Методики развития ораторского мастерства. Несколько советов по освоению ораторского мастерства

Искусство красноречия имеет большое значение, ведь человек своим словом может убедить людей в чем угодно. Хорошая речь и в личной жизни и в карьере является визитной карточкой. Поэтому многие хотели бы знать, как развить красноречие. Подобный навык безусловно необходим в личном саморазвитии. Существуют специальные тренинги и курсы по ораторскому искусству. Но красноречию можно учиться и самостоятельно. Простые рекомендации и специальные приемы помогут улучшить навыки общения.

Слово красноречие имеет различные понятия. Это умение построить аргументированную речь, возможность общаться на разнообразные темы и умение подать свою мысль так, чтобы она казалась достойной внимания слушателя. Чтобы научиться стройно и четко высказывать свои мысли, была создана специальная наука – риторика. У подобного учения есть определенные достоинства:

  1. Красноречие представляет собой навыки и приемы убеждения. Если человек грамотно может подбирать слова, то его аргументацию сложно опровергнуть.
  2. С его помощью можно выражать свои мысли четко и без долгих пауз.
  3. Умение прекрасно говорить создает впечатление достоверности размышлений. У большинства людей присутствует стереотип, что кто верно мыслит – хорошо излагает.

Развитие красноречия зависит от настроя и душевного состояния, которое влияет на качество речи. Умение перебороть свой страх и нервозность – отображается в способности говорить. Дополнительную уверенность придает качественная подготовка к выступлению. Опытные ораторы перед выступлением планируют и репетируют не только доклад, но и мимику, жестикуляцию и даже позу.

Риторика как наука необходима в образовательной сфере, где применяется академическое красноречие. Видом ораторского мастерства считается политическое красноречие, которое отличается доступностью и простотой выражений, убеждающей силой и способностью заражать идеей многих людей. Мастерство ведения коммуникаций необходимо в сфере бизнеса. Важной частью деловых отношений являются переговоры, презентации и заключения договоров.

Основные правила создания красивой речи

Наука красноречия предполагает тренировку голосовых связок, чтобы обладать приятным тембром. Также нужно заполнять свой словарный запас и не использовать тавтологий.

Какие упражнения помогут стать красноречивее?

Редко люди сразу же рождаются со способностями придумывать оригинальные речевые обороты, большинству данному умению приходится долго учиться. Именно для тренировки данного навыка и представлены следующие упражнения:

  1. Берется текст из любого источника и в нем зачеркиваются карандашом разные слова. Затем отрывок читается вслух, и на ходу нужно подменять перечеркнутые слова синонимами.
  2. Выбирается любая тема, и в течение 4-5 минут нужно говорить только на эту тему. Причем вести рассказ необходимо без запинок и ровно.
  3. Развивать красноречие поможет упражнение на креативность. Необходимо рассуждать на фантастические и самые необычные темы. Например: если бы не изобрели электричество, если бы сказки ожили или если бы в современном мире жили динозавры. При ответе нужно полностью раскрывать тему со всеми мельчайшими подробностями.
  4. Нужно брать слова из толкового словаря, начиная с простых, и самостоятельно давать им определение своими словами.
  5. Важное упражнение – поиск прилагательных. Нужно взять любое слово и подобрать к нему пять прилагательных, которые к нему подходят по смыслу, а потом пять, которые не подходят.

Все эти упражнения помогут понять: как развить красноречие. Специалисты советуют ежедневно вычитывать значение нового слова, подбирать к случайным словам множество синонимов и записывать свою речь на диктофон.

Какие книги стоит прочитать?

При ответе на вопрос как научиться красноречию — полезно изучать специальную литературу. Для этого не обязательно изучать словарь, существуют разнообразные обучающие и интересные пособия.

В самостоятельном обучении пригодятся следующие развивающие книги:

  • Повысить культуру речи и добиться выразительности речевых оборотов поможет книга Ирины Голуб «Искусство риторики. Пособие по красноречию».
  • Практические советы и рекомендации представлены в произведении Радислава Гандапаса «Камасутра для оратора».
  • «Ораторское искусство для начинающих» О. Болсунова пользуется популярностью, благодаря тщательному анализу ошибок, которые допускают ораторы.
  • Книга «Черная риторика» Карстена Бредемайера включает упражнения и приемы, помогающие говорить убедительно и вести переговоры с правильной аргументацией.

Регулярное чтение художественной литературы также обогащает словарный запас. Классическая художественная литература позволяет изучить стилистическое изложение мыслей и в какой-то мере перенять красоту изложения слога.

Специализированная бизнес литература поможет научиться грамотно и профессионально общаться в сфере вашей деятельности.

Литература по психологии общения поможет правильной постановке логики речи. Здесь представлены различные категории: техники ведения переговоров, искусство общения и публичные выступления.

Литература по психологии общения обучает правильной постановке логики речи. Здесь представлены различные категории: техники ведения переговоров, искусство общения и публичные выступления.

При самостоятельном обучении стоит воспользоваться следующими советами:

  1. Необходимо следить за своей речью и обдуманно выбирать круг общения.
  2. Чтение книг позволит формировать богатый словарный запас и повышать объем знаний.
  3. Лучше говорить немного, но только по делу. Нужно стремиться, чтобы каждая произнесенная фраза была яркой и полноценной.
  4. Речь для публичного выступления рекомендуется предварительно готовить. К импровизации важно подготовиться морально.
  5. Говорить нужно отчетливо, спокойно и громко, но не крикливо.
  6. При чтении доклада нужно смотреть на людей, а не на бумаги.
  7. С помощью пауз необходимо выделять формулировки и важные слова.

