Урок-презентация по литературе на тему "Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева"

«Как слово наше отзовется…»

Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева


Федор Иванович Тютчев.

1803 – 1873 гг.

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется,-

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать...

Ф.И.Тютчев

Вот наш патент на благородство,-

Его вручает нам поэт;

Здесь духа мощного господство,

Здесь утонченной жизни цвет.

В сыртах не встретишь Геликона,

На льдинах лавр не расцветет,

У чукчей нет Анакреона,

К зырянам Тютчев не придет.

Но муза, правду соблюдая,

Глядит - а на весах у ней

Вот эта книжка небольшая

Томов премногих тяжелей.

А.Фет. На книжке стихотворений

Тютчева. Декабрь 1883

Ф. И. Тютчев. Портрет работы

художника С. Александровского. 1876


Тютчевы принадлежали к старинному русскому дворянству

Екатерина Львовна Тютчева, мать поэта. Неизвестный художник. Конец XVIII в.века

Мать поэта принадлежала к известному в летописях роду графов Топстых.

Иван Николаевич Тютчев, отец

поэта. Художник Ф. Кюнель. 1801

Герб рода Тютчевых

Федор Иванович был второй, или меньший, сын Ивана Николаевича и Екатерины Львовны Тютчевых и родился в 1803 г. 23 ноября, в родовом тютчевском имении, селе Овстуг Орловской губернии Брянского уезда. Тютчевы принадлежали к старинному русскому дворянству. Хотя в родословной и не показано, откуда "выехал" их первый родоначальник, но семейное предание выводит его из Италии, где, говорят, и поныне, именно во Флоренции, между купеческими домами встречается фамилия Dudgi. В Никоновской летописи упоминается "хитрый муж" Захар Тутчев, которого Дмитрий Донской, пред началом Куликовского побоища, подсылал к Мамаю со множеством золота и двумя переводчиками для собрания нужных сведений, - что "хитрый муж" и исполнил очень удачно.

Аксаков И. С. Федор Иванович Тютчев. Биографический очерк


Итак, опять увиделся я с вами,

Места немилые, хоть и родные,

Где мыслил я и чувствовал впервые

И где теперь туманными очами,

При свете вечереющего дня,

Мой детский возраст смотрит на меня .

Ф.И. Тютчев

Овстуг Орловской губернии – родовая усадьба Ф.И.Тютчева

Ф.И. Тютчев в детстве. Копия с портрета К. Барду. 1805–1806

Раннее детство Федора прошло в Овстуге. Домашним учителем русской словесности и воспитателем Тютчева с 1813 по 1819 год был поэт, переводчик и журналист С. Раич (Семен Егорович Амфитеатров), тогда студент Московского университета, по словам И.С. Аксакова, «человек в высшей степени оригинальный, бескорыстный, чистый, вечно пребывающий в мире идиллических мечтаний, сам олицетворенная буколика, соединявший солидность ученого с каким-то девственным поэтическим пылом и младенческим незлобием».

С.Е. Раич, домашний учитель Ф.И. Тютчева. Художник Б. Бельтюков. 1985


Годы учебы

В 1821 году Ф.И. Тютчев досрочно окончил

словесное отделение Московского университета

зачислили на службу в Государственную коллегию

в Мюнхен, на должность сверхштатного чиновника

русской дипломатической миссии в Баварии.

Московский университет

Более 20 лет поэт провел в Германии

и Италии на дипломатической службе

Граф А. И. Остерман-Толстой посадил его с собой в карету и увез за границу, где и пристроил сверхштатным чиновником к русской миссии в Мюнхене. "Судьбе угодно было вооружиться последней рукой Толстого(вспоминает Федор Иванович в одном из писем своих к брату лет 45 спустя), чтоб переселить меня на чужбину".

Аксаков И. С. Федор Иванович

Тютчев. Биографический очерк

Государственная коллегия иностранных дел


... Тютчев один, без руководителя, переживает на чужбине весь процесс внутреннего развития,

от юности до зрелого мужества,

и возвращается в Россию на водворение, когда ему пошел уже пятый десяток лет.

Аксаков И. С. Федор Иванович

Тютчев. Биографический очерк

На чужбине...

Природа – это жизнь, мертвой природы нет. И в неорганической материи бьется пульс жизни, теплится Мировая Душа

Ф.В. Шеллинг

В Мюнхене он познакомился и подружился с Генрихом Гейне Генрихом Гейне, часто беседовал с философом Ф.В. Шеллингом и другими учеными из Мюнхенского университета. В дневнике П.В. Киреевского сохранился отзыв Шеллинга о Тютчеве: «Это превосходнейший человек, очень образованный человек, с которым всегда охотно беседуешь».

Ф.В. Шеллинг

Мюнхен. Фотооткрытка

1890 –х годов

Генрих Гейне

Я помню время золотое, Я помню сердцу милый край. День вечерел; мы были двое; Внизу, в тени, шумел Дунай. И на холму, там, где, белея, Руина замка вдаль глядит, Стояла ты, младая фея, На мшистый опершись гранит.

Ногой младенческой касаясь Обломков груды вековой; И солнце медлило, прощаясь С холмом, и с замком, и тобой.

И ветер тихий мимолетом Твоей одеждою играл И с диких яблонь цвет за цветом На плечи юные свевал.

Ты беззаботно вдаль глядела… Край неба дымно гас в лучах; День догорал; звучнее пела Река в померкших берегах.

И ты с веселостью беспечной Счастливый провожала день; И сладко жизни быстротечной Над нами пролетала тень.

Ф.И. Тютчев. Неизвестный

художник. 1819–1820

Элеонора Ботмер, первая жена поэта. Художник И. Штилер. 1830-е

Окунувшись разом в

атмосферу стройного и

строгого немецкого

мышления, Тютчев

быстро отрешается от

всех недостатков,

которыми страдало

тогда образование у

нас в России, и

приобретает обширные

и глубокие сведения.

И.С.Аксаков

В 1826 г. Ф.И. Тютчев

женился на баварской

аристократке, графине

Ботмер, их салон

сделался средоточием

местной интеллигенции…

«Мне благодатью ты б была…»

Эрнестина Дернбер – вторая жена Ф.И.Тютчева

В 1837 Тютчев был назначен первым секретарем Русской

миссии в Т у рине, где пережил первую тяжелую утрату: умерла

жена. В 1839 он вступил в новый брак с Эрнестиной Дернберг,

с которой прожил до конца дней своих и посвятил ей немало

произведений…

К.В. Пигарев. выдающийся тютчевед, писал о создании стихотворения «Не знаю я, коснется ль благодать…»: «Листок бумаги, на котором были написаны эти стихи, Тютчев вложил в принадлежащий его жене альбом-гербарий. Не замеченные ею, эти стихи много лет пролежали между страницами альбома, и лишь в 1875 году, через четверть века после их написания и через два года после смерти их автора были случайно обнаружены той, к которой они относились». В нем, в период накала любовной страсти к Денисьевой, Тютчев называет жену свою, Эрнестину Федоровну- земною благодатью. Истерзанный противоречиями, Тютчев пишет: Не знаю я, коснется ль благодать, Моей души, болезненно- греховной, Удастся ль ей воскреснуть и восстать, Пройдет ли обморок духовный? Но если бы душа могла Здесь, на земле, найти успокоенье, Мне благодатью ты б была…

Эрнестина Федоровна Тютчева -

Дернбер. Портрет работы

Й. Штилера. Мюнхен. 1833

Именно Эрнестине Дернберг посвящены стихотворения Ф.И.Тютчева:

влюбленной…», «Не знаю я,

коснется ль благодать…».

«Его скорбь для меня священна, какова бы ни была ее причина»

Из письма Э. Дернбер к дочери

Тютчева Д.Ф. Тютчевой

Начало творчества:

А.С. Пушкин и Ф.И. Тютчев:

В поле литературного зрения Пушкина Тютчев попадает в 1826- 1827 гг. когда в 1827 г. в альманахе Раича и Ознобишина "Северная лира« Тютчев помещает пять стихотворений за своей полной подписью и одно за подписью Т

Уже в 1836 году, в III и IV томах пушкинского «Современника» были опубликованы 16 стихотворений Тютчева под заглавием «Стихотворения, присланные из Германии» и подписанные «Ф.Т.»

Тропинин В. А.

Портрет А. С. Пушкина. 1827.

Пушкинский журнал «Современник»

Издание 1836 года

... Я передал несколько ваших вещей, тщательно мною разобранных и переписанных. Вяземскому; несколько дней спустя неожиданно захожу к нему около полуночи и нахожу его вдвоем с Жуковским; они читают ваши стихи и находятся под впечатлением поэтического чувства, которым дышат ваши стихи. Я был восхищен, очарован: каждое слово, каждое размышление, Жуковского в особенности, доказывали все больше, как хорошо они почувствовали все оттенки и всю прелесть мысли простой и глубокой. Во время этой встречи было решено отобрать пять или шесть стихотворений для опубликования их в одном из номеров пушкинского журнала, т. е. три или четыре месяца спустя, а потом постараться опубликовать стихи отдельным томиком. Через день со стихами познакомился также Пушкин; я его потом видел, - он ценит их как должно и отзывался мне о них весьма сочувственно". Ив. Гагарин "Русский архив", 1879, кн. II, стр. 120-121.


Невторостепенный «второстепенный» поэт

  • 1844 год - возвращение в Петербург. Публикация политических статей «Россия и Германия», «Россия и революция»,

«Папство и римский вопрос». 1854 год - выход первого сборника стихотворений Тютчева.

Ф.И. Тютчев. Художник

И. Рехберг. 1838

Если стихи его увидели свет, так только благодаря случайному, постороннему вмешательству; в появлении их в печати бывали пропуски в пять и в четырнадцать лет, хотя в поэтическом его творчестве и не было перерыва. Самая известность его как поэта начинается собственно с 1854 года, то есть когда ему пошел уже шестой десяток лет, именно со времени первого издания его стихотворений редакцией журнала "Современник" при содействии И. С. Тургенева.

И.С.Аксаков, первый биограф Тютчева

муж старшей дочери поэта - Анны.


Лирика Ф.И. Тютчева

Философичность – основа лирики поэта

Философская или метафизическая лирика

«Летний вечер»

«Как океан объемлет шар земной...»

«Проблеск»

«Фонтан»,

«На камень жизни роковой...»,

«Сон на море»,

«Безумие»,

«Видение»

Денисьевский

цикл

«Она сидела на полу…»

«О, как убийственно

мы любим…»

«Последняя любовь» «Близнецы»

«Когда в кругу

убийственных забот».

«На Неве»

«Как ни дышит полдень

знойный»

«Предопределение»

Политическая

лирика

1. Знамя и слово 2. Глядел я, сто я над

Невой 3. Русская география 4. Рассвет 5. Ужасный сон

отяготел над нами 6. Ты долго ль будешь за туманом 7. Славянам

Лирика (от греч. lyrikos - произносимый под звуки лиры), род литературный (наряду с эпосом, драмой), предмет отображения которого - содержание внутренней жизни, собственное "я" поэта Большой Энциклопедический словарь (БЭС)


Как шатко все, в чем правды нет! - политическая лирика

Русская география

Москва и град Петров, и Константинов град- Вот царства русского заветные столицы... Но где предел ему? и где его границы- На север, на восток, на юг и на закат? Грядущим временам судьбы их обличат... Семь внутренних морей и семь великих рек... От Нила до Невы, от Эльбы до Китая, От Волги по Евфрат, от Ганга до Дуная... Вот царство русское... и не прейдет вовек, Как то провидел Дух и Даниил предрек.

Принципы власти как единства интересов личности, народа, государства, основанного на духовно-нравственных и исторических началах («Божественная власть, Божья правда») отражены в одном из последних стихотворений Тютчева: Лишь там, лишь в той семье народной, Где с властью высшею живая связь слышна И где она закреплена, Взаимной верою и совестью свободной, Где святы все ее условья И ей народ одушевлен.. .

«Наполеон III» (1872).

«Град Петров…»

«В стихотворении «Как океан объемлет шар земной...» сны названы особой «стихией», неодолимо влекущей к себе человека».

В.Я. Брюсов (Изд. Маркса. С. XLII)

Философская лирика

«Как океан объемлет шар земной….»

хаос и космос в лирике Тютчева

Как океан объемлет шар земной,

Земная жизнь кругом объята снами; Настанет ночь - и звучными волнами ‎Стихия бьет о берег свой. То глас её: он нудит нас и просит... Уж в пристани волшебный ожил чёлн; Прилив растет и быстро нас уносит В неизмеримость темных волн. Небесный свод, горящий славой звездной, Таинственно глядит из глубины, - И мы плывем, пылающею бездной ‎Со всех сторон окружены. 828–1830 гг.

«Последние четыре стиха удивительны:

читая их, чувствуешь невольный трепет»

Н.А. Некрасов

В знаменитом стихотворении «Как океан объемлет шар земной...» (1830) спящее человечество приобщается к космосу и постигает красоту и гармонию мирозданья. Стихотворение это начинается уподоблением жизни человечества, «объятой снами», земному шару – сфере, охваченной, «объятой» океаном. Восприятие духовной сферы как обладающей материальными свойствами нередко

проявляется в творчестве Тютчева

литературы: в 4 томах. – Л.: Наука, 1982. –

Т. 3: Расцвет реализма. – С. 403–426.

Красота мирозданья и здесь воплощается в образе сферы.

… Сферический образ космоса призрачен, – ведь небо лишь отражается в воде, и полное совпадение верха и низа сферы – иллюзия. Однако эта иллюзия, этот созданный мечтой образ соответствует реальности. Подобно тому как «океан объемлет шар земной», а сны и мечты – земную жизнь, звездное небо составляет оболочку земного шара с его материальным бытием и духовной сферой,

окружающей человека. Для самого Тютчева космическая тема была естественным и необходимым порождением его взгляда на природу и взаимоотношения человека с нею

Лотман Л.М


Летний вечер

Уж солнца раскаленный шар

С главы своей земля скатила,

И мирный вечера пожар

Волна морская поглотила. Уж звезды светлые взошли И тяготеющий над нами Небесный свод приподняли Своими влажными главами.

Река воздушная полней

Течет меж небом и землею,

Грудь дышит легче и вольней,

Освобожденная от зною. И сладкий трепет, как струя, По жилам пробежал природы, Как бы горячих ног ея Коснулись ключевые воды.

«Грудь дышит легче и вольней…»

Статья Некрасова «Русские второстепенные поэты» (1850), – первый критический очерк о творчестве Тютчева, появившийся в печати, – содержала утверждение, что Тютчев, волею обстоятельств оказавшийся в положении второстепенного поэта, по сути дела является первоклассным художником, уход которого из литературы должен расцениваться как большая потеря. Некрасов заявлял: «Мы решительно относим талант г. Ф. Т–ва к русским первостепенным поэтическим талантам»

Лотман Л.М. Тютчев // История русской литературы: В 4 томах. – Л.:

Наука, 1982. – Т. 3: Расцвет реализма. – С. 403–426.


Ф. И. Тютчев как поэт - философ

Silentium!*

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои –

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звезды в ночи, - Любуйся ими - и молчи.

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи, -

Питайся ими - и молчи.

Лишь жить в себе самом умей –

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи, -

Внимай их пенью - и молчи!..

* Молчание! (лат.).

М.Чюрленис. Истина

Соотнесите стихотворение Ф.И.Тютчева «Silentium!» и картину М.Чюрлениса «Истина»

Стихотворение написано ямбом, но три строки в нём амфибрахические.

Подобные ритмические перебои придают стихотворению особую выразительность.

У него не то что мыслящая поэзия, а поэтическая мысль; не чувство рассуждающее, мыслящее – а мысль чувствующая и живая. От этого внешняя художественная форма не является у него надетой на мысль, как перчатка на руку, а срослась с нею, как покров кожи с телом… это сама плоть мысли.

И.С.Аксаков.

Вопросы и задания к стихотворению «Silentium»

Определите, к какому жанру лирики относится данное стихотворение?

Какова, по – вашему, его главная мысль?

Что характерно для внутреннего мира лирического героя? Что его тревожит?

« Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?» «Есть целый мир в душе

твоей…» - для поэта важны чувства, мечты, мысли, душевные движения.

Каковы приметы мира внешнего? Какие картины природы важны поэту для создания образа

внешнего мира?

Звезды в ночи, ключи, наружный шум, дневные лучи.

Почему внешний мир мешает человеку сосредоточиться на своей внутренней жизни?

Почему лейтмотивом стихотворения становится слово «молчи»?

Какой поэтический смысл выявляется в том, что стихотворение названо по-латыни?

Почему внутреннюю жизнь человека может спасти только молчание?

Какие средства художественной выразительности использует поэт?

Какой характер придает тексту обилие глаголов в повелительном наклонении?

Как и с какой целью противопоставлены в стихотворении образы ночи и дня?

Почему все же образы стихотворения от картин ночи движутся к «дневным лучам»?

Вывод: В тютчевской парадигме слово - это “мысль изречённая”, но слово человеческое всё же не Божественное, а “наше”: оно не может выразить всей полноты мира. Но даже несовершенное “слово наше” - “благодать”, ниспосланная свыше сила, дарованная человеку. Благодать, сила выразить свою мысль словом, даётся человеку вместе со способностью “сочувствия”, то есть умения со-чувствовать , проникать в чувства других живых существ, принимать в себя их радость и боль. “Слово наше” появляется только благодаря “сочувствию” и несёт в себе отзвук переживаний всего мира. “Мысль изречённая”, ставшая “словом нашим”, отзовётся в другом разумном существе, но каким будет этот отзвук - человеку предугадать не дано. В стихотворении, по словам И.С. Аксакова, «так хорошо выражена вся эта немощь поэта - передать точными словами, логической формулой речи внутреннюю жизнь души в ее полноте и правде…» Стихотворение написано ямбом, но три строки в нём амфибрахические. Подобные ритмические перебои придают стихотворению особую выразительность.


Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа –

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде царь небесный

Исходил, благословляя.

З. Серебрякова. Пейзаж. Село Нескучное

Каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствии этого… мысль г. Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлечённою, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им, и сама его проникает нераздельно и неразрывно.

И.С.Тургенев

Глубокое постижение жизни России, вера в духовные силы народа, обострённое патриотическое чувство свойственно гражданской лирике Тютчева. Родина, народ, родной язык становятся духовно-нравственной опорой для личности.


Стихи о природе

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё - простор везде,-

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь –

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле...

О Тютчеве не спорят; тот, кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии.

И.С.Тургенев

Гр. Мясоедов. Осенний пейзаж

Стихотворения г. Ф.Т. принадлежат к немногим блестящим явлениям в русской поэзии. Г. Ф.Т.

написал очень немного; но всё написанное им носит на себе печать истинного и прекрасного

таланта, нередко самобытного, всегда грациозного, исполненного мысли и неподдельного чувства

Н.А. Некрасов «Русские второстепенные поэты». «Современник». 1850 г


«В ней есть душа,

в ней есть свобода…»

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...

Вы зрите лист и цвет на древо: Иль их садовник приклеил? Иль зреет плод в родимом чреве Игрою внешних, чуждых сил?

Неспособность проникнуться любовью к природе и стремлением понять ее язык Тютчев рассматривает как убожество, признак нравственной неполноценности.

Стихотворение утверждает идею суверенности природы и направлено как против вульгарных материалистов, проповедующих безоглядное произвольное вторжение человека в мир природы, подчинение ее воле человека, так и против церковного догмата о природе как «слепке» воли бога.

Лотман Л.М. Тютчев // История русской

литературы: в 4 томах. – Л.: Наука, 1982.

Г. Мясоедов. Лесной ручей.


ПОЛДЕНЬ Лениво дышит полдень мглистый; Лениво катится река; И в тверди пламенной и чистой Лениво тают облака. И всю природу, как туман, Дремота жаркая объемлет; И сам теперь великий Пан В пещере нимф покойно дремлет. Ф.И. Тютчев, конец 1820-х гг

Тютчевские стихи о природе наполнены неожиданными олицетворениями, эпитетами и метафорами и лишены будничных слов и красок. Природа для Тютчева - это что-то величественное, бесконечное.

С. Брусилов. Подмосковный полдень


МОРЕ И УТЕС

И бунтует, и клокочет, Хлещет, свищет, и ревет, И до звезд допрянуть хочет, До незыблемых высот... Ад ли, адская ли сила Под клокочущим котлом Огнь геенский разложила - И пучину взворотила И поставила вверх дном? Волн неистовых прибоем Беспрерывно вал морской С ревом, свистом, визгом, воем Бьет в утес береговой,- Но, спокойный и надменный, Дурью волн не обуян, Неподвижный, неизменный, Мирозданью современный, Ты стоишь, наш великан!

И, озлобленные боем, Как на приступ роковой, Снова волны лезут с воем На гранит громадный твой. Но, о камень неизменный Бурный натиск преломив, Вал отбрызнул сокрушенный, И клубится мутной пеной Обессиленный порыв... Стой же ты, утес могучий! Обожди лишь час-другой - Надоест волне гремучей Воевать с твоей пятой... Утомясь потехой злою, Присмиреет вновь она - И без вою, и без бою Под гигантскою пятою Вновь уляжется волна...


«Денисьевский цикл»

Она сидела на полу

И груду писем разбирала,

И, как остывшую золу,

Брала их в руки и бросала.

Брала знакомые листы

И чудно так на них глядела,

Как души смотрят с высоты

На ими брошенное тело...

О, сколько жизни было тут, Невозвратимо пережитой!

О, сколько горестных минут,

Любви и радости убитой!..

Стоял я молча в стороне

И пасть готов был на колени,-

И страшно грустно стало мне,

Как от присущей милой тени.

Ф.И. Тютчев.

Не раз ты слышала признанье: "Не стою я любви твоей". Пускай мое она созданье - Но как я беден перед ней...

Перед любовию твоею Мне больно вспомнить о себе - Стою, молчу, благоговею И поклоняюся тебе...

Когда, порой, так умиленно, С такою верой и мольбой Невольно клонишь ты колено Пред колыбелью дорогой,

Где спит она - твое рожденье - Твой безыменный херувим,- Пойми ж и ты мое смиренье Пред сердцем любящим твоим.

Е.И. Денисьева. Художник Иванов. 1850-е

«Денисьевский цикл» это лирический дневник о самой глубокой и трагической, «последней любви» Тютчева к молоденькой, только что окончившей институт благородных девиц Елене Александровне Денисьевой. Этот роман 47 –летнего поэта, не скрываемый от света, принес много страданий любящим, но особенно горестной и тяжелой в этой ситуации была участь несчастной женщины. Рождались дети, и хотя Тютчев законно усыновил их, перед Денисьевой были закрыты двери всех бывших друзей и знакомых, она была изгнана из света и своей среды. Все перипетии этого бурного и трагического романа, который длился с 1851 года и до самой смерти Денисьевой в 1864 году, стали лирическим откровением поэта. Лучшие стихи, входящие в этот цикл, написаны уже после смерти Елены Александровны

«Но в сердце не скудеет нежность...»

ПОСЛЕДНЯЯ ЛЮБОВЬ

0, как на склоне наших лет Нежней мы любим в суеверней... Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней! Полнеба обхватила тень, Лишь там, на западе, бродит сиянье, Помедли, помедли, вечерний день, - Продлись, продлись, очарованье. Пускай скудеет в жилах кровь, Но в сердце не скудеет нежность... О ты, последняя любовь! Ты и блаженство и безнадежность.

С.Ю. Жуковский. Печальные думы

Талант Тютчева, по самому свойству своему, не обращен к толпе и не от нее ждет отзыва и одобрения; для того, чтобы вполне оценить его, надо самому читателю быть одаренным некоторой тонкостью понимания, некоторой гибкостью мысли, не остававшейся слишком долго праздной

Аксаков И. С. Ф. И. Тютчев.

Биографический очерк

Исследователь Г.А. Гуковский писал, что любовная лирика Тютчева тяготеет к объединению «в своего

рода роман, близко подходящий по манере, смыслу, характеру, «сюжету», к прозаическому роману той же эпохи»

«Мучительной отрадой» становится любовь в изображении Тютчева. Любовь светлая и

благодатная оборачивается мучением «судьбы ужасным приговором» «и

незаслуженным позором…» Судьба женщины, отдавшейся страсти, прослеживается в

истории лирической героини «Денисьевского цикла».

«Толпа, нахлынув, в грязь втоптала / То, что в душе её цвело». «убийственно мы любим…», «вернее губим», «все опалили, выжгли слезы» – таков словарь любовной лексики поэта

Судьбы ужасным приговором Твоя любовь для ней была, И незаслуженным позором На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!

В ее душевной глубине

Ей оставались вспоминанья…

Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало, Очарование ушло… Толпа, нахлынув, в грязь втоптала То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья, Как пепл, сберечь ей удалось? Боль, злую боль ожесточенья, Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим! Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!…( 1851)

О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей! Давно ль, гордясь своей победой, Ты говорил: она моя… Год не прошел - спроси и сведай, Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,

Улыбка уст и блеск очей?

Все опалили, выжгли слезы

Горячей влагою своей.

Ты помнишь ли, при нашей встрече, При первой встрече роковой, Ее волшебный взор, и речи, И смех младенчески-живой?

И что ж теперь? И где все это? И долговечен ли был сон? Увы, как северное лето, Был мимолетным гостем он!


«Толпа вошла, толпа вломилась…»

Чему молилась ты с любовью,

Что, как святыню, берегла,

Судьба людскому суесловыо

На поруганье предала.

Толпа вошла, толпа вломилась

В святилище души твоей,

И ты невольно устыдилась

И тайн и жертв, доступных ей.

Ах, если бы живые крылья

Души, парящей над толпой,

Ее спасали от насилья

Бессмертной: пошлости людской!

Между июлем 1850 и серединой 1851

Е.И. Денисьева с дочерью Еленой Тютчевой. Фото 1862–1863

Этот удивительный лирический роман "на склоне лет" к Елене Александровне Денисьевой длился 14 лет. И после смерти любимой женщины от чахотки в 1864 году Тютчев продолжал винить себя в ее страданиях, в том, что не сумел оградить ее от "суда людского". «Во мне все убито: мысль, чувства, память, все не заживает»,-

писал Ф.И.Тютчев к А.И. Георгиевском (мужу сестры Е..Денисьевой)

Два лика любви…

Весной 1823 года Тютчев

влюбился в совсем ещё юную

Амалию фон Лерхенфельд.

Я встретил вас - и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое –

И сердцу стало так тепло...

Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас,-

Так, весь обвеян духовеньем

Тех лет душевной полноты,

С давно забытым упоеньем

Смотрю на милые черты...

Как после вековой разлуки,

Гляжу на вас, как бы во сне,-

И вот - слышнее стали звуки,

Не умолкавшие во мне...

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь,-

И то же в нас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!..

Е.А. Денисьева. Фото начала 1860-х

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя...

Год не прошел - спроси и сведай,

Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,

Улыбка уст и блеск очей?

Все опалили, выжгли слезы

Горючей влагою своей.

Амалия Крюденер. Художник И.Штилера. 1838 г.

1 апреля 1873 года в Петербурге тяжело больной Тютчев собственноручно написал дочери Дарье: «Вчера я испытал минуту жгучего волнения вследствие моего свидания с графиней Адлерберг, моей доброй Амалией Крюденер, которая пожелала в последний раз повидать меня на этом свете и приезжала проститься со мной. В ее лице прошлое лучших моих лет явилось дать мне прощальный поцелуй».

Романс «Я встретил вас…»


Музей-усадьба Мураново имени Ф.И.Тютчева

Музей-усадьба Мураново имени Ф.И.Тютчева – уникальный памятник русской культуры XIX – начала XX веков. С 1816 по 1918 гг. Мурановым владели, последовательно сменяя друг друга, четыре семейства, связанные родственными узами, – Энгельгардты, Боратынские, Путяты и Тютчевы. Каждое из них было причастно к литературной жизни России.

Кабинет Ф.И. Тютчева

Лишь после смерти Ф. И. Тютчева этому месту суждено было стать хранилищем его наследия. В разное время сюда привезены автографы, книги, портреты, вещи поэта и членов его семьи из Петербурга, Москвы и Овстуга, родового имения Тютчевых в Орловской губернии

Усадьба Мураново -

музей-заповедник Ф.И. Тютчева


«Самобытный, глубокий мыслитель…»

Ф.И. Тютчев. Фото 1860–1861

Тютчев был не только самобытный, глубокий мыслитель, не только своеобразный, истинный художник-поэт, но и один из малого числа носителей, даже двигателей нашего русского, народного самосознания.

И.С. Аксаков

Могила Фёдора Ивановича Тютчева на Новодевичьем кладбище в Санкт - Петербурге

Слайд 2

  • Русский поэт, член-корреспондент петербургской Академии Наук (1857). Духовно-напряженная философская поэзия Тютчева передает трагическое ощущение космических противоречий бытия. символический параллелизм в стихах о жизни природы, космические мотивы. Любовная лирика (в т. ч. стихи "Денисьевского цикла"). В публицистических статьях тяготел к панславизму.
  • Слайд 3

    Биография

    • Родился 23 ноября (5 декабря н.с.) в усадьбе Овстуг Орловской губернии в стародворянской среднепоместной семье. Детские годы прошли в Овстуге, юношеские - связаны с Москвой.
  • Слайд 4

    • Домашним образованием руководил молодой поэт-переводчик С. Раич, познакомивший ученика с творениями поэтов и поощрявший его первые стихотворные опыты. В 12 лет Тютчев уже успешно переводил Горация. В 1819 поступил на словесное отделение Московского университета и сразу принял живое участие в его литературной жизни. Окончив университет в 1821 со степенью кандидата словесных наук, в начале 1822 Тютчев поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел. Через несколько месяцев был назначен чиновником при Русской дипломатической миссии в Мюнхене. С этого времени его связь с русской литературной жизнью надолго прерывается.
  • Слайд 5

    • На чужбине Тютчев провел двадцать два года, из них двадцать - в Мюнхене. Здесь он женился, здесь познакомился с философом Шеллингом и подружился с Г. Гейне, став первым переводчиком его стихов на русский язык.
    • В 1829 - 1830 в журнале Раича "Галатея" были опубликованы стихотворения Тютчева, свидетельствовавшие о зрелости его поэтического таланта ("Летний вечер", "Видение", "Бессонница", "Сны"), но не принесшие известности автору.
  • Слайд 6

    • Настоящее признание поэзия Тютчева впервые получила в 1836, когда в пушкинском "Современнике" появились его 16 стихотворений.
    • В 1837 Тютчев был назначен первым секретарем Русской миссии в Турине, где пережил первую тяжелую утрату: умерла жена. В 1839 он вступил в новый брак. Служебный проступок Тютчева (самовольный отъезд в Швейцарию для венчания с Э. Дернберг) положил конец его дипломатической службе. Подал в отставку и поселился в Мюнхене, где провел еще пять лет, не имея никакого официального положения. Настойчиво искал пути возвращения на службу.
  • Слайд 7

    • В 1844 переехал с семьей в Россию, а через полгода вновь был принят на службу в Министерство иностранных дел.
    • В 1843 - 1850 выступил с политическими статьями "Россия и Германия", "Россия и Революция", "Папство и римский вопрос", делая вывод о неизбежности столкновения между Россией и Западом и конечного торжества "России будущего", которая представлялась ему "всеславянской" империей.
  • Слайд 8

    • В 1848 - 1849, захваченный событиями политической жизни, он создал такие прекрасные стихотворения, как "Неохотно и несмело...", "Когда в кругу убийственных забот...", "Русской женщине" и др., но не стремился напечатать их.
    • Началом поэтической известности Тютчева и толчком к его активному творчеству стала статья Некрасова "Русские второстепенные поэты" в журнале "Современник", в которой говорилось о таланте этого поэта, не замеченного критикой, и публикация 24 стихотворений Тютчева. К поэту пришло настоящее признание.
  • Слайд 9

    • В 1854 вышел первый сборник стихотворений, в этом же году был напечатан цикл стихов о любви, посвященных Елене Денисьевой. "Беззаконные" в глазах света отношения немолодого поэта с ровесницей его дочери продолжались в течение четырнадцати лет и были очень драматичны (Тютчев был женат).
  • Слайд 10

    • С 1864 Тютчев несет одну потерю за другой: умирает от чахотки Денисьева, через год - двое их детей, его мать.
    • В творчестве Тютчева 1860 преобладают политические стихотворения и мелкие. - "на случаи" ("Когда дряхлеющие силы...", 1866, "С)
    • Последние годы жизни тоже омрачены тяжелыми утратами: умирают его старший сын, брат, дочь Мария. Жизнь поэта угасает. 15 июля (27 н.с.) 1873 в Царском Селе Тютчев скончался. лавянам", 1867, и др.).
  • Слайд 11

    Презентацию подготовила ученица 10 класса, Семёнова Елена.

    Посмотреть все слайды

    Cлайд 1

    Cлайд 2

    И в полном блеске проявлений вдруг нас охватит мир дневной… Для Тютчева жить- значит мыслить. И.С.Аксаков

    Cлайд 3

    Род Тютчевых известен с 1380 года, когда "достойный муж" Захарий Тютчев был отправлен московским князем Дмитрием в стан Мамая накануне Куликовской битвы. С тех пор предки Тютчева верно служили царю и России, получая за свою службу поместья в различных областях страны.

    Cлайд 4

    Федор Иванович Тютчев родился в патриархальной дворянской семье среднего достатка и провел детские годы в имении Овстуг на юго-западе Орловской губернии.

    Cлайд 5

    В 35 километрах от Брянска в сторону Смоленска, среди березовых рощ расположено село Овстуг. Здесь, в старинной усадьбе, прошло детство великого русского лирика Федора Ивановича Тютчева, здесь рождались лирические шедевры, вошедшие в золотой фонд русской поэзии.

    Cлайд 6

    Семья Тютчевых была типичной дворянской семьей своего времени, в которой модный французский язык уживался со строгим соблюдением отечественных традиций. Кроме Феди, в семье надворного советника Ивана Николаевича Тютчева и его жены Екатерины Львовны Толстой было еще двое детей - старший сын Николай, впоследствии полковник Главного штаба, и дочь Дарья, в замужестве Сушкова.

    Cлайд 7

    С четырехлетнего возраста Федор находился под присмотром Н. Хлопова – отпущенного на волю крепостного. Но образование он получил хорошее. Им всецело руководила мать, от которой унаследовал нежный и впечатлительный характер. Детский портрет Тютчева (1805-1806г.) Усадьба Тютчева в селе Овстуг

    Cлайд 8

    Cлайд 9

    Стихи начал писать в возрасте 10 лет. В 15 лет избран сотрудником Общества любителей российской словесности. Тютчев получил хорошее домашнее образование, которым руководил С.Е.Раич-поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы. В 16 лет Тютчев становится студентом словесного отделения Московского университета. Закончив в конце 1821 года университет, Тютчев получил степень кандидата. После этого он отправился в Петербург и поступил на службу в коллегию иностранных дел.

    Cлайд 10

    Впервые Тютчев печатает свои стихи в пушкинском «Современнике» (№3,4 1836г.) под заголовком «Стихи, присланные из Германии» за подписью Ф.Т. Вернувшись на родину в 1844г., Тютчев завоевывает репутацию блестящего собеседника, любимца салонов. Позже внуки поэта издали брошюру «Тютчевиана», куда вошли эпиграммы остроты,афоризмы, изречения поэта.

    Cлайд 11

    Мюнхенский период – пора светских успехов и сердечных мечтаний Тютчева. Он пережил пылкое увлечение Амалией Лерхенфельд, которой и посвятил стихотворения: «Я помню время золотое…», «Я встретил Вас и все былое…»

    Cлайд 12

    Пятнадцатилетняя красавица взяла под своё покровительство превосходно воспитанного, чуть застенчивого двадцатилетнего русского дипломата. За год знакомства Федора Ивановича с Амалией Тютчев был настолько очарован своей юной избранницей, что стал всерьез подумывать о женитьбе. Но русский дворянин показался её родителям не такой уж выгодной партией для их дочери, и они предпочли ему барона Крюденера. По настоянию родителей Амалия, несмотря на нежные чувства, которые она питала к Тютчеву, всё же дала согласие на брак с Крюденером. Юный дипломат был совершенно убит горем.

    Cлайд 13

    Неизвестно, пожалела ли потом Амалия о своём замужестве, но дружеские чувства к поэту она сохранила. С годами Тютчев и Амалия встречались всё реже и реже. Судьба подарила им дружеское свидание, ставшее достойным эпилогом их многолетней привязанности. В июле 1870 года Федор Иванович лечился в Карлсбаде. И там случилась радостная для него встреча с Амалией, которая с мужем также приехала туда на лечение. И именно прогулки с пожилой, но всё ещё сохранившей привлекательность графиней вдохновили поэта на одно из самых прекрасных его стихотворений. 26 июля, возвратившись в гостиницу после прогулки, он написал стихотворное признание: « Я встретил вас - и всё былое…»

    Cлайд 14

    В двадцать два года Тютчев сочетался браком с молодой вдовой русского дипломата Элеонорой Петерсон, урожденной графиней Ботмер. Тютчев был на четыре года моложе жены, к тому же у нее от первого брака было четверо детей. О красоте и женственности Элеоноры Тютчевой свидетельствуют ее портреты.

    Cлайд 15

    В 1838 году Элеонора Тютчева умирает от нервного и физического потрясения. Элеонора с тремя дочерьми возвращалась на корабле «Николай1» из России в Италию. На корабле происходит пожар, но жена Тютчева показала во время катастрофы полное самообладание и присутствие духа, но и без того слабое здоровье ее было окончательно подорвано пережитым в ту страшную ночь. Тютчев тяжело переживал утрату жены.

    Cлайд 16

    Вскоре после смерти Элеоноры Тютчев обвенчался с Эрнестиной Дернберг, вдовой немецкого барона Фрица Дернберга. С ней поэт познакомился ещё в 1833 году во время карнавала в Мюнхене. Молодой женщине, одной из первых красавиц, уже тогда удалось покорить сердце поэта. Эрнестине суждено было пройти по жизни рядом с Федором Ивановичем до конца его дней и в полном смысле стать его ангелом- хранителем.

    Cлайд 17

    Осенью 1844 года Тютчев возвращается на родину. В 1848г. получает должность цензора при министерстве иностранных дел. В 1858г. назначается председателем «комитета цензуры иностранной».

    Cлайд 18

    Когда Федору Ивановичу было 47 лет, началось любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. «Денисьевский цикл» - вершина любовной лирики Тютчева. О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней... Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней! Полнеба обхватила тень, Лишь там, на западе, бродит сиянье, – Помедли, помедли, вечерний день, Продлись, продлись, очарованье. Пускай скудеет в жилах кровь, Но в сердце не скудеет нежность... О ты, последняя любовь! Ты и блаженство, и безнадежность.

    Cлайд 19

    Навещая своих дочерей в Смольном институте, Тютчев познакомился с племянницей инспектрисы этого института Еленой Денисьевой и страстно влюбился в нее. Узнав об этом, его жена уехала из России и забрала с собой детей. Елена Александровна была моложе своего избранника на 23 года. Родилась она в 1826 году в семье родовитого, но бедного дворянина. Рано потеряв мать, она обрела кров у тетки. Леля была очаровательна: стройная, изящная брюнетка с выразительными глазами, которую природа к тому же наградила острым пытливым умом и веселым нравом.

    Cлайд 20

    В течение 14 лет продолжались отношения Тютчева и Денисьевой. У них было трое детей. Смерть Елены Александровны от чахотки 4 августа 1864 года была невосполнимой утратой для поэта. Смерть любимого человека, по собственному его меткому выражению, «сломившая пружину его жизни». Самые тяжелые испытания выпали на долю Денисьевой. Быть отвергнутой обществом и родным отцом, подвергнутой жесточайшим обвинениям - эту горькую чашу бедной женщине пришлось испить до дна. Е.А.Денисьева с дочерью Еленой

    Cлайд 21

    В 1854 вышел первый сборник поэта, в который наряду со старыми стихами 1820-30-х гг. вошли и новые, написанные в начале 1850-х гг. и посвященные преимущественно молодой возлюбленной Тютчева Елене Денисьевой, почти ровеснице его дочери («Я очи знал, - о, эти очи!..», 1851; «Последняя любовь», 1851–1854; и др.). Страстный и мучительный (свет открыто осуждал эту связь и отказывался принимать Денисьеву). Роман длился 14 лет, вплоть до 1864, когда Елена скончалась от туберкулеза. Тютчев очень болезненно переживал эту утрату, откликом на несчастье стали стихи т. н. денисьевского цикла - вершина любовной лирики поэта.

    Cлайд 22

    О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей. Чему молилась ты с любовью, Что, как святыню, берегла. Судьба людскому суесловью На поруганье предала. То в гневе, то в слезах тоскуя, негодуя, Увлечена, в душе уязвлена, Я стражду, не живу, им, одним живу я- Но эта жизнь!… О, как горька она!

    Cлайд 23

    Весь день она лежала в забытьи – И всю её уж тени покрывали – Лил тёплый, летний дождь – его струи По листьям весело звучали. И медленно опомнилась она – И начала прислушиваться к шуму, И долго слушала – увлечена, Погружена в сознательную думу... И вот, как бы беседуя с собой, Сознательно она проговорила: (Я был при ней, убитый, но живой) «О, как всё это я любила!» Любила ты, и так, как ты, любить – Нет, никому ещё не удавалось – О Господи!.. и это пережить... И сердце на клочки не разорвалось...

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Фёдор Иванович Тютчев 1803-1873

    Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ф.И.Тютчева Выделить основные темы и особенности тютчевской лирики; На примере стихотворений показать, что произведения Тютчева несут в себе заряд жизнеутверждающей силы. Помочь старшеклассникам почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность текстов Тютчева. Цели:

    Детство Недалеко от города Брянска, в селе Овстуг, расположенном у реки Десны, 23 ноября 1803 года родился Фёдор Иванович Тютчев в родовитой дворянской семье. Ко дню рождения отца,13 ноября, будущий поэт написал стихотворение, и называлось оно «Любезному папеньке». Юному стихотворцу тогда ещё не исполнилось одиннадцати лет, и чтение стихотворения всегда вызывало слёзы восторга В сей день счастливый нежность сына Какой бы дар принесть смогла! Букет цветов? – но флора отцвела, И луг поблёкнул и долина …

    Юность Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование, которым с десяти лет руководил Раич, поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы. Уже в двенадцать лет Тютчев поступает на словесное отделение Московского университета. После окончания университета (1821) Тютчев едет в Петербург, поступает на службу в Коллегию иностранных дел, получает место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии и в девятнадцать лет отправляется в Мюнхен. За границей Тютчеву предстоит провести двадцать два года.

    Первая любовь Они познакомились во второй половине 1823 года, когда двадцатилетний Фёдор Тютчев уже освоил свои немногочисленные служебные обязанности и стал чаще появляться в свете. Пятью годами моложе его была Амалия Лерхенфельд. Пятнадцатилетняя красавица взяла под своё покровительство превосходно воспитанного, чуть застенчивого русского дипломата.

    Теодор (как звали Фёдора Ивановича) и Амалия совершали частые прогулки по зелёным, дышащим стариной предместьям. О тех временах осталось нам слишком мало сведений, но зато картину их воссоздают воспоминания Тютчева.

    Я помню время золотое, Я помню сердцу милый край. День вечерел; мы были двое; Внизу, в тени, шумел Дунай. За год их знакомства, того самого «времени золотого», Тютчев был настолько очарован своей юной избранницей, что стал всерьёз подумывать о женитьбе. Фёдор Иванович решился просить руки Амалии. Но русский дворянин показался её родителям не такой уж выгодной партией для их дочери, и они предпочли ему барона Крюденера.

    С годами Тютчев и Амалия встречались всё реже и реже. И всё-таки судьба им подарила ещё дважды дружеские свидания, ставшие достойным эпилогом их многолетней привязанности. В июле 1870 года Фёдор Иванович лечился в Карлсбаде. Многие были здесь знакомы Тютчеву. Но самой радостной встречей для него стала встреча с Амалией, которая с мужем приехала тоже на лечение. Прогулки с пожилой, но всё ещё сохранившей привлекательность Амалией вдохновили поэта на одно из самых прекрасных его стихотворений. 26 июля, возвратившись в гостиницу после прогулки, он написал своё стихотворное признание.

    Редко кто сейчас не знает этих строк о любви, которые теперь чаще поются, нежели декламируются: Я встретил вас – и всё былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое – И сердцу стало так тепло… Стихотворение «Я встретил вас» написано в один день – 26 июля 1870 года, имеет посвящение «К.Б.»(Крюденер.Баронессе)

    Поэзию Тютчева нельзя представить без лирики природы. И в сознание читателей поэт вошёл прежде всего как певец природы. Некрасов отметил его необыкновенную способность улавливать «именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина». Картины природы в лирике Тютчева воплощают глубокие, напряжённые трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании. Весна Лето Осень Зима

    Мы видим и слышим звуки природы от апрельского бурного таяния снегов до тёплых, майских дней Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихотворениях все четыре времени года. Весна

    « Весенняя гроза» передаёт возвышенную по-тютчевски красоту мира. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые. Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. Весна

    Более всего поэта привлекала весна, как торжество жизни над увяданием, как символ обновления мира.

    Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят – Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят… Они гласят во все концы: «Весна идёт, весна идёт! Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперёд!»

    Ветры тёплого порывы, Дальний гром и дождь порой… Зеленеющие нивы Зеленее под грозой. Вот пробилось из-за тучи Синей молнии струя – Пламень белый и летучий Окаймил её поля. Неохотно и несмело Солнце всходит на поля. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля Тютчевское лето часто грозовое. Место действия – земля и небо, они же – главные персонажи, гроза – это их сложные и противоречивые отношения. Лето

    Осень Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера…

    Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, лёгкий шелест,

    Зима Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит – И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, – Не мертвец и не живой – Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Лёгкой цепью пуховой…

    Любовная лирика Ф.И.Тютчева. Одной из центральных в зрелой лирике Тютчева стала тема любви. Любовная лирика отразила его личную жизнь, полную страстей и страданий. Амалия Лерхенфельд Элеонора Петерсон Эрнестина Дернберг Елена Денисьева Любовь для поэта – и «блаженство», и «безнадёжность», и напряжённое чувство, несущее человеку страдание и счастье, «поединок роковой» двух сердец. С особым драматизмом тема любви раскрылась в стихах, посвящённых Е.А.Денисьевой.

    В 1826 году Тютчев женился на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон. В мае 1838 года произошла трагедия. На пароходе «Николай I », на котором плыли в Турин жена и дети Тютчева, возник страшный пожар. Элеонора мужественно перенесла и сумела спасти детей. Но нервное напряжение было велико, и спустя некоторое время Элеонора умирает. По семейному преданию, Тютчев, проведя ночь у гроба первой жены, поседел от горя.

    В 1839 году Тютчев женится на Эрнестине Дернберг. В 1844 году возвращается на Родину. В минуты душевной радости и впору глубокого отчаяния у изголовья больного духом и телом поэта склонялась верная Нести. Это она, в пору его великого горя после утраты Лели, сказала любопытствующим и злорадствующим: «…его скорбь для меня священна, какова бы ни была её причина». Эрнестина Дернберг

    Когда Тютчеву было 47 лет, началось любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. 24-летняя Елена Александровна Денисьева училась в Смольном институте с дочерьми Тютчева. Они полюбили друг друга и 14 лет были связаны узами гражданского брака и двумя детьми. Сложность ситуации состояла в том, что Тютчев по-прежнему любил вторую жену Эрнестину, семью. В глазах высшего петербургского света их открытая связь была вызывающе скандальной, причём вся тяжесть осуждения пала на плечи Денисьевой. Под влиянием двусмысленного положения в свете в Елене Александровне развились раздражительность, вспыльчивость. Всё это ускорило ход её болезни (чахотка) и в 1864 году она умирает Елена Денисьева

    Денисьевский цикл Последняя любовь О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней… Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней! Полнеба обхватила тень, Лишь там, на западе, бродит сиянье,-- Помедли, помедли, вечерний день, Продлись, продлись, очарованье. Пускай скудеет в жилах кровь, Но в сердце не скудеет нежность… О ты, последняя любовь! Ты и блаженство и безнадежность. Любила ты, и так, как ты, любить – Нет, никому ещё не удавалось! О господи!.. И это пережить… И сердце на клочки не разорвалось… *** *** ***

    Философская лирика Тютчев начал свой творческий путь в ту эпоху, которую принято называть пушкинской. Но он создал совершенно иной тип поэзии. Не отменяя всего, что было открыто его гениальным современником, он указал русской литературе ещё один путь. Если для Пушкина поэзия – способ познания мира, то для Тютчева – возможность прикоснуться к непознаваемому через познание мира. Поэт воспринимал мир таким, каков он есть, и умел при этом оценивать всю кратковременность действительности. Он понимал, что любое «сегодня» или «вчера» есть не что иное, как точка в неизмеримом пространстве времени. «Как мало реален человек, как легко он исчезает! Когда он далеко – он ничто. Его присутствие – не более как точка в пространстве, его отсутствие – всё пространство, – писал Тютчев. Смерть же он считает единственным исключением, которое увековечивает людей, выталкивая личность из пространства и времени.

    По Тютчеву, мир, окружающий человека, едва ему знаком, едва освоен им, а по содержанию своему он превышает практические и духовные запросы человека. Мир этот глубок и таинствен. Поэт пишет о «двойной бездне» – о бездонном небе, отражённом в море. Тоже бездонном, о бесконечности вверху и о бесконечности внизу. Как океан объемлет шар земной, Земная жизнь кругом объята снами... Настанет ночь – и звучными волнами Стихия бьёт о берег свой. Сон – способ проникновения к тайнам сущего, сверхчувственного познания секретов пространства и времени, жизни и смерти. Истинная жизнь человека – жизнь его души: Лишь жить в себе самом умей – Есть целый мир в душе твоей Таинственно – волшебных дум…

    Гражданская лирика Тютчева За свою долгую жизнь Тютчев был свидетелем многих «роковых минут» истории: Отечественная война 1812 года, восстание декабристов, революционные события в Европе 1830 и 1848 годов, реформа 1861 года… Все эти события не могли не волновать Тютчева и как поэта, и как гражданина. В стихотворении «Наш век» (1851) поэт говорит о тоске по свету, о жажде веры, которую потерял человек: Не плоть, а дух растлился в наши дни, И человек отчаянно тоскует… Он к свету рвётся из ночной тени И, свет обретши, ропщет и бунтует. Счастлив, кто посетил сей мир В его минуты роковые! Его призвали всеблагие, Как собеседника на пир. Он их высоких зрелищ зритель…

    Размышляя о судьбе России, о её особом многострадальном пути, о самобытности, поэт пишет свои знаменитые строки, которые стали афоризмом: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить.

    С 1858 года и до конца своих дней Тютчев занимал должность председателя Комитета цензуры иностранной. Он часто выступал в роли заступника изданий и влиял на органы печати в духе своих убеждений. Чувство одиночества было особенно ощутимо в последние годы жизни поэта. Ушли из жизни многие близкие люди. Тяжело больной, прикованный к постели, Тютчев поражал окружающих остротой и живостью ума, интересом к событиям политической и литературной жизни. Умер Тютчев 15/27 июля 1873 года. После смерти поэта вышло издание его стихотворений. А.А.Фет приветствовал его стихотворным посвящением: Но муза, правду соблюдая, Глядит – а на весах у ней Вот эта книжка небольшая, Томов премногих тяжелей. Последние годы жизни

    Это один из многих памятников Ф.И.Тютчеву в селе Овстуг на Брянщине.

    Вопросы и задания 1.Где и когда родился Ф.И.Тютчев? 2.Поэт, критик, переводчик – наставник Тютчева 3.Сколько лет провёл поэт за границей? Где именно? 4. Назовите основные темы лирики Тютчева. 5. «История любви» Тютчева. Назовите имена его «муз». 6.Кому посвящено стихотворение «Я встретил вас – и всё былое…»? 7.Кому посвящено стихотворение «О, как убийственно мы любим…»? 8.Тютчев любил сопоставлять то или иное явление природы с душевным состоянием человека. Найдите подтверждение или опровержение этой мысли в лирике поэта. 9.Какие художественные средства являются для Тютчева ведущими, предпочтительными при создании облика природы? 10. Как личная жизнь поэта связана с его творчеством? 11.Выучите и сделайте анализ стихотворений Тютчева.


    Разделы: Литература

    Цели урока:

    1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ф.И.Тютчева.
    2. Выделить основные темы и особенности тютчевской лирики.
    3. На примере стихотворений показать, что произведения Тютчева несут в себе заряд жизнеутверждающей силы.
    4. Помочь старшеклассникам почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность текстов Тютчева.

    Оборудование:

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Ход урока.

    Сообщения подготовленных учащихся по биографии Ф.И.Тютчева.

    Консультант 1.

    Недалеко от города Брянска, в селе Овстуг, расположенном у реки Десны, 23 ноября 1803 года родился Фёдор Иванович Тютчев в родовитой дворянской семье. Ко дню рождения отца,13 ноября, будущий поэт написал стихотворение, и называлось оно «Любезному папеньке». Юному стихотворцу тогда ещё не исполнилось одиннадцати лет, и чтение стихотворения всегда вызывало слёзы восторга

    В сей день счастливый нежность сына
    Какой бы дар принесть смогла!
    Букет цветов? – но флора отцвела,
    И луг поблёкнул и долина…

    Консультант 2.

    Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование, которым с десяти лет руководил Раич, поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы. Уже в двенадцать лет Тютчев поступает на словесное отделение Московского университета. После окончания университета (1821) Тютчев едет в Петербург, поступает на службу в Коллегию иностранных дел, получает место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии и в девятнадцать лет отправляется в Мюнхен. За границей Тютчеву предстоит провести двадцать два года.

    Они познакомились во второй половине 1823 года, когда двадцатилетний Фёдор Тютчев уже освоил свои немногочисленные служебные обязанности и стал чаще появляться в свете. Пятью годами моложе его была Амалия Лерхенфельд. Пятнадцатилетняя красавица взяла под своё покровительство превосходно воспитанного, чуть застенчивого русского дипломата.

    Теодор (как звали Фёдора Ивановича) и Амалия совершали частые прогулки по зелёным, дышащим стариной предместьям.

    О тех временах осталось нам слишком мало сведений, но зато картину их воссоздают воспоминания Тютчева.

    Я помню время золотое,
    Я помню сердцу милый край.
    День вечерел; мы были двое;
    Внизу, в тени, шумел Дунай.

    За год их знакомства, того самого «времени золотого», Тютчев был настолько очарован своей юной избранницей, что стал всерьёз подумывать о женитьбе. Фёдор Иванович решился просить руки Амалии. Но русский дворянин показался её родителям не такой уж выгодной партией для их дочери, и они предпочли ему барона Крюденера.

    С годами Тютчев и Амалия встречались всё реже и реже. И всё-таки судьба им подарила ещё дважды дружеские свидания, ставшие достойным эпилогом их многолетней привязанности.

    Прогулки с пожилой, но всё ещё сохранившей привлекательность Амалией вдохновили поэта на одно из самых прекрасных его стихотворений.

    В июле 1870 года Фёдор Иванович лечился в Карлсбаде. Многие были здесь знакомы Тютчеву. Но самой радостной встречей для него стала встреча с Амалией, которая с мужем приехала тоже на лечение.

    Редко кто сейчас не знает этих строк о любви, которые теперь чаще поются, нежели декламируются:

    Я встретил вас – и всё былое
    В отжившем сердце ожило;
    Я вспомнил время золотое –
    И сердцу стало так тепло…

    Стихотворение «Я встретил вас» написано в один день – 26 июля 1870 года, имеет посвящение «К.Б.» (Крюденер. Баронессе)

    Ещё недавно ходили пластинки с записью романса в исполнении И. Козловского, и на этикетках значилось: «Автор музыки неизвестен». Но благодаря музыковедам удалось доказать, что композитор, написавший музыку, очень близкую той, что поёт Козловский,- Леонид Дмитриевич Малашкин.

    «Лирическое завещание» Фёдора Ивановича Тютчева остаётся любимым романсом и молодых исполнителей, и молодых слушателей.

    Поэзию Тютчева нельзя представить без лирики природы. И в сознание читателей поэт вошёл прежде всего как певец природы. Некрасов отметил его необыкновенную способность улавливать «именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина».

    Картины природы в лирике Тютчева воплощают глубокие, напряжённые трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании.

    Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихотворениях все четыре времени года.

    Мы видим и слышим звуки природы от апрельского бурного таяния снегов до тёплых, майских дней

    «Весенняя гроза» передаёт возвышенную по-тютчевски красоту мира.

    Люблю грозу в начале мая,
    Когда весенний, первый гром,
    Как бы резвяся и играя,
    Грохочет в небе голубом.
    Гремят раскаты молодые.
    Вот дождик брызнул, пыль летит,
    Повисли перлы дождевые,
    И солнце нити золотит.

    Более всего поэта привлекала весна, как торжество жизни над увяданием, как символ обновления мира.

    Ещё в полях белеет снег,
    А воды уж весной шумят –
    Бегут и будят сонный брег,
    Бегут и блещут и гласят…
    Они гласят во все концы:
    «Весна идёт, весна идёт!
    Мы молодой весны гонцы.

    Тютчевское лето часто грозовое. Место действия – земля и небо, они же – главные персонажи, гроза – это их сложные и противоречивые отношения. Она нас выслала вперёд!»

    Неохотно и несмело
    Солнце всходит на поля.
    Чу, за тучей прогремело,
    Принахмурилась земля.
    Ветры тёплого порывы,
    Дальний гром и дождь порой…
    Зеленеющие нивы
    Зеленее под грозой.
    Вот пробилось из-за тучи
    Синей молнии струя –
    Пламень белый и летучий
    Окаймил её поля.

    Есть в осени первоначальной
    Короткая, но дивная пора –
    Весь день стоит как бы хрустальный,
    И лучезарны вечера…

    Есть в светлости осенних вечеров
    Умильная, таинственная прелесть:
    Зловещий блеск и пестрота дерев,
    Багряных листьев томный, лёгкий шелест,

    Чародейкою Зимою
    Околдован, лес стоит –
    И под снежной бахромою,
    Неподвижною, немою,
    Чудной жизнью он блестит.
    И стоит он, околдован, –
    Не мертвец и не живой –
    Сном волшебным очарован,
    Весь опутан, весь окован
    Лёгкой цепью пуховой…

    Одной из центральных в зрелой лирике Тютчева стала тема любви. Любовная лирика отразила его личную жизнь, полную страстей и страданий.

    Любовь для поэта – и «блаженство», и «безнадёжность», и напряжённое чувство, несущее человеку страдание и счастье, «поединок роковой» двух сердец. С особым драматизмом тема любви раскрылась в стихах, посвящённых Е.А.Денисьевой.

    В 1826 году Тютчев женился на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон. В мае 1838 года произошла трагедия. На пароходе «Николай I», на котором плыли в Турин жена и дети Тютчева, возник страшный пожар. Элеонора мужественно перенесла и сумела спасти детей. Но нервное напряжение было велико, и спустя некоторое время Элеонора умирает. По семейному преданию, Тютчев, проведя ночь у гроба первой жены, поседел от горя.

    Звучат стихи, посвящённые Элеоноре Петерсон.

    В 1839 году Тютчев женится на Эрнестине Дернберг. В 1844 году возвращается на Родину.

    В минуты душевной радости и впору глубокого отчаяния у изголовья больного духом и телом поэта склонялась верная Нести. Это она, в пору его великого горя после утраты Лели, сказала любопытствующим и злорадствующим: «…его скорбь для меня священна, какова бы ни была её причина».

    Звучат стихи, посвящённые Эрнестине Дернбнрг.

    Когда Тютчеву было 47 лет, началось любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. 24-летняя Елена Александровна Денисьева училась в Смольном институте с дочерьми Тютчева. Они полюбили друг друга и 14 лет были связаны узами гражданского брака и двумя детьми. Сложность ситуации состояла в том, что Тютчев по-прежнему любил вторую жену Эрнестину, семью. В глазах высшего петербургского света их открытая связь была вызывающе скандальной, причём вся тяжесть осуждения пала на плечи Денисьевой. Под влиянием двусмысленного положения в свете в Елене Александровне развились раздражительность, вспыльчивость. Всё это ускорило ход её болезни (чахотка) и в 1864 году она умирает.

    Звучат стихи, посвящённые Елене Денисьевой.

    Последняя любовь
    О, как на склоне наших лет
    Нежней мы любим и суеверней…
    Сияй, сияй, прощальный свет
    Любви последней, зари вечерней!
    Полнеба обхватила тень,
    Лишь там, на западе, бродит сиянье,--
    Помедли, помедли, вечерний день,
    Продлись, продлись, очарованье.
    Пускай скудеет в жилах кровь,
    Но в сердце не скудеет нежность…
    О ты, последняя любовь!
    Ты и блаженство и безнадежность.
    Любила ты, и так, как ты, любить –
    Нет, никому ещё не удавалось!
    О господи!.. И это пережить…
    И сердце на клочки не разорвалось…

    Философская лирика.

    Тютчев начал свой творческий путь в ту эпоху, которую принято называть пушкинской. Но он создал совершенно иной тип поэзии. Не отменяя всего, что было открыто его гениальным современником, он указал русской литературе ещё один путь. Если для Пушкина поэзия – способ познания мира, то для Тютчева – возможность прикоснуться к непознаваемому через познание мира. Поэт воспринимал мир таким, каков он есть, и умел при этом оценивать всю кратковременность действительности. Он понимал, что любое «сегодня» или «вчера» есть не что иное, как точка в неизмеримом пространстве времени. «Как мало реален человек, как легко он исчезает! Когда он далеко – он ничто. Его присутствие – не более как точка в пространстве, его отсутствие – всё пространство, – писал Тютчев. Смерть же он считает единственным исключением, которое увековечивает

    По Тютчеву, мир, окружающий человека, едва ему знаком, едва освоен им, а по содержанию своему он превышает практические и духовные запросы человека. Мир этот глубок и таинствен. Поэт пишет о «двойной бездне» – о бездонном небе, отражённом в море. Тоже бездонном, о бесконечности вверху и о бесконечности внизу.

    Сон – способ проникновения к тайнам сущего, сверхчувственного познания секретов пространства и времени, жизни и смерти.

    Как океан объемлет шар земной,
    Земная жизнь кругом объята снами...
    Настанет ночь – и звучными волнами
    Стихия бьёт о берег свой.
    Истинная жизнь человека – жизнь его души:
    Лишь жить в себе самом умей –
    Есть целый мир в душе твоей
    Таинственно – волшебных дум…

    Гражданская лирика
    Счастлив, кто посетил сей мир
    В его минуты роковые!
    Его призвали всеблагие,
    Как собеседника на пир.
    Он их высоких зрелищ зритель…

    За свою долгую жизнь Тютчев был свидетелем многих «роковых минут» истории: Отечественная война 1812 года, восстание декабристов, революционные события в Европе 1830 и 1848 годов, реформа 1861 года… Все эти события не могли не волновать Тютчева и как поэта, и как гражданина. В стихотворении «Наш век» (1851) поэт говорит о тоске по свету, о жажде веры, которую потерял человек:

    Не плоть, а дух растлился в наши дни,
    И человек отчаянно тоскует…
    Он к свету рвётся из ночной тени
    И, свет обретши, ропщет и бунтует.

    Стихотворение «Эти бедные селенья» (1855) проникнуто любовью и состраданием к нищему народу, удручённому тяжёлой ношей, к его долготерпению и самопожертвованию:

    Эти бедные селенья,
    Эта скудная природа –
    Край родной долготерпенья,
    Край ты русского народа!

    А в стихотворении «Слёзы» (1849) Тютчев говорит о социальном страдании тех, кто оскорблён и унижен:

    Слёзы людские, о слёзы людские,
    Льётесь вы ранней и поздней порой…
    Льётесь безвестные, льётесь незримые
    Неистощимые, неисчислимые, –
    Льётесь, как льются струи дождевые,
    В осень глухую, порою ночной.

    Размышляя о судьбе России, о её особом многострадальном пути, о самобытности, поэт пишет свои знаменитые строки, которые стали афоризмом:

    Умом Россию не понять,
    Аршином общим не измерить:
    У ней особенная стать –
    В Россию можно только верить.

    Последние годы жизни.

    С 1858 года и до конца своих дней Тютчев занимал должность председателя Комитета цензуры иностранной. Он часто выступал в роли заступника изданий и влиял на органы печати в духе своих убеждений. Чувство одиночества было особенно ощутимо в последние годы жизни поэта. Ушли из жизни многие близкие люди. Тяжело больной, прикованный к постели, Тютчев поражал окружающих остротой и живостью ума, интересом к событиям политической и литературной жизни.

    После смерти поэта вышло издание его стихотворений. А.А.Фет приветствовал его стихотворным посвящением:

    Но муза, правду соблюдая,
    Глядит – а на весах у ней
    Вот эта книжка небольшая,
    Томов премногих тяжелей

    Это один из многих памятников Ф.И.Тютчеву в селе Овстуг на Брянщине.

    Вопросы и задания:

    1. Где и когда родился Ф.И.Тютчев?
    2. Поэт, критик, переводчик – наставник Тютчева?
    3. Сколько лет провёл поэт за границей? Где именно?
    4. Назовите основные темы лирики Тютчева.
    5. «История любви» Тютчева. Назовите имена его «муз».
    6. Кому посвящено стихотворение «Я встретил вас – и всё былое…»?
    7. Кому посвящено стихотворение «О, как убийственно мы любим…»?
    8. Тютчев любил сопоставлять то или иное явление природы с душевным состоянием человека. Найдите подтверждение или опровержение этой мысли в лирике поэта.
    9. Какие художественные средства являются для Тютчева ведущими, предпочтительными при создании облика природы?
    10. Как личная жизнь поэта связана с его творчеством?




  • error: Контент защищен !!