z$(H+2,L+2)
120 COLOR COL,FON: FOR I=-1 TO H+1: FOR J=1 TO L+2: A$(I,J)=P$
130 A$(-1,J)=CHR$(205) : A$(H+1,J)=CHR$(205)
140 A$(I,1)=CHR$(186) : A$(I,L+2)=CHR$(186) : A$(H+1,L+2)=CHR$(188)
150 A$(-1,1)=CHR$(201) : A$(-1,L+2)=CHR$(187) : A$(H+1,1)=CHR$(200)
160 LOCATE I+3,J+10: ?A$(I,J) : NEXT J,I
170 COLOR 0,7:R$=CHR$(178)+CHR$(178) : FOR I=-0 TO H+1: FOR J=1 TO L+2
180 LOCATE 3+I,L+13:?R$ : LOCATE H+5,J+11: ?R$ : NEXT J,I
200"==========================ВВОД====================
210 COLOR 15,5: LOCATE 23,5: S=0
220 ?" ВЫХОД- ВЫБОР ПОЛЯ- ЖИЗНЬ- СНОВА- "
250 X=5: Y=15: LOCATE Y+1,X+10: COLOR 31,FON: ? CHR$(206)
300 Q$=INKEY$ : IF Q$="" GOTO 300
310 IF Q$=CHR$(27) THEN SYSTEM
315 IF Q$=CHR$(8) THEN GOTO 2000
320 IF ASC(Q$)=32 THEN GOTO 1000
330 IF ASC(Q$)=57 THEN GOTO 150
350 W$=RIGHT$(Q$,1)
360 IF A$(Y,X)S$ THEN LOCATE Y+1,X+10: COLOR COL,FON: ?P$
400 IF W$="K" THEN X=X-1: IF X L THEN X=X-L
420 IF W$="H" THEN Y=Y-1: IF Y H+2 THEN Y=Y-H
445 IF A$(Y,X)S$ THEN LOCATE Y+1,X+10: COLOR 31,FON: ? CHR$(206) : GOTO 300
1000 A$(Y,X)=S$ : S=S+1: LOCATE Y+1,X+10: COLOR COL,FON: ? A$(Y,X) : GOTO 300
2000"==========================ТЕЛО ЦИКЛА===============
2050 S=0: FOR I=1 TO H:FOR J=1 TO L
2080 A$(0,J)=A$(H,J): A$(H+1,J)=A$(1,J) : A$(I,0)=A$(I,L) : A$(I,L+1)=A$(I,1)
2090 NEXT J,I 2095 FOR I=1 TO H:FOR J=1 TO L:Q=0:Z$(I,J)=P$:IF INKEY$=CHR$(27) THEN END
2097 IF INKEY$="0" THEN GOTO 120
2100 IF A$(I-1,J-1)=S$ THEN Q=Q+1
2150 IF A$(I-1,J)=S$ THEN Q=Q+1
2200 IF A$(I-1,J+1)=S$ THEN Q=Q+1
2250 IF A$(I,J-1)=S$ THEN Q=Q+1
2300 IF A$(I,J+1)=S$ THEN Q=Q+1
2350 IF A$(I+1,J-1)=S$ THEN Q=Q+1
2400 IF A$(I+1,J)=S$ THEN Q=Q+1
2450 IF A$(I+1,J+1)=S$ THEN Q=Q+1
2500 IF A$(I,J)=S$ THEN IF Q=2 OR Q=3 THEN Z$(I,J)=S$ : S=S+1:GOTO 2900
2550 IF A$(I,J)=S$ THEN IF Q 3 THEN Z$(I,J)=P$ : GOTO 2900
2600 IF Q=3 THEN Z$(I,J)=S$ : S=S+1: GOTO 2900
2650 Z$(I,J)=P$
2900 COL=0: IF Z$(I,J)=A$(I,J) THEN COL=COL+1
2950 COLOR COL,FON: LOCATE I+3,J+11: ? Z$(I,J) : NEXT J,I
3000"==========================ВЫВОД НА ЭКРАН=========
3050 FOR I=1 TO H: FOR J=1 TO L:A$(I,J)=Z$(I,J) : NEXT J,I
4000"========================ОПРОС====================
4005 IF S=0 THEN COLOR 30,4: LOCATE 21,10:?" КОНЕЦ "
4010 COLOR 0,2: LOCATE 23,2
4020 ?" ВЫХОД- ИЛИ- СНОВА- N=";N;" КОЛ=";S
4060 LOCATE 1,1:?
4100 M$=INKEY$ : IF M$=CHR$(27) OR M$=CHR$(32) THEN SYSTEM
4200 IF M$="0" THEN GOTO 120
4300 N=N+1: GOTO 2000 5000 END
После запуска программы появляется игровое поле с курсором, который управляется клавишами со стрелками. При нажатии пробела на месте курсора появляется молекула или организм. Повторяя процедуру строим задуманную конфигурацию и нажимаем Backspace для запуска игры.