Профессиональный подход предполагает поиск собственного стиля в ораторском искусстве. Поставленная речь помогает утвердить свои убеждения и повлиять на людей, но при этом нельзя навязывать свое мнение. Важно убеждать ту аудиторию, которая готова слушать.

Необходимо приобретать опыт, ведь только практика поможет оттачивать мастерство.

Не менее важным считается вопрос: как улучшить красоту речи у своего ребенка. Подобное умение позволит не только хорошо отвечать у доски, но и стать успешным человеком в будущем. Для этого рекомендуется читать книги, слушать аудио сказки и устраивать домашние представления. Необходимо побуждать ребенка говорить и задавать ему при этом наводящие вопросы.

Регулярные занятия и упорный труд в развитии красноречия способны сделать из практически любого человека настоящего оратора.

Как известно, впечатления людей от общения друг с другом на 55 процентов основаны на языке тела, на 38 процентов - на тембре голоса и дикции и лишь на 7 процентов - на словах, которые они произносят. Поэтому проблема хорошего голоса для человека чрезвычайно актуальна, поскольку определяет почти 40 процентов его жизненного успеха.

Очень важно правильно дышать. И первые несколько упражнений научат нас этому:

1. Сделать вдох на счет 1, 2, 3, 4, на 5, 6 - задержать дыхание, на счет 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 - выдох.

2. Повторить задание упражнения 1, но при выдохе считайте вслух: 7, 8...15.

3. Сделать короткий вдох, немного задержать дыхание, при выдохе начать считать: 1, 2, 3, 4 и т.д. Темп счета не ускорять, воздух не добирать.

4. Произнести скороговорку-считалку, сделав вдох в месте, указанном *, и продолжить на выдохе, насколько хватит воздуха: "Как на горке, на пригорке cтоят тридцать три Егорки*: раз - Егорка, два - Егорка, три - Егорка и так далее".

6. Это упражнение для тренировки диафрагмы. Произнести данный ниже текст, не закрывая рта. Можно представить, что вам поставили пломбу и нельзя закрывать рот:

Два часа не есть? Ужасно!
Я не завтракал напрасно.
Есть хочу как никогда!..
Два часа ждать? Ерунда!
Есть характер, воля есть,
Раз нельзя - не стану есть!

Мы на верном пути и следующие упражнения направлены на развитие самого голоса : его силы, подвижности и благозвучности

7. Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз.

8. Произносите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением: "Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали... быстро ехали... быстро ехали".

9. Произнесите протяжно и плавно (как при пении) слоги: ми, мэ, ма, мо, му, мы.

Впереди самое интересное, приближающее нас к успеху выступлений перед любой аудиторией: упражнения для развития дикции.

10. Произнесите трудные сочетания звуков сначала медленно, затем быстрее:

Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, ккждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.

11. Произнесите слова с трудными сочетаниями согласных сначала медленно, затем быстрее:

Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, сверхзвуковой, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть.

12. Потренируйтесь в произношении долгих согласных:

К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть;

13. Работу над сочетанием звуков можно проводить в форме игры, используя звукоподражания:

  • Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди!
  • Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!
  • Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!

14. Произнесите скороговорки с трудными сочетаниями или чередованиями согласных звуков:

  • Расскажите про покупки. - Про какие про покупки? - Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
  • Купи кипу пик.
  • Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с перепеленочком.
  • Стоит, стоит у ворот бык тупогубоширокорот.
  • Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, кован колокол, да не по-колоковски; надо колпак переколпаковать да перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать да перевыколоковать.

Это небольшая часть существующих упражнений направленных на развитие речи и голоса. Но если уделять таким тренировкам 15 минут в день, можно научиться владеть своим голосом и с легкостью располагать к себе окружающих.

«Поэтом рождаются, а оратором человек становится сам» (Марк Туллий Цицерон)

Даже такой знаменитый оратор 20 века, как «Железная леди» Маргарет Тэтчер с рождения имела визгливый голос, не очень приятный для слуха. Она терялась перед многочисленной аудиторией, пугалась сотен людских глаз, при этом забывала слова и не знала, куда смотреть.

Но на самом деле «железной» Тэтчер стала потом. Прекрасно поняв и осознав то, что без ораторского искусства она не сможет добиться значительных успехов в политике, Маргарет начала работать над собой. «Железная леди» записалась на занятия по постановке голоса, проходила курсы ораторского мастерства.

Долгие месяцы подготовок к публичной речи, репетиций и проб, консультации преподавателя театрального искусства, опытного имиджмейкера привели ее к тому результату, о котором мы все хорошо знаем.

Как видите, стать великим оратором может каждый из нас. Главное – это желание . Если оно есть, значит, первый шаг на пути вашего постижения искусства красноречия уже сделан.

Продолжение следует...

Поэтами рождаются, ораторами делаются

Цицерон

Знаменитое изречение Цицерона открывает великую истину. Всему можно научиться.

Дар красноречия не дается от рождения, он приобретается, благодаря упорному труду и постоянным тренировкам.

Таким образом, чтобы по-настоящему постичь ораторское искусство, упражнения и тренировки должны быть систематическими и постоянными. Специалисты рекомендуют проводить их не менее одного раза в неделю.

Умелого владения речью и свободного выражения мыслей можно добиться с помощью не очень сложных, но регулярных упражнений. Рекомендуется выполнять их 20-30 раз в течение дня.

Громкое чтение вслух

Взяв любую газетную или журнальную статью, нужно читать ее вслух громко, обращаясь к воображаемой аудитории. При чтении необходимо стараться немного забегать вперед, запоминая написанное небольшим отрывком, чтобы затем воспроизвести его.

