I. Как познавалась вселенная








Долгое время центром Вселенной считалась Земля. 4) Система мира по Аристотелю (философ). Центр – неподвижная Земля, вокруг – 8 вращающихся сфер (они твердые и прозрачные). На сферах неподвижно закреплены небесные тела. 9-ая сфера обеспечивает движение остальных сфер – двигатель Вселенной. Ограничивает Вселенную неподвижная сфера звезд.






Много веков господствовало учение Птолемея, но в средние века начали активно развиваться наука и торговля… В 14 – 16 вв. были открыты Португалия и Испания – это изменило географическую карту мира. Кругосветное путешествие Ф. Магеллана окончательно доказало шарообразность нашей планеты.


Система мира по Копернику 7) Система мира по Н. Копернику. Николай Коперник создал новую модель Вселенной. Он наблюдал за небесными телами, изучал труды, производил математические расчеты. 1) Земля вращается вокруг Солнца 2) Центр мира – Солнце 3) Планеты вращаются вокруг Солнца и вокруг совей оси 4) Звезды неподвижны, они находятся на огромных расстояниях от Земли и образуют сферу, которая ограничивает Вселенную.


Нет единого центра 2) Солнце – центр Солнечной системы 3) Солнце – это одна из звезд, их много и, возможно где-то еще есть жизнь 8) П" title="Учение Н. Коперника поддерживали многие ученые, они распространяли знания и углубляли их. 1) Вселенная бесконечна => нет единого центра 2) Солнце – центр Солнечной системы 3) Солнце – это одна из звезд, их много и, возможно где-то еще есть жизнь 8) П" class="link_thumb"> 11 Учение Н. Коперника поддерживали многие ученые, они распространяли знания и углубляли их. 1) Вселенная бесконечна => нет единого центра 2) Солнце – центр Солнечной системы 3) Солнце – это одна из звезд, их много и, возможно где-то еще есть жизнь 8) Продолжил учение Коперника Джордано Бруно нет единого центра 2) Солнце – центр Солнечной системы 3) Солнце – это одна из звезд, их много и, возможно где-то еще есть жизнь 8) П"> нет единого центра 2) Солнце – центр Солнечной системы 3) Солнце – это одна из звезд, их много и, возможно где-то еще есть жизнь 8) Продолжил учение Коперника Джордано Бруно"> нет единого центра 2) Солнце – центр Солнечной системы 3) Солнце – это одна из звезд, их много и, возможно где-то еще есть жизнь 8) П" title="Учение Н. Коперника поддерживали многие ученые, они распространяли знания и углубляли их. 1) Вселенная бесконечна => нет единого центра 2) Солнце – центр Солнечной системы 3) Солнце – это одна из звезд, их много и, возможно где-то еще есть жизнь 8) П"> title="Учение Н. Коперника поддерживали многие ученые, они распространяли знания и углубляли их. 1) Вселенная бесконечна => нет единого центра 2) Солнце – центр Солнечной системы 3) Солнце – это одна из звезд, их много и, возможно где-то еще есть жизнь 8) П">


Cолнце вращается вокруг своей оси 3) Открыл спутники Юпитера => не только вокруг Земли мо" title="10) Галилео Галилей (1564-1642) В телескоп он увидел: 1) Неровности на Луне 2) Темные пятна на Солнце, они передвигались по поверхности всегда в одну сторону => Cолнце вращается вокруг своей оси 3) Открыл спутники Юпитера => не только вокруг Земли мо" class="link_thumb"> 12 10) Галилео Галилей () В телескоп он увидел: 1) Неровности на Луне 2) Темные пятна на Солнце, они передвигались по поверхности всегда в одну сторону => Cолнце вращается вокруг своей оси 3) Открыл спутники Юпитера => не только вокруг Земли могут вращаться небесные тела Галилео Галилей - первый человек, который увидел звездное небо в телескоп, который изготовил самостоятельно (увеличение в 30 раз). Cолнце вращается вокруг своей оси 3) Открыл спутники Юпитера => не только вокруг Земли мо"> Cолнце вращается вокруг своей оси 3) Открыл спутники Юпитера => не только вокруг Земли могут вращаться небесные тела Галилео Галилей - первый человек, который увидел звездное небо в телескоп, который изготовил самостоятельно (увеличение в 30 раз)."> Cолнце вращается вокруг своей оси 3) Открыл спутники Юпитера => не только вокруг Земли мо" title="10) Галилео Галилей (1564-1642) В телескоп он увидел: 1) Неровности на Луне 2) Темные пятна на Солнце, они передвигались по поверхности всегда в одну сторону => Cолнце вращается вокруг своей оси 3) Открыл спутники Юпитера => не только вокруг Земли мо"> title="10) Галилео Галилей (1564-1642) В телескоп он увидел: 1) Неровности на Луне 2) Темные пятна на Солнце, они передвигались по поверхности всегда в одну сторону => Cолнце вращается вокруг своей оси 3) Открыл спутники Юпитера => не только вокруг Земли мо">