Новые организмы, появляющиеся на экране, имеют синий цвет, а старые, бывшие живыми в прошлом шаге цикла – чёрный. На экран выводятся номер цикла и количество организмов в конфигурации. Программа достаточно проста и любой школьник может её улучшить.

Часть 3. Обзор. Что наша жизнь? … Экран!

Если задать в Сети поиск сочетания “игра Жизнь”, то она выловит сотни страничек, так как начинающий программист – владелец странички непременно выкладывает свой вариант игры. Главное, что хочется порекомендовать заинтересовавшимся – Клуб жизнелюбов на http://elvisti.kiev.ua/skl/ основанный редактором Киевского журнала “Компьютеры+программы” Владимиром Скляром (почти однофамилец). Там вы найдете интересные статьи автора странички и других жизнелюбов. Но клуб пару лет не обновляется – сайты тоже (как и клеточные организмы) стареют, поэтому рекомендую лучшую свежую страничку http://famlife.narod.ru/index.html посвященную одноименной программе-игре и имеющую хорошую коллекцию жизненных ссылок.
Предлагаемая на страничке реализация Жизни одна из самых удачных, имеет много настроек, в том числе пять цветовых схем и возможность менять правила Жизни. Из несущественных недостатков можно указать отсутствие масштабирования и невозможность свернуть окно программы, что затруднило создание скриншота.
Еще одна приятная программа, которая так и называется “Игра жизнь” расположена на http://danila.child.ru/life и имеет отдельное окно для обзора ситуации и диаграмму изменения количества клеток в популяции.
Самой же хорошей реализацией игры Жизнь, на мой взгляд (и это подтверждается на всех рунетовских и иностранных “жизненных” страничках) является программа Life32 Джона Бонтеса, выложенная на http://psoup.math.wisc.edu/Life32.html .

Игра приятно оформлена и имеет множество настроек, в том числе и позволяет менять правила жизни. Поиграть можно и в Интернете, много страничек с апплетами, например у школьников-экологов на http://ksch1.narod.ru/life/live.htm Самая удачная реализация трехмерной Жизни (кроме нас с вами, естественно) расположена на http://www.ipm.sci-nnov.ru/~demidov/Life/Game.htm . Конфигурацию можно вращать мышкой в пространстве, а задавать ячейки удобно – щелкая по шарикам в узлах трехмерной решетки.

Часть 4. Продолжение с философией. Люди не хотят жить – просто они боятся смерти.

Желающим углубленно изучать перекликающиеся с Жизнью вопросы хаоса, самоорганизации, бифуркации, фракталов и другие не менее интересные рекомендую три статьи.
Первая - А.Ю. Лоскутов, д. ф. м. н., проф. МГУ. “Синергетика и нелинейная динамика: новые подходы к старым проблемам” на http://utc.uni-dubna.ru/~mazny/students/site2/ideal_3.htm .
Вторая - С.П.Капица, С.П.Курдюмов, Г.Г.Малинецкий , Синергетика и прогнозы будущего" расположена на http://www.iph.ras.ru:8100/~mifs/kkm/Gl1.htm .
Третья - Клеточные автоматы и игра "Жизнь" расположена на http://www.ctc.msiu.ru/materials/book/5_1_programming/5_1_model/03_life/index.html .

Определенный интерес вызывает статья “Игра "Жизнь" и "компьютерное" представление о мире и Боге” (на http://rusnauka.narod.ru/lib/author/mivmiv/2/) в которой авторы “притягивают” игру Жизнь к вопросам квантовой механики, передачи информации и познаваемости мира. Впрочем, авторы честно в введении называют свои гипотезы спекулятивными.

Упражняться в связывании игры Жизнь с вопросами мироздания можно без конца. Известно, что по текущей конфигурации Жизни нельзя однозначно указать предыдущую конфигурацию, так же, как по позиции на шахматной доске нельзя указать предыдущую расстановку фигур. И, в то же время, все шахматные партии начинаются с одной и той же расстановки фигур. Опять же известны конфигурации Жизни, не имеющие предыдущих конфигураций. Поразмышляйте на досуге об этом, об инвариантности прошлого, предопределенности будущего и первоначальной расстановке. Есть гипотезы, согласно которым изменчивость организмов (настоящих, белковых) лишь незначительно зависит от внешней среды, ее направление заложено в самих организмах. Так что мы все с нашей суетой, со всеми хлопотами и интригами возможно лишь модели на чьем-то мониторе.