Воспроизведение смысла прочитанного

Отрывок, состоящий из двух-пяти предложений, прочитывается и пересказывается. При этом преследуется цель – запоминать детали, для чего используется по возможности дословный пересказ. Необходимо пытаться формулировать мысли и речь, рассказывая прочитанное своими словами.

Развитие речевого мышления

Приемы ораторского искусства включают в себя такое понятие, как «речевое мышление», конкретно это означает, что предложение или фраза строятся на основе ключевых слов или ключевых предложений. Эти слова побуждают оратора строить предложения и раскрывать мысль вокруг основных ключевых слов.

Таким образом, ключевые слова становятся некими неподвижными точками, вокруг которых происходит свободное движение других слов. Менеджер находит точки опоры и «вращает» вокруг них мысль в разных формулировках. Находить эти ключевые слова и их новые формулировки и есть то самое занятие в данном упражнении.

Модификацией этого упражнения служит еще одно: прочитать вслух половину предложения и продолжить его своими словами. Здесь же полезен тренинг на дефиницию - формулировку понятий. Данное упражнение позволит менеджеру, как и любому оратору, научиться, как можно более конкретно формулировать определение предмета, выявляя и определяя его сущность точно, ясно и емко.

Рассказывание историй

Взяв любую историю, анекдот или заметку необходимо рассказать их ярко, живо, образно и увлекательно. Это может быть история жизни или одного прожитого дня. Например, один день из жизни менеджера. Для длинного рассказа можно мысленно разработать краткий план.

Начало рассказа или истории всегда должно быть интригующим, заинтересовывающим и иметь оттенок напряжения. Во время кульминации рассказа напряжение достигает пика, а окончание истории дает слушателю возможность расслабиться и перевести дыхание, при этом, напряжение спадает.

Не стоит заострять внимание на ошибках или заминках в речи. Скорее всего, слушатели не заподозрят в них произвольных пауз, поэтому те будут выглядеть естественно. Но после все же стоит позаботиться и устранить возникшие помехи.

Перефразирование делового сообщения

Задание заключается в том, чтобы воспроизвести в свободной форме своими словами суть и содержание газетной заметки или статьи на основе выбранных из нее ключевых слов. Статья перефразируется несколько раз. При этом необходимо сжать ее содержание, уместив в одно предложение и расширить его, добавив собственное мнение.

Речь должна быть связной, плавной, без вынужденных и неоправданных задержек, пауз. В упражнении необходимо добиться перефразирования хотя бы десяти предложений. К этому же упражнению можно отнести описание картины и изображенных на ней образов, деталей, взаимных связей между ними.

Тематическое сообщение

Выбрав какую-либо тему, например, хобби, необходимо сделать пятиминутное сообщение по этой теме. Обращаясь к воображаемым слушателям, нужно чередовать, произнося речь один раз вслух, а другой раз - мысленно, про себя.

В упражнении лучше придерживаться следующей тактики: в начале сообщения использовать ключевые слова, а заканчивать его в свободной форме. При этом не стоит сосредотачиваться на правильности построения фраз, а сделать акцент на плавном и спокойном течении речи. Если произошла ошибка в сказанном слове или предложении, не останавливаться, спокойно закончить предложение. Для того чтобы отследить ошибки, лучше наговаривать сообщение на диктофон.

Ораторское мастерство и искусство речи, упражнения риторики подразумевают постоянное пополнение словарного запаса. Это очень важная часть тренировки. Богатый лексикон поможет сделать язык, речь и ее стиль разнообразным и уникальным.

Изучение речи других ораторов

Наблюдение, слушание и постоянное изучение речи других ораторов - хорошая практика. Слушая доклады, дискуссии, передачи, проповеди, менеджеру следует анализировать услышанное с позиции содержания и с позиции характеристики речи.

К первой позиции относится анализ подачи содержания, соответствия плану, логичность изложения, образность, стилистические приемы. Ко второй принадлежат оценка силы голоса, высоты тембра, ударения, насколько плавно оратор произносит речь, его артикуляции и жестикуляции.

Анализ речи

Слушать речи ораторов, известных политиков, знаменитых личностей, приняв за основу анализа риторические средства - одно из полезных и эффективных тренингов. При этом следует обращать внимание на:

  • то, как оратор делает вступление и заключение;
  • употребляет сравнения;
  • образность речи;
  • наличие повторов, преувеличений и противопоставлений;
  • игру слов.

При этом непременно нужно замечать то, где и как происходит увеличение напряжения речи и его спад, а также следить за другими средствами воздействия речи, употребляемыми оратором.

Практика через дискуссии

Самым эффективным методом были и остаются практические упражнения, ораторское мастерство оттачивается на дискуссиях. Можно начать практиковаться в кругу друзей или коллег, лишь кратковременно вступая в полемику и высказываясь по поводу тех или иных вопросов.

Такая практика поможет постепенно перейти к выступлениям перед более широкой и менее знакомой аудиторией. Менеджер или торговый агент должен учиться говорить, дискутировать, выслушивать оппонентов и отстаивать свою точку зрения.

Выступление с докладом

Вот и подошло время настоящего выступления или первой серьезной речи. Подготовка самостоятельного делового сообщения - еще один способ, как развить ораторское искусство. При подготовке делового сообщения лучше выбрать хорошо знакомую тему.

На протяжении подготовки, а также в процессе всего выступления, необходимо постоянно задаваться вопросом, какими риторическими средствами можно дополнить речь, чтобы она выглядела наглядно, органично, пластично и доступно. Может быть, нужно представить аудитории карты, схемы или графики.

Нужно постараться сделать привлекательное и несухое начало, чтобы слушатели с первых слов начинали вслушиваться в речь и приходили в состояние напряженного внимания. Для этого менеджер или торговый агент должен постоянно ставить себя на место слушателя.

Например, голые цифры не будут говорить слушателю о многом, но если предоставить наглядный пример и связать эти цифры с жизнью, они оживут, обретут «плоть и кровь», заденут, затронут, тогда слова будут цеплять. А ведь этого и должен добиться оратор.

Пользуясь техникой побуждения к размышлению, хорошим началом будет неожиданный вопрос или утверждение. Это вызовет в слушателе, во-первых, интерес, во-вторых, даст толчок поразмышлять над услышанным. По мере того, как менеджер или любой другой оратор будет приводить факты, необходимо также и давать решение обсуждаемой проблемы, если в речи таковая затрагивается.

Если в докладе или деловом сообщении менеджер начинает приводить свое личное мнение, значит, он перешел к речи с выражением мнения. В таком случае необходимо разграничивать, что относится к деловому сообщению, а что является личным мнением и интерпретируется собственно докладчиком.

Выразительная речь - должна стать одним из основных инструментов не только мастеров красноречия, но и каждого торгового агента или менеджера. Развивать риторические способности необходимо постоянно. Помогут усовершенствовать ораторское искусство упражнения видео онлайн.

Умение красиво разговаривать стоит того, чтобы потратить часть своего времени на обучение. В голове мгновенно возникает оратор, каждому слову которого внимает большое количество людей. На самом деле всё обстоит несколько иначе. Как научиться красиво говорить – вопрос, который должен вызывать живой интерес у практически каждого человека.

Многообразие ежедневных контактов

Каждый из нас живёт среди людей. Новый день приносит множество контактов. Среди них - общение со старыми знакомыми, коллегами по работе, родными людьми и случайными встречными. Поэтому для многих из нас вопрос, как научиться красиво говорить, очень важен. Если нас слушают и правильно понимают, то мы быстро получаем желаемое.

Это могут быть короткие диалоги, касающиеся бытовых тем:

  1. Покупки хлеба в магазине.
  2. Заказа официанту.
  3. Расчёта с курьером.

Немаловажное значение имеет общение в семье, которому обычно не уделяется особенного значения. Ведь такие диалоги происходят в непринуждённой атмосфере. Уже сложнее выступить на собрании перед сослуживцами, рассказывая им об особенностях нового проекта. Поэтому вопрос, как научиться красиво говорить, волнует практически каждого.

Какие из выступлений имеют наибольшую важность

Самыми сложными нам представляются выступления на рабочем месте. От собраний или важных встреч зависит наша карьера, то есть заработок и уровень жизни. Немаловажное значение имеет репутация и успешность среди коллег.

Но как же сделать так, чтобы выступление оказалось интересным? Нужно уметь привлечь внимание слушателей. Но интересной и актуальной темы для этого недостаточно. Как научиться красиво говорить, – волнует многих строящих карьеру людей. Очень сложно разработать хороший проект. И просто представить его неудачно. Это возможно только потому, что для презентации не хватает коммуникативных навыков.

Чтобы предмет разговора был интересен слушателям, нужно изъясняться грамотно и понятно. А ведь в большинстве своём люди разговаривают по-разному. Для некоторых свойственно испытывать сложности при общении. В результате предмет разговора несложно привести в тупик.

За собой способны увлечь люди, которые умеют правильно высказывать мысли. Нужно стремиться научиться преподносить информацию собеседникам красочно. В этом также состоит ораторское искусство. Наилучшими помощниками и здесь являются книги.

Расширение словарного запаса

Чтобы чувствовать себя свободно при выражении мыслей, легко находить нужные слова, следует заниматься самообучением и обогащением словарного запаса. Для этой цели можно использовать такое подручное средство, как телевизор. Только с этой целью предпочтительнее находиться дома в одиночестве. Нужно лишь включить новостную передачу и подражать диктору. Также следует выдерживать все паузы. В результате словарный запас увеличится, а речь станет более ровной.

С целью очистки речи очень удобно использовать диктофон, который сейчас есть в любом мобильном телефоне. Нужно сделать запись разговора с приятелем, а затем прослушать её. Следует выявить все ненужные слова и подсчитать их количество.

Так как мы учимся красиво говорить, нужно постараться избавиться от всех лишних слов. Сделать это довольно непросто. Работа над собой предполагает контролирование каждого сказанного слова. С течением времени получится сделать свою речь правильной.

Избавление от страха перед публикой

Общение перед аудиторией малознакомых слушателей или с коллегами часто омрачается стеснением, волнением, ощущением скованности. Но даже на торжестве высказать вслух поздравление очень сложно. На Дне рождения, свадьбе, юбилее несложно испытать волнение, выступая перед гостями. Мы учимся красиво говорить, поэтому нужно обдумать свою речь заранее, записать её на бумаге. Это позволит её запомнить и лучше выступить перед публикой.

На тему своей деятельности человек часто способен рассказать очень многое. В этом случае формирование словарного запаса осуществляется непроизвольно и за счёт ежедневного повторения похожих фраз и терминов.

Простое упражнение

Для этого упражнения требуется зеркало. Нужно стать перед ним и рассказать о произошедших за день событиях. Разговаривать нужно только с собой, поэтому предпочтительнее находиться дома в одиночестве.

Предпочтительнее записать выступление на видео. Таким образом, при его просматривании можно будет выявить все ненужные и отталкивающие жесты. После этого следует поработать над их устранением. После целенаправленных усилий получится красиво говорить. Упражнения, направленные на улучшение коммуникативных навыков, не требуют большого количества времени. Но работать нужно регулярно и целенаправленно.

Не стоит придерживаться исключительной серьёзности. Следует задуматься о том, каким образом люди будут воспринимать мимику оратора. Выражение лица должно быть в меру официальным и располагающим. Не стоит забывать о приятной лёгкой улыбке. Чтобы достичь результата, нужно посвятить тренировке несколько дней как минимум.

Важность техники речи

Выступление должно звучать красиво. Без улучшения работы речевого аппарата немыслимо повышение уровня речевой культуры. Слушателей не должны раздражать скомканные фразы, несвязная речь, а также проблемы с правильным сочетанием слов. Впечатление от подобной речи, мягко говоря, малоприятное. Смысл сказанного полностью искажается, поэтому слушатели быстро теряют интерес к оратору.

Техника речи должна быть проработана, поэтому нужно укрепить голос и дыхание. При этом огромное значение имеет вырабатывание хорошей дикции и правильного произношения.

Упражнения для развития дыхания предполагают его экономное расходование. Для этой цели можно использовать тексты из художественных книг. Вдохи следует делать после окончания предложений. При этом они не должны быть слышными.

Работа с произношением звуков

Техника речи существенно развивается при выполнении ряда упражнений. Они представлены разнообразными сочетаниями гласных звуков. Например:

  1. и, о, ы, у, э, а.
  2. и-э, и-а, и-о, и-у.
  3. а-о, а-у, а-и, а-ы.
  4. э-о, э-у, э-а, э-и.
  5. у-о, у-и, у-ы, у-а.
  6. о-ы, о-и, о-э, о-у.

Выполнение упражнений состоит в том, чтобы отыскать правильное голосоначало. Оно представляет собой ясные и чистые звуки, произношение которых не требует напряжения. Темп при этом должен быть различным. Выполняя упражнение, голос следует понижать и повышать. Так как говорить красиво и грамотно нужно многим из нас, то предпочтительнее потратить время на регулярное выполнение простых заданий.

Упражнения, улучшающие технику речи, также следует делать с сонорными согласными звуками н, м, в, л, которые сочетаются с гласными э, о, а, и, у, ы. Примеры:

  1. ми, ма, мо, мэ, му, мы.
  2. ли, лу, лэ, ло, лы, ла.
  3. ни, ну, но, нэ, ны, на.
  4. мммомм, мммымм, мммумм.
  5. мммимм, мммамм, мммэмм.
  6. ллломм, лллымм, лллумм.
  7. лллимм, ллламм, лллэмм.
  8. ннномм, нннымм, нннумм.
  9. нннимм, нннамм, нннэмм.

Использование скороговорок

Чтобы улучшить красоту дикции, следует вспомнить о скороговорках. Сначала они должны читаться без участия голоса. Следует лишь совершать правильные движения при помощи языка и губ. Затем упражнение нужно произнести вслух. Темп должен быть выбран абсолютно разный. При этом текст нужно сочетать с правильным дыханием. То есть после прочтения скороговорки нужно делать неслышный вдох.

  1. Купи кипу пик.
  2. Стоит копна с подприкопенком.
  3. Ткет ткач ткань.
  4. Ложечка моя желобовыгибистая.

Что значит красиво говорить, если не владеть своим голосом в совершенстве? Для этого, разумеется, нужно потрудиться. К выполнению упражнений следует относиться с должным вниманием. Но результат оправдает все трудозатраты. Ведь действительно приятно красиво разговаривать на служебных собраниях, корпоративных мероприятиях и просто в кругу знакомых. Нельзя делать себе поблажки, следует относиться к репетициям с должной долей серьёзности. Если упражнение не выполнено правильно, то его нужно повторять до того момента, пока не начнёт получаться.

Надеемся, данная статья оказалась для вас полезной и интересной, и вы узнали, как научиться красиво говорить.

Зрительный контакт – одна из ключевых тем на тренинге ораторского искусства. Если во время разговора не смотришь собеседнику в глаза, ни о каком эффективном (да и просто нормальном) общении не может быть и речи.

Смотреть нужно обязательно – это аксиома ораторского искусства. Но остается вопрос, как смотреть. Этой темой в очередной раз заинтересовались ученые – о результатах исследования пишет журнал Royal Society Open Science.
По сути, ученые подтвердили то, что было известно уже давно: взгляд не должен быть ни слишком коротким, ни слишком долгим. Когда человек сразу же отводит глаза, это может восприниматься как недоверие, стеснение или скрытность; в то же время слишком пристальный взгляд заставляет человека чувствовать себя как на допросе.
Но на этих выводах исследователи не остановились. Во время эксперимента участникам показывали видео – актер, смотрящий с экрана на зрителей. В тот момент, когда возникал дискомфорт, добровольцы должны были нажать на кнопку. Это позволило установить примерную продолжительность идеального визуального контакта – 3,3 секунды.
Это, конечно, не говорит о том, что с завтрашнего дня нужно начинать засекать время и брать секундомер на встречи. Главное, не забывать о золотом правиле: естественный взгляд – это когда смотришь в глаза собеседнику, а потом взгляд отводишь, потом снова смотришь и т.д. Отработать этот навык можно как на тренинге ораторского искусства, так и самостоятельно.

Тренинг ораторского искусства — возможность получить базовые знания, отработать ключевые навыки общения, выступления, презентации… Но чтобы эти навыки не остались в стенах аудитории, очень важно стараться сразу же использовать услышанное и увиденное в реальной жизни.

«Но у меня нет большой аудитории для тренировок», — такой аргумент приходится слышать постоянно. Большая аудитория — это, конечно, идеальный вариант, но не единственный. Чтобы отработать основные навыки, которые и составляют ораторское искусство, достаточно двух-трех слушателей. А вот они есть у каждого (если речь не об абсолютно одиноком человеке).

Первое — разумеется, семья: самые близкие люди могу стать идеальными «подопытными кроликами». Хотя бы просто потому что они вынуждены нас терпеть. А если серьезно, им даже понравится, — неоднократно в этом убеждался на примере моих учеников. Итак, возвращаемся с работы и вместо «- Как дела? — Нормально!» рассказываем жене (мужу, маме, папе, сестре, другу…) о том, что интересного произошло за день. Самое главное, чтобы монолог был подготовлен. То есть мы изначально продумываем, что расскажем. Наверное, звучит странно: неужели к разговору с родственниками нужно готовиться? Но в этом как раз и суть: когда мы просто болтаем, обмениваясь короткими предложениями, — это не тренировка. Если же мы выбрали тему, продумали текст (не 2-3 предложения, а хотя бы минутное повествование) — это уже полноценное упражнение.

И самое интересное, что у многих людей благодаря этому упражнению не только совершенствуется ораторское искусство, но и улучшаются отношения в семье. Один из моих учеников рассказывал, что жена к длинным вечерним беседам вначале отнеслась настороженно, не понимая, что происходит: раньше из мужа и слова не вытянешь, а теперь приходит на кухню, часами готов беседовать. Даже спрашивала, не случилось ли что. А потом их посиделки превратились в традицию: и супруги уже не представляют вечера без разговора на кухне.

Еще один парень говорил, что его мама была счастлива, когда он, наконец, стал рассказывать о своей жизни. Как-то она призналась, что раньше очень обижалась, когда тот по телефону произносил только привычное «нормально». Теперь они любят поболтать, причем не только о работе, но и обсудить новости.

Точно так же слушателями могут выступать друзья, коллеги по работе — то есть аудитория есть всегда. Главное, оглянуться.

Флипчарт – конечно, штука полезная, но запросто может убить презентацию. Потому что даже таким, казалось бы, простым инструментом нужно уметь пользоваться – на тренинге ораторского искусства мы обязательно уделяем внимание и этой теме.

Много раз на самых разных презентациях приходилось наблюдать довольно забавные картинки. Например, ведущий динамично рассказывает, аудитория ловит каждое его слово, но… наступает момент, когда нужно что-то изобразить на флипчарте. Оратор берет фломастер, пытается провести прямую линию, но получается волна во время 7-балльного шторма. Он старательно все стирает, снова пробудет изобразить прямую… И все это в полной тишине – слышно только пыхтение «художника», утомившегося после 77-ой попытки. В итоге, то ораторское искусство, которое во время презентации продемонстрировал выступающий, перечеркнуто одной (точнее 77-ю) линиями.

Рисунок во время презентации – то, что нужно обязательно продумать заранее. Причем желательно не использовать слишком сложные схемы, тем более, если не хватает таланта чертежника или художника. Но даже если рисунок простой, всегда лучше потренироваться: изобразить его дома раз 5-6 и убедиться, что справишься с ним даже с закрытыми глазами. Это позволит избежать и еще одной проблемы, которая часто возникает во время презентаций. Выступающий рисует схему, потом говорит: «Ой, не так!» И начинает заново. Потом уже в готовом рисунке что-то меняет, исправляет – и снова молчание, и снова напряженное пыхтение.

Ну а если даже тренировки не помогают и прямые линии никак не ложатся на лист, есть очень простой вариант – заранее тонким карандашом наметить рисунок, а во время презентации просто обвести его фломастером. Многие участники, отрабатывая взаимодействия с флипчартом на тренинге ораторского искусства, выбирают именно такой способ и удивляются, как это они раньше сами до этого не додумались.

В детстве мы обожали игру «Города» – она всегда приходила на помощь, когда от остальных развлечений уставали. На даче вечером садимся на лавочке и начинаем: Москва – Амстердам – Минск – Краснодар – Рига…

Принцип этой игры лег в основу упражнения, которое мы постоянно выполняем на тренингах ораторского искусства. Один из участников произносит любое предложение, например, «Когда поступил в университет, тогда первые и стал задумываться над тем, как научиться говорить красиво». С последнего слова – «красиво» – должен начать свое предложение следующий участник: «Красиво – значит, понятно, логично, эмоционально, а главное, просто». Теперь на «просто»: «Просто потому что без всего этого, без ораторского искусства не добьешься успеха». Для четвертого участника задача – придумать предложение, которое начинается со слова «успех»: «Успех во многом зависит от того, как ты умеешь себя показать, то есть от мастерства самопрезентации».

Идеальный вариант – если получается не просто придумать предложение на определенное слово, но и логично продолжить мысль предыдущего участника тренинга ораторского искусства.

Как-то после корпоративного тренинга ораторского искусства мне написал один из участников: «Я делаю, как вы говорили, выполняю упражнения, но все равно звонки получаются не очень эффективными». Договорились, что побуду рядом, когда он в очередной раз будет беседовать с клиентом по телефону. И вот менеджер набирает очередной номер и быстро-быстро начинает произносить текст. Причем такой спринтерский темп он сохраняет на протяжении всего разговора. После окончания беседы задаю только один вопрос:

— Клиент говорил быстро или медленно?
— Не знаю, как-то не обратил внимание…

В этом и проблема: чтобы собеседнику было комфортно, нужно постараться подстроиться под темп его речи – это одно из базовых правил ораторского искусства. Клиент говорил спокойно, медленно, и вполне возможно, что такой быстрый темп менеджера его просто раздражал. Ну а раздражение – не самое лучшее начало для успешной продажи.

Большинство людей, кстати, подстраиваются интуитивно – это даже и тренировать не нужно. Просто когда с тобой беседуют тихим голосом, ты тоже начинаешь говорить тише; собеседник сбавил темп – поступаешь так же. Если же сама собой подстройка не происходит, ее нужно тренировать. На тренинге ораторского искусства мы используем такое упражнение:

Вот пример. Выделенные предложения читаем медленно, остальные – быстро.

Как научиться говорить красиво? Это очень долгий, длинный путь. Но пройти его можно гораздо быстрее, если ты занимаешься каждый день, если регулярно выполняешь упражнения. И пусть не все получается с первого раза, пусть ораторское искусство не постигается за один день, нужно спокойно двигаться к своей цели. Нужно быть настойчивым и упрямым, стремиться вперед, не замечая преграды. И тогда уже совсем скоро окружающие заметят изменения и уже у тебя начнут спрашивать: «Как научиться говорить красиво?»

Как часто приходится наблюдать (в том числе на тренингах ораторского искусства) выступления, которые могли бы стать отличными, но провалились, только потому что оратор не смотрел на слушателей! Успешной речи без зрительного контакта быть не может. Во-первых, аудитория воспринимает бегающие глаза или взгляд в пол/потолок как признак неуверенности в себе. Во-вторых, когда не смотришь на слушателей, не может быть полноценного эмоционального посыла, потому что эмоция следует именно за взглядом: смотришь в стенку – туда она и отправится.

Поэтому если приходится выступать перед аудиторией, зрительному контакту уделить внимание нужно обязательно. Это одна из основных составляющих ораторского искусства. Начинаем с диагностики: сами себе отвечаем на несколько вопросов.

  1. Когда я общаюсь с человеком один на один, смотрю ли я ему в глаза?
  2. Когда я иду по улице, не отвожу ли я испуганно взгляд, встретившись с кем-то глазами?
  3. Смотрю ли я на слушателей, когда выступаю перед аудиторией?
  4. Если смотрю, то замечаю ли лица или взгляд просто скользит по рядам?

Теперь по порядку.

  1. Конечно, во время диалога в глаза собеседнику смотреть нужно — об этом написано во всех книгах о том, как научиться говорить красиво. Понятно, что не пялится все время: естественное поведение – это когда мы смотрим в глаза, потом отводим взгляд, потом опять смотрим в глаза… Если так не получается, приступаем к тренировке. И здесь единственный вариант – себя заставить. Вначале сложно, не очень комфортно, но со временем такой зрительный контакт становится привычным.
  2. Пугаться, встретившись с прохожим взглядом, тоже не нужно. Нормальное поведение: смотрю на человека, а потом спокойно перевожу взгляд не в землю, а вперед – в направлении движения.
  3. Если во время выступления оратор смотрит в пол или потолок, нужно заставить себя обратить взгляд на аудиторию. Здесь только первый шаг сложный — так говорят все участники тренингов ораторского искусства. Потому что сделав его, понимаешь: ничего страшного в глазах слушателей нет.
  4. Зачастую выступающий вроде и смотрит на аудиторию, но при этом его взгляд бегает с лица на лицо. В итоге, и он не замечает конкретных слушателей, и те, в свою очередь, не чувствуют, что оратор обращается именно к ним. А главное, повторюсь, это считывается аудиторией как признак неуверенности в себе. Решаем эту проблему так же, как и предыдущие – заставляем себя посмотреть в глаза одному из слушателей (при этом рассказываем именно ему!), потом – второму, потом – третьему. Обычно на каждом человеке мы задерживаемся на 2-3 секунды. Но многим вначале проще увеличить это время до 5 секунд, чтобы избежать скользящего взгляда, а уже потом, когда визуальный контакт станет привычным, можно свободно регулировать временной промежуток.

Носки под углом 30 градусов, вектор силы от груди, одна нога чуть впереди, на нее – 60% веса тела… Это о классической позе оратора, описание которой кочует из статьи в статью. Все, конечно, правильно: классика есть классика. Но!

Как-то на наш тренинг ораторского искусства в Минске пришел 30-летний парень: широченные плечи, штаны цвета хаки, берцы. Во время выступления ноги у него были на одной линии, на ширине плеч, и мне бы в голову не пришло просить его одну ножку поставить чуть вперед, потом создать уголочек 30 градусов и в придачу, как написал один из авторов, подкорректировать позу «микродвижениями, причем не более, чем на несколько сантиметров». Представляю, как забавно бы это выглядело.

Поза этого парня – часть его (хотел написать «имиджа», но к нему это слово явно не походит) образа. Настоящий, стопроцентный мужик! И этим он привлекателен: мужская часть слушателей смотрит на него с уважением, женская – с восторгом. Так зачем вмешиваться и пытаться навязать ему что-то «правильное»?!

Или еще один пример. В статьях о том, как научиться говорить красиво, пишут, что нужно в большей степени опираться на переднюю ногу, как бы подаваясь навстречу аудитории. Если сделать наоборот, то возникнет ощущение, что вы отклоняетесь от слушателей, словно отстраняетесь от них. И опять все верно, но! Вот на фото Стив Джобс во время презентации: стоит, чуть отклонившись назад. И что? Разве создается ощущение, что кто-то от кого-то отстранился?!

Секрет правильной позы прост! Выступающему должно быть комфортно – это главный критерий. Так что, задумываться о своей позе стоит, если, например, не знаешь, куда деть руки, если ноги все время двигаются в произвольном направлении и никак не можешь их контролировать. В подобных случаях нужно попробовать разные варианты, и, возможно, как раз классический окажется самым подходящим.

А когда тело само знает, как ему себя вести, лучше не мешать.

Мне много раз приходилось бывать на самых разных научных конференциях. Слушаешь человека пятнадцать минут, внимательно слушаешь, но ответить потом, что хотел сказать оратор, не получается. А все потому что автор сам для себя не осознал, что он хочет сказать. Он выбрал тему, написал работу, но не сделал главного – не сформулировал в одном предложении основную идею выступления.

Научиться это делать и призвано упражнение «Главная мысль» – кстати, на тренингах ораторского искусства мы выполняем его регулярно. Итак, выбираем фильм и пытаемся в одном предложении рассказать, о чем он. Причем вариантов должно быть много, ведь на сюжет можно посмотреть с разных сторон.

Например, «Ирония судьбы». О чем это кино? Это история о том, как случай может полностью изменить жизнь. Или пропаганда алкоголя: напился – и получил красавицу-жену, да еще и с квартирой. Или просто новогодняя сказка, которая стала таким же атрибутом Нового года, как мандарины и оливье. Вариантов может быть несколько десятков.

Таким образом, вот и еще один ответ на вопрос, как научиться говорить красиво, – всегда нужно четко понимать, зачем ты вышел к аудитории. И это понимание должно выражаться в одном простом предложении.

А вот и еще один ответ на вопрос «Как научиться говорить красиво?». Красиво – это эмоционально, это ярко, это немонотонно.

Как раз с этим у многих и возникают проблемы. Человек не умеет менять темп, интонацию – в итоге, слушатели, даже очень заинтересованные, через пару минут (а то и раньше) начинают отвлекаться. Потому что ничего не цепляет, монотонная речь убаюкивает. А если аудитория не слушает, то о каком ораторском искусстве может идти речь?!

Наша задача – разбить монотонность, заставить себя правильно использовать паузы, четко расставлять логические ударения. Одно из упражнений, помогающих с этой задачей справиться, – «Музыка слов». Включаем красивую мелодию и пытаемся под нее читать разные тексты. При этом музыка не звучит параллельно, она становится частью чтения, мы четко ловим такты, чтобы они идеально совпадали с фразами.

Начать можно со стихов, а уже потом то же самое делать с текстами на самые разные темы. Упражнение заставляет уйти от монотонности, потом этот навык переносится и на другие выступления (уже без музыки) – и мы становимся на шаг ближе к тому, что называется «ораторское искусство».

«Как научиться говорить красиво?» — именно с таким вопросом большинство людей приходит на тренинг ораторского искусства. При этом под «говорить красиво» многие подразумевают «как в книгах». Но книги – это, во-первых, письменная речь, которая живет по совсем другим законам: писать и говорить – абсолютно разные вещи. Во-вторых, когда человек хочет говорить, как герои книг, он чаще всего имеет в виду классическую литературу. Но написаны эти произведения были много лет назад, с тех пор мир изменился, люди изменились, язык изменился. Говорить сегодня языком классики – это как пользоваться почтовыми голубями вместо телефона и Интернета.
Но это не значит, что не нужно стараться научиться говорить красиво. Нужно, конечно! Просто важно понимать, что красиво – не значит, сложно, витиевато. Красиво – это четко, последовательно, логично, эмоционально…

И просто! Это не говорит о том, что нужно использовать предложения из трех слов, — речь о другом: выражаться нужно так, чтобы тебя сразу понимали, чтобы мысль была определенная и ясная. Это и есть современное ораторское искусство.

Научиться даже сложные мысли выражать просто поможет упражнение «Проще не бывает». Берем классическое произведение, читаем отрывок и пытаемся пересказать его своими словами. Например, фрагмент из романа «Война и мир» Льва Толстого.

«Когда он в первый день, встав рано утром, вышел на заре из балагана и увидал сначала темные купола, кресты Ново-Девичьего монастыря, увидал морозную росу на пыльной траве, увидал холмы Воробьевых гор и извивающийся над рекою и скрывающийся в лиловой дали лесистый берег, когда ощутил прикосновение свежего воздуха и услыхал звуки летевших из Москвы через поле галок и когда потом вдруг брызнуло светом с востока и торжественно выплыл край солнца из-за тучи, и купола, и кресты, и роса, и даль, и река, все заиграло в радостном свете, – Пьер почувствовал новое, не испытанное им чувство радости и крепости жизни.
И чувство это не только не покидало его во все время плена, но, напротив, возрастало в нем по мере того, как увеличивались трудности его положения.
Чувство это готовности на все, нравственной подобранности еще более поддерживалось в Пьере тем высоким мнением, которое, вскоре по его вступлении в балаган, установилось о нем между его товарищами. Пьер с своим знанием языков, с тем уважением, которое ему оказывали французы, с своей простотой, отдававший все, что у него просили (он получал офицерские три рубля в неделю), с своей силой, которую он показал солдатам, вдавливая гвозди в стену балагана, с кротостью, которую он выказывал в обращении с товарищами, с своей непонятной для них способностью сидеть неподвижно и, ничего не делая, думать, представлялся солдатам несколько таинственным и высшим существом. Те самые свойства его, которые в том свете, в котором он жил прежде, были для него если не вредны, то стеснительны – его сила, пренебрежение к удобствам жизни, рассеянность, простота, – здесь, между этими людьми, давали ему положение почти героя. И Пьер чувствовал, что этот взгляд обязывал его».

Иллюстрация: kinopoisk.ru.





error: Контент защищен !!