В древности у людей отсутствовали мощные телескопы и все представления о Вселенной и Земле основывались на собственных наблюдениях за ходом Солнца, Луны и мифологии. Благодаря развитию мореплавания и различным исследованиям человечество все же пришло к тому пониманию строения мира, которое известно нам.

Представление о Вселенной в Древнем Вавилоне

Вавилоняне представляли Вселенную в качестве безграничного Океана, по которому плавает перевернутая чаша, удерживающая на себе небесный свод. Это мировоззрение основывалось на том, что на юге жители Вавилона видели морскую гладь, а на восточной стороны — высокие горы, пересечь которое они не решались пересекать.

Небесный свод, как и Земля, имел собственные поверхность, воду и атмосферу. Суша состояла из 12 зодиакальных созвездий – Рыб, Скорпиона, Девы, Тельца, Овна, Рака, Близнецов, Стрельца, Льва, Весов и Козерога. Солнце находилось в каждом созвездии примерно на протяжении одного месяца. Кроме Солнца, по небесной суше двигались 5 планет и Луна.

Под Горой находилась бездна – место, куда попадают человеческие души после смерти. Каждую ночь Солнце опускалось в подземелье на западной стороне, чтобы на следующий день появиться на востоке .

Вавилоняне видели, что Солнце каждый вечер исчезало из одной стороны и утром появлялось из другой. Их представление основывалось на наблюдениях за природными явлениями и ограниченности знаний и невозможности правильно их истолковать.

Древние индийцы и египтяне

Все слышали историю о том, что наша Земля на самом деле огромная полусфера, несущаяся на спинах трех огромных слонов. Их на своем панцире везет по бесконечной змее, символизирующей Вселенную, везет черепаха. Этом миф был придуман в Древней Индии.

Мировоззрение египтян о Вселенной немного отличалось, однако оно тоже выражалось в мифической форме. Богиня неба Нут и бог земли Геб были влюблены друг в друга, а наш мир был одним целым. Нут каждый вечер создавала звезды, а утром глотала их, когда всходило солнца. Этот процесс длился годами, но Гебу это надоело и он обозвал богиню неба свиньей, поедающей поросят.

В конфликт вмешался бог солнца Ра. Он вызвал бога ветра Шу, который разделил землю и небо. Нут поднялась на небо, Геб остался внизу, а Шу занял пространство между ними. Иногда к Шу прилетала его супруга Технуд, но ей было тяжело удерживать небесную богиню и она начинала плакать, поливая землю дождем из слез.

Взгляды древних славян

Славяне представляли Вселенную в виде яйца, которое снесла некая космическая птица. Желток яйца – это наша Земля. Его верхняя оболочка – это мир людей, а сердцевина – страна мертвых. Если в верхней части желтка день, то в нижней – ночь.

Попасть в нижнюю часть можно через океан, окружавший Землю или выкопав сквозной колодец. На скорлупе яйца располагались еще девять небес:

  • солнце и звезды;
  • луна;
  • тучи и ветер;
  • твердь;
  • хлябь;
  • ирий и т.д.

На небо, по мнению славян, можно было вскарабкаться по Мировому Древу, которое проходило через сердцевину, верхнюю оболочку яйца и 9 небес. Древо представляло собой огромный дуб на ветвях которого зреют все существующие травы и деревья.

Представление о Вселенной в Древней Греции

Греки внесли огромный вклад в современное представление Вселенной. Еще философ Фалес описывал Вселенную как жидкую массу, в которую погружен огромный пузырь в виде полушария. Выпуклая его часть представляла небесный свой, а плоская поверхность — Землю, плавающую подобно пробке внизу.

Данный факт, конечно, был основан на том, что Греция представляет собой островное государство. Первым, кто предположил, что Земля не плоская, а имеет форму, похожую на сферу, Пифагор. Эта гипотеза была развита в трудах Аристотеля. Он создал модель Вселенной, в которой Земля была ее неподвижным центром, а вокруг нее вращались остальные 8 небесных тел.

Точку зрения Аристотеля разделяли далеко не все. Аристарх Самосский, например, представлял Вселенную, центральным элементом которой было Солнце, а не Земля. Привести доказательства своей точки зрения он не смог, и его модель была забыта на продолжительное время.

Аристотеля, наоборот, многие ученые поддержали. Клавдий Птолемей также считал, что Земля неподвижна, а вокруг нее вращаются Меркурий, Сатурн, Марс, Юпитер и Венера. Вселенная, по его мнению, была ограничена неподвижными звездами. Его труды были изложены в книге «Математическое построение в астрономии», которая пользовалась популярностью у астрономов аж до 13 века.

Доказательства, что Земля и остальные планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца, появились спустя 1700 лет благодаря исследованиям ученого польского происхождения Николая Коперника. Предложенная им гелиоцентричная модель Вселенной используется и в современной науке.

Вы, наверное, не раз слышали слово «Вселенная». Что это такое? Под Вселенной обычно понимают космическое пространство и всё, что его заполняет: космические, или небесные, тела, газ, пыль. Иными словами, это весь мир. Наша планета - часть необъятной Вселенной, одно из бесчисленных небесных тел.

Представления древних народов о Вселенной

Тысячелетиями люди восхищались звёздным небом, наблюдали за движением Солнца, Луны и планет. И всегда задавали себе волнующий вопрос: как же устроена Вселенная?

Современные представления о строении Вселенной складывались постепенно. В древности они были совсем не такими, как сейчас. Долгое время центром Вселенной считалась Земля. Древние индийцы полагали, что Земля плоская и опирается на спины гигантских слонов, которые, в свою очередь, покоятся на черепахе. Огромная черепаха стоит на змее, которая олицетворяет небо и как бы замыкает земное пространство.

Иной виделась Вселенная народам, живущим на берегах рек Тигр и Евфрат. Земля, по их мнению, - это гора, которую со всех сторон окружает море и которая держится на двенадцати колоннах.

Представления древнегреческих учёных о Вселенной

Очень много для развития взглядов о строении Вселенной сделали древнегреческие учёные. Один из них - великий математик Пифагор (ок. 580-500 до н. э.) - первым предположил, что Земля вовсе не плоская, а имеет форму шара.

Правильность этого предположения доказал другой великий грек - Аристотель (384-322 до н. э.).

Аристотель предложил свою модель строения Вселенной, или систему мира. В центре Вселенной, по мнению учёного, расположена неподвижная Земля, вокруг которой вращаются восемь небесных сфер, твёрдых и прозрачных (в переводе с греческого «сфера» - шар). На них неподвижно закреплены небесные тела: планеты, Луна, Солнце, звёзды. Девятая сфера обеспечивает движение всех остальных сфер, это - двигатель Вселенной.

Взгляды Аристотеля прочно утвердились в науке, хотя даже некоторые его современники не были с ним согласны. Древнегреческий учёный Аристарх Самосский (320-250 до н. э.) считал, что центром Вселенной является не Земля, а Солнце; Земля и другие планеты движутся вокруг него. К сожалению, эти гениальные догадки были в то время отвергнуты и забыты.

Система мира по Птолемею

Представления Аристотеля и многих других учёных развил величайший древнегреческий астроном Клавдий Птолемей (ок. 90-160 н. э.). Он разработал свою систему мира, в центре которой, как и Аристотель, поместил Землю. Вокруг неподвижной шарообразной Земли, по мнению Птолемея, движутся Луна, Солнце, пять (известных в то время) планет, а также «сфера неподвижных звёзд». Эта сфера и ограничивает пространство Вселенной. Свои взгляды Птолемей подробно изложил в грандиозном труде «Великое математическое построение астрономии» в 13 книгах.

Система Птолемея хорошо объясняла видимое движение небесных тел. Она позволяла определять и предсказывать их расположение в тот или иной момент. Эта система господствовала в науке на протяжении тринадцати веков, а книга Птолемея была настольной для многих поколений астрономов.

Два великих грека

Аристотель - величайший учёный Древней Греции, родом из города Стагира. Всю свою жизнь он посвятил сбору и осмыслению сведений, известных учёным его времени. Его интересовало всё: поведение и строение животных, законы движения тел, строение Вселенной, поэзия, политика. Он был учителем выдающегося полководца Александра Македонского, который, достигнув славы, не забывал великого учёного. Из своих военных походов он направлял ему образцы неизвестных грекам растений и животных. После себя Аристотель оставил многочисленные труды, например «Физику» в 8 книгах, «О частях животных» в 10 книгах. Авторитет Аристотеля многие века был непререкаем в науке.

Клавдий Птолемей родился в Египте, в местечке Пто ле маи-ды, а затем учился и работал в Александрии, столице Египетского царства. В его библиотеках были собраны научные сочинения из стран Востока и Греции. Только в знаменитом музее Александрии хранилось более 700 тыс. рукописей. Птолемей был всесторонне образованным человеком: он занимался астрономией, географией, математикой. Обобщив работы древнегреческих астрономов, он создал свою систему мира.

  1. Что такое Вселенная?
  2. Как представляли себе Вселенную древние народы?
  3. Чем интересны взгляды Аристарха Самосского?

Вселенная - это космическое пространство и всё, что его заполняет: небесные тела, газ, пыль. Современные представления о строении Вселенной складывались постепенно. Долгое время её центром считалась Земля. Именно этой точки зрения придерживались древнегреческие учёные Аристотель и Птолемей.

Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:


Поиск по сайту.

Первые же телескопические наблюдения Галилея привели к открытию пятен на Солнце. Однако их природа была непонятна первым наблюдателям. Во время полных солнечных затмений на краю Солнца наблюдались протуберанцы, напоминавшие огненные фонтаны.


Рисунок изображает вид Солнца согласно наблюдениям А. Кирхера и П. Шейнера в 1635 году по рисунку первого. Пятна на Солнце считались тогда разрывами во внешнем раскаленном слое Солнца, под которым расположены гораздо более холодные слои, пригодные для жизни. «Хвостатые светила» - кометы - в древности и в средние века наводили ужас на суеверных людей.

Даже люди, близкие к науке, изображали кометы в виде мечей, следуя уверениям цер­ковников, что они - знамения божьего гнева. Другие изображения более реалистичны. Для картины на открытке использованы изоб­ражения комет второй половины XV века.


Стоунхендж- обсерватория бронзового века. Это сооружение из гигантских камней с положенными на вертикально стоящие глыбы горизонтальными перекладинами находится на юге Англии.
Уже давно оно привлекало внимание ученых. Но лишь недавно современными методами археологии удалось доказать, что его строительство начато свыше 4000 лет назад, на границе каменного и бронзового веков. В плане Стоунхендж представляет собой ряд почти точных окружностей с общим центром, вдоль которых через равные интервалы поставлены громадные камни.

Внешний ряд камней имеет диаметр около 100 метров. Их расположение симметрично направлению на точку восхода Солнца в день летнего солнцестояния, а некоторые направления соответствуют направлениям на точки восхода и захода Солнца в дни равноденствий и в некоторые другие дни.

Несомненно, Стоунхендж служил и для астрономических наблюдений, и для совершения каких-то обрядов культового характера, поскольку в те далекие эпохи небесным светилам приписывали божественное значение. Аналогичные сооружения обнаружены во многих местах Британских островов, а также в Бретани (северо-запад Франции) и на Оркнейских островах.

Представления о мире древних египтян. В своих представлениях об окружающем мире древние народы исходили, прежде всего, из показаний своих органов чувств: Земля казалась им плоской, а небо – громадным куполом, раскинувшимся над Землей.

На картине показано, как небесный свод опирается на четыре высокие горы, расположенные где-то на краю света! Египет нах-ся в центре Земли. Небесные светила как бы подвешены на своде.

В Древнем Египте существовал культ бога Солнца Ра, который объезжает небо на своей колеснице. Этот рисунок нах-ся на стене внутри одной из пирамид.


Представления о мире народов Междуречья. Близки к древнеегипетским были и представления халдеев – народов, населявших Междуречье, начиная с 7 века до н.э. По их воззрениям Вселенная была замкнутым миром, в центре которого находилась Земля, покоившаяся на поверхности мировых вод и представлявшая собой огромную гору.

Между Землей и "плотиной небес ” – высокой непроницаемой стеной, окружавшей мир, - находилось море, которое считалось запретным. Каждый, кто пытался бы исследовать его дали, был обречен на гибель. Небо халдеи считали большим куполом, возвышающимся над миром и опирающимся на "плотину небес”. Он сделан из твердого металла верховным бором Мардуком.

Днем небосвод отражал солнечный свет, а ночью служил темно-синим фоном для игры богов – планет, Луны и звезд.

Вселенная по представлению древних греков. Как и многие другие народы, они представляли себе Землю плоской. Такого мнения, например, придерживался и древнегреческий философ Фалес Милетский. Все явления природы он объяснил, исходя из единого материального начала, которым он считал воду. Земля он считал плоским диском, окруженным недоступным человеку морем, из которого каждый вечер выходят и заходят звезды.

Из восточного моря в золотой колеснице поднимался каждое утро бог Солнца Гелиос и совершал свой путь по небу. Позднее пифагорейцы отошли от теории Фалеса, высказав предположение об округлости земли. А. Самосский утверждал, что Земля, вместе с другими планетами вращается вокруг солнца. За это он был подвергнут изгнанию.


Система мира по Аристотелю. Великий греческий философ Аристотель понимал, что Земля имеет форму шара и приводил одно из сильнейших доказательств этого- круглую форму тени Земли на Луне во время лунных затмений. Он понимал и то, что Луна темный шар, освещаемый Солнцем и обращающийся вокруг Земли. Но Аристотель считал Землю центром мира. Материю он полагал состоящей из четырех элементов, которые образуют четыре сферы: земли, воды, воздуха и огня. Еще дальше расположены сферы планет – семи светил, перемещающихся между звездами.

Еще дальше расположена сфера неподвижных звезд. Учения Аристотеля были прогрессивными с точки зрения науки, хотя его мировоззрение было идеалистическим, поскольку он признавал божественное начало. Позднее все это было использовано церковью против передовых идей сторонников гелиоцентрической системы устройства мира. Это водяные часы – основной прибор для измерения времени в древности наряду с солнечными часами.

Астрономические представления в Индии. В священных книгах древних индусов отражены их представления о строении мира, имеющие много общего с воззрениями египтян. Согласно этим представлениям, плоская Земля с громадной горой в центре поддерживается 4 слонами, которые стоят на огромной черепахе, плавающей в океане.

В 400-650 года в Индии был создан цикл математических и астрономических сочинений, так называемая СидХанта, написанная разными авторами. В этих работах мы уже встречаем картину мира с шарообразной Землей в центре и круговыми орбитами вокруг ее, близкую к системе мира Аристотеля и слегка упрощенную по сравнению с системой Птолемея.

Несколько раз упоминается вращение Земли вокруг оси. Из Индии астрономические познания стали распространяться на запад, в первую очередь к арабам и народам Средней Азии. Это солнечные часы обсерватории в Дели.

Обсерватории древних Майя. В Центральной Америке в 250-900 год достигла высокого развития астрономия народов Майя, населявшего южную часть современной Мексики, Гватемала и Гондураса. Основные сооружения майя сохранились до наших дней. На картинке изображена обсерватория майя (около 900г.)

По форме это сооружение напоминает нам современные обсерватории, однако каменный купол майя не вращался вокруг своей оси и у низ не было телескопов. Наблюдения небесных светил производились невооруженным глазом с помощью угломерных приборов.

У майя существовал культ Венеры, что нашло отражение в их календаре, построенным на синодическом периоде Венеры (период смены конфигураций Венеры относительно Солнца), равном 584 суткам. После 900 года культура майя начала приходить в упадок, а затем прекратило свое существование вообще. Их культурное наследие было уничтожено завоевателями и монахами. На обороте изображена голова бога Солнца древних майя.


Представления о мире в средневековье. В средние века под влиянием католической церкви произошел возврат к примитивным представлениям древности о плоской Земле и опирающимся на нее полушарии неба. Здесь изображено наблюдения неба с примитивными инструментами астрономов 13 века.

Великий узбекский астроном Улугбек. Одним из замечательных астрономов средневековья является Мухаммедд Тарагбайблин Улугбекблин, внук известного завоевателя Тимураблин. Будучи назначен своим отцом Шахрухомблин правителем Самарблинкарда, Улугбекблин построил там обсерваторию, где был установлен гигантский квадрант радиусом 40 метров, не имевший себе равных среди угломерных предметов того времени.

Составленный Улугбекблином каталог положений 1018 звезд по точности превосходил другие и много раз переиздавался в Европе вплоть до 17 века. Улугбекблин определил наклон эклиптики к экватору, постоянную годичной процессии, им также составлены таблицы движения планет. Просветительская деятельность Улугбекблина и его пренебрежение к религии вызвали гнев мусульманской церкви. Он был предательски убит. Здесь показана плита квадранта Улугбекблина с градусными делениями.

Определение положения в открытом море с помощью секстанта. Успехи мореплавания и эпоха великих географических открытий потребовали нового развития астрономии, поскольку положение корабля в океане можно было определить только астрономиче­скими средствами. На рисунке, сделанном по оригиналу И. Страда-нуса и гравюре И. Галле (1520), изображен капитан корабля, опре­деляющий высоту Солнца над горизонтом с помощью секстанта - прибора, позволяющего путем поворота плоского зеркала совме­стить изображение Солнца с горизонтом и по отсчету на шкале определить угол возвышения Солнца над горизонтом.

Широта и долгота определялись по карте графически. Для определения широт и долгот до XVI11 века применялась также астролябия - угломерный прибор, с помощью которого можно было измерять как азимуты, так и зенитные расстояния светил. На обороте открытки изображена астролябия немецкого астронома второй половины XV века И. Региомонтана, изготовлен­ная в 1468 году.

Небесный глобус. Расположение созвездий и звезд на небосводе было удобно изображать на его уменьшенной модели - небесном глобусе. Первые небесные глобусы в Европе начали изготовлять в середине XVI века в Германии, Однако на Востоке такие глобусы появились значительно раньше - во второй половине XIII века.

Сохранился небесный глобус, изготовленный в обсерватории в Марате под руководством замечательного азербайджанского астрономй Наси-рэддина Туей мастером Мухаммедом бен Мюйидом эль Орди в 1279 году. На картине изображен небесный глобус 1584 г ода. описанный и, яе роят но, использованный датским астрономом XVI века Тихо Браге. На нем размечены небесный экватор, эклип­тика, круги склонений и круги широт, сходящиеся к полюсу мира и к полюсу эклиптики соответственно. Горизонтальное кольцо, охватывающее глобус, означает плоскость горизонта.

Вертикаль­ный круг с делениями в плоскости рисунка - небесный меридиан. На глобусе изображены символические очертания созвездий и нанесены звезды, видимые невооруженным глазом (кроме самых слабых).

Кабинет астронома начала XVI века. Картина сделана на основе современного рисунка И. Страдану-са, гравированного И. Галле около 1520 года. Мы видим астронома начала XVI века, современника Коперника. С помощью циркуля он измеряет положение звезды на планисфере (изображение сферы на плоскости). Рядом, на его столе, - небесный глобус, песочные часы, наугольник, таблицы, с которыми он сверяет свои измерения.

На другом столе мы видим армиллярную сферу (модель основных кругов небесной сферы), эклиметр, книги, другие приборы. На первом плане - модель Вселенной с твердой Землей в центре, вокруг нее видны орбиты планет. На заднем плане - модель ко­рабля той эпохи. Основная задача астрономов того времени заклю­чалась в возможно более точном определении положений звезд и Луны, по ко-1 о рой определялась долгота. Кроме того, астрономы той эпохи старались усовершенствовать теорию движения планет, основанную на системе мира Птолемея.

Портрет Коперника. Великий польский ученый Николай Коперник (1473-1543) произ­вел революцию в мировоззрении, доказав, что Земля не находится в центре мира, а является рядовой планетой, обращающейся вокруг Солнца. Сын купца, Коперник получил прекрасное образование сначала в Краковском университете, а затем в университетах Ита­лии. Кроме астрономии, он изучил юриспруденцию и медицину.

Ознакомившись с системой мира Птолемея, Коперник убедился в ее несостоятельности и уже в молодости начал разрабатывать гелиоцентрическую систему мира. В ходе этой работы Коперник составил точный каталог положений звезд, систематически наблю­дал положения планет. Лишь убедившись в справедливости своей теории, Коперник отдал свой труд «Об обращении небесных сфер» в печать. Книга вышла накануне смерти Коперника.

Система мира по Копернику. Согласно гелиоцентрической системе мира центром нашей планетной системы является Солнце. Вокруг него обращаются (в порядке удаленности от Солнца) планеты Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер и Сатурн. Единственным небесным телом, которое обращается вокруг Земли, является Луна. Значение труда Коперника трудно переоценить. Ф. Энгельс писал об этом: «Революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости... было издание бессмерт­ного творения, в котором Коперник бросил - хотя и робко и, так сказать, лишь на смертном одре - вызов церковному автори­тету в вопросах природы».

Дальнейшее развитие теория Коперника получила в работах И. Кеплера и И. Ньютона, из которых первый открыл кинематические законы движения планет, а второй обна­ружил силу, которая управляет этими движениями, - силу всемир­ного тяготения. Большое значение для подтверждения системы Коперника имели телескопические открытия Галилея и пропаганда этой системы мира Джордано Бруно во второй половине XVI - начале XVII века.

Древние греки представляли себе Землю плоской. Землю они считали плоским диском, окруженным недоступным человеку морем, из которого каждый вечер выходят и в которое каждое утро садятся звезды. Из восточного моря в золотой колеснице поднимался каждое утро бог Солнца Гелиос и совершает свой путь по небу.

Мир в представлении древних египтян: внизу - Земля, над ней - богиня неба; слева и справа - корабль бога Солнца, показывающий путь Солнца по небу от восхода до заката.

Древние индийцы представляли Землю в виде полусферы, которую держат четыре слона. Слоны стоят на огромной черепахе, а черепаха на змее, которая, свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство.

Жители Вавилона Земля, по их мнению, это гора через которую не решались переходить, которую со всех сторон окружает море. Над ними в виде опрокинутой чаши расположено звёздное небо - небесный мир, где, как и на Земле, есть суша, вода и воздух. Под Землей находится бездна - ад, куда спускаются души умерших. Ночью Солнце проходит через это подземелье от западного края Земли к восточному, чтобы утром опять начать свой дневной путь по небу. Наблюдая заход Солнца за морской горизонт, люди думали, что оно уходит в море и восходит также из моря.

Технологическая карта урока.

Предмет : География

Класс : 5

УМК «География. Начальный курс. 5 класс

  • · География. Начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин).
  • · География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие (автор И.И. Баринова)
  • · География. Начальный курс. 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы Н.И. Сонин., С.В. Курчина).
  • · География. Начальный курс. 5 класс. Электронное приложение.

Тип урока. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Тема урока : Как древние люди представляли себе Вселенную.

Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению представления о географических открытиях.

Задачи урока:

а) образовательные : — формирования понятия как древние люди представляли себе Вселенную;

б) развивающие

Продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебниками географии и дополнительной литературой;

Совершенствование навыков самоконтроля;

Стимулирование любознательности.

в) воспитательные

развивать навыки: — работы в парах, группах;

Умение слушать собеседника;

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: учебник, атлас по географии 5 класс, схемы вселенной по Аристотелю и Птолемею, рисунки. Иллюстрирующие представления древних людей о Вселенной, презентация, карточки рефлексии, дидактический материал, компьютер, проектор.

Оставьте свой комментарий, спасибо!





error: Контент защищен !!