Хотелось бы отметить, что фотографии колебательных химических процессов (реакция Белоусова-Жаботинского) в статье В.А. Вавилина "Автоколебания в жидкофазных химических системах" (http://vivovoco.nns.ru/VV/JOURNAL/NATURE/05_00/05_19-25.HTM) необычайно похожи на движущиеся изображения некоторых алгоритмов работы клеточных автоматов (http://psoup.math.wisc.edu/mcell/mjcell/mjcell.html). И сходство это, конечно, не случайно, через клеточные автоматы можно смоделировать распространение эпидемии, атмосферные вихри, социальные и экономические процессы.

Игра Жизнь тесно связана с новым перспективным направлением программирования – генетическими алгоритмами (ГА). Известны, например, работы, когда создавалась колония программ, решающих так называемую задачу коммивояжера (поиска оптимального маршрута между несколькими городами), потом из программ отбирались самые успешно справляющиеся с задачей, программы скрещивались случайным образом, обмениваясь фрагментами кода, снова отбирались и скрещивались… В результате оставались несколько самых “продвинутых” программ. Причем не создавался гений, а “тусовались” какое то количество программ приблизительно одного уровня. Подробности смотрите на http://www.computerra.ru/offline/1999/289/2523/for_print.html . Самое интересное, что часто потомки “успешных” программ работали хуже своих родителей. Это напомнило сетования одного моего знакомого на то, что дети не умнее родителей. Да и все видят, что со времен Архимеда и Пифагора человечество в лучшем случае не поумнело. Вся надежда на ГА. Заинтересовавшимся моделистам рекомендую статью “Популярно о генетических алгоритмах” (на http://saisa.chat.ru/ga/ga-pop.htm). Перекликается с темой и моя статья “Наследственность у биоморфов”, расположенная на http://www.computerra.ru/offline/2001/401/10791/for_print.htm

Часть 5. Наладим свою жизнь. Со смехом можно не только продлить жизнь, но и создать новую

Все вышесказанное было вступлением к предложению разделить удовольствие от создания своей модели игры Жизнь и внести свой небольшой вклад в развитие ГА. “– С чего же мы начнем? – С самого начала! – воскликнул Сайрус Смит” (Жюль Верн. “Таинственный остров”. Заметьте, что инженер Сайрус Смит, живший полтора века назад, знал, как сделать порох, варить сталь и еще тысячи сведений, позволивших колонистам создать “технологическое” поселение. Какой ВУЗ он заканчивал?)

Запустим Жизнь на поле с шестиугольными ячейками, что, возможно, позволит получить новые, неизвестные на прямоугольной доске качества. Известны примеры удачного переноса “прямоугольных” игр на шестиугольные поля, например, шахмат (известны несколько вариантов) или “Козлик и Волки”. Главным отличием является количество соседей ячейки – их теперь шесть, а не восемь. Небольшие приятные хлопоты будут связаны со смешением каждого ряда на пол ячейки для получения “сотовой” структуры, причем через один ряды смещаются в одну сторону, а оставшиеся в противоположную. Это же смещение придется учитывать при подсчете соседей ячейки и при выборе ячеек мышкой. Зато у нас сохраняется возможность обработки двумерного массива, что облегчает анализ и рисование поля. То есть, массив прямоугольный, но за счет смещения строк ячейки получаются шестиугольными. Создайте форму в Visual Basic’e, разместите кнопки как на скриншоте, введите текст программы и запускайте свою шестиугольную Жизнь! Нажмите кнопки New и Run, включите флажок Vew last – и вы вскрикнете от восторга – на экране плещется самая настоящая Жизнь!

Dim a(40, 40) As Integer, b(40, 40) As Integer, c(40, 40) As Integer Dim radius As Byte, i As Byte, kol As Byte Dim sdvig As Integer, m As Byte, tormoz As Boolean Dim num_cel As Integer, number As Integer, burn As Byte, life As Byte
Private Sub Form_Load()
burn = 2 " количество соседей для появления новой жизни
life = 3 " количество соседей для сохранения жизни
num_cel = 1 " количество ячеек в организме
number = 0 " номер поколения
radius = 7 " радиус ячейки в пикселях
kol = 40 " Количество рядов и ячеек в ряду
tormoz = True " Признак остановки автоматической смены поколений
DrawWidth = 1 " Толщина линии
draw_life6 " Прорисовка экрана
End Sub
" Подпрограмма выбора мышью
Private Sub Form_MouseDown(Button As Integer, Shift As Integer, X As Single, Y As Single) " Перевод координат щелчка мыши в счетчики циклов
yy = Int((Y - 10) / radius / 1 / 1.7 + 0.5)
xx = Int((X - 60 - radius / 2 * (-1) ^ yy) / radius / 2 + 0.5)
If a(xx, yy) = 1 Then a(xx, yy) = 0 " Погашение ячейки
Else a(xx, yy) = 1 " Включение ячейки
End If
number = 0
draw_life6
End Sub
"Подпрограмма рисования поля
Sub draw_life6()
num_cel = 0
For X = 1 To kol
For Y = 1 To kol
sdvig = radius / 2 * (-1) ^ Y " Сдвиг каждого ряда то влево, то вправо
X1 = 60 + X * radius * 2 + sdvig
Y1 = 10 + Y * radius * 1.7
FillStyle = 0
If a(X, Y) > 0 Then FillColor = RGB(255, 0, 100) " Цвет заливки пустой ячейки
Else FillColor = RGB(50, 150, 0) " Цвет заливки активной ячейки
End If
If c(X, Y) 0 And Vew_last.Value = 1 Then FillColor = RGB(150, 50, 50) " Цвет предыдущей
Circle (X1, Y1), radius, RGB(0, 55, 0)
num_cel = num_cel + a(X, Y)
c(X, Y) = a(X, Y)
Next Y
Next X
Line (21, 233)-(45, 246), RGB(255, 255, 255), BF
Line (13, 272)-(32, 285), RGB(255, 255, 255), BF
PSet (-1, 220)
Print " Step ": Print " №"; number Print Print "Num of cells": Print " "; num_cel
End Sub "Подпрограмма вывода случайной конфигурации
Private Sub New_Click()
For X = 1 To kol: For Y = 1 To kol
a(X, Y) = 0: Next Y: Next X
For i = 1 To 10: a(Int(Rnd * 5 + kol / 2), Int(Rnd * 5 + kol / 2)) = 1: Next i
number = 1
draw_life6
End Sub
" Подпрограмма автоматической смены поколений
Private Sub Run_Click()
Do While tormoz = True
analiz
draw_life6
DoEvents
"For j = 1 To 10: qq = 999 ^ 4 + qq: Next j " Для задержки....
Loop tormoz = True End Sub " Подпрограмма пошаговой смены поколений
Private Sub Go_Click()
analiz
draw_life6
End Sub " Выход из программы
Private Sub Exit_Click()
End
End Sub
" Подпрограмма анализа конфигурации и смены поколения
Private Sub analiz()
For X = 2 To kol - 1
For Y = 2 To kol - 1
m = 0 " счетчик активных соседних ячеек
sdvig = (-1) ^ Y " с учетом сдвига рядов
m = m + a(X - 1, Y)
m = m + a(X + 1, Y)
If sdvig m="m" + a(X 1, Y + 1)
m="m" + a(X 1, Y 1)
Else m="m" + a(X + 1, Y + 1)
m="m" + a(X + 1, Y 1)
End If
m="m" + a(X, Y + 1)
m="m" + a(X, Y 1)
If a(X, Y)="1" Then " Для активной ячейки
If m="life" Then " Условие сохранения активности
b(X, Y)="1" " вспомогательный массив
Else b(X, Y)="0" " смерть активной ячейки
End If
Else " для пустой ячейки
If m="burn" Then b(X, Y)="1" " Условие рождения активной ячейки
Else b(X, Y)="0" " Осталась пустой
End If
End If
Next Y
Next X
For X="1" To kol
For Y="1" To kol
a(X, Y)="b(X," Y) " Перекидка вспомогательного массива в основной
b(X, Y)="0" " очистка
Next Y, X
number="number" + 1
End Sub
" Подпрограмма остановки автоматической смены поколений
Private Sub Stop_Click()
tormoz="False"
End Sub

Организм можно задать щелкая мышкой по полю или нажав кнопку “New”, что вызовет появление случайной конфигурации. Запускать процесс можно пошагово (кнопка “Go”) или в автоматическом режиме (“Run”), можно выводить предыдущее поколение ячеек для красоты. Но все это украшательство процесса, а сердцевина его сосредоточена в выборе основных параметров – количества соседей, при котором активная ячейка остается активной (переменная life) и количества активных соседей, при котором в пустой ячейке зарождается жизнь (переменная burn). Длительные эксперименты выявили оптимальные значения для них 3 и 2 соответственно. При этих значениях многие конфигурации живут до нескольких десятков поколений. Выявлены интересные устойчивые колеблющиеся конфигурации, которыми и заканчивается обычно Жизненный путь. Мигают оставшиеся рядом две ячейки.

А из трех ячеек получается две мигалки – пульсирующий треугольник в верхнем ряду и вертушка в нижнем ряду картинки.

Существует мигалка трехступенчатая, в которой шестиугольник иногда становится снежинкой.

Существует мигалка и из четырех ячеек, предлагаю читателям найти ее и тем самым попасть на Арбузную доску почета. Изменение значений “правил Жизни” меняет режим протекание процесса. Если назначить life=2 и/или burn=3 (или burn=4), то колония довольно быстро погибает. Если же задать оба параметра равными двум, то колония быстро разрастается по всему полю, может, это и не плохо для нее, но для нас не так интересно. Может быть существуют другие интересные сочетания параметров? Начните новую Жизнь, не пожалеете. Кто знает, может фишки Жизни, при достаточно длительном и удачном эксперименте, организуются и осознают себя – возможно, даже начав общаться с нами, создателями. А может, всё наоборот, - и мы всего лишь фишки в чьей-то игре?…

«Что мне делать с моей жизнью?» - спрашивает женщина, возводя глаза к небу. У кого-то такие «разговоры с счастьем» случаются почти каждый день, у кого-то – чуть реже.

Вопросов – легион. Нужно ли делать карьеру, если не хочешь, заводить детей, если не любишь их? А выходить ли замуж? Увеличивать ли грудь, если ты ей довольна, а возлюбленный – нет? А может, вообще плюнуть на все и уехать в Таиланд – сдать квартиру и жить на арендную плату с нее? Или найти работу там. Осудят? Да и все равно! Или не все равно?

Россиянка 25 лет и старше раздираема внутренними противоречиями. В ее голове, как в доме Облонских, все смешалось.

Она появилась на свет в Советском Союзе, воспитывалась родителями, рожденными там же, училась в советской школе (такой она оставалась до начала 2000-х), поступила в постсоветский вуз.

После выпуска из альма-матер она оказалась в жестоком мире капитализма. Без гарантий на трудоустройство, стабильную зарплату и светлое будущее. А тут еще подоспела философия гедонизма: бери от жизни все, наслаждайся, смакуй удовольствия.

Девушка старается соответствовать. Исправно работает, ездит на море, ходит на свидания. Но мама с бабушкой недовольны. Они снисходительно выслушивают рассказы об успехах на работе и резко переводят тему. «В 25 надо родить!», «организм стареет», «после 30 никому будешь не нужна» - названия их любимых «пластинок».

Психологи объясняют: еще 30 лет назад человеческая жизнь для многих была как шкала, с делением на временные отрезки.

До 25 лет следовало выйти замуж, иначе – старая дева, до 26 – стать мамой. Не получилось? В роддоме поставят позорное клеймо «старородящая». Исполнилось 50 лет – добро пожаловать в бабушки. Спицы, кресло-качалка и внуки прилагаются.

Женщине сегодня сложно совместить установки из прошлого века и реалии современной жизни. Сейчас жизнь предлагает очень жесткие требования к людям - они должны заработать на себя и на свою старость. А когда им говорят: рожай детей, организовывай семью, они говорят: у меня нет денег, если я потеряю работу, то я очень быстро стану бедной. Содержание ребенка – это дорогое удовольствие. Это долгосрочный проект, требующий очень большого количества страховок, - рассуждает врач-психиатр, психотерапевт Алексей Магалиф.

В странах Западной Европы и в США другие реалии. В массе своей женщины не стремятся запрыгнуть в уходящий поезд. Они сидят на перроне и ждут другой, попутно наслаждаясь жизнью. В России же до сих пор показывают пальцем на бездетную женщину за 30.

Эксперты приводят пример: в Англии женщины до 33-35 лет замуж не рвутся, а детей рожают не раньше чем в 35-36 лет. В России многие девушки уже в 22 года заламывают руки и причитают: «Я уже старая дева».

У женщин «третьего возраста» свои стереотипы. Россиянки до сих пор смотрят на европейских бабушек, живущих для себя, как на инопланетян.

Они вышли на пенсию, они стареют, они начинают на каком-то этапе либо внуками заниматься, либо сидят и ждут смерти. А могли бы… писать мемуары, идти преподавать – за плечами такой жизненный опыт, - рассуждает Александр Дрейзин.

По сравнению с СССР требований к женщине стало еще больше. «Студентка, комсомолка, спортсменка и просто красавица» - это идеал юной особы. Женщине средних лет достаточно было быть просто замужней, матерью и труженицей.

Сейчас же, в эпоху Instagram, работница и мать должна иметь подтянутую фигуру, идеальную кожу, модно одеваться и умело краситься. Еще, пожалуй, путешествовать несколько раз в год, а то упрекнут, что неинтересно живет.

Часто любительницы сравнивать свою жизнь с картинками в соцсетях оказываются у меня в кресле с тяжелыми неврозами, зачастую запущенными, - сказал Александр Дрейзин.

По его мнению, стереотипам общества больше подвержены люди тревожные, мнительные, с неустойчивой психикой. Среди женщин таких чуть больше. Мужчины чаще довольны своей жизнью и не стремятся соответствовать чужим ожиданиям.

Психологи говорят: нужно нравиться трем людям – самому себе, своему начальнику и своему возлюбленному. Если все эти три персонажа от вас в восторге – нет повода для беспокойства.

Порой мы встреваем в такие ситуации, что без верного жизненного ориентира выбраться из них кажется невозможным. Серая , бытовые проблемы сводят с ума, а непонимание окружающих только подливает масла в огонь, ко всему этому добавляются проблемы с девушкой, трудности на работе, непонимание всего и вся. В таком ужасном состоянии оказывается каждый, у каждого есть свой «переходный период» или «время встряски» или просто выход на «плато», с которого человек постепенно деградирует. Если ты понимаешь, о чем идет речь, и чувствуешь, что с тобой происходит то же самое, то тебе просто необходимы несколько дружеских советов о том, как обустроить свою жизнь. У BroDude они есть, и мы надеемся, что после прочтения этого текста разобраться с неприятностями тебе станет значительно проще. Иначе зачем было все это писать?

Съешь живую жабу перед завтраком, и ничего худшего в этот день с тобой уже не случится.
– Роберт Антон Уилсон –

Общение

Проблемы с общением? Значит, надо их решать. Не прикрывайся своим стеснением, неправильным психотипом, интровертностью. Умение общаться с людьми (со всеми, даже с теми, которые тебе не нравятся) необходимо для качественной жизни. На протяжении лет, что отпущены тебе биологическими часами, ты не будешь окружен «родственными душами», напротив, будет очень много непонимания. Люди разные, но это не отменяет того, что тебе выгодно общаться со всеми. Старайся начинать это делать уже сейчас, и затолкни свою нелюдимость куда-нибудь поглубже, в ней нет ничего хорошего.

Одиночество

Правда, даже если ты и дружить со всеми подряд, даже с Гитлером и Муссолини, то тебе не избежать одиночества. Человек, каким бы радушным он ни был, по своей сути одинок. Исключение - это люди, у которых наблюдается раздвоение сознания, шизофрения и прочие прелести. Но если ты психологически здоров, то ты всегда будешь один. Это пугает, и масса людей заглушает одиночество наркотиками, алкоголем, странными связями, различным саморазрушением. Ты тоже будешь это делать, и даже может показаться, что у тебя получилось найти «рецепт от одиночества», но это не так. Рецепт против этого состояния один-единственный - это смирение. Ты должен научиться жить один, научиться думать самостоятельно, чувствовать в одиночку. Тебе все это должно понравиться, ведь если ты не полюбишь себя, не сможешь существовать автономно, то никакой независимости у тебя не будет, как и истинного счастья.

Работа

С работой все сложно. Так сложилось, что большинство людей работают там, где не хотят работать. Они несчастны. Можно было бы сказать, что надо бросать такую работу, чтобы устремить свой взор к мечтам, но ведь это будет очень нагло, верно? Деньги нужны всем, и не каждый может найти то, что ему будет приносить и деньги, и счастье. Впрочем, тут мы всегда в заложниках у того этапа жизни, в котором мы оказались. Сегодня, быть может, у тебя нет никакой возможности заняться любимым делом и получать за это деньги, но завтра эта возможность может появиться. Что для этого нужно делать? Стремиться монетизировать свою страсть. Как там наши матери говорили? Под лежачий камень вода не течет. Это хорошая поговорка, и мы вспоминаем ее каждый раз, когда видим людей, которые десятилетиями не двигаются с места и только ноют о своей дрянной работе. Начни менять это прямо сейчас. Мы верим, что ты способен построить свою карьеру с нуля. Просто надо начать. Потихоньку, небольшими шажками, а если подвернется возможность, то прыжком - все зависит от того, в каких обстоятельствах ты сейчас находишься.

Кризисы

Тебе будет очень плохо, будешь чувствовать себя мразью, которую изнасиловали в фигуральном, психологическом, даже физическом смысле. От этого не сбежишь. Жизнь имеет всех, но относиться к этому надо философски. Просто не думай о том, что судьба хочет тебя сломать - она этого не хочет. Напротив, она хочет закалить тебя. Каждая неприятность, каждая ошибка, каждая трагедия направлены на то, чтобы сделать тебя сильнее, но только в том случае, если ты веришь в это.

Если ты в это не веришь, то судьба действительно будет просто издеваться над тобой. Вообще в жизни многое зависит только от твоего отношения, потому что, по правде говоря, Вселенной на тебя плевать. Объективная реальность заключается в том, что космос не имеет никаких на тебя планов, ты ему безразличен. Попробуй держать эту мысль в голове, когда у тебя снова будут «проблемы».

Любовь


Недавно мы включили старые записи «Френки-шоу» и услышали следующий спич (из выпуска о Кастанеде): «Все мы знаем, что в мире бессчетное количество дорог и все они делятся на две категории, как бы забавно сейчас это ни прозвучало. Дороги с сердцем и дороги без сердца. Верно? И самое забавное, что эти дороги немногим отличаются друг от друга. Это просто дороги. И ни одна из них скорее всего никуда не ведет, если мы не размазываем по ним немножечко своего сердца. И говоря совсем просто, суть вот в чем: если вы живете с человеком, который вас не любит, - уходите. Уходите без сожаления. Если чувствуете, что не любите тех, с кем живете, - уходите. Если до сих пор делали дело, которое не любили, - уходите, оно не принесет пользы никому». Мы переслушали этот несчастный абзац несколько раз, прежде чем убедиться в том, что проживали свою жизнь, как полные дураки, - больше так делать не будем и тебе не советуем. Бросай тех, кого не любишь, без сожаления. Наслаждайся взаимной любовью, если тебе выпала такая радость. Больше ничего об отношениях тебе знать не нужно. Этого достаточно.

Важное

Что в этом мире важно? Что , что - для государства, что важно в масштабах Вселенной, а что - в данную секунду? Что важно для тебя? Не пытайся найти ответ за секунду - над этими вопросами философы бились тысячелетиями. Но, похоже, большинство знающих людей сходятся в одном: не нужно в качестве краеугольного камня своей жизни брать что-то, что уже попробовало на вкус тысячи голодных ртов.

Смотри, десятки людей в твоей жизни будут давить на тебя в надежде на то, что ты примешь их картину мира, либо совершишь их ошибки. Они будут говорить, что для тебя, мужчины, важна семья, крутая работа, стабильность; что ты «должен быть мужиком»; что ты должен голосовать только за эту партию; что ты должен верить только в этого бога; что ты должен думать только так, а не иначе. Но забудь об этом дерьме. Только ты определяешь для себя, что важно, а что нет. Сходи с ума, если тебе этого хочется, либо будь скучным консерватором, если тебе действительно нравится так жить, но не иди путем, которым прошли миллионы. Если идти по чужим следам, то своих не оставишь.

Большинство из нас регулярно задаётся массой вопросов. Как начать новую жизнь? Как стать успешным - научиться везде успевать? Как привлечь удачу в свою жизнь? Список можно продолжать долго. Объединяющий вопрос: как достичь своей цели? Так как же её достичь?

Одинакового для всех ответа на этот вопрос нет, как нет двух абсолютно одинаковых людей. Просто не существует в природе. Когда мы видим потенциально «успешного» человека, у которого и дом с машиной, и отличная работа, и семья, невольно спрашиваем себя: в чём же, собственно, рецепт такого успеха? Существует ли схема, некий общий алгоритм счастливой жизни?

Такой схемы нет, увы. И вообще никаких планов и схем во Вселенной не бывает. Бывают лишь действия и их последствия. Иначе говоря, причинно-следственные связи. И закономерности. Но для того, чтобы научиться понимать эти закономерности, человеку необходимо пройти путь длиной в жизнь. Всё постигается со временем.

Отсюда следует, что время - это некая основная ценность. Поэтому первым условием успеха является умение грамотно распоряжаться своим временем. Только научившись планировать свою жизнь наперёд (на день, месяц, год и т.д.), мы сможем разглядеть «ступени», по которым идёт наше восхождение к успеху. А также научимся видеть причинно-следственные связи, которые находятся между этими «ступенями».

Нелишним будет также разобраться в своих приоритетах. А именно понять: что главное, а что - второстепенное. Многие люди тратят энергию и здоровье на совершенно ненужные для них вещи, а потом жалуются, как это их угораздило упустить то главное, на чём нужно было сосредоточиться в первую очередь. Необходимо выстроить собственную иерархию ценностей.

Когда мы поймём, наконец, что для нас главнее всего, мы сможем увидеть и примерные пути достижения поставленных целей. Этими целями может быть что угодно: красивый дом или повышение по службе, большая семья или дальнее путешествие. Или всё вместе. Но нужно учесть, что всё и сразу сбывается только в сказках. Не стоит торопить события. Иначе можно споткнуться где-то на одной из «ступенек» и больно удариться. А то и вовсе скатиться в самый низ.

Давайте радоваться малому. Когда мы уже чего-то достигли (на большом пути), мы должны искренне радоваться и за себя, и за людей, которые были рядом. Это отличный стимул к повышению собственной мотивации. Мы должны радоваться даже тем вещам, которые, на наш взгляд, не имеют большого значения. Если у вас яркая улыбка - прекрасно, если вы хороший рассказчик - замечательно, если вы умеете вкусно готовить - это тоже плюс. Старайтесь видеть приятные мелочи. Давно известно, что именно из мелочей и состоит вся жизнь…

Одной мотивации, конечно же, недостаточно. Необходимо действовать. И если цели наши весьма глобальны, то и действия должны быть такого же масштаба. Но повторюсь: начинать нужно с малого. Допустим, кто-то из нас собирается выучить английский язык. Для этого он копит деньги на курсы, наводит справки о разных школах. Такому человеку будет полезно обзавестись соответствующими знакомствами, а также посидеть вечер-другой с учебником и вспомнить то, что он учил ранее. Возможно, он поймёт, что язык - это не его конёк, и передумает.

Возможно, напротив: достигнет отличных результатов за короткий срок. Всё зависит от мотивации, ранее полученных знаний, а также степени необходимости выучить этот язык. И, разумеется, человек этот не должен зацикливаться. У него наверняка есть семья, которой необходимо уделять время, работа, где он ценится как отличный специалист, а также масса других обязанностей. Легко можно научиться совмещать разные виды деятельности.

Резюмируя сказанное выше, я выделю первые условия правильных действий: это правильная мотивация, работа со временем, а также умение ценить мельчайшие успехи, которых мы достигаем на нашем долгом пути. В остальном успех достигается собственным трудолюбием и зависит от конкретных сфер жизни, в которых это трудолюбие применяется.

Замедление, под которым мы понимаем отсутствие спешки, способность проживать каждый момент осознанно, предполагает наличие условий, способствующих осмысленному, в чем-то «ритуальному» образу жизни.

Дом где мы живем - это основное место, в котором мы восстанавливаем свою энергию, проживаем часы с близкими и родными, остаемся наедине с собой. Он может стать нашим местом силы, центром творчества, или наоборот, создавать ощущение, что жизнь начнется когда-нибудь завтра, а место нашего пребывания это лишь временная остановка. Не важно, живете ли вы в собственной квартире, доме, или снимаете, если вам предстоит долго жить в определенном месте, это и есть ваш Дом на данный момент и его нужно обустроить наилучшим образом для повышения качества и полноты вашей жизни.

Начнем со спальни . В идеале, это должна быть отдельная комната с кроватью, которую вы используете только для ночного сна. Не место, на котором вы смотрите телевизор, читаете, перекусываете, играете с домашними питомцами, занимаетесь прочими делами, а затем здесь же засыпаете, но полноценная Спальня. Расположение кровати в благоприятном, с точки зрения фен-шуй, направлении, помимо положительного влияния на определенные аспекты судьбы, поможет сделать ваш отдых более глубоким и полноценным. Хорошей привычкой может стать выключение мобильных телефонов за час до сна и запрет на их проникновение в спальню. Просыпаться лучше под отдельный будильник, а не тот, что встроен в телефон. Остановите все информационные интервенции за час-два до сна, сделайте исключение только для бумажной книги, которую можно почитать перед сном в тишине и камерном освещении.

Многие дизайнеры интерьеров стали проектировать отдельные столики для завтраков, и это очень радует. Утренний кофе конечно же лучше пить не на бегу, а в красивой сервировке, из чашек, которые часто стоят припрятанными в сервизе для особых случаев, но почему бы не сделать особенным каждый день? Разница во временных затратах на приготовление кофе с бутербродом в спешке и красивым завтраком составляет от силы 15 минут, но разве эта экономия времени хоть чем-то оправдана?

Одной из основополагающих традиций «медленной жизни» является чтение. Во многих домах есть богатые библиотеки, которые никто не читает, на столах лежат дорогие, красивые фолианты, которые выполняют единственную функцию - интерьерного декора. Чтобы чтение стало традицией, нужно создать место для чтения - удобное кресло с торшером, или диван или кушетку на которых хочется забыться с книгой под мягким пледом с чашкой вкусного чая. Наш образ жизни задается пространством точно также, как окружающая среда формирует нас самих. А если перефразировать Гиппократа «Мы есть то, что мы едим», мы также есть также то, что мы читаем. Поэтому, поменьше социального контента, побольше глубокой, качественной литературы.

Устройство человека подчинено определенным ритмам: вдох-выдох, сон-бодрствование, работа-отдых. Перекос в любом из этих выверенных природой тактов нарушает гармонию и мешает гармоничному течению нашей жизни. Подумайте, какой образ жизни сделал бы вас счастливыми? Какие привычки вы бы хотели внести в свой уклад? Способствует ли пространство, в котором вы живете, формированию вашего желаемого образа жизни? Если нет, то пора начать перемены.

Фен-шуй для счастливой жизни: lifebalancearchitecture.com





error: Контент защищен